Сайт – не только маркетинговый инструмент, но и коммерческое имущество, которое находится в пользовании и под воздействием третьих лиц. Успешность сайта зависит не только от мероприятий по его раскрутке (самого популярного инструмента интернет-маркетинга), но и от того, кто и как этим сайтом пользуется каждый день.
Под таким углом редко кто смотрит на сайт. Разве только в те редкие случаи, когда у него «уведут» домен или ресурс атакуют хакеры. Однако главные угрозы для сайта исходят не от хакеров, а от «своих»: сотрудников компании и аутсорсеров. К ним примыкают конкуренты. Из-за неграмотных или злонамеренных действий ресурс может легко потерять первые позиции в результатах поиска, а в крайнем случае попасть под запрет («бан»).
Администратор сайта
1) Продажа ссылок. Из числа сотрудников фирмы наибольшую опасность может представлять администратор сайта, который отвечает за его повседневное обслуживание. Какие неприятности могут исходить от человека, которому доступно «закулисье» (код, CMS) сайта?
Известно, что некоторые администраторы занимаются мелким заработком в сети, «манимейкерством». Один из самых популярных видов заработка – продажа ссылок с сайта. И чем авторитетнее ресурс, тем дороже стоимость ссылки. Такой сайт сложно создать «с нуля», зато можно «найти» на рабочем месте. Так появляется подпольный бизнес по продаже ссылок с корпоративного сайта. Продавая ссылки, страницы сайта обычно ссылаются на посторонние и часто сомнительные ресурсы, которые не связаны с их тематикой. В глазах поисковых систем сайт-продавец компрометирует себя. Большое количество нерелевантных ссылок косвенно свидетельствуют об участии в «серых» схемах раскрутки сайтов, за что крупные поисковики Яндекс и Google наказывают сайт-участник торговли понижением в рейтинге выдачи.
Google обладает фильтром для сайтов, участвующих в системах платного обмена ссылками. Алгоритм Google выявляет все сети платного обмена ссылками и налагает штрафы на сайты, участвующие в таких сетях – высоким рейтингом поисковой системы они похвастаться не смогут. Кроме того, посторонние ссылки уводят посетителя на другие сайты, ухудшается восприятие информации на сайте, портится внешний вид страниц.
2) Контекстная реклама. Еще один вид нелегального заработка — размещение блоков контекстной рекламы на корпоративном сайте. Контекстная реклама уместна на новостных и тематических порталах, в блогах, на частных страничках, но совершенно неуместна на официальном сайте компании. Однако часто встречаются сайты со «стыдливо» замаскированной рекламой «Кредитов без документов» или «Деревянных домов по индивидуальному проекту».
Нередко такие объявления принимают вид рубрик с подходящими названиями, чтобы ввести в заблуждение посетителей. Поисковому продвижению контекстная реклама не мешает. Зато наивная попытка обмануть посетителей сказывается на имидже компании, не говоря уже о том, что контекстные блоки обычно портят дизайн. Также обманные приемы уводят посетителей с сайта на сторонние ресурсы.
Копирайтер
Копирайтер (автор текстов для сайта) формирует контент, от которого зависит место в результатах поиска. Если администратор сознательно действует против доверенного ему ресурса, копирайтер обычно приносит вред «по незнанию», вследствие своего непрофессионализма.
1) SEO-копирайтинг. Чтобы сайт удерживал первые позиции по целевым запросам, тексты должны содержать необходимый объем ключевых слов в определенных местах текста. Автор текстов для интернет-ресурса должен владеть навыками seo-копирайтинга – готовить материалы с оглядкой на требования поисковиков. К сожалению, владельцы ресурсов сами имеют плохое представление о правильном копирайтинге для интернета, и для подготовки текстов нанимают непрофессионалов, которыми являются даже опытные журналисты-фрилансеры.
2) Неоригинальный контент. Для быстрой и успешной индексации поисковиками контент сайта должен быть уникальным. Неоригинальность контента – главная проблема копирайтинга. Тексты часто создаются либо методом поверхностного рерайта, либо копируются целиком. Такие сайты не поднимаются в результатах поиска высоко, а если на них не ведут обратные ссылки, сайты могут быть отнесены к «дополнительным результатам поиска» или будут удалены за незначительностью.
Конкуренты
Еще одна категория людей, которая может оказывать негативное воздействие на поисковое продвижение сайта – это конкуренты. В России конкурентные войны в виртуальном пространстве только начинаются. Но уже сейчас используются вполне законные, но немаркетинговые методы борьбы в интернете.
1) Дубли сайтов. Первый вариант – это создание «пустых» дублей сайтов конкурента. Сайты-хамелеоны создаются специально для поискового продвижения. Они могут не нести никакой полезной информации. Их задача — подавить конкурента и опустить его в результатах выдачи.
Второй вариант – создание работающих дублей. Этот способ напоминает копирование бренда в офлайн-маркетинге (классика: Adidas-Abibas, Nike-Иike). Компания-конкурент почти полностью копирует сайт более сильного соперника. Дубли сайтов, как и дубли контента, либо понижаются в результатах поиска, либо удаляются.
2) Ссылочный спам. Против сайтов также используется ссылочный спам. Поисковики пессимизируют (опускают в результатах выдачи) сайты, на которых в большом количестве ссылаются сомнительные ресурсы. Конкуренты могут направить ссылки с порносайтов, дорвеев, мусорных каталогов (как реальных, так и специально созданных).
Еще один вариант спама – ссылки на сайт по одному ключевому слову. Поисковики рассматривают одинаковые ссылки на один сайт в качестве купленных. Для отслеживания таких ссылок Google разработал фильтр Google Bombing. Несмотря на заявления разработчиков о том, что качественные сайты не пострадают от фильтра, в этом нет полной уверенности из-за непрозрачности алгоритма работы фильтра.
На практике совсем потопить конкурента или навсегда выбить его из поиска очень трудно или даже нереально. Можно лишь снизить результаты поискового продвижения. Если страницы внезапно исчезли из поиска или переместились на 10-20-30 позиций вниз, в первую очередь нужно обратить внимание на то, какие сайты оказались на верхних позициях, и кто за ними может стоять.
Впервые статья была опубликована на Executive.ru 9 июня 2009 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции
И это еще не все...
Артем, спасибо за статью.Тарас Вам есть что добавить? ;)
Раздел о конкурентных атаках - интересный, а вот всё остальное вызвало недоумение.Хотя.... Вполне вероятно и такое, что Компания сделала сайт и дальше им мало интересуется. Даже интересно мнение со-общников услышать по этому поводу или ответ на вопрос 'Как часто Вы заходите на сайт своей Компании'. Во всех остальных случаях появление ссылок типа 'Деревянные дома' или, бег падн, 'Услуги Госпожи' вызовут массу вопросов к тому человеку, который отвечает за администрирование сайта.'Неуникальный контент' Здесь у меня, мягко говоря недоумение сразу по двум пунктам.1. Неужели лед таки тронулся, и руководство Компаний еще не прочитав моей статьи, которая только в среду выйдет:)))))), в массовом порядке начало заказывать тексты для обновления сайтов? И не то чтобы обновлять, не то чтобы собственных сотрудников стимулировать-мотивировать на это дело, а именно ЗАКАЗЫВАТЬ? Что-то не верится.2. Допустим, сайт делается только вот-вот. И что, опять таки не прочитав мою статью:)))) Заказчики сайтов все делают по уму? То есть дизайн отдельно, а SEO с контентом тоже отдельно? При этом фирма, которая SEO делает, по содержательной части контента (если контентщик её) на представителя Компании человека выводит, чтобы он все УТП и прочее снял? Или Заказчик сайта сам контентщика подбирает и направляет к SEO-шникам, чтобы они между собой по семантическому ядру - ключам договорились? Этот вариант, кстати, наиболее правильный.Не верю!А небольшие фирмы - заказчики сайтов - они всё в одном флаконе заказывают. Находят веб-мастера/стулию, которая и дизайн сделает, и первичное SEO, и контент. И вот этот исполнитель - он камикадзе? Он кушать больше не захочет никогда, после того как сайт с 'неуникальным контентом' сделает? Сильно я в этом сомневаюсь. Он глупости всякие может пропустить - да, но уж на уникальность он текст в первую очередь проверит. Инструментов для этого - масса. А вообще, не надо контент на самотёк пускать. Мильён раз уже говорила. Это мильён первый будет:)
В статье в основном описываются, проблемы с точке зрения оптимизации. Если у компании возникают, такие проблемы, то я думаю, что и сайт у них соответствующий, там и раскручивать нечего. Цитата с сайта: 'Успешность сайта зависит не только от мероприятий по его раскрутке (самого популярного инструмента интернет-маркетинга), но и от того, кто и как этим сайтом пользуется каждый день.'Хочу обратить внимание, что 'раскрутка сайта' действительно является [B]самым популярным[/B] инструментом интернет-маркетинга, но далеко [B] не самым важным[/B], а во многих случаях и [B]не самым эффективным[/B].Проблем и рисков у компаний в Интернете на много больше. Чем известнее и крупнее компания, чем более глубоко использует возможности Интернета в бизнесе, тем больше проблем и рисков. Мелочей не бывает. [B]Некоторым известным брендам и крупнейшим нашим компаниям, я бы вообще не советовал раскручивать свои сайты. Чем меньше их увидят, тем меньша им вреда.[/B]
Полагаю, что самым существенным негативным явлением является все-таки нежелание или неспособность (они встречаются в равной степени) самого владельца сайта трезво взглянуть на то, что происходит с сайтом в результате продвижения.Да, разумеется, есть проблемы и сайтов-дублей и конкурентов и недобросовестных админов. Но мне, как человеку, занятому сдачей и внедрением веб-проектов полный рабочий день, гораздо больше встречалось случаев, когда сайт буквально 'гибнет' от рук так называемых 'продвиженцев' (к коим я не отношу солидные компании, занятые в сфере продвижения). И гибель эта происходит буквально на глазах и с согласия владельцев сайта.В компании Webway, в которой я работаю, ежемесячно сходит с конвеера 4-5 новеньких сайтов. Причем при разработке со стороны заказчика предъявляется огромное количество требований, которые не просто высоки, а скорее можно назвать перфекционизмом. В результате сайты нами буквально 'вылизываются'.Что же происходит после сдачи проекта? Некой внешней компании делегируются полномочия поискового продвижения, и в течение 1-2 месяцев сайт уродуется до неузнаваемости, а его владелец на вопрос 'как же Вы могли допустить, чтобы так поглумились над тем, что Вы нас заставили до блеска натирать, и за что столько заплатили' только плечами жмет. Такое ощущение, что он просто ослеп. Хорошо еще если дело просто ограничивается размещением огромного текста посреди главной страницы, но это далеко не предел.Так что ИМХО основная проблема продвижения - непрофессионализм продвигающих на фоне попустительства и неграмотности продвигаемых :)Вообще, все несколько одурманены продвижением. Поголовной проблемой является желание продвигать на фоне нежелания хоть как-то привести в порядок то, что продвигаешь. Тут у меня тоже есть обширный личный опыт. Подряд два солидных московских автосалона сразу после завершения разработки решили не заниматься заполнением сайта контентом, а сразу их продвигать (силами третьей компании). Вот и представьте себе, как желающий купить автомобиль марки Ford набирая его в Яндексе с разгону попадает на сайт, который вроде бы про Ford, но на нем только список моделей, и ни одного слова о них, и ни одного фото. Дошло до того, что один из этих салонов мы полгода упрашивали разрешить нам за свой счет заполнить сайт машинками, потому что нам в портфолио его размещать стыдно :) И это с учетом ежемесячных затрат на продвижение по весьма дорогим поисковым запросам.Ой, это бесконечная тема, честно говоря :)
Артем, спасибо за статью.
Тарас Вам есть что добавить? ;)
Раздел о конкурентных атаках - интересный, а вот всё остальное вызвало недоумение.
Хотя.... Вполне вероятно и такое, что Компания сделала сайт и дальше им мало интересуется. Даже интересно мнение со-общников услышать по этому поводу или ответ на вопрос ''Как часто Вы заходите на сайт своей Компании''.
Во всех остальных случаях появление ссылок типа ''Деревянные дома'' или, бег падн, ''Услуги Госпожи'' вызовут массу вопросов к тому человеку, который отвечает за администрирование сайта.
''Неуникальный контент'' Здесь у меня, мягко говоря недоумение сразу по двум пунктам.
1. Неужели лед таки тронулся, и руководство Компаний еще не прочитав моей статьи, которая только в среду выйдет:)))))), в массовом порядке начало заказывать тексты для обновления сайтов? И не то чтобы обновлять, не то чтобы собственных сотрудников стимулировать-мотивировать на это дело, а именно ЗАКАЗЫВАТЬ? Что-то не верится.
2. Допустим, сайт делается только вот-вот. И что, опять таки не прочитав мою статью:)))) Заказчики сайтов все делают по уму? То есть дизайн отдельно, а SEO с контентом тоже отдельно?
При этом фирма, которая SEO делает, по содержательной части контента (если контентщик её) на представителя Компании человека выводит, чтобы он все УТП и прочее снял?
Или Заказчик сайта сам контентщика подбирает и направляет к SEO-шникам, чтобы они между собой по семантическому ядру - ключам договорились? Этот вариант, кстати, наиболее правильный.
Не верю!
А небольшие фирмы - заказчики сайтов - они всё в одном флаконе заказывают. Находят веб-мастера/стулию, которая и дизайн сделает, и первичное SEO, и контент. И вот этот исполнитель - он камикадзе? Он кушать больше не захочет никогда, после того как сайт с ''неуникальным контентом'' сделает? Сильно я в этом сомневаюсь. Он глупости всякие может пропустить - да, но уж на уникальность он текст в первую очередь проверит. Инструментов для этого - масса.
А вообще, не надо контент на самотёк пускать. Мильён раз уже говорила. Это мильён первый будет:)
Полагаю, что самым существенным негативным явлением является все-таки нежелание или неспособность (они встречаются в равной степени) самого владельца сайта трезво взглянуть на то, что происходит с сайтом в результате продвижения.
Да, разумеется, есть проблемы и сайтов-дублей и конкурентов и недобросовестных админов. Но мне, как человеку, занятому сдачей и внедрением веб-проектов полный рабочий день, гораздо больше встречалось случаев, когда сайт буквально ''гибнет'' от рук так называемых ''продвиженцев'' (к коим я не отношу солидные компании, занятые в сфере продвижения). И гибель эта происходит буквально на глазах и с согласия владельцев сайта.
В компании Webway, в которой я работаю, ежемесячно сходит с конвеера 4-5 новеньких сайтов. Причем при разработке со стороны заказчика предъявляется огромное количество требований, которые не просто высоки, а скорее можно назвать перфекционизмом. В результате сайты нами буквально ''вылизываются''.
Что же происходит после сдачи проекта? Некой внешней компании делегируются полномочия поискового продвижения, и в течение 1-2 месяцев сайт уродуется до неузнаваемости, а его владелец на вопрос ''как же Вы могли допустить, чтобы так поглумились над тем, что Вы нас заставили до блеска натирать, и за что столько заплатили'' только плечами жмет. Такое ощущение, что он просто ослеп. Хорошо еще если дело просто ограничивается размещением огромного текста посреди главной страницы, но это далеко не предел.
Так что ИМХО основная проблема продвижения - непрофессионализм продвигающих на фоне попустительства и неграмотности продвигаемых :)
Вообще, все несколько одурманены продвижением. Поголовной проблемой является желание продвигать на фоне нежелания хоть как-то привести в порядок то, что продвигаешь. Тут у меня тоже есть обширный личный опыт. Подряд два солидных московских автосалона сразу после завершения разработки решили не заниматься заполнением сайта контентом, а сразу их продвигать (силами третьей компании). Вот и представьте себе, как желающий купить автомобиль марки Ford набирая его в Яндексе с разгону попадает на сайт, который вроде бы про Ford, но на нем только список моделей, и ни одного слова о них, и ни одного фото. Дошло до того, что один из этих салонов мы полгода упрашивали разрешить нам за свой счет заполнить сайт машинками, потому что нам в портфолио его размещать стыдно :) И это с учетом ежемесячных затрат на продвижение по весьма дорогим поисковым запросам.
Ой, это бесконечная тема, честно говоря :)
Да очень во многих случаях люди, принимающие решения, не имеют понятия о том, что такое продвижение или пользуются устаревшими понятиями. Сказали им, что покупка ссылок и насыщение ключевыми словами - главное, ну и ладно. А поисковики эволюционизируют. Не все за ними успевают.