Из студентов в стартаперы: как развивать технологическое предпринимательство в России

В России с конца 2021 года набирает оборот правительственная инициатива университетского технологического предпринимательства. Начиналась она на базе МФТИ при участии Фонда «Сколково». До 2025 года предполагается проведение апробации лучших практик на базе пилотных стартап-студий. К 2030 году предусмотрено расширение сети до 50 университетских стартап-студий. Предусмотрено государственное финансирование в виде грантов в размере 1 миллиона рублей успешным стартапам и возмещения части затрат инвесторам в университетские стартапы.

Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. № 2816-р. В перечне 42 инициативы, сгруппированных по 6 разделам:

  • I. Социальная сфера.
  • II. Строительство.
  • III. Экология.
  • IV. Цифровая трансформация.
  • V. Технологический рывок.
  • VI. Государство для граждан.

По каждой инициативе определен уполномоченный орган (организация), ответственный за реализацию инициативы. Инициатива университетского технологического предпринимательства попала в V раздел, имеет в перечне номер «40» и называется «Платформа университетского технологического предпринимательства» или сокращенно ПУТП. Ответственным за реализацию инициативы определено Минобрнауки России.

Что такое технологическое предпринимательство

Первый симпозиум по технологическому предпринимательству состоялся в Университете Пердью в октябре 1970 года – тогда впервые исследователи собрались вместе, чтобы обменяться наблюдениями и выводами по этой теме. Пик интереса к теме пришелся на конец 1990-х – начало 2000-х. Публикации, посвященные технологическому предпринимательству, в большей степени были ориентированы на малые технологические фирмы, нежели на средние и крупные компании. Научные исследования по технологическому предпринимательству не внесли существенного вклада в другие области, такие как экономика, предпринимательство или менеджмент.

Основные мысли, которые доминируют в литературе по технологическому предпринимательству, изложил Тони Байлетти в статье «Технологическое предпринимательство: обзор, определение и отличительные особенности». В ней он сформулировал черты технологического предпринимательства, отличающие его от экономики, предпринимательства и менеджмента и предложил такое определение:

Технологическое предпринимательство — это инвестиции в проект, который собирает и использует узких специалистов и разнородные активы, которые неразрывно связаны с достижениями в области научных и технологических знаний, с целью создания и получения ценности для бизнеса.

В основу этого определения Байлетти положил четыре аспекта:

  1. Конечные результаты. Создание ценности и ее получение определяются как два результата технологического предпринимательства, поскольку источники, создающие ценность, и источники, позволяющие ценность получить, могут не совпадать в долгосрочной перспективе.
  2. Цель конечных результатов. Бизнес определяется как целевая организация, для которой создается и получается ценность.
  3. Механизм, используемый для достижения конечных результатов. Инвестиции в проект – это механизм, задействованный для создания и получения ценности. Проект – это набор ресурсов, узких специалистов и разнородных активов, предназначенных для достижения двух типов конечных результатов в течение определенного периода времени.
  4. Взаимосвязь этого механизма с достижениями науки и техники. Лица, участвующие в проекте, оказывают влияние и находятся под влиянием достижений соответствующих научных и технологических знаний. Проект использует или исследует научные и технологические знания. Внешние и внутренние лица и организации совместно производят результаты проекта.

С какими проблемами сталкиваются молодые предприниматели

Несколько десятков студенческих стартапов, с которыми мне удалось познакомиться, в подавляющем большинстве страдают двумя проблемами:

  1. Дефицит идей
  2. Отсутствие команды проекта

Лучше ситуация обстоит у взрослых стартаперов, участников бизнес-акселераторов, и совсем плохо у молодых – бакалавров и магистров.

У молодых людей, только вступающих во взрослую жизнь, еще нет своих идей. Им расскажут, что такое стартап, их научат в первом приближении применять модели Остервальда-Пинье, ТРИЗ, SWOT-анализ, но, как показывает практика, эти навыки будут применяться механически, без понимания смысла этих инструментов.

Глубинное противоречие между идеей ПУТП и ее реализацией заключается в отсутствии командной работы. Для начинающих стартаперов, бакалавров и магистров, важнее навыки командно-ролевого взаимодействия, чем лидерские. Умение работать в команде, понимание правил функционирования команды, примерка на себя различных проектных ролей на первых порах важнее, чем умение придумать, сформулировать идею и попытаться под нее выстроить формальную  конструкцию стартапа.

Любая идея ценна своим результатом. А результат, полученный в одиночку, это работа самозанятого. Кого мы хотим вырастить к 2030 году, самозанятых или предпринимателей, вопрос риторический.

Где брать идеи для стартапов

Практика показывает, что студентов совсем без идей не бывает, обязательно в студенческом сообществе найдется кто-то, у кого идея есть. А что же делать тем студентам, у кого идей нет? Работать в команде того, у кого идея есть.

Да, лидер получит навыки управления командой, тогда как остальные – лишь навыки работы в команде. Плохо это или хорошо? Это нормально! Не всем быть президентами. Нужны и премьер-министры, и вице-премьеры, министры и заместители министров. Тот, кому суждено стать новым Джобсом или Рыбаковым, станет ими. Но, как известно, «короля играет свита». Командарм без армии – это оксюморон.

Как студентам определиться, в чьей команде работать? Есть два очевидных варианта:

  1. Лидер команды сам отбирает в свою команду будущих последователей.
  2. Будущие последователи выбирают себе лидера.

Какой вариант лучше? Однозначного ответа нет. Надо пробовать.

В инициативе Правительства упущено важное обстоятельство про куратора проекта. Студентами должны руководить не университетские преподаватели, а неуниверситетские предприниматели – люди, имеющие опыт запуска собственных стартапов. Марк Твен как-то сказал: «Человек, схвативший хоть раз кошку за хвост, знает о котах значительно больше, чем тот, кто только читал о них, но никогда не видел».

Где брать кураторов? Искать и щедро платить, если вы действительно хотите инициативу Правительства развить, а не создать видимость.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

В статье пишется:

Технологическое предпринимательство — это инвестиции в проект, который собирает и использует узких специалистов и разнородные активы, которые неразрывно связаны с достижениями в области научных и технологических знаний, с целью создания и получения ценности для бизнеса.

Но узких специалистов среди студентов найти сложно. Откуда им там взяться, разве что, уже реальный узкий специалист пошел в студенты получать образование или корочка ему понадобилась.

Инженер, Томск

Нужно понимать, что никакое дело не возникает на пустом месте.

Студент ничего из головы придумать не может, те времена, когда можно было изобрести колесо вместо полозьев уже прошли. Все простое придумано и растиражировано в ютубе.

  1. Дефицит идей

Серьезно? В промышленности сотни нерешенных задач, а те которые решены - иногда решены не очень хорошо.

Плохо что у студентов нет доступа к этим задачам.

Точнее так. Доступ к задаччам есть, нет навыка выделения этих задач из потока информации.

Недавно читал задачу в сборнике одной компании: при неплотном соединении электрические шины начинают греться. При нагревании крепежные болты удлинняются, соединение снова становится неплотным, цикл повторяется. Как избежать проблемы?

Вот вам технологический стартап - изготовление крепежных элементов с нулевым или отрицательным коэффициентом теплового расширения для электропроводящих шин.

Если стартовать с первого курса, то план такой:

  1. Обзор материалов с нулевым или отрицательным коэффициентом теплового расширения
  2. Обзор условий работы электроустановок, на которых выявлена проблема
  3. Решение задачи применимости материалов для выявленных условий работы
  4. ТехническИЕ решениЯ (множественное число) крепежных элементов
  5. Опытные образцы, испытания
  6. Экономика производства 
  7. Организация производства крепежных элементов.

P.S. В приведенном примере любые совпадения с реальной жизнью случайны.

Руководитель проекта, Москва
Михаил Лурье пишет:

В статье пишется:

Технологическое предпринимательство — это инвестиции в проект, который собирает и использует узких специалистов...

Но узких специалистов среди студентов найти сложно. Откуда им там взяться, разве что, уже реальный узкий специалист пошел в студенты получать образование или корочка ему понадобилась.

Михаил, оригинальное определение Байлетти выглядит так: 

Technology entrepreneurship is an investment in a project that assembles and deploys specialized individuals and heterogeneous assets that are intricately related to advances in scientific and technological knowledge for the purpose of creating and capturing value for a firm.

Как бы Вы перевели specialized individuals?

Остаётся открытым вопрос, что понимать под "узким специалистом"? Проектная форма работы предполагает роли в проекте. Нередко на начальных этапах развития бизнеса происходит совмещение таких проектных ролей, которое проистекает из ограниченности бюджета и малого опыта предпринимателя. При опредённом упорстве стартап можно вывести на достойный уровень, когда каждую роль исполняет один человек.

Руководитель проекта, Москва
Евгений Пугачев пишет:

В промышленности сотни нерешенных задач, а те которые решены - иногда решены не очень хорошо.

Евгений, я регулярно участвую в качестве эксперта в защитах студенческих дипломных работ. В настоящее время трендом является "диплом как проект". То есть, диплом защищается не в форме какого-то технического решения/устройства и т.п., а в форме проекта: студент должен продемонстрировать навыки менеджера от формулировки идеи проекта до продажи результата проекта. Один из основных вопросов, задаваемых студентам на защитах: "А деньги вы на чём собираетесь зарабатывать?". Второй популярный вопрос: "Какая у вас команда проекта, кто в неё входит?" 100% тех студенческих проектов, в защитах которых я принимал участие, это работы в сфере IT. Ни одной работы, связанной с решением реальной технической проблемы, я не видел. Хорошо это или плохо? Не знаю. Такой дух времени.

Инженер, Томск
Александр Овчинников пишет:
В настоящее время трендом является "диплом как проект".

Смотрел ролик от ВШЭ (?) "Стартап как диплом" и был разочарован.

На выходе не реальный стартап, а описание решения некоторой проблемы, которая и проблемой-то не является. По сути та же реферативная работа. По русски говоря - профанация.

Что касается "на чем зарабатывать деньги", то деньги зарабатываются на чем угодно. Любой человек может сделать себе бутерброд, тем не менее Старбакс существует.

 

Руководитель группы, Москва
Евгений Пугачев пишет:
Александр Овчинников пишет:
В настоящее время трендом является "диплом как проект".

Смотрел ролик от ВШЭ (?) "Стартап как диплом" и был разочарован.

На выходе не реальный стартап, а описание решения некоторой проблемы, которая и проблемой-то не является. По сути та же реферативная работа. По русски говоря - профанация.

Что касается "на чем зарабатывать деньги", то деньги зарабатываются на чем угодно. Любой человек может сделать себе бутерброд, тем не менее Старбакс существует.

 

Старбакс все же продает не бутерброд, а место 

Инженер, Томск
Сергей Лозинский пишет:
Старбакс все же продает не бутерброд, а место 

И макдональдс продает место и КФС
И много кто еще. Вся индустрия туризма построена на продаже места, а Старбакс продает бутерброд.

Консультант, Нижний Новгород
Александр Овчинников пишет:
Михаил Лурье пишет:

В статье пишется:

Технологическое предпринимательство — это инвестиции в проект, который собирает и использует узких специалистов...

Но узких специалистов среди студентов найти сложно. Откуда им там взяться, разве что, уже реальный узкий специалист пошел в студенты получать образование или корочка ему понадобилась.

Михаил, оригинальное определение Байлетти выглядит так: 

Technology entrepreneurship is an investment in a project that assembles and deploys specialized individuals and heterogeneous assets that are intricately related to advances in scientific and technological knowledge for the purpose of creating and capturing value for a firm.

Как бы Вы перевели specialized individuals?

Остаётся открытым вопрос, что понимать под "узким специалистом"? Проектная форма работы предполагает роли в проекте. Нередко на начальных этапах развития бизнеса происходит совмещение таких проектных ролей, которое проистекает из ограниченности бюджета и малого опыта предпринимателя. При опредённом упорстве стартап можно вывести на достойный уровень, когда каждую роль исполняет один человек.

Вот оно декартовское в действии  –  "уточните понятия"...) "Это точно не должно быть "узкий специалист", у этого термина совершенно определенная трактовка в русском языке.

Консультант, Нижний Новгород
Евгений Пугачев пишет:
Сергей Лозинский пишет:
Старбакс все же продает не бутерброд, а место 

И макдональдс продает место и КФС
И много кто еще. Вся индустрия туризма построена на продаже места, а Старбакс продает бутерброд.

Старбакс продает потребность в принадлежности

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.