Пожалуй, каждому молодому человеку хочется получить стабильную и высокооплачиваемую профессию. Экономические и социальные факторы существенно влияют на этот выбор. Исходя из законодательства Российской Федерации, любая профессия, не связанная исключительно с работой в государственном секторе, может реализовываться как по найму (к работодателю), так и самостоятельно в качестве юридического лица или самозанятого.
Экономика инновационного типа требует подготовки большого количества квалифицированных кадров для обеспечения рынка труда высокотехнологичными профессиями. К сожалению, переход на Болонскую систему в свое время замедлил этот процесс, частично переориентировав на подготовку кадров не только для внутреннего рынка, но и для внешнего. Теперь количество учреждений как среднего, так и высшего образования, готовящих таких кадров, возросло, что говорит о постепенном наполнении рынка труда и устойчивом спросе на специалистов высокотехнологичных профессий.
Что такое STEM-образование
В частности, к высокотехнологичным профессиям относятся STEM-специальности (Science, Technology, Engineering, Math). Каждый компонент STEM несет определенный и ценный вклад в процесс образования:
- Наука (Science) помогает научиться исследовать окружающий мир и критически мыслить.
- Технологии (Technology) готовят к работе в инновационных отраслях.
- Инженерное дело (Engineering) позволяет совершенствовать навыки решения проблем и применять знания в новых проектах.
- Математика (Mathematics) позволяет людям анализировать информацию, применяя математический аппарат, устранять ошибки и принимать осознанные решения.
STEM-образование фактически связывает эти направления в единую систему, что позволяет готовить профессионалов, которые поспособствуют развитию высокотехнологичной экономики с помощью инноваций и устойчивых решений. Специалистов такого уровня готовят далеко не во всех вузах, поэтому их количество довольно ограничено. Кроме того, с уходом ряда иностранных компаний спрос на данных специалистов растет. В первую очередь, это связано с необходимостью импортозамещения многих продуктов и услуг.
Одним из STEM-направлений является технологическое предпринимательство – это создание нового бизнеса с инновационной, высокотехнологичной идеей, а технологический предприниматель обладает всеми компетенциями STEM. Как правило, подобный бизнес появляется в форме стартапа и постепенно при удачном стечении обстоятельств вырастает в крупную технологическую корпорацию.
Стартап – это не просто бизнес, который был создан недавно. Стартап – это компания, растущая по основным показателям более 15% в месяц и предлагающая эффективное и уникальное решение, основанное на высоких технологиях. Неслучайно именно это позволяет стартапам становиться единорогами – компаниями, капитализация которых за короткий период превысила $1 млрд.
В основе стартапа всегда лежит идея, и даже мечта. Самые интересные, необычные и перспективные идеи всегда родом из детства. Если выпускник школы является обладателем такой идеи, имеет огромное желание воплотить ее в реальность, создать продукт или предложить услугу, которая изменит или перевернет мир вокруг, то профессия технологический предприниматель – именно то, что нужно! При этом возрастных ограничений не существует.
Примеры успешных STEM-стартапов
1. Ecwid: решение для создания собственного интернет-магазина, доступа к ключевым торговым площадкам, а также возможности рекламировать и продавать свои товары в зарубежных соцсетях.
- Учредитель: Руслан Фазлыев.
- В каком возрасте открыл: 21 год.
- Объем инвестиций: $42 млн.
2. Elementaree: сервис доставки клиентам продуктовых наборов и рецептов для приготовления блюд по подписке.
- Учредитель: Ольга Зиновьева.
- В каком возрасте открыла: 26 лет.
- Объем инвестиций: $5 млн.
3. StudyFree: онлайн-платформа для поступления в зарубежные учебные заведения. Помогает студентам уехать за границу, получить доступ к стипендиям и грантам.
- Учредитель: Дарья Крошкина.
- В каком возрасте открыла: 16 лет.
- Объем инвестиций: $0,6 млн.
4. DigitalBrain: система обратной связи, которая оптимизирует работу сервисных агентств и call-центров, позволяет значительно увеличить скорость ответа, а значит, и увеличить удовлетворенность клиентов.
- Учредитель: Дмитрий Долгополов.
- В каком возрасте открыл: 16 лет.
- Объем инвестиций: $3,4 млн.
5. Miro: платформа для совместной онлайн-работы, с помощью которой можно создавать виртуальные рабочие пространства.
- Учредитель: Андрей Хусид.
- В каком возрасте открыл: 35 лет.
- Объем инвестиций: $400 млн.
6. InDriver: интернет-агрегатор пассажирских, грузовых и международных грузоперевозок.
- Учредитель: Арсен Томский.
- В каком возрасте открыл: 48 лет.
- Объем инвестиций: $150 млн.
Таким образом, технологическое предпринимательство становится основой успешного развития инновационной экономики. Все больше учебных заведений открывают программы подготовки кадров для технологического бизнеса, что является позитивной тенденцией и позволяет делать предположения о ближайшем росте количества стартапов.
Также читайте:
Материал первой части статьи - из жизни. Вторая часть - из области фантастики...
Как именно STEM (!) образование помогло в создании и работе этих компаний?
Откуда у людей в 16-21 год миллионы долларов на инвестиции?
не сами они заработали. Значит не столько они открыли, сколько поставили их во главу компании.
Лично я понять не могу, куда нужно вбухать 400 миллионов при разработке такой несложной вещи?
(Про окупаемость я уже молчу...)
Лесопилки сплошные