Тема профессионального эйджизма для многих острая и больная. И я надеюсь, что у тех, кого она беспокоит, после прочтения появится импульс безразлично реагировать на возрастной ценз. Однако есть одно «Но».
В чем отличие профессионала от просто специалиста? Там, где специалист будет действовать по шаблону, профессионал найдет собственный способ блестящего решения задачи. Причем не раз и не два. И со временем выработает свой стиль подхода к делу, выгодно отличающий его от профессионалов более низкого ранга. Этот принцип работает абсолютно во всех сферах управления – финансами, маркетингом, продажами, производством, логистикой, закупками, безопасностью, человеческими ресурсами, бухгалтерией и компанией в целом. И к 45-50 годам реальный профи такими наработанными навыками обладает.
Вы возразите, что профи уж точно без работы не останется. Еще и добавите, дескать, таких работа сама ищет. Эту мантру можно, конечно, твердить для сохранения своей повышенной самооценки, но она слабо поможет в реальной жизни.
Примите как данность: новую работу вы не найдете
Для начала перестаньте уповать на очередное трудоустройство, если уйдете с прежнего места. И среди главных причин:
- Регламенты отбора усложняются. Ваш опыт оценят, но с большой долей вероятности отправят на тестирование, где вас вывернут наизнанку со всех сторон. Скорее всего, вы пройдете усложненный тест на IQ, но элементарно не впишетесь в команду из-за личностных характеристик по результатам другого теста.
- Служба безопасности найдет за вами пусть не семь грехов, а всего один, но он станет препятствием для зачисления в штат фирмы. Это может быть и вообще никакой не грех, но именно так он выглядит в воспаленном мозгу сотрудника службы безопасности. Но вам ведь от этого не легче, не так ли?
- Ваш потенциальный непосредственный босс, скорее всего, будет младше вас. Думаете, он будет в восторге думать «вау, у меня есть возможность подтянуть скиллы». Такие умницы-уникумы, конечно, встречаются. Но тех, кто пасует перед чужим возрастом и опытом, гораздо больше. Если же вероятный начальник ваш ровесник или постарше, то он в зону своего влияния вас и близко не подпустит. Мало ли, вдруг вы в подковерных игрищах его превзошли? Береженого бог бережет, как говорится.
- В вашем городе может просто не обнаружиться компании, где будет востребован ваш опыт. Слово overqualified кадровики всюду хорошо знают.
На волне всеобщего обсуждения проблемы 45+ предубеждение молодых руководителей перед возрастными сотрудниками растет. И активно подогревается. Вот вам в качестве аперитива несколько историй из бизнес-сообществ в Facebook, где этот вопрос увлеченно обсуждают.
История 1:
История 2:
История 3:
Без комментариев, как говорится. И это типичная картина. Так что проще и выгоднее принять как данность, что новую работу с вероятностью 99% вы вряд ли найдете.
Все плохо, но выход есть
В психиатрии считается, и вы наверняка об этом слышали, что человек, прежде чем принять неизбежное, проходит 4 стадии: отрицание, гнев, торг, депрессию. Судя по многочисленным комментариям в материалах на тему поиска работы после пятидесяти, многие крепкие профессионалы с опытом находятся на первых двух стадиях. И это еще не так страшно. Гораздо хуже, когда дело дойдет до торга. А это значит, вы будете падать не только в зарплатных ожиданиях, но и в должности. Но самое ужасное в том, что еще ниже опустится и ваша самооценка. Только и останется вспоминать, каким крутым Акелой вы были.
Про депрессию вообще лучше не думать. Но хорошая новость в том, что она приходит на фоне ощущения, что выхода нет и впереди лишь тупик. Но впереди не тупик, а туннель. Остается понять, как по нему идти, чтобы в итоге искупаться в лучах света. Свет – это такая аллегория цели, а это – бизнес.
И речь не идет о тухлых советах в стиле ввязаться в нечто изначально нежизнеспособное под названием «стартап» или купить франшизу. И поиском «годной бизнес-идеи» заниматься тоже не надо. Все, что вам нужно сделать – снять корону с головы. Не навсегда, а на время. Вам нужно придирчиво разглядеть каждый камешек на ней и определить, какой просто блестящая стекляшка, а какой действительно драгоценный.
Драгоценные камешки – это ваши уникальные подходы и решения, которые помогают наладить какой-то бизнес-процесс выгоднее или проще. Стекляшки тоже пригодятся. Они окажутся тем локомотивом, который поможет продвигать и продавать на рынке драгоценные камешки дорого, а не за бесценок.
Лучше всего взять листок бумаги, разделить его надвое и выписать в столбики свои стекляшки и драгоценные камни. Все, что вы накопили в процессе карьеры – ваши активы, которые настала пора монетизировать и превращать в деньги, получая реальное удовольствие от процесса. Чувствуете? У вас есть возможность получать не только деньги, но и радость от созидательного труда. Как по мне, и то, и другое – большая ценность.
Ваш бизнес – это вы
Никаких заводов-газет-пароходов! Ваш бизнес – это вы, готовые сеять разумное, доброе и прочее, а ваши продукты – то, что вы записали на листок. Продавать свой продукт можно в разных форматах: консультации, онлайн-курсы, вебинары и их записи, групповые мастер-классы на базе вебинаров и так далее. Сделав единожды запись одного вебинара, можно автоматизировать процесс продажи, настроив рекламу всего раз. Я не шучу и не утрирую.
Скорее всего, вы сейчас скептически подумали: «Да разве я смогу пробиться через толпу матерых консультантов! У меня даже известности особой нет …». Вы абсолютно правы, если при этом в качестве клиентов у вас в голове замаячили портреты суровых мужчин в дорогих пиджаках, небрежно крутящих в пальцах брелки от дорогих машин. Впрочем, если вы сможете выйти на этот сегмент слушателей курсов, я буду за вас искренне рада.
Почему у вас получится
Дело в том, что успех любого продукта, в том числе и консалтерского, зависит от двух составляющих. Во-первых, должна быть заинтересованная в продукте платежеспособная аудитория. Во-вторых, низкий порог входа в рынок. Высота порога определяется двумя факторами – уровнем конкуренции и ценой продвижения. Потенциальные клиенты, заинтересованные в обучающе-консультационных услугах – представители как малого, так и среднего бизнеса.
Владельцы малого бизнеса, который не закрылся в первые год-два после старта, начинают осознавать свою недокомпетентность во многих аспектах управления – финансами, логистикой, закупками и прочими ключевыми бизнес-процессами. Та литература и ее авторы, вдохновившие их открыть бизнес, никак не способствуют в решении возникающих проблем. Неужели можно отладить бизнес-процессы, наслушавшись Роббинса и прочитав «Богатого папу»?
Труды Майкла Мескона, хрестоматийная «Экономика фирмы», книги Друкера, фундаментальные учебники по основам менеджмента и другие серьезные пособия им банально не по зубам. Они не в состоянии их освоить, даже если каким-то образом о них узнают. Функциональная безграмотность расползается как черная плесень и бороться с ней бесполезно. Если не книги, которые проблематично даже прочитать, не то чтобы усвоить и применить на практике, что же тогда? Малый бизнес уже не устраивают консультанты из разряда инфоцыган.
Сомневаетесь в платежеспособности предпринимателей из малого бизнеса, обратите внимание на средний. Подросло новое поколение управленцев, слабовато разбирающихся в вопросах общего менеджмента. И когда они сталкиваются с необходимостью решения конкретной задачи, начинают осознавать нехватку знаний, что приводит их к поиску возможностей восполнения этого дефицита. Причем желательно быстро и с возможностью получить подсказку применительно к своей проблеме, другими словами – пройти обучение на интенсивном курсе.
Теперь о второй составляющей, которая касается преодоления барьера рыночного входа. Есть возможность сделать это быстро и относительно недорого, используя Facebook.
Метод выхода на рынок
Из многообразия всех имеющихся интернет-инструментов продвижения и продаж я выбрала Facebook и его возможности. Рекомендую взять это соцсеть на вооружение и вам. Но прежде чем показать, как в нем действовать, сделаю обзор наиболее популярных способов продвижения и объясню, почему для нас они вредны, а не просто бесполезны.
Вполне понятно, что при продвижении своего предложения глупо замахиваться на «весь интернет». Эксперту-консультанту нужна площадка, где сконцентрирована его ЦА. И это Facebook с симбиотичным ему Instagram.
Однако зарегистрироваться там и попытаться сразу же начать продавать какие-то обучающие продукты или консультации – так себе идея. Какими регалиями и заслугами вы бы ни обладали, для новой ЦА вы неизвестная персона. А раз так – то нет и никаких оснований вам доверять. А покупают у тех, кому доверяют.
Поэтому если вы стратегически мыслите примерно так – сначала разработаю какой-нибудь обучающий продукт, а потом уже займусь продвижением, то это неверно. Доверие – вещь не одномоментная и зарабатывается не сразу, а в три шага. Сначала вас должны заметить, потом начать прислушиваться как к эксперту в своей предметной области, а затем стремиться получать результаты вашего труда – захотеть читать ваши публикации, смотреть ваши выступления и так далее. И между «заметить» и «захотеть» должно пройти время, и в ваших силах его сократить.
Фото в анонсе: freepik.com
Читайте также:
Вот думал.. Когда же автор пригласить на свой мастер-клас, веб-презентацию.. И понял, это же не "партренрский материал"..
Максим, Вы зря ерничаете - кривая Кюблер-Росс уже сравнительно давно используется в менеджменте в управлении изменениями. Другое дело, что автор статьи довольно вольно интерпретирует стадии - но это уже совсем другая история.
А вот что касается "тела" - так и хочется вспомнить: "кто не умеет работать, тот учит,,," ну и так далее. Еще один момент:
К чему тогда рассказаны 3 истории - они свидетельствуют только о непрофессионализме отдела кадров (извините - HRM).
Ну смотрите, автор сатьи говорит, что последовательность принятия - таккая и это раздел психиатрии.. Психиатрия - это все-таки медицина, а там нужно как минимум двойное слепое исследование.. Чего именно в рамках Кюблер-Росс не было сделано.. Да и по сути, влияние исследователя на людей тут очень велико.. Так что я бы не стал говорить, что данный факт в рамках медицины - точный. В рамках психологии, вполне себе...
И в рамках модели Кюблер-Росса, все-таки 5 стадий..
На самом деле - вполне себе есть работы, где возраст ценится.. Хотя бы таже экспертность.. Но их действительно мало, и экспертность зарабатывается долго..
Вопрос в том, насколько часто нужен эксперт.
Большинство насущных задач "как-то решены".
Когда у предпринимателя возникает "затык", он не хватается за FB в поисках эксперта, он пытается решить задачу подручными дешевыми средствами. И после того как заработало, эксперт ему уже не нужен, даже если работает криво.
Был у меня как-то прецедент. Собрались молодые дарования решать "нерешаемую проблему". Все молодцы, с хорошим образованием (это сейчас не шутка), но "нерешаемой" проблеме уже лет 20 и она решена. В том числе мной и на мировом уровне.
Да, за полчаса они получили от меня полный расклад и стало понятно что делать, но:
Автор, то о чем вы говорите, несколько утопично. Даже если вы очень хороший эксперт, не факт что вы сможете продвинуться в соцсетях.
Позабавили "девочка 35+" и "молодые специалисты 40+"...:))) Помню, на одном заводе, где я работал, к директору обратилась сотрудница с просьбой увеличить возраст молодых специалистов до 50 лет. Просто статус молодого специалиста предполагал различные льготы. Например, можно было компенсацию процентов по ипотеке получить, а особо заслуженным даже квартиры дарили.
А если говорить серьезно, то статья понравилась. В ней не просто описывается проблема и кто в ней виноват, но и даётся ответ на извечный русский вопрос "Что делать?"
Мне, конечно, не хватило некоторой глубины, некоторого анализа рынка. Например, что есть "драгоценные камни", а что есть "стекляшки" на рынке? Хотелось бы также примеров востребованных услуг, предоставляемых консультантами-одиночками, и успешных бизнес-кейсов на эту тему. Впрочем, возможно, это всего лишь "вкусовщина" и просто нужно "снять корону" (во всех смыслах).
Далеко не всякий профессионал в своём деле сумеет стать еще и профессиональным тренером. Коучем еще куда ни шло, но это дело тет-а-тетное...
Все от человека зависит. Молодняк тоже без присмора может во рабочее время нерабочими вещами заниматься.
Но то, что профессионалу с определенного возраста имеет смысл посматривать в сторону частной практики, правда. Просто потому, что это как правило перспективнее.
Я как-то писал уже о том, что компании, которые смогут преодолеть эйджистские предрассудки и создать благоприятную среду для адаптации, интеграции и при необходимости переобучения специалистов 45+, вместо того, чтобы носиться с хотелками и "преодолением выгорания" миллениалов и зумеров, получат большое преимущество перед конкурентами
То, что относится к 45+, точно так же наблюдается и у некоторых молодых. Неоднократно увольнял молодежь именно за не обучаемость и лень (за имитацию работы).
Лена, тут я не согласен, если это крепкий профессионал, то его сразу отрывают с руками и не важно, какого он возраста. Прямо сейчас готовы взять в компанию "Миркли" (кондиционирование и вентиляция - Москва, Ленинградский проспект, 80Г) начальника отдела продаж, зарплата 400-500 тысяч, может доходить до 800 тысяч в месяц, три раза за последний год была зафиксирована такая месячная зарплата (% с продаж).
Но другое дело, что сам человек считает, что он профессионал, а на деле, ему надо садится за парту заново, а он этого даже не осознёт. Убедить человека в 45+, что ему надо учится, тот еще квест (хотя есть исключения, но редкие). Очень много людей 45+ имеют завышенное самомнение о своей квалификации и о своём опыте, который в некоторых случаях просто не применим (квалификация требует дообучения, а опыт устарел). Как пример, тот же начальник отдела продаж, должен не только управлять продажами, но и отлично работать с цифровыми инструментами от CRM, до инструментов продвижения. И не важно, что продвижением занимается другой отдел, если начальник продаж не владеет основами продвижения и не понимает принципы, то держать высокий уровень продаж и эффективно взаимодействовать (корректировать их) с отделом рекламы, он не сможет.Этому надо учится, а учится у категории 45+ что-то не особо-то есть рвение (опять же есть исключения, но очень редкие).
Вообще на сегодня есть огромное количество денег, которые готовы работодатели отдать своим своим сотрудникам (и часто это сильно выше рынка), при условии, что сотрудник тянет, но вот с тянет, есть серьезные проблемы.
Пример недостатка кадров, более-менее приличного айтишника найти на 350 тысяч в месяц, это не просто, кандидат приходит на вакансию, имея на руках еще живых пять аналогичных предложений от других работодателей с теми же условиями. У работодателя очень мало выбора, дырка в штате есть, быстро не закроешь, часто приходится брать того кто есть, а не того кто нужен (а тут жалуются что работы после 45+ нет, а в другом месте дикий кадровый голод!).
Низкой порог входа говорит обычно о том, что нет спроса (нет денег). В тематиках (алого океана), где есть спрос, не бывает низкого порога входа.
Но свою нишу человек в 45+ всегда может найти, если он самообучаем, в идеале имеет техническое базовое образование (по моей практике, именно технари самые легкие на подъём в части дообучения).
Согласно свежему отчету самого фейсбука, "топ-20 постов включает предложение высказаться по вопросам "что бы вы никогда не стали есть", "класть ли сахар в макароны", "от какого алкоголя вы так блевали, что никогда больше", и как сказал ресурс Roem.ru, фейсбук - это американские "одноклассники".
При несомненно интересном стиле подачи текста автором, свести все к "не тухлым" советам продвигать себя в фейсбуке и завоевывать доверие смолоду было очень невыигрышно. Мало практической ценности, увы.