Диверсификация карьеры: как маркетологу стать гендиректором

Глобально у маркетологов есть два пути развития карьеры – специализация и диверсификация. Поделюсь наблюдениями о том, когда нужно определяться, по какому пути идти.

Специализация и диверсификация

Первый путь подходит тем, кто видит себя только в маркетинге, второй – тем, кого привлекает управление бизнесом в целом. Переход в другие отделы возможен и для дженералистов (кто выбрал диверсификацию), и для специалистов. Главное отличие – дженералистам он необходим.

Я в маркетинге уже более 20 лет. На протяжении почти всего этого времени была не только маркетологом, но и руководителем: в мои задачи входило развитие команд и сотрудников. Мой опыт подсказывает, что делать выбор можно не раньше, чем через 3 года после начала работы в маркетинге. За это время человек понимает, из чего состоит маркетинг и как он связан с другими направлениями бизнеса, определяет свои сильные стороны и формирует интересы. Когда в голове сложилась полная картина, можно выбирать между специализацией и диверсификацией, определяться с целями и даже переходить в другие отделы.

Я наблюдаю, что молодые специалисты торопятся с решениями и постоянно хотят перемен. Поэтому, предполагаю, что диверсификация будет набирать обороты, а сроки – сокращаться. Пример этому – лидерские программы, которые часто предлагают студентам и выпускникам западные компании. За 3 года участники успевают поработать в нескольких функциях, получить разные компетенции и проявить себя в нескольких проектах.

Диверсификация карьеры предполагает стремление к управлению бизнесом – позиции генерального директора компании на локальном, региональном или глобальном уровне. На этом уровне человеку требуются глубокое понимание бизнеса и умение управлять командами. Следовательно, нужно получить разнообразный опыт работы. В этом случае маркетинг – этап развития карьеры, а не основное направление.

В каких отделах нужно поработать для диверсификации

Однозначного ответа нет. Я рекомендую учитывать:

  • Свои цели.
  • Видение компании о вашей роли в бизнесе.
  • Образование.
  • Опыт работы.
  • Имеющиеся навыки.

На решение о развитии карьеры влияет не только сотрудник – план развития разрабатывается совместно с руководителем и HR-менеджером. В плане учитывается все перечисленное выше.

Для роста до генерального директора важно развить следующие soft-навыки:

  • Лидерство.
  • Управление маленькими и большими командами.
  • Learning agility – скорость обучения и смены контекста.
  • International agility – умение работать с людьми из разных стран и культур.
  • Навык работы в неопределенных ситуациях.
  • Возможность принимать менеджерские решения.

Также важно наличие харизмы – умение притягивать и вдохновлять окружающих, воздействовать на них. Хорошая новость – харизму тоже можно развить.

Обычно список отделов, в которых нужно поработать потенциальному генеральному директору, выглядит примерно так: маркетинг, финансы, продажи, бизнес-планирование, производство, реже – HR-отдел. Вы уже в маркетинге, поэтому список сокращается на одну позицию. Однозначного порядка прохождения отделов нет: зависит от компетенций сотрудника и доступности альтернативных способов получения знаний и навыков.

Альтернативы

Если нет желания или возможности переходить во все отделы, самая очевидная альтернатива – участие в кросс-функциональных проектах и управление проектными командами. В западных компаниях таких возможностей много: запуск новой упаковки, разработка новых продуктов, разработка кастомизированных решений для клиентов. Если таких проектов нет, вариант – работа с ключевым клиентом или кратковременный переход в другую функцию.

Еще в моей практике появлялись такие роли как Project Management Officer – фасилитатор трансформационных проектов, который работает с советами директоров. Маркетологи умеют работать в режиме многозадачности, поэтому часто успешны на таких ролях. Этот опыт позволяет получить широкий бизнес-кругозор и продемонстрировать руководству лидерские качества.

Другая альтернатива – тренинги и курсы. От корпоративных до MBA. Хороший вариант – краткосрочные и долгосрочные дополнительные профильные программы. Например, для понимания принципов категорийного менеджмента, как в случае с финансами, может быть достаточно пройти профильный курс и в дальнейшем набирать сильных специалистов в команду.

Что делать, если маркетолог хочет в будущем управлять бизнесом

  1. Оценить свои сильные стороны и области для развития.
  2. Поставить карьерные цели.
  3. Составить план карьерного развития совместно с руководителем и HR-менеджером.
  4. Законтрактовать с руководителями отделов, куда маркетолог будет двигаться, возможность и необходимость перехода.
  5. Составить план обучения – корпоративные тренинги, профильные курсы, МВА.
  6. Участвовать в кросс-функциональных проектах, которые дают нужные компетенции.
Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата -

  1. Оценить свои сильные стороны и области для развития.
  2. Поставить карьерные цели.
  3. Составить план карьерного развития совместно с руководителем и HR-менеджером.
  4. Законтрактовать с руководителями отделов, куда маркетолог будет двигаться, возможность и необходимость перехода.
  5. Составить план обучения – корпоративные тренинги, профильные курсы, МВА.
  6. Участвовать в кросс-функциональных проектах, которые дают нужные компетенции.

Поставил статье +6.

Но я бы добавил кое-что и кое-что бы поправил:

  1. Нужно разработать стратегию карьеры, ее элементы есть, но кое-что не хватает.
  2. Рекомендовал бы овладеть на практике внутренним маркетингом на благо фирмы (а не просто контакты с отделами).
  3. При обучении я бы экономил «денюжки» - использовал для получения знаний проект Открытое образование и профильную соцсеть  Е-хе (если нужна бумажка - выбрать самый дешевый МВА, бумажку добавить к полученным знаниям).
  4. Что касается проектов, то я бы рекомендовал инициировать проекты по разработке стратегии на рынке вакансий и применению маркетинга  на рынке вакансий - т.о., расширил бы в фирме сферу приложения маркетинга (ссылку на бесплатную программу Маркетинг и менеджмент на рынке вакансий могу желающим дать в личку). 
  5. И самое главное – овладел бы менеджментом на уровне умения проводить улучшение практики менеджмента – с руками оторвут после первого улучшения в первой фирме.

 

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург

Как же?

В каких отделах нужно поработать для диверсификации

Однозначного ответа нет. 

Адм. директор, Санкт-Петербург

В 90% случаев у нас сегодня движение от профильного  специалиста к креслу гендиректора - это способ улучшить своё материальное положение! 

Гендиректор прежде всего - управленец, и если он не номинальный, то и навыки нужны - УПРАВЛЕНИЯ!

Вряд ли кто-то захочет полететь в самолёте, где пилот был "профильным" географом, потом решил рассмотреть материки получше сверху, и для этого немного подучился... 

 

Консультант, Екатеринбург
Сергей Алейников пишет:

В 90% случаев у нас сегодня движение от профильного  специалиста к креслу гендиректора - это способ улучшить своё материальное положение! 

Гендиректор прежде всего - управленец, и если он не номинальный, то и навыки нужны - УПРАВЛЕНИЯ!

Вряд ли кто-то захочет полететь в самолёте, где пилот был "профильным" географом, потом решил рассмотреть материки получше сверху, и для этого немного подучился... 

 

Конечно нужны навыки, любой специалист их может получить. Но дело в том, что управленец  специалист совершенно разные задачи, и разные для их исполнения нужны психотипы. 

Управленец может не быть специалистом в какой-то конкретной области. А если он управляет производством, то он в принципе не может быть специалистом во всех областях. Его задача - управление специалистами, поиск лучших, т.е. кадры, финансы и стратегия. Вот его главные задачи, на что управленец должен обратить пристальное внимание.

А специалисты должны заниматься своим профессиональным делом. Тогда будет порядок и все действия будут целенаправленные.

Не дело генерала армии ходить в атаку! Грошь ему тогда цена.

Чапаев только для фильма хорош, хотя чем дело закончилось? Он утонул!

 

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар

Теоретически любой специалист может стать гендиректором - при наличии определенного уровня знаний, управленческих компетенций, опыта, везения, связей и т.д. Но практика показывает, что директорами в России чаще становятся или продажники, или финансисты, а маркетологи практически никогда. 

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Дмитрий Карусев пишет:
маркетологи практически никогда. 

Ну, справедливости ради, за редким исключением.  Сталкивался один раз.

Директор по маркетингу, Калининград
Дмитрий Карусев пишет:

Теоретически любой специалист может стать гендиректором - при наличии определенного уровня знаний, управленческих компетенций, опыта, везения, связей и т.д. Но практика показывает, что директорами в России чаще становятся или продажники, или финансисты, а маркетологи практически никогда. 

я становился 2 раза исполнительным директором и 1 раз коммерческим, сейчас просто управляю своим бизнесом - а начинал с маркетинга

в США так 50% управленцев выходят именно из маркетинга

Адм. директор, Санкт-Петербург
Руслан Шевцов пишет:
в США так 50% управленцев выходят именно из маркетинга

Там климат другой...

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Руслан Шевцов пишет:
в США так 50% управленцев выходят именно из маркетинга

Сравнивать США и Россию даже в данном вопросе мне кажется некорректным. 

Менеджер, Москва

Для проекта e-commerce ген.дир из маркетинга самое оно.

 Стать ген.диром в странах СНГ это история не про компетенции, а про личный контакт с собственником по формуле максимум преданности+максимум доверия. А компетенции неважны. Естественно по умолчанию потенциальный кандидат должен быть очень сообразительным. Он предлагает смелые ходы и решения в которых профи-"сухари" находят 1001 подводный камень, который может стать преградой и в итоге он (ген.дир) их "нагибает" именно эти преграды обходить. Именно нагибает, а не уговаривает и пытается переубедить в долгих узкопрофессиональных демагогиях, в которых поучаствовать "сухарям" - и мёда не надо.

Ключ к вертикальному росту- коммуникабельность и властность. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.