Глобально у маркетологов есть два пути развития карьеры – специализация и диверсификация. Поделюсь наблюдениями о том, когда нужно определяться, по какому пути идти.
Специализация и диверсификация
Первый путь подходит тем, кто видит себя только в маркетинге, второй – тем, кого привлекает управление бизнесом в целом. Переход в другие отделы возможен и для дженералистов (кто выбрал диверсификацию), и для специалистов. Главное отличие – дженералистам он необходим.
Я в маркетинге уже более 20 лет. На протяжении почти всего этого времени была не только маркетологом, но и руководителем: в мои задачи входило развитие команд и сотрудников. Мой опыт подсказывает, что делать выбор можно не раньше, чем через 3 года после начала работы в маркетинге. За это время человек понимает, из чего состоит маркетинг и как он связан с другими направлениями бизнеса, определяет свои сильные стороны и формирует интересы. Когда в голове сложилась полная картина, можно выбирать между специализацией и диверсификацией, определяться с целями и даже переходить в другие отделы.
Я наблюдаю, что молодые специалисты торопятся с решениями и постоянно хотят перемен. Поэтому, предполагаю, что диверсификация будет набирать обороты, а сроки – сокращаться. Пример этому – лидерские программы, которые часто предлагают студентам и выпускникам западные компании. За 3 года участники успевают поработать в нескольких функциях, получить разные компетенции и проявить себя в нескольких проектах.
Диверсификация карьеры предполагает стремление к управлению бизнесом – позиции генерального директора компании на локальном, региональном или глобальном уровне. На этом уровне человеку требуются глубокое понимание бизнеса и умение управлять командами. Следовательно, нужно получить разнообразный опыт работы. В этом случае маркетинг – этап развития карьеры, а не основное направление.
В каких отделах нужно поработать для диверсификации
Однозначного ответа нет. Я рекомендую учитывать:
- Свои цели.
- Видение компании о вашей роли в бизнесе.
- Образование.
- Опыт работы.
- Имеющиеся навыки.
На решение о развитии карьеры влияет не только сотрудник – план развития разрабатывается совместно с руководителем и HR-менеджером. В плане учитывается все перечисленное выше.
Для роста до генерального директора важно развить следующие soft-навыки:
- Лидерство.
- Управление маленькими и большими командами.
- Learning agility – скорость обучения и смены контекста.
- International agility – умение работать с людьми из разных стран и культур.
- Навык работы в неопределенных ситуациях.
- Возможность принимать менеджерские решения.
Также важно наличие харизмы – умение притягивать и вдохновлять окружающих, воздействовать на них. Хорошая новость – харизму тоже можно развить.
Обычно список отделов, в которых нужно поработать потенциальному генеральному директору, выглядит примерно так: маркетинг, финансы, продажи, бизнес-планирование, производство, реже – HR-отдел. Вы уже в маркетинге, поэтому список сокращается на одну позицию. Однозначного порядка прохождения отделов нет: зависит от компетенций сотрудника и доступности альтернативных способов получения знаний и навыков.
Альтернативы
Если нет желания или возможности переходить во все отделы, самая очевидная альтернатива – участие в кросс-функциональных проектах и управление проектными командами. В западных компаниях таких возможностей много: запуск новой упаковки, разработка новых продуктов, разработка кастомизированных решений для клиентов. Если таких проектов нет, вариант – работа с ключевым клиентом или кратковременный переход в другую функцию.
Еще в моей практике появлялись такие роли как Project Management Officer – фасилитатор трансформационных проектов, который работает с советами директоров. Маркетологи умеют работать в режиме многозадачности, поэтому часто успешны на таких ролях. Этот опыт позволяет получить широкий бизнес-кругозор и продемонстрировать руководству лидерские качества.
Другая альтернатива – тренинги и курсы. От корпоративных до MBA. Хороший вариант – краткосрочные и долгосрочные дополнительные профильные программы. Например, для понимания принципов категорийного менеджмента, как в случае с финансами, может быть достаточно пройти профильный курс и в дальнейшем набирать сильных специалистов в команду.
Что делать, если маркетолог хочет в будущем управлять бизнесом
- Оценить свои сильные стороны и области для развития.
- Поставить карьерные цели.
- Составить план карьерного развития совместно с руководителем и HR-менеджером.
- Законтрактовать с руководителями отделов, куда маркетолог будет двигаться, возможность и необходимость перехода.
- Составить план обучения – корпоративные тренинги, профильные курсы, МВА.
- Участвовать в кросс-функциональных проектах, которые дают нужные компетенции.
Цитата -
Поставил статье +6.
Но я бы добавил кое-что и кое-что бы поправил:
Как же?
В каких отделах нужно поработать для диверсификации
Однозначного ответа нет.
В 90% случаев у нас сегодня движение от профильного специалиста к креслу гендиректора - это способ улучшить своё материальное положение!
Гендиректор прежде всего - управленец, и если он не номинальный, то и навыки нужны - УПРАВЛЕНИЯ!
Вряд ли кто-то захочет полететь в самолёте, где пилот был "профильным" географом, потом решил рассмотреть материки получше сверху, и для этого немного подучился...
Конечно нужны навыки, любой специалист их может получить. Но дело в том, что управленец специалист совершенно разные задачи, и разные для их исполнения нужны психотипы.
Управленец может не быть специалистом в какой-то конкретной области. А если он управляет производством, то он в принципе не может быть специалистом во всех областях. Его задача - управление специалистами, поиск лучших, т.е. кадры, финансы и стратегия. Вот его главные задачи, на что управленец должен обратить пристальное внимание.
А специалисты должны заниматься своим профессиональным делом. Тогда будет порядок и все действия будут целенаправленные.
Не дело генерала армии ходить в атаку! Грошь ему тогда цена.
Чапаев только для фильма хорош, хотя чем дело закончилось? Он утонул!
Теоретически любой специалист может стать гендиректором - при наличии определенного уровня знаний, управленческих компетенций, опыта, везения, связей и т.д. Но практика показывает, что директорами в России чаще становятся или продажники, или финансисты, а маркетологи практически никогда.
Ну, справедливости ради, за редким исключением. Сталкивался один раз.
я становился 2 раза исполнительным директором и 1 раз коммерческим, сейчас просто управляю своим бизнесом - а начинал с маркетинга
в США так 50% управленцев выходят именно из маркетинга
Там климат другой...
Сравнивать США и Россию даже в данном вопросе мне кажется некорректным.
Для проекта e-commerce ген.дир из маркетинга самое оно.
Стать ген.диром в странах СНГ это история не про компетенции, а про личный контакт с собственником по формуле максимум преданности+максимум доверия. А компетенции неважны. Естественно по умолчанию потенциальный кандидат должен быть очень сообразительным. Он предлагает смелые ходы и решения в которых профи-"сухари" находят 1001 подводный камень, который может стать преградой и в итоге он (ген.дир) их "нагибает" именно эти преграды обходить. Именно нагибает, а не уговаривает и пытается переубедить в долгих узкопрофессиональных демагогиях, в которых поучаствовать "сухарям" - и мёда не надо.
Ключ к вертикальному росту- коммуникабельность и властность.