Как вы думаете, сколько часов занимает школьная программа по английскому языку?
Ответ: 1000 часов (по времени равно 20 автошколам). Но кто из нас может похвастаться выученным в школьные годы иностранным? У многих детей английский хромает до сих пор, и чтение – одно из самых проблемных мест.
Как научить ребенка читать по-английски? Вот шесть базовых правил.
1. Не забывайте о мотивации
Если вы думаете, что знание английского для получения престижной работы и достойной зарплаты в будущем мотивирует ребенка, то вы ошибаетесь. Дети не планируют свою жизнь так далеко и не жертвуют ежедневными благами для мифической выгоды через 10 лет. Реально воздействуют на ребенка два вида мотивации: процесс и подкрепления. Это значит, что ребенок учится с удовольствием только тогда, когда ему интересно, и он получает похвалу (внешнюю – от родителей/учителей, и внутреннюю – гордость за проделанную работу) или материальные блага. Пицца, новые ролики, мороженое – все что угодно.
«А где же кнут», – спросите вы? Негативная мотивация (ремень, неделя без компьютера, ругань и страх) – отличный мотиватор, но лишь на короткой дистанции. В долговременной перспективе эти факторы угнетают интеллектуальный потенциал и становятся причинами многочисленных ментальных травм. Рекомендуем умело пользоваться позитивной мотивацией.
Чтобы задействовать процессную мотивацию, предложите ему приключение: вместе сходить за любимой или желанной книгой на иностранном языке. Постарайтесь найти несложный вариант, например, сказку. Пусть ребенок самостоятельно выберет подходящую книгу. Установите награду, получаемую ребенком после завершения прочтения. Так появится опыт достижений.
2. Следуйте структуре языка
Чтение — это обычный навык. Его можно освоить, если подойти к обучению правильно и комплексно. Итак, если ребенок плохо читает по-английски:
- Начните с фонетики. Чтобы хорошо читать, нужно уметь произносить слова правильно. Когда учитель одергивает и поправляет через каждые два слова, желания читать не прибавляется, и негатив растет. Без фонетики ребенок не сможет узнавать слова и, усвоив неверное произношение, будет сочинять новые. Он должен знать, как читаются сложные звуковые сочетания. Иначе собеседники будут понимать с трудом.
- Раздел языка, к которому нужно обратиться во вторую очередь, лексика. Она напоминает кирпичики языка, без которых невозможно читать. Если ребенок не знает большинство слов (и не умеет их произносить) в тексте, скорость и понимание прочитанного оставляют желать лучшего.
- Третий этап — грамматика. Вот теперь можно браться за упражнения в учебниках.
- Последний раздел — разговор. Когда умеешь говорить, с чтением проблем не возникает. Самое простое и эффективное упражнение, которое тренирует навык чтения и разговора, пересказ. В качестве тренировки дайте ребенку небольшой текст и предложите прочитать. Затем попросите ребенка пересказать вам суть (тоже по-английски).
Чтобы решить проблемы с чтением, нужно устранить пробелы в каждом блоке. Одну из частей структуры английского — лексику — мы разберем подробнее. Нельзя читать, имея небольшой словарный запас.
3. Научите ребенка учить слова с помощью воображения
Мы уверены, что истинной целью является не только чтение, но и знание языка в целом. Чтобы чувствовать себя уверенно и говорить более-менее бегло, нужно иметь в арсенале 8-10 тысяч слов. Выучить тысячу слов можно за один день, если знать специальную технологию. Она основана на визуализации, что дети особенно оценят, ведь фантазия у большинства в полном порядке.
Например, слово кошелек по-английски будет purse [пес], что по звучанию похоже на русское слово пес. Чтобы запомнить перевод, нужно совместить два образа (пес и кошелек). Для этого представьте пса, ходящего на задних лапах и размахивающего огромным кошельком. Или вообразите большой кошелек, из которого выпрыгивает пес. Теперь, держа картинку в голове, повторите три раза вслух: purse, purse, purse.
Слова для этого метода можно брать готовыми списками в интернете или тематических словарях. Важно, чтобы лексика была часто употребимая, лучше тематическая (еда, животные, дом, одежда и т. д.). Повторяйте выученные слова в течение семи дней.
4. Внедрите новую привычку
Важное условие успеха — регулярность. На чтение нужно выделять хотя бы 15-20 минут в день, поэтому лучше ввести ежедневные тренировки в привычку. Для этого:
- Начинайте с самых простых текстов, (если ребенку будет сложно и непонятно, ничего не выйдет).
- Выделяйте время. Первое время читайте вместе. Потом читайте половину, а еще 10 минут сидите рядом, пока он читает самостоятельно. Как только получается без проблем, во время вторых 10 минут (когда он читает сам), оставьте его. Когда и тут не возникает сложностей – все 20 минут ребенок читает самостоятельно.
- Придумайте систему мотивации. Что любит ваш ребенок? — Может, мороженое, ходить в любимую пиццерию, картриджи для приставок…Договоритесь, что, если он сможет читать в течение недели без перерывов, получит пиццу. Были нарушения? – Пусть попытает счастье на следующей неделе. Более серьезные желания (самокат, полет в аэротрубе, поход в аквапарк) можно достичь за месяц, квартал или даже год без срывов.
- Установите обязательный минимум. Обговорите минимальную норму (например, 15 минут в день), опустившись ниже которой, ребенок получит «нарушение».
- Фиксируйте результаты. Заведите листочек, на котором ребенок запишет выполнение или перевыполнение нормы. Повесьте листок на видном месте (на холодильнике или у зеркала).
5. Проявляйте родительскую хитрость
Если ребенок не хочет тренироваться, попробуйте одну схему. Наверняка, у ребенка есть режим. Большинство детей этим недовольны. Скажите, что у него есть выбор: пойти спать, как всегда, или немного почитать перед сном. Разумеется, играть на телефоне нельзя, только чтение! Скорее всего, он захочет встретиться с Морфеем попозже.
6. Подберите интересные тексты
Какие интересы у вашего чада? Возможно, он любит роботов, акул, котят или Бэтмена. Учтите предпочтения при подборе предлагаемых текстов. Как было сказано, они должны быть несложными и небольшими. Если ребенку будет интересно содержание, достичь цели будет многим проще.
Таким образом, следуя этим советам, вы не только улучшите технику, но и прокачаете детскую мотивацию. Будьте другом своему ребенку, и все получится!
Читайте также:
Если ваш ребенок - "нечитающий" на родном языке, любые попытки приучить его к чтению на иностранном бессмыслены и бесперспективны. Даже за пиццу. Даже про Бэтмена.
Цитата: "Начните с фонетики. Чтобы хорошо читать, нужно уметь произносить слова правильно. Когда учитель одергивает и поправляет через каждые два слова, желания читать не прибавляется, и негатив растет. Без фонетики ребенок не сможет узнавать слова и, усвоив неверное произношение, будет сочинять новые. Он должен знать, как читаются сложные звуковые сочетания. Иначе собеседники будут понимать с трудом".
Мы учим чтению, не так ли?
Учителя, который "одергивает и поправляет через каждые два слова", мы из этого процесса, судя по цитате, убираем, или как?
Откуда тогда ребенок узнает, "как читаются сложные звуковые сочетания"? Неужели от родителей?
И откуда (при чтении!) возьмутся собеседники, которые будут "понимать с трудом"?
Или мы уже в этом абзаце упираемся в основное противоречие статьи - нельзя отрывать "чтение" от обучения языковой деятельности как таковой? Подобная...вивисекция как раз и приводит к тому, что мы "учим языки", а пользоваться ими (говорить, писать, читать) не умеем.
Цитата: "Когда умеешь говорить, с чтением проблем не возникает". Вообще-то, это правда. Почему тогда автор решил "повернуть реки вспять"/поставить все с ног на голову/начать с конца/плыть против течения и пр.? Все виды языковой деятельности - понимание на слух (аудирование), говорение, чтение и письмо осваиваются параллельно, с премущественным фокусом (в случае детей) на говорение и слушание.
Я, конечно, сорри, но и "структура языка, в понимании автора, выглядит спорной (фонетика, лексика, грамматика и...разговор). Некоторым образом, это корова с кирпичем. В языковой системе координат после грамматики (морфологии и синтаксиса) идет стилистика. А разговор - это уже ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, вместе с письмом и слушанием.
Конечно, по-хорошему, надо вместо критики изложить какое-нибудь конструктивное видение обучения языкам (среда, мотивация, деятельностный подход и пр.).
Но на конструктив почему-то не тянет. Ведь сколько уже написано хорошего и правильного про обучение языкам и преодоление нашей языковой некультурности. Люди, обучающие детей чтению, наверняка сами хорошо умеют читать.
Согласен с Любовью!
Абсолютно пусто-порожняя статья. Советы из серии "а вы станьте ежиками..."
Единственное с выделенным не соглашусь. Одёргивать постоянно действительно не надо, это только вредит. После второго- третьего одёргивания обучаемый будет сам останавливаться в ожидании критики.
По аналогии, опять же, как обучение вождению, если инструктор "нервный" и постоянно бросает какие то реплики, ученик будет автоматически их выполнять, не задумывясь. А если инструктор будет следить только за безопасностью, а на каком то перерыве поможет разобрать ошибки, и подробно обо всём расскажет, тогда ученик это запомнит, и в следующий раз будет анализировать свои действия, а не превратится в "дрессированную обезьяну".
Ну кто же с этим спорит (я про "одергивание")? Я цитировала автора статьи, в статье были явные непоследовательности, я говорила о них.
Сожалею, что из моей полемики ...со статьей можно было сделать выводы, которые очевидны даже не для преподавателя иностр. языка (см. ниже).
Инструктору по вождению и то понятно, как надо обучать вождению. А я, получается, не сообразила:-).
На самом деле, спасибо Вам за поддержку темы. Хотя и не я ее инициировала, но как преподаватель считаю ее важной.