Четырехлетний бутуз, упакованный в тридцать три одежки, вальяжно развалился в санках и дышит полезным свежим воздухом. Сани тащит бодрый папа, однако, кажется, от легкого мороза он получает гораздо больше удовольствия, чем сын. Пока папа радостно подставляет лицо под падающие снежные хлопья, наследник – сосредоточенно тыкает пухлыми пальчиками в планшет, прогулка для него совсем не повод отвлекаться от любимых мультиков и видеоигр. Связь между тем, что ребенок не водружает ведро на голову снеговика, а спокойно медитирует в санях с планшетом, и его будущим финансовым благополучием здесь кажется натянутой и вообще сомнительной, но она есть. По утверждению психологов, привычки, заложенные в детстве, оказывают прямое влияние на поведение и материальное благополучие во взрослой жизни.
Формирование полезных и вредных привычек происходит именно в семье и начиная с самого раннего возраста. Многие жизненные принципы прививаются родителями интуитивно, часто бездумно, из-за лени или невозможности уделить ребенку должного внимания. И дети, которые теоретически вполне могли бы достичь успеха, водружаются родителями на примитивные жизненные рельсы, всегда приводящие в тупик серой повседневности, усредненности и лишений. Какие из детских привычек стимулируют рост бедняков, а какие – взращиванию руководителей и бизнесменов?
Этот вопрос давно находится в фокусе внимания американского писателя, спикера, психолога и финансового советника Томаса Корли. В течение многих он скрупулезно препарирует ежедневные привычки богатых и бедных людей. В результате чего получил квинтэссенцию как финансово полезных, так и вредных ритуалов. Корли не случайно занялся этой темой. Его родители были очень богаты, однако, когда мальчику было девять лет, семья обеднела в один миг – чудовищный пожар уничтожил предприятие отца и отбросил семейство, в котором было одиннадцать человек, за черту бедности. Из финансовой ямы семья Корли выбиралась более четырнадцати лет. Все это время люди жили в постоянном страхе из-за возможности в любой день потерять крышу над головой.
Желание изучить главные движущие силы богатства и бедности подтолкнули Тома Корли к тому, что он сделал эту тему объектом исследования всей жизни. Одно из исследовании заняло пять лет – ученый изучал ежедневные привычки двух групп людей. В первую вошли 233 богача с ежегодным доходом не менее $160 тыс, во вторую – бедняки, зарабатывающие в год не более $35 тыс. Выводы оказались поразительными и более чем красноречивыми. Итоги исследования Корли вылились в книгу «Богатые привычки: ежедневные привычки состоятельных людей», мгновенно ставшей бестселлером.
Молодежь хочет быть успешной и считает, что сможет многого добиться в жизни. Однако основы финансовой грамотности не преподают ни в университетах, ни на тренингах личностного роста. Мы сами учим наших детей. Но часто учим финансовому невежеству и готовим к неудачам. Как привить им «богатые» привычки? Как и чем занимаются дети в успешных семьях? Перед вами 15 приемов, за формулировку которых Корли каждый день получает письма от благодарных читателей.
1. Меньше интернета и ТВ
Ограничьте доступ ребенка к ноутбуку, телевизору, смартфону и другим гаджетам – на видеоигры или социальные сети он может тратить не более одного часа в день. Корли выяснил, что 67% богатых людей тратят на просмотр телевидения менее одного часа в день. В группе бедняков этот показатель составил 23%. Зависание в интернете как форму досуга тоже необходимо лимитировать. Те же 63% богачей тратят на развлечения в сети менее часа в день. 74% бедных зависают в ней более одного часа ежедневно. В этом контексте статистика по российским школьникам настораживает. Опрос, проведенный антивирусной компанией ESET среди 1200 человек, выявил, что 44% учащихся сидят в интернете круглосуточно, в том числе выходят в сеть и во время учебы. Нетрудно представить масштаб интеллектуального поражения многих детей, подсевших на сеть, особенно принимая во внимание низкий уровень школьной и вузовской подготовки.
2. Больше полезных книг
Корли настоятельно рекомендует ввести в привычку ребенка чтение одной научно-познавательной книги в неделю. По результатам прочтенного наследник должен составить письменный доклад не мене чем на одну страницу, в котором суммирует прочитанное. Данная рекомендация также следует из результатов исследований эксперта: 86% состоятельных людей читают каждый день. Среди бедных такой показатель существенно ниже – 26%. Интерес к чтению среди российских детей школьного возраста в последнее время вырос. По данным Рособрнадзора, положительным образом сказалось возвращение в школьную программу сочинений, в результате чего повысился интерес детей к русскому языку и литературе.
3. Зарядка каждый день
Армия сторонников модного сегодня бодипозитивизма растет во всех смыслах этого слова. Однако Томас Корли отмечает, что богатых людей отличает именно хорошая физическая форма и постоянное внимание к собственному здоровью – более 66% бедняков имеют перевес более чем в 13 кг. Среди богачей этот показатель составляет 21%. Хорошо, если привычка заниматься спортом уходит корнями в детство. Двигательная активность для детей незаменима и оказывает прямое влияние на состояние здоровья, а, значит, влияет и на интеллект. Корли советует сделать для отпрысков привычной 20-30 минутную аэробную зарядку каждый день. Это может быть гимнастика, детская йога, хореография или любая другая активность. Идеально, если в группах и под руководством детского тренера. Активные прогулки на свежем воздухе также подойдут. Без планшета в руках, разумеется.
4. Забота о зубах
Говоря о важности поддержания достойных внешних данных, Корли особое внимание уделяет состоянию зубов. По его данным, 62% богатых и успешных ежедневно чистят зубы, и только 16% бедняков делают то же самое. Ваш ребенок знает, что такое зубная щетка и что с ней надо делать?
5. Минимум вредной еды
Дети обожают вкусные вредности. Наивной детской любовью без зазрения совести пользуются производители фаст-фуда и детского пищевого «мусора». Корли настоятельно рекомендует формировать правильное пищевое поведение с детства и огранить доступ в неокрепший детский рот и мозг пищевого суррогата – в день не более 300 калорий. Кроме того, следует поощрять интерес ребенка к здоровой пище и предлагать дома полезные и красивые блюда. Пусть помогает готовить, изучает состав продуктов и проверяет срок их годности. Подрастая, ребенок будет делать правильный выбор самостоятельно.
6. Визуализация мечты
Визуализация желаемого – старый добрый психологический прием, доказавший свою эффективность. Полезен он и для детей. Томас Корли уверен, что если с детства учить детей мечтать и убеждать достигать претворения этой мечты в жизнь за счет маленьких каждодневных шагов – их шансы на успех возрастают многократно. Каким ребенок видит свою идеальную жизнь в будущем? Пусть составит подробное описание.
7. Постановка краткосрочных и глобальных целей
Перед вами один из самых полезных навыков, укоренить который нужно еще в детстве. Благодаря ему ребенок научится ставить цели различной степени срочности и сложности и планомерно их достигать. Мотивация деньгами и другими материальными бонусами практикуется многими родителями, однако, по мнению ученых, может способствовать развитию в ребенке не стремления к саморазвитию, а исключительно поиска во всем собственной выгоды. Полезнее начислять за каждый эффективный и полезный поступок чада, – чистку зубов, помощь родителям, – например, один балл. Составьте специальный табель и повесьте в доступном для ребенка месте. Накопленную сумму в 100 баллов можно конвертировать в поездку в зоопарк, музей или поход в театр. Помните, что 80% богатых людей имеют, как минимум, одну рабочую цель. Среди бедняков таких лишь 12%.
8. Поощрение трудовой активности
Если ребенок достиг возраста, позволяющего ему легально устроиться на работу – в России учащийся может утроиться на оговоренные виды работы с 14 лет при наличии разрешения родителей или опекунов, – следует активно стимулировать и поощрять его трудовую деятельность. Корли рекомендует, чтобы подросток не менее 10 часов в неделю уделял работе или трудился волонтером. В этом контексте весьма актуальной выглядит инициатива нового министра образования РФ Ольги Васильевой, предложившей школьникам убирать в классах и школе. Васильевна уверена, что эта практика позволит сделать детей более дисциплинированными и ответственными, в том числе, и за свою alma mater. Мнения родителей по этому поводу разделились, многие выступают категорически против того, чтобы их дети выполняли роль уборщиков, считая эту обязанность унизительной. Однако исследования Корли подтверждают безоговорочную пользу социальной ответственности, практикуемой с малых лет.
9. Развитие участливости и чуткости
Внимательное отношение к радостям и бедам других людей, а также просто посильное участие в их жизни способствует формированию широкого круга общения, а также укреплению родственных связей. Таким образом ребенок с детства ощущает себя полноценным участником социальных отношений, способным влиять на чувства и эмоции других людей. Нужное в жизни качество, не так ли? На практике подобная модель поведения внедряется личным примером проявления внимания к окружающим – например, звонками родителям, учителям, коллегам, тренерам в радостные и трудные периоды их жизни. Хотя родители в данном случае исключение. Им необходимо звонить каждый день. Учите ребенка поступать так же.
10. Выражение благодарности
Есть один важный психологический момент, знание которого пригодится ребенку в жизни и наверняка добавит очков в его пользу. Речь об умении благодарить людей, которые так или иначе пришли на помощь, говорит Томас Корли. Речь не о материальном поощрении, а о выражении искренней благодарности, позволяющей людям чувствовать себя значимыми. Это значит, что они будут еще не раз готовы прийти на помощь.
11. Одобрение стремления к финансовому благосостоянию
Привычка считать деньги и копить их – один из базовых ментальных кирпичиков в сознании людей, сколотивших состояние. По данным Корли, 73% богачей и только 5% бедняков руководствуются в жизни правилом «80/20», когда 80% месячного дохода уходит на жизнь, а остальные 20% отправляются в «черную кассу». Кроме того, ученый советует с малых лет приучать ребенка к мысли о том, что на любую из своих «хотелок» ему придется заработать или накопить самостоятельно. Нужную сумму отпрыск сможет получить, если, например, будет откладывать 25% от каждой заработанной суммы или подаренных бабушкой денег. Ребенку также будет полезно с детства свыкнуться с мыслью, что все финансовые ситуации в его жизни он формирует сам и сам же за них отвечает. Так считают 79% богатых людей. Большинство финансовых лузеров, наоборот, считают себя жертвой обстоятельств и уверены, что не способны повлиять на ситуацию. Они гораздо чаще рассчитывают на халявные деньги и удачу. Например, на возможность выиграть в лотерею. Среди богачей на подарки судьбы принято рассчитывать, только если они оплачены из личной чековой книжки.
12. Принятие и анализ ошибок
В сознание многих людей с детства накрепко вшита боязнь ошибок. Многим из них не удалось достичь заветных целей только потому, что в свое время учителя и родители накрепко вбили в голову, что ошибка – это плохо, страшно, стыдно и недопустимо. Представьте, чего бы вы уже могли добиться, если бы строгая тетка в очках и с указкой в вашей голове не стояла бы постоянно над душой и не грозила несмываемым позором за каждую оплошность. Пусть у ваших детей все будет по-другому. Убедите их, что ошибиться не страшно, важно не прогуливаться по одним и тем же граблям постоянно. Не идеализируйте себя в глазах ребенка. Пусть он знает про ваши ошибки и, самое главное, про то, что безвыходных положений не существует и вытащить себя за волосы можно из любого болота. Уверенность в этом дает жизненную силу, которая пригодится не только для покорения карьерных высот, но придет на помощь в ситуации, когда кажется, что выхода нет.
13. Обучение управлению временем и планами
Тайм-менеджмент в адаптированном для ребенка формате очень полезен, эффективен и позволяет выработать полезную привычку конструктивного планирования на всю жизнь. Томас Корли советует помогать ребенку составлять ежедневное расписание целей и задач. Этот список можно разместить над его рабочим столом или на двери комнаты, в общем, в любом месте, где ему будет удобно отмечать сделанное, а родителям – отслеживать этот процесс.
14. Управление гневом
Раздражение и гнев – самые дорогие эмоции в мире. Из-за неумения их контролировать люди теряют работу, разводятся, теряют деньги. Умение контролировать эти эмоции поможет избежать необдуманных поступков и их неприятных последствий. Ребенок должен понимать, что суть ситуации и выход из положения становятся очевидными только тогда, когда водная гладь вновь станет зеркально спокойной. Адекватное и размеренное поведение членов семьи в данном случае лучший пример.
15. Ежедневное общение с ребенком
Родители должны дать детям корни и крылья. Это выражение как нельзя точно передает суть эффективного родительства, которое позволит вырастить успешных и счастливых детей. Корли рекомендует ежедневно общаться с детьми, как минимум, в течение часа. Не по телефону, в соцсетях или WhatsApp, а, сидя в одной и той же комнате, лично, пусть даже и непродолжительно. Здесь главное – качество.
Фото: pixabay.com
Обращаюсь к руководителю сайта.
Ваша сотрудница Ольга Бедарева, к стати - редактор, весьма озабочена богатством ее сына!!! Более того, она навязывает свое мнение на сайте!!! Но функция сайта - говорить о том, как стать профессионалом!!!
Я , во-первых, не взял бы ее на работу, а во-вторых - тут же исправил бы эту ошибку!!!!! Ну некогда ей работать по своему функционалу, не до того....
Александру Федотову
Ольга Бедарева - один из лучших авторов Executive.ru. Ее публикации вызывают большой интерес у аудитории, в чем убеждает анализ трафика.
Важнейшие темы Ехе - менеджмент, маркетинг, карьера, финансы, бизнес-образование. Тема, которую Ольга затрагивает в данной публикации, имеет отношение к проблеме владельческой преемственности. См интервью с Виталием Королевым "Готов ли принц к труду и обороне", анонс которого я процитирую:
"Что будут делать российские олигархи, когда поймут, что смертны? Кому поручат свои миллиарды? Роль лидера не передается по наследству: незрелого «принца» сожрут конкуренты или топ-менеджеры. Нужно срочно начинать процесс подготовки к владельческой преемственности, иначе страну ждет новый передел собственности".
PS. Тон разговора я бы предложил сменить на более уважительный.
когда в каждом предложении появляются восклицательные знаки, да еще в количестве более одного, автор высказывания автоматически подпадает под категорию "истеричка". И это мужчина - менеджер по персоналу. Вот уж где задумаешься
1. У Вас написано: "Ольга Бедарева, к стати - редактор".
Правильно: "Ольга Бедарева, кстати - редактор".
Это перекликается с частью "2. Больше полезных книг", ведь чем больше читаешь, тем больше правил правил языка укладывается в голову (как бы само собой).
Хотя, возможно, Вы просто очень эмоциональны. Тогда см. часть "14. Управление гневом".
2. Вы пишете: "...весьма озабочена богатством ее сына!!! Более того, она навязывает свое мнение на сайте!!! Но функция сайта - говорить о том, как стать профессионалом!!!"
Да. Я тоже озабочен благополучием, в том числе финансовым, своих детей. И то, что автор статьи поделилась некоторыми мыслями/рецептами достижения успеха - это хорошо.
В любой статье, так или иначе, выражается мнение пишущего.
Наши дети - это профессионалы, которые заменят нас. Лично у меня старший консультируется уже только по очень некоторым вопросам. Во многом он уже профессиональнее меня (3 курс).
3. Пункты 1, 6-15 можно легко (и полезно) применить к подчинённым, а к самому себе - все пункты без исключения.
Вывод: статья дельная.
На мой взгляд очень полезный материал. Спасибо за статью.
Ольга спасибо Вам за статью! Скажите пожалуйста, как называется первоисточник? Переведена ли эта книга?
Дельная статья. Однозначно в избранное. +
статья хорошая, правда есть противоречащие друг другу моменты. Мотивация деньгами и подарками вредна, но деньги они должны научиться считать и копить.
Мне непонятно одно: почему мотивация баллами лучше мотивации деньгами, если потом эти баллы все равно идут на покупку вещей, услуг, развлечений и проч.? Уже трехлетние дети задают вопросы о том, сколько стоят те или иные вещи. Они понимают, что для этого нужны именно деньги. А баллы зачем вводить? Показать суть конвертации? P.S. Просто выражаю негодование. Автор не первый, кто об этом пишет.
Действительно! Вопрос очень насущный и созревший, даже можно сказать перезревший. Было даже веяние в высоких кругах - создать "школу отцов", потому что влияние отца на ребенка любого пола наиболее действенно, но чаще всего воспитанием детей по факту занятости отца занимаются матери. Женский тип воспитания сводится в основном к защите своего ребенка и опирается на материнский инстинкт, которого у отца нет, и именно поэтому он может смотреть на своего ребенка объективно.