Деньги говорят на английском

Большая часть сотрудников российских компаний сегодня – это люди, которые выросли в СССР, где изучению иностранных языков, по понятным причинам, должного внимания не уделяли. Как результат – современное поколение взрослых людей в России говорит на английском коряво либо не говорит вообще. Это идет вразрез с общемировыми тенденциями развития бизнеса. Проще говоря, сегодня невозможно построить успешный бизнес в изоляции от остального мира. Равно как и оставаться профессионалом, если ты ограничен в общении, доступе к знаниям и новостям. И если российские топы владеют английским еще на приемлемом уровне, то ситуация с менеджерами среднего звена – плачевна. Не говоря уже о рядовых специалистах.

Если сотрудник не владеет иностранным языком, а для работы ему необходим, к примеру, английский, убытки компании в такой ситуации очевидны. Это расходы на переводчика, потери от неточностей перевода (если речь идет о технических вопросах), замедленная коммуникация и т. д. «Не проще ли взять человека с английским?», – спросите вы. Не всегда.

Например, когда речь идет о специалистах узкой направленности. Так, издательству проще взять на работу экономиста и обучить его журналистике, чем нанимать журналиста и учить его экономике. Согласитесь, логика в этом есть.

Но может быть и другая ситуация, когда, на первый взгляд, в работе компании иностранный не требуется. Здесь стоит вернуться к главному тезису этой колонки – в современном мире по-настоящему успешный бизнес в изоляции не построить. Вот лишь некоторые сложности в работе, на которые компания сама себя обрекает, если нанимает сотрудников, не владеющих иностранным:

  • невозможность обслуживать иностранных клиентов (в том числе в России);
  • невозможность оперативно узнавать зарубежные новости индустрии;
  • невозможность нанимать на работу иностранных специалистов (их просто никто не поймет);
  • невозможность участвовать в международных конкурсах;
  • невозможность привлекать иностранных инвесторов и т. д.

Простой, но очень показательный пример: вам звонит потенциальный клиент и говорит на английском. Что происходит в средней российской компании, знакомо всем: трубка телефона кочует до тех пор, пока не попадает в руки к тому, кто сможет принять запрос.

Но иногда звонок иностранца так и остается без ответа – просто не находится специалист, который может проконсультировать клиента на английском. Ту же ситуацию в нашей стране часто приходится наблюдать в банках, отелях, салонах красоты и даже на борту самолетов.

Лучший выход из этой ситуации проинвестировать в сотрудников и организовывать им обучение иностранному языку. Сотрудник, который проходит обучение с конкретной целью, получает колоссальную мотивацию. Кроме того, подобная учеба снимает ряд психологических ограничений, которые возникают при изучении иностранных языков. Работа над языковым барьером в итоге находит отражение и в обычной жизни. Таким образом эффективность обучения увеличивается в несколько раз и решается сразу ряд задач компании.

Приведу хороший пример из жизни. Когда инвестиции в обучение сотрудников иностранному окупились с лихвой и помогло решить стратегическую задачу компании.

Это был проект известной отечественной компании, ключевого игрока на рынке интернет-платежей. Перед ним стояла сложнейшая задача – за несколько месяцев подготовиться к IPO на крупнейшей американской площадке NASDAQ. Профессиональный уровень команды этой компании позволял самостоятельно вести весь процесс, включая подготовку необходимой документации в соответствии с международными стандартами, ведение переговоров с потенциальными партнерами и пр. Единственным препятствием на пути к цели стало недостаточное знание английского языка. И вместо того, чтобы нанимать отдельный штат переводчиков, руководство компании решило обучить всех участников процесса английскому.

Была поставлена цель – в кратчайшие сроки (6 месяцев) обучить команду иностранному языку. Это стало возможным благодаря выбранному формату обучения – каждый сотрудник занимался с преподавателем лично, в удобное для него время и в удобном месте (занятия проходили по Skype). Одни сотрудники занимались с преподавателями рано утром перед выходом на работу, другие – поздно вечером, практически ночью. Некоторые посещали индивидуальные занятия прямо на рабочем месте, а кто-то учился, пока стоял в автомобильной пробке, ведь для обучения нужен только Интернет и желание. В результате сотрудники компании успешно овладели необходимыми навыками для общения и ведения бизнеса на иностранном языке и смогли своими силами вывести компанию на IPO, сэкономив на дорогостоящих услугах переводчиков.

Правда, дистанционное обучение дает такие хорошие результаты далеко не всегда. В моей практике были случаи, когда руководители компаний, имея негативный опыт подобного обучения, с недоверием относились к урокам иностранного по Skype.

К примеру, ранее сотрудничая с языковой школой, которая целый год занималась с сотрудниками и уверяла заказчика, что все ученики успешно осваивают иностранный язык, по завершению обучения оказывалось, что сотрудники по-прежнему не могут общаться на иностранном. Причина этому – отсутствие должного контроля за обучением.

Я считаю, что клиент постоянно должен быть в курсе процесса обучения и знать, насколько эффективно расходуется его бюджет. Поэтому крайне важно, чтобы после каждого занятия клиент видел отчетность – подробные данные прогресса сотрудника. Это позволяет контролировать обучение и на любом этапе его скорректировать. Если сотруднику учеба дается тяжело, с подробной отчетностью легко установить причины и подкорректировать процесс обучения.

По опыту скажу, что все больше руководителей и топ-менеджеров компаний понимают, что знание иностранного языка сегодня – это условие выживания их бизнеса завтра. Оно и неудивительно: в условиях регулярно нависающего кризиса лучшая стратегия – диверсификация источников дохода и выход на международные рынки сбыта. Поэтому знание иностранного языка становится таким же базовым навыком как умение работать на компьютере. Так что сейчас – лучшее время для того, чтобы наверстать то, чему нас не научили в советской школе.

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Рамиль Гайсин
Коллеги, подскажите с такой ситуацией. Мы ООО на осно. Находим заказы на ремонт оборудования. Неп...
Все дискуссии
HR-новости
Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.