Деньги говорят на английском

Большая часть сотрудников российских компаний сегодня – это люди, которые выросли в СССР, где изучению иностранных языков, по понятным причинам, должного внимания не уделяли. Как результат – современное поколение взрослых людей в России говорит на английском коряво либо не говорит вообще. Это идет вразрез с общемировыми тенденциями развития бизнеса. Проще говоря, сегодня невозможно построить успешный бизнес в изоляции от остального мира. Равно как и оставаться профессионалом, если ты ограничен в общении, доступе к знаниям и новостям. И если российские топы владеют английским еще на приемлемом уровне, то ситуация с менеджерами среднего звена – плачевна. Не говоря уже о рядовых специалистах.

Если сотрудник не владеет иностранным языком, а для работы ему необходим, к примеру, английский, убытки компании в такой ситуации очевидны. Это расходы на переводчика, потери от неточностей перевода (если речь идет о технических вопросах), замедленная коммуникация и т. д. «Не проще ли взять человека с английским?», – спросите вы. Не всегда.

Например, когда речь идет о специалистах узкой направленности. Так, издательству проще взять на работу экономиста и обучить его журналистике, чем нанимать журналиста и учить его экономике. Согласитесь, логика в этом есть.

Но может быть и другая ситуация, когда, на первый взгляд, в работе компании иностранный не требуется. Здесь стоит вернуться к главному тезису этой колонки – в современном мире по-настоящему успешный бизнес в изоляции не построить. Вот лишь некоторые сложности в работе, на которые компания сама себя обрекает, если нанимает сотрудников, не владеющих иностранным:

  • невозможность обслуживать иностранных клиентов (в том числе в России);
  • невозможность оперативно узнавать зарубежные новости индустрии;
  • невозможность нанимать на работу иностранных специалистов (их просто никто не поймет);
  • невозможность участвовать в международных конкурсах;
  • невозможность привлекать иностранных инвесторов и т. д.

Простой, но очень показательный пример: вам звонит потенциальный клиент и говорит на английском. Что происходит в средней российской компании, знакомо всем: трубка телефона кочует до тех пор, пока не попадает в руки к тому, кто сможет принять запрос.

Но иногда звонок иностранца так и остается без ответа – просто не находится специалист, который может проконсультировать клиента на английском. Ту же ситуацию в нашей стране часто приходится наблюдать в банках, отелях, салонах красоты и даже на борту самолетов.

Лучший выход из этой ситуации проинвестировать в сотрудников и организовывать им обучение иностранному языку. Сотрудник, который проходит обучение с конкретной целью, получает колоссальную мотивацию. Кроме того, подобная учеба снимает ряд психологических ограничений, которые возникают при изучении иностранных языков. Работа над языковым барьером в итоге находит отражение и в обычной жизни. Таким образом эффективность обучения увеличивается в несколько раз и решается сразу ряд задач компании.

Приведу хороший пример из жизни. Когда инвестиции в обучение сотрудников иностранному окупились с лихвой и помогло решить стратегическую задачу компании.

Это был проект известной отечественной компании, ключевого игрока на рынке интернет-платежей. Перед ним стояла сложнейшая задача – за несколько месяцев подготовиться к IPO на крупнейшей американской площадке NASDAQ. Профессиональный уровень команды этой компании позволял самостоятельно вести весь процесс, включая подготовку необходимой документации в соответствии с международными стандартами, ведение переговоров с потенциальными партнерами и пр. Единственным препятствием на пути к цели стало недостаточное знание английского языка. И вместо того, чтобы нанимать отдельный штат переводчиков, руководство компании решило обучить всех участников процесса английскому.

Была поставлена цель – в кратчайшие сроки (6 месяцев) обучить команду иностранному языку. Это стало возможным благодаря выбранному формату обучения – каждый сотрудник занимался с преподавателем лично, в удобное для него время и в удобном месте (занятия проходили по Skype). Одни сотрудники занимались с преподавателями рано утром перед выходом на работу, другие – поздно вечером, практически ночью. Некоторые посещали индивидуальные занятия прямо на рабочем месте, а кто-то учился, пока стоял в автомобильной пробке, ведь для обучения нужен только Интернет и желание. В результате сотрудники компании успешно овладели необходимыми навыками для общения и ведения бизнеса на иностранном языке и смогли своими силами вывести компанию на IPO, сэкономив на дорогостоящих услугах переводчиков.

Правда, дистанционное обучение дает такие хорошие результаты далеко не всегда. В моей практике были случаи, когда руководители компаний, имея негативный опыт подобного обучения, с недоверием относились к урокам иностранного по Skype.

К примеру, ранее сотрудничая с языковой школой, которая целый год занималась с сотрудниками и уверяла заказчика, что все ученики успешно осваивают иностранный язык, по завершению обучения оказывалось, что сотрудники по-прежнему не могут общаться на иностранном. Причина этому – отсутствие должного контроля за обучением.

Я считаю, что клиент постоянно должен быть в курсе процесса обучения и знать, насколько эффективно расходуется его бюджет. Поэтому крайне важно, чтобы после каждого занятия клиент видел отчетность – подробные данные прогресса сотрудника. Это позволяет контролировать обучение и на любом этапе его скорректировать. Если сотруднику учеба дается тяжело, с подробной отчетностью легко установить причины и подкорректировать процесс обучения.

По опыту скажу, что все больше руководителей и топ-менеджеров компаний понимают, что знание иностранного языка сегодня – это условие выживания их бизнеса завтра. Оно и неудивительно: в условиях регулярно нависающего кризиса лучшая стратегия – диверсификация источников дохода и выход на международные рынки сбыта. Поэтому знание иностранного языка становится таким же базовым навыком как умение работать на компьютере. Так что сейчас – лучшее время для того, чтобы наверстать то, чему нас не научили в советской школе.

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы регионы с самыми высокими зарплатными предложениями

Москва оказалась лишь на четвертом месте.

Работодатели чаще стали применять контроффер для удержания сотрудников

Конкуренция за кандидатов среди работодателей становится все более ощутимой.

Каждая пятая компания проверяет кредитные истории кандидатов

Среди соискателей с подобными проверками сталкивался каждый десятый.

В 70% компаний сотрудники продолжают работать во время болезни

Только в 26% компаний сотрудники, которые берут официальный больничный, действительно не работают во время него.