Я – соучредитель рекламного агентства. 10 лет моей деятельности связаны с интернет-маркетингом, четыре из них веду собственный бизнес. Почему я решил затронуть тему выбора? Из-за уверенности, что мои ошибки молодости послужат мануалом «как делать не нужно» и помогут вам сэкономить время, силы и нервы. Новоиспеченные руководители, вам сюда!
Когда ты занимаешься собственным делом, масштабы выбора значительно возрастают. «Хм, выбрать «Грибную» или «Маргариту?» – этот вопрос уже не кажется сложным, ведь появились куда более серьезные проблемы в виде финансовых рисков или, например, обязательств перед партнерами. Поначалу этот груз ответственности меня пугал, он как бы шептал на ухо: «Псс, парень, тебе нельзя облажаться». И я боялся. Потом прокрастинировал и цепенел. Каждое последующее действие давалось сложнее предыдущего, потому что в формуле «идеального решения» появлялось все больше переменных. Самое ценное, что я терял в этой погоне – время.
Прошло несколько лет, я стал лучше, и делюсь своим опытом с вами. Далее буду оперировать историческими примерами, один из них личный. Итак, чем же нужно руководствоваться при принятии решений?
Ситуация 1. Кто красавчик: Влад или Женя?
Разговор между моим другом и его партнером. Один из дискутирующих, Влад, был беспечен:
– Это всего лишь сотрудники! Подумаешь, подождут. Заплатим 15 января.
– Договаривались же до Нового года.
– Переиграем. Возможность слетать на Бали лично с Петром не каждый раз же выпадает.
– Брать из обработки на инфо-тусы – не лучший ход, Влад.
– Мы предприниматели, в конце концов! Можем себе позволить.
Влад поехал отдыхать с Петром, чтобы набраться сил и новых идей для бизнеса. Снял всю кассу, выключил телефон, дабы лучше набиралось в тишине и «правильном» окружении. Важно сказать о Петре: он действительно был крут, настоящая акула бизнеса. А Женька остался выплачивать зарплату команде.
Конец января. Влад свеж и полон идей. Он возвращается в офис и заявляет:
– Жека, мы такой план набросали на Бали! Еще чуть-чуть и станем первыми, федеральной компанией. А наливать нам кофе будет сама Моника Беллучи!
– Знаешь, я новое юрлицо открыл. И 80% команды со мной уходят.
Влад сделал выбор в сторону нового и неизвестного, перенял много опыта и загорелся идеей. Женя выбрал держать слово перед сотрудниками и остаться в кругу проверенных людей. Кто прав? Вопрос остается открытым.
Братья и сестры, самая главная ошибка – думать, что существует идеальное решение. Пока вы находитесь в поисках чего-то несуществующего, боитесь рисковать и играть по своим правилам, ваши конкуренты пробуют разные идеи, взлетают и падают, набираются опыта и растут.
А теперь предлагаю вспомнить «Войну и мир» и Андрея Болконского. Князь Андрей – герой колеблющийся, сомневающийся и ищущий себя. Что он сделал, чтобы приблизиться к «просветлению»? Пошел воевать. Сделал решительный шаг и кардинально изменил свою жизнь. Теперь предположим, что вместо этого он сидел бы по вечерам с бокалом вина и рассуждал о тщетности бытия. В таком случае он бы не постиг самых важных истин о том, что счастье – в мелочах, не вырос как личность.
Важна ли правильность мотивов при этом? Тоже нет. Болконский изначально рассчитывал на славу и признание, а получил эффект совсем другого качества. Хоть он и пытался, но не смог спрогнозировать ситуацию.
Ситуация 2. Казнить нельзя помиловать
Самая сложная часть войны Франции со всей Европой. Приказ императора: кто уснет в карауле – смертная казнь. Идет вечером Наполеон, видит, караульный спит. Что же сделал император? Взял штык у караульного и достоял за него полтора часа до самого расцвета. Несмотря на ворох своих дел.
Мелко? Не по статусу? Быть может. Зато солдаты знали, что император вместе с армией, а не оторванный от народа Людовик XVIII. А теперь предположим, что караульного отправили на казнь. Стимул «не спать» стал еще сильнее, но в его основе лежит не уважение, а страх. Так что лучше? Снова вопрос остается без ответа. Наглядная демонстрация того, что понятие «правильного решения» очень абстрактное. Надеюсь, теперь вы понимаете, что гнаться за ним – не лучшая идея.
Ситуация 3. Как Ли Якокка компанию с колен поднимал
Компания Chrysler стремительно скатывается в небытие. Появляется новый управляющий Ли Якокка. Что он видит? Все латают пожары, среди персонала торжествует некомпетентность и абсолютное безразличие. Положение дел ужасное.
Поговорил со всеми топ-менеджерами, взвесил ситуацию, уволил пару десятков вице-президентов по причине профнепригодности, а себе сделал зарплату 1 доллар, пока компания в кризисе. Все воспряли духом. За пару лет компания не просто выбралась из кризиса, а еще и преуспела на рынке. Каким-то образом это сработало лучше, чем устроить корпоратив среди топ-менеджмента с вином и гуриями, и даже лучше покупки нового бизнес-джета.
В основе успеха Ли лежит решительность и планомерность. Ни третье око, ни образование (по специальности Якокка – инженер, никаких степеней MBA у него за плечами не было), ни случайность, а умение отбросить сомнения в сторону и взять бразды правления в свои руки.
Ситуация 4. Урок бизнес-лидерства от Македонского
Пустыня. Александр Македонский ведет армию в поход. Возникает проблема: кончилась вода, а оазиса все нет и нет. Александру приносят шлем воды:
– Царь, мы нашли последнюю воду. Выпей.
– Для одного человека слишком много, а для армии слишком мало, – молвил Александр и вылил воду в песок.
Возник резонанс. Энергии хватило дойти до оазиса. Несмотря на весь груз ответственности в виде армии за спиной, Македонский не растерялся и дал реакцию. От жажды погибло меньше человек, чем в итоге спаслось.
О чем это я? В пустыне медлить нельзя – велик шанс умереть от жажды. С бизнесом ситуация аналогичная. Молодому предпринимателю легко перегореть, если он будет думать слишком много. Скилл лидерства набивается так же, как и любой другой: методом тренировок. Поэтому самое лучшее, что вы можете сделать – просто двигаться и развиваться в своем темпе.
Так в чем соль?
Есть ваше решение. Какая к черту разница – насколько оно «идеальное», если вы убиваете кучу времени на сомнения и нерешительность. Страх лишает вас возможности реагировать быстро и опережать ваших конкурентов. В подтверждение моих слов загуглите историю любой крупной корпорации. Картина маслом: жил-был Вася – словил инсайт – не стал ждать, пока другой Вася словит инсайт покруче – сделал бизнес.
Друзья, будьте самими собой.
Фото в анонсе: pixabay.com
Цитата - В подтверждение моих слов загуглите историю любой крупной корпорации. Картина маслом: жил-был Вася – словил инсайт – не стал ждать, пока другой Вася словит инсайт покруче – сделал бизнес. Друзья, будьте самими собой.
Я дал бы другой совет - принятие решение - важная функция управления. И лучше ее выполнять на основе знаний, а не инсайта. Любая крупная компания создает себе легенду - как оно было реально, докопаться до истины не так просто.
Сейчас стали более модными истории не успехов, а факапов - https://fuckupnights.com/moscow/?locale=en
Я не думаю, что заявленная автором проблема действиетльно самая главная... Мне кажется, не менее важно - видеть перспективы и возможности.
Интересная история «Влад поехал отдыхать с Петром».
«О, времена, о нравы!» (лат. «O tempora! O mores!» Марк Туллий Цицерон)
Правильно Женя сделал, что у шёл от Влада.
Я бы ещё понял, если бы Влад обещал свою девушку свозить на Бали, и та поставила условия: «Или едем, или давай хоть сейчас разбежимся!»
Но, и в этом случае, я бы на месте Влада подумал, что нужна ли такая девушка, которая ставит такие условия? А что дальше?
А тут Влад снял всю кассу, по сути кинул партнёра, мол разбирайся без меня, а я за новыми впечатлениями!
Женя – разобрался!
И что значит, чтобы «сама Моника Беллучи» была у меня на посылках!
Во-первых, женщина, которая старше Влада в два раза, и в тыщу раз богаче, мне кажется не захочет бегать с подносом.
Во-вторых, есть у нас одна пара, где жена старше мужа, и дай бог им здоровья!
Не по Сеньке шапка!
Да, и Пётр его больше интересует…
С Пертом можно было бы встретиться в ресторане и обсудить новые идеи. Было бы и дешевле, и Женя бы принял участие, и Влад бизнес не потерял. Но…
Ли Якокка придя в компанию Chrysler, во-первых, навёл порядок с модельным рядом и ценообразованием. Компания с его помощью встала в рамки целевого сегмента.
Во-вторых, в 1964 году выпустил на рынок легендарный автомобиль — «Мустанг». Только за один год было продано около 418 тыс. автомобилей.
Вполне логичный маркетинговый подход, а не "идеальное" решение.
Генри Форд сказал: «Если вы думаете, что не сможете выполнить что-то, то вы и не сможете. Все очень просто».
Павел, Вы зря в один ряд выстроили то, что смешивать нельзя.
Решения и Влада и Жени "попахивают" подлостью - один "кинул" партнера, а второй - коллектив, а ВСЕ остальные примеры решений - это решения, основанные на благородстве, а не на эгоизме (как в первом случае).
Как говорят в Одессе - "Это две большие разницы".
По сути - есть два способа зарабатывать деньги. Первый - "кидать" партнеров, клиентов и сотрудников. Второй - строить конкурентоспособный бизнес.
И главный выбор бизнесмена именно в этом.
Тут есть еще один момент - Влад выключил телефон, так что он сам исключил себя из системы принятия решений.
Можно предположить, что если бы он был на связи, решение могло быть другим.
Пример про Влада и Женю - это банальный пример того, как разбегаются партнеры.
Такое происходит тысячи раз на день, по всему миру.
И на 99% отъезд Влада, был лишь поводом, позволившем Жене в этой ситуации, "отколоться" с высоко поднятой головой и увести с собой народ.
К сожалению, много нюансов этой ситуации, осталось "за кадром". А все знают, что "дьявол скрывается в деталях"
Напрмер, мне очень интересно продолжение слов автора статьи:
Как Вы видите, разные ответы на эти вопросы, предполагают совершенно разное видение ситуации...
Самое плохое решение - не принятое решение.
Но вот позабавило "Все латают пожары". Я тоже люблю пословицы переделывать:
- волосы в жилах стынут
- не всё скоту масленница.
- руки по локоть в пуху
- рыльце в крови.
Павел, статья интересна. Но есть нюансы которые бросаются в глаза прям сразу:
1. Автор видит путь достижения успеха как некий поток "лайфаков", а не построение рабочей системы управления.
2. В приведенных примерах право на "озарение" и его воплащение было исключительно у первого лица. То есть в огромной фирме есть только одна голова которая генерит правильные идеи, а остльные их воплощают и восхищаются 1 лицом.
3. Упор на личную эффективность в ущерб эффективности коллектива.
4. Отсутствие понимания разницы между системными и надсистемными решениями.
5. Показная жертвенность и пропаганда мазохизма в каждом примере.
6. Некритичное отношение к инсайтам.
Цитата - Влад сделал выбор в сторону нового и неизвестного, перенял много опыта и загорелся идеей. Женя выбрал держать слово перед сотрудниками и остаться в кругу проверенных людей. Кто прав? Вопрос остается открытым.
Вопрос закрыт - только сформулирован он странно, покольку на самом деле - Влад не выплатил вовремя зарплату (хот возможность была). А Женя не согласился с этим. Теперь вопрос Кто прав? - становится риторическим.
Цитата - Болконский изначально рассчитывал на славу и признание, а получил эффект совсем другого качества. Хоть он и пытался, но не смог спрогнозировать ситуацию.
Анализ литературного произведения я бы оставил литературным критикам. Что не смог спрогнозировать Болконский? Где и чего он пытался спрогнозировать? (стало любопытно)
Цитата - Идет вечером Наполеон, видит, караульный спит. Что же сделал император? Взял штык у караульного и достоял за него полтора часа до самого расцвета. Несмотря на ворох своих дел.
Просто плохой менеджмент. Из-за этого не сделанного вороха дел могло погибнуть много солдат.