Можно ли развить в себе качества харизматичного лидера?

Харизма – это искорка в человеке, которую не купишь за деньги.
Это невидимая энергия с видимым эффектом.
Марианна Уильямсон

Бизнес в настоящее время находится в непростой экономической ситуации, которую характеризует большая степень турбулентности и неопределенности. Одной из основных проблем управления в текущих условиях является негативное психологическое состояние части персонала. Многие люди в этих непростых условиях работают менее эффективно, вследствие того, что они не уверены в позитивном результате, будущем компании, у них преобладают пессимистические настроения и прогнозы. Очевидно, что ряд компаний находятся в экстремальной ситуации, они фактически ведут борьбу за выживание. Другие развиваются слишком медленно или вовсе не развиваются.

В таких случаях особое значение приобретает способность руководителя оказывать позитивное воздействие на персонал, вселять в него уверенность в конечном результате, умение вести людей за собой. Вполне очевидно, что нынешнее управление смело можно назвать кризисным, экстремальным. А в условиях такого типа управления старые методы действуют плохо или вовсе не действуют. Нужны другие методы, соответствующие текущему моменту. Без сомнения нынче пришло время лидеров, сильных менеджеров, неординарных людей, умеющих руководить даже в самых неблагоприятных условиях. Потребность в них всегда возникает в период социальных и экономических изломов, глобальных вызовов. А вот в благополучные периоды они менее востребованы, с управлением справляются вполне посредственные и даже откровенно слабые менеджеры.

Проблема состоит в том, что далеко не все руководители обладают качествами лидера, ведь статус начальника еще не гарантирует их наличие. Всем известны примеры, когда начальник формально наделен статусом лидера, но фактически таковым не является, он как бы имитирует лидерскую роль (его можно назвать лидер-симулякр). Но имитация не ведет к результату! Существует особый вид лидерства – харизматическое лидерство, которое подразумевает осуществление лидерской функции за счет редкого личностного качества человека – харизмы. Под харизмой понимают эмоционально-психические способности человека, благодаря которым его оценивают как одаренного особыми качествами и способного оказывать эффективное влияние на людей.

Способность воздействия на людей – неотъемлемая характеристика харизматика. Известно, что харизматические руководители могут убедить в своей точке зрения различные аудитории, в том числе и подчиненный им персонал. Делают это они с помощью рациональных аргументов, эмоционального, энергетического воздействия. Руководитель-харизматик направляет в нужное русло действия своего персонала, благодаря чему достигает высоких целей. Большинство из выдающихся людей бизнеса обладали или обладают харизмой, хотя это не всегда очевидно для других. Дело в том, что часто носителем харизмы считают исключительно обладателей холерического темперамента, громкого голоса, высокого роста или прочих внешних атрибутов. В действительности же, носителем харизмы нередко является человек, который не вписывается в эти шаблонные представления. Он может быть тихим человеком с заурядной внешностью, но при этом обладать большой внутренней силой, энергией, управленческим талантом. В истории известно много примеров харизматиков, которые внешне не выделялись из ряда других людей.

Что характеризует личность как носителя харизмы?

Харизматика отличают следующие характеристики:

  • энергичность;
  • высокий волевой потенциал;
  • интеллектуальные способности;
  • коммуникативные способности;
  • нестандартность поведения, решений;
  • самостоятельность;
  • стрессоустойчивость.

Приведенные характеристики являются основой воздействия харизматической личности на других людей. Например, воздействие харизматика на персонал проявляется в том что:

  • персонал верит, что точка зрения руководителя правильная, не сомневается в полученных указаниях;
  • персоналу передается уверенность в собственных силах;
  • персонал получает точные и решительные распоряжения;
  • персонал знает, что харизматик берет на себя ответственность;
  • возникает синергетический эффект за счет единой позиции персонала.

Как человек становится харизматическим лидером?

Традиционная точка зрения на этот вопрос предполагала, что харизма – дар, который человек получает при рождении или в результате воспитания в детстве и юности. В наше время мнение по этому вопросу изменилось, еще в 1980-е годы Уоррен Беннис и Берт Нанус в книге «Лидеры», а также Бернард Басс в книге «Трансформационное лидерство. Влияние на производственную, военную и образовательную сферы» высказали точку зрения, согласно которой харизматическому лидерству можно научиться в ходе осознанного личного развития. По их мнению, такому развитию способствует образование и опыт, приобретенный в различных сферах жизни. Харизматического лидера они стали называть трансформационным лидером, поскольку он наделен способностью изменения действительности за счет своего энергетического потенциала. Такая оптимистическая точка зрения позволяет людям, которые изначально не обладают харизматическими задатками, поставить себе цель развития харизмы и добиться ее достижения. Получается, что если нужно в трудные времена стать харизматиком, то желанной цели можно добиться. Главное – поставить ее себе и упорно двигаться к ней.

Очевидно, что большой части отечественных компаний нужны серьезные, даже глобальные трансформации, а они возможны только при наличии соответствующих менеджеров-лидеров. Надеяться на руководителей-середняков не приходится. В течение последних 25 лет, когда у нас началось системное развитие менеджмента, большое число действующих или будущих менеджеров прошли подготовку на различных учебных программах, но в целом общий уровень управления в стране по-прежнему трудно назвать высоким. Основных причин такого положения дел несколько, среди них и отсутствие у большинства руководителей даже малейших признаков харизмы, лидерских качеств.

А как могло быть иначе, когда на руководящие должности людей назначали не по выдающимся личным качествам, а по знакомству и прочим подобным причинам? В начале 1990-х годов казалось, что переход к рыночной экономике все изменит, но оптимизм оказался преждевременным. По-прежнему в кабинете с табличкой «Директор» можно увидеть посредственных личностей, непонятно как оказавшихся в своих креслах, в которых не верит персонал компании и за которыми он не пойдет «в огонь и воду», а пойдет в лучшем случае в ресторан. Многие из таких людей и сами не верят в себя, куда уж тут других вдохновлять…

Естественно появляется закономерный вопрос: «Где на всех набрать харизматических лидеров, когда их в обществе совсем немного?». Возвращаясь к мыслям Бенниса, Нануса и Басса можно сделать вывод, что решением проблемы является воспитание харизматиков посредством обучения, коучинга, самостоятельной подготовки и других методов личностного развития. Тут уж не обойтись без самостоятельного вытягивания из болота по методу барона Мюнхгаузена. Трудно, необычно, вызывает сомнения? Да, все это так. Но, как известно, дорогу осилит идущий.

А как дело обстоит в реальности? Много ли курсов менеджмента предполагает развитие харизматических качеств? Сколько преподавателей, тренеров разработали соответствующие учебные программы? В действительности основная часть учебных программ по менеджменту предполагает получение теоретических знаний о том, что такое харизма и зачем она нужна. Но курсов, где из человека со средними задатками делают настоящего харизматика, очень мало, хотя некоторые прецеденты уже есть. Если исходить из точки зрения, что спрос рождает предложение, то в ближайшей перспективе мы увидим рост интереса к развитию харизматичности у руководителей, появление новых учебных программ, методик, книг, видео. Самой главное, чтобы предложение по своему качеству соответствовало глобальности цели и пониманию сложности ее достижения. Тогда и результат не заставит себя ждать.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Юрий Кая, Алексей Колик
Руководитель, Беларусь

Замечательно!
Спасибо за статью

Консультант, Беларусь

Вам, Юрий, спасибо за позитивную оценку статьи!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.