HR-технологии в госсекторе: обзор ситуации

Основной фокус программ цифровизации государственного управления — на развитии онлайн-сервисов для населения. По указу президента, к 2030 году 99% массовых социально-значимых госуслуг должны быть доступны в электронном виде. 

Однако в последний год заметен тренд и на совершенствование внутренних процессов в органах государственной и муниципальном власти, а также госпредприятий. Например, до 1 ноября 2024 года правительство проводит эксперимент по отбору сотрудников на госслужбу с помощью искусственного интеллекта (ИИ). Для этого будет использоваться платформа «Государственные кадры» на базе «Гостеха», она должна автоматизировать процессы найма, развития и оценки чиновников. На первом этапе ИИ занимается отбором: анализирует резюме и проводит первичное собеседование с кандидатами.

Другой эксперимент — по внедрению в федеральных органах власти кадрового электронного документооборота (КЭДО) — продлили до ноября 2024 года, подключив к нему госкомпании. Пилотный проект предусматривает отказ от бумажных документов, связанных с работой, в пользу электронных. В нем участвуют Минцифры, Минэкономики, Минэнергетики, ФНС и другие ведомства. Ожидается, что после завершения эксперимента все госорганы и госкомпании перейдут на КЭДО.

Госпредприятия уже начинают использовать цифровые документы. Так, в рамках нацпроекта «Производительность труда» 196 петербургских организаций, в том числе государственных, переведут на кадровый ЭДО.

Зачем госсектору HR Tech

Интерес к HR-технологиям со стороны госорганов и госкомпаний растет, и для этого есть три веские причины.

Первая — конкуренция за кадры. Дефицит на рынке труда — общая проблема бизнеса и госсектора. При этом органам государственной и муниципальной власти, различным фондам, бюджетным организациям и госпредприятиям приходится конкурировать за специалистов с коммерческими компаниями. А бизнес активно оцифровывает HR-процессы, совершенствует системы найма сотрудников, запускает программы их развития и удержания.

Этому уделяется колоссальное внимание: объем рынка решений HR Tech в 2023 году вырос в 1,5 раза до 78 млрд руб., по данным Smart Ranking. И госсектору важно не отставать, создавая комфортные условия труда и используя продвинутые инструменты привлечения ценных специалистов.

Вторая причина роста интереса к HR Tech со стороны госсектора — необходимость повышать эффективность процессов. Это значит, делать их более прозрачными и быстрыми. Такой результат достигается за счет внедрения IT-решений в сфере управления персоналом.

Это подтверждают существующие кейсы: например, Белгородский информационный центр с помощью сервиса КЭДО ускорил подписание кадровых документов с 3 дней до 3-5 минут. Счетная палата РФ с помощью платформы Websoft HCM повысила эффективность обучения сотрудников, а также получила инструменты для распределения и контроля задач. В результате удалось освободить тысячи человеко-часов при росте производительности и качества работы.

Третья причина — технологии помогают экономить бюджет. Использование платформенных решений — один из глобальных технологических трендов 2024 года в госсекторе, отмечает Gartner. Многие решения в сфере HR Tech представляют собой платформы — готовые решения, которые можно быстро настроить под потребности организации и запустить в эксплуатацию. Не нужны масштабные инвестиции в разработку, а экономическая эффективность заметна с первого года использования. Такую модель давно использует бизнес.

Самые востребованные направления HR-технологий в госсекторе сейчас — это автоматизация найма, кадровый электронный документооборот и сервисы самообслуживания (выдача справок, расчетных листков, расчет отпускных дней и т.д.).

Что может пойти не так

Реализация проекта по автоматизации HR-процессов в госсекторе, как правило, сложнее, чем в коммерческих компаниях: требуется больше документов для оформления сотрудничества с поставщиком решения, нужно соблюдать принятые в организации регламенты и процедуры (а они затягивают весь процесс), могут потребоваться дополнительные проверки решения на предмет безопасности и соответствия законодательным требованиям и т.д. Но все это преодолимо — нужны специалисты, разбирающиеся в процессе закупок, и желание обеих сторон. Сложнее с человеческим фактором.

В госсекторе, как и во многих других консервативных сферах, часто работают люди с низким уровнем цифровой грамотности. Они настороженно относятся к новым технологиям: у них нет четкого понимания, в чем их польза, опыта использования разнообразных IT-сервисов. Часто люди просто боятся, что их «заменит робот». И могут препятствовать внедрению HR-решений, саботировать их использование в ежедневной работе. Поэтому очень важно уделить внимание работе с сотрудниками, которые будут пользоваться IT-решением, на протяжении всего проекта.

Например, нельзя заставить человека использовать цифровые документы: 377-ФЗ оставляет право работникам отказаться от перехода на кадровый ЭДО и требовать у работодателя оформлять все документы на бумаге. Если «отказников» больше 40%, то экономический эффект от реализации проекта не будет впечатляющим.

В случае с внедрением КЭДО особенно важно остановиться на теме безопасности: объяснить, что цифровые документы имеют ту же юридическую силу, что и бумажные, но не могут потеряться или повредиться. Стоит наглядно продемонстрировать, как именно будет организован новый процесс и в чем его преимущество для работников. Для этого стоит организовать серию очных семинаров и онлайн-вебинаров совместно с поставщиком решения.

Обязательно нужно начинать автоматизацию HR-процессов с пилотного проекта. В него можно включить от 100 до 2 тыс. человек, в зависимости от размера организации. Это позволит понять, с какими сложностями сталкиваются сотрудники в рамках нового процесса, устранить их, найти аргументы для работы с возражениями. Благодаря этому опыту будет проще масштабировать IT-решение на всю организацию.

Запустив проект, важно мотивировать людей действовать по-новому. С одной стороны, демонстрировать удобство внедренного процесса, с другой – ввести ограничения на реализацию старых способов работы. В случае с КЭДО, например, стоит запретить присылать фотографии заявлений по электронной почте.

* * *

Сейчас эксперименты по использованию HR-технологий проходят в федеральных органах власти и госкорпорациях. Успешный опыт будет масштабироваться в регионы — местным органам власти и госпредприятиям важно следить за кейсами и нововведениями, готовиться к новым форматам работы с кадрами уже сегодня.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Новосибирск

Тема интересная, но что-то я не увидел в статье именно HR-технологий.

Технологии HR-документооборота есть, а собственно содержательной работы с людьми не видно.

Но уже то, что описывается, имеет значение, я, правда, уже сталкивался с такой работой еще в 1982 году, но тогда это еще только в институтах Академии наук и управлениях делами могли начинать делать.

Несомненно, это большой прогресс, то, что описано в статье, и даже терминов непонятных нет.

Наверное, статью IT-шник писал, а не HR-менеджер.
:)))

Консультант, Нижний Новгород

Как рухнет вот если интернет или какой-нибудь криворукий специалист попытается что-то улучшить, и улетят все цифровые документы в тартарары ) Как на этой платформе, например, исчезла часть личной переписки после улучшений (

Консультант, Новосибирск
Ирина Плотникова пишет:

Как рухнет вот если интернет или какой-нибудь криворукий специалист попытается что-то улучшить, и улетят все цифровые документы в тартарары ) Как на этой платформе, например, исчезла часть личной переписки после улучшений (

Да. Эта платформа часто зависает в прайм-тайм, и некоторые комментарии могут не сработать.

А могут и сработать, но этого не видно.

Наверное, из-за этого могут появиться копии одного и того же комментария.

Приходится специально проверять, как отразился комментарий.

А платформа после введения комментария куда-то переходит с нужной страницы, приходится как-то возвращаться назад.

Несколько утомительно получается.

Аналитик, Москва
Николай Сычев пишет:
Ирина Плотникова пишет:

Как рухнет вот если интернет или какой-нибудь криворукий специалист попытается что-то улучшить, и улетят все цифровые документы в тартарары ) Как на этой платформе, например, исчезла часть личной переписки после улучшений (

Да. Эта платформа часто зависает в прайм-тайм, и некоторые комментарии могут не сработать.

Да, сайт работает безобразно. Ну потерпим, ради удовольствия общения. Я бы в первую очередь поменял провайдера. Задержка идёт четко на его узле.

По статье - очень важная статья, но хотел бы обратить внимание, что автор рассматривает только региональные и федеральные структуры. Там хорошие подвижки, большие успехи. В рамках Москвы, например,прекрасно работает ЭДО.

Но есть ещё муниципальный уровень, там всё не так радужно. Я не видел ни разу каких-то нр-систем на этом уровне. Да и стремления нет. На самомо низком уровне муниципального уровня любую систему внедрить очень сложно. И нет там никакой конкуренци  с кадрами. 

Плотно занмался, например, системой распределения квот для иностранной рабочей силы (хотя это региональный уровень). Всё делалось на энтузиазме, на "давайте всё-таки решим эту проблему". Верхи смотрели на это, как на пустую забаву, типа, вам и экселя хватит. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.