HR-технологии в госсекторе: обзор ситуации

Основной фокус программ цифровизации государственного управления — на развитии онлайн-сервисов для населения. По указу президента, к 2030 году 99% массовых социально-значимых госуслуг должны быть доступны в электронном виде. 

Однако в последний год заметен тренд и на совершенствование внутренних процессов в органах государственной и муниципальном власти, а также госпредприятий. Например, до 1 ноября 2024 года правительство проводит эксперимент по отбору сотрудников на госслужбу с помощью искусственного интеллекта (ИИ). Для этого будет использоваться платформа «Государственные кадры» на базе «Гостеха», она должна автоматизировать процессы найма, развития и оценки чиновников. На первом этапе ИИ занимается отбором: анализирует резюме и проводит первичное собеседование с кандидатами.

Другой эксперимент — по внедрению в федеральных органах власти кадрового электронного документооборота (КЭДО) — продлили до ноября 2024 года, подключив к нему госкомпании. Пилотный проект предусматривает отказ от бумажных документов, связанных с работой, в пользу электронных. В нем участвуют Минцифры, Минэкономики, Минэнергетики, ФНС и другие ведомства. Ожидается, что после завершения эксперимента все госорганы и госкомпании перейдут на КЭДО.

Госпредприятия уже начинают использовать цифровые документы. Так, в рамках нацпроекта «Производительность труда» 196 петербургских организаций, в том числе государственных, переведут на кадровый ЭДО.

Зачем госсектору HR Tech

Интерес к HR-технологиям со стороны госорганов и госкомпаний растет, и для этого есть три веские причины.

Первая — конкуренция за кадры. Дефицит на рынке труда — общая проблема бизнеса и госсектора. При этом органам государственной и муниципальной власти, различным фондам, бюджетным организациям и госпредприятиям приходится конкурировать за специалистов с коммерческими компаниями. А бизнес активно оцифровывает HR-процессы, совершенствует системы найма сотрудников, запускает программы их развития и удержания.

Этому уделяется колоссальное внимание: объем рынка решений HR Tech в 2023 году вырос в 1,5 раза до 78 млрд руб., по данным Smart Ranking. И госсектору важно не отставать, создавая комфортные условия труда и используя продвинутые инструменты привлечения ценных специалистов.

Вторая причина роста интереса к HR Tech со стороны госсектора — необходимость повышать эффективность процессов. Это значит, делать их более прозрачными и быстрыми. Такой результат достигается за счет внедрения IT-решений в сфере управления персоналом.

Это подтверждают существующие кейсы: например, Белгородский информационный центр с помощью сервиса КЭДО ускорил подписание кадровых документов с 3 дней до 3-5 минут. Счетная палата РФ с помощью платформы Websoft HCM повысила эффективность обучения сотрудников, а также получила инструменты для распределения и контроля задач. В результате удалось освободить тысячи человеко-часов при росте производительности и качества работы.

Третья причина — технологии помогают экономить бюджет. Использование платформенных решений — один из глобальных технологических трендов 2024 года в госсекторе, отмечает Gartner. Многие решения в сфере HR Tech представляют собой платформы — готовые решения, которые можно быстро настроить под потребности организации и запустить в эксплуатацию. Не нужны масштабные инвестиции в разработку, а экономическая эффективность заметна с первого года использования. Такую модель давно использует бизнес.

Самые востребованные направления HR-технологий в госсекторе сейчас — это автоматизация найма, кадровый электронный документооборот и сервисы самообслуживания (выдача справок, расчетных листков, расчет отпускных дней и т.д.).

Что может пойти не так

Реализация проекта по автоматизации HR-процессов в госсекторе, как правило, сложнее, чем в коммерческих компаниях: требуется больше документов для оформления сотрудничества с поставщиком решения, нужно соблюдать принятые в организации регламенты и процедуры (а они затягивают весь процесс), могут потребоваться дополнительные проверки решения на предмет безопасности и соответствия законодательным требованиям и т.д. Но все это преодолимо — нужны специалисты, разбирающиеся в процессе закупок, и желание обеих сторон. Сложнее с человеческим фактором.

В госсекторе, как и во многих других консервативных сферах, часто работают люди с низким уровнем цифровой грамотности. Они настороженно относятся к новым технологиям: у них нет четкого понимания, в чем их польза, опыта использования разнообразных IT-сервисов. Часто люди просто боятся, что их «заменит робот». И могут препятствовать внедрению HR-решений, саботировать их использование в ежедневной работе. Поэтому очень важно уделить внимание работе с сотрудниками, которые будут пользоваться IT-решением, на протяжении всего проекта.

Например, нельзя заставить человека использовать цифровые документы: 377-ФЗ оставляет право работникам отказаться от перехода на кадровый ЭДО и требовать у работодателя оформлять все документы на бумаге. Если «отказников» больше 40%, то экономический эффект от реализации проекта не будет впечатляющим.

В случае с внедрением КЭДО особенно важно остановиться на теме безопасности: объяснить, что цифровые документы имеют ту же юридическую силу, что и бумажные, но не могут потеряться или повредиться. Стоит наглядно продемонстрировать, как именно будет организован новый процесс и в чем его преимущество для работников. Для этого стоит организовать серию очных семинаров и онлайн-вебинаров совместно с поставщиком решения.

Обязательно нужно начинать автоматизацию HR-процессов с пилотного проекта. В него можно включить от 100 до 2 тыс. человек, в зависимости от размера организации. Это позволит понять, с какими сложностями сталкиваются сотрудники в рамках нового процесса, устранить их, найти аргументы для работы с возражениями. Благодаря этому опыту будет проще масштабировать IT-решение на всю организацию.

Запустив проект, важно мотивировать людей действовать по-новому. С одной стороны, демонстрировать удобство внедренного процесса, с другой – ввести ограничения на реализацию старых способов работы. В случае с КЭДО, например, стоит запретить присылать фотографии заявлений по электронной почте.

* * *

Сейчас эксперименты по использованию HR-технологий проходят в федеральных органах власти и госкорпорациях. Успешный опыт будет масштабироваться в регионы — местным органам власти и госпредприятиям важно следить за кейсами и нововведениями, готовиться к новым форматам работы с кадрами уже сегодня.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Специалист, Новосибирск

Тема интересная, но что-то я не увидел в статье именно HR-технологий.

Технологии HR-документооборота есть, а собственно содержательной работы с людьми не видно.

Но уже то, что описывается, имеет значение, я, правда, уже сталкивался с такой работой еще в 1982 году, но тогда это еще только в институтах Академии наук и управлениях делами могли начинать делать.

Несомненно, это большой прогресс, то, что описано в статье, и даже терминов непонятных нет.

Наверное, статью IT-шник писал, а не HR-менеджер.
:)))

Консультант, Нижний Новгород

Как рухнет вот если интернет или какой-нибудь криворукий специалист попытается что-то улучшить, и улетят все цифровые документы в тартарары ) Как на этой платформе, например, исчезла часть личной переписки после улучшений (

Специалист, Новосибирск
Ирина Плотникова пишет:

Как рухнет вот если интернет или какой-нибудь криворукий специалист попытается что-то улучшить, и улетят все цифровые документы в тартарары ) Как на этой платформе, например, исчезла часть личной переписки после улучшений (

Да. Эта платформа часто зависает в прайм-тайм, и некоторые комментарии могут не сработать.

А могут и сработать, но этого не видно.

Наверное, из-за этого могут появиться копии одного и того же комментария.

Приходится специально проверять, как отразился комментарий.

А платформа после введения комментария куда-то переходит с нужной страницы, приходится как-то возвращаться назад.

Несколько утомительно получается.

Аналитик, Москва
Николай Сычев пишет:
Ирина Плотникова пишет:

Как рухнет вот если интернет или какой-нибудь криворукий специалист попытается что-то улучшить, и улетят все цифровые документы в тартарары ) Как на этой платформе, например, исчезла часть личной переписки после улучшений (

Да. Эта платформа часто зависает в прайм-тайм, и некоторые комментарии могут не сработать.

Да, сайт работает безобразно. Ну потерпим, ради удовольствия общения. Я бы в первую очередь поменял провайдера. Задержка идёт четко на его узле.

По статье - очень важная статья, но хотел бы обратить внимание, что автор рассматривает только региональные и федеральные структуры. Там хорошие подвижки, большие успехи. В рамках Москвы, например,прекрасно работает ЭДО.

Но есть ещё муниципальный уровень, там всё не так радужно. Я не видел ни разу каких-то нр-систем на этом уровне. Да и стремления нет. На самомо низком уровне муниципального уровня любую систему внедрить очень сложно. И нет там никакой конкуренци  с кадрами. 

Плотно занмался, например, системой распределения квот для иностранной рабочей силы (хотя это региональный уровень). Всё делалось на энтузиазме, на "давайте всё-таки решим эту проблему". Верхи смотрели на это, как на пустую забаву, типа, вам и экселя хватит. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Павел Вайнштейн
Раз я в очередной раз сюда заглянул, отвечу на Ваш запрос.Алкоголь - это конечно не моя тема, но ...
Все дискуссии
HR-новости
Треть сотрудников российских компаний хотят этой осенью поменять работу

64% сотрудников положительно оценивают шансы устроиться на новую работу осенью, потому что это наилучшее время для поиска.

Две трети работодателей не ждут от соискателей сопроводительные письма

Сложная ситуация на рынке труда трансформирует практику сопроводительных писем.