Безэмоциональной окружающей среды не существует, она всегда оказывает влияние на человека. Безликая, бесхарактерная, бесформенная – она всегда будет вызывать те или иные эмоции. Вопрос лишь в том, насколько корректно запрограммировано или, на языке дизайнера, спроектировано пространство. Способно ли оно вызывать желаемые чувства и мотивировать на ожидаемые действия?
Невозможно «угодить» всем, но грамотно «скроенное» пространство всегда обладает потенциалом вызывать эмоциональное расположение у целевой аудитории – как при первом, так и при ежедневном визите. Попадая в новое пространство, наш мозг за доли секунды оценивает окружающую среду и молниеносно выдает подсознанию анализ полученной информации, на основе которой мы делаем выводы и выбираем эмоцию, соответствующую обстановке.
Мы живем в турбулентное время, фокус на психологических аспектах повышен во всех сферах – дизайн интерьера не исключение. Отчасти с этим обстоятельством связан растущий тренд на концепции эмоционального дизайна, где активно исследуется инструментарий воздействия на человеческие чувства. За годы проектирования корпоративных пространств я выработала собственную «формулу» идеального офиса. Грамотно спроектированный интерьер деловой среды обладает рядом преимуществ:
- повышает производительность;
- снижает уровень стресса;
- стимулирует креативность;
- служит эффективным инструментом в руках HR-службы, привлекая таланты.
Тема обширная, я затрону некоторые важные детали и решения в интерьере делового пространства, которые оказывают влияние на эмоциональный фон человека и его эффективность.
Базовые элементы
1. Человеческий масштаб
Планировочные решения должны быть «сомасштабны человеку»: гигантомания вызывает чувство утраты, а слишком маленькие пространства — угнетают. Ориентироваться стоит, прежде всего, на комфорт и функциональность.
Существует метод «офисные племена», согласно которому инфраструктура пространства проектируется с ориентиром на потребности определенных групп людей — коллектив делится на группы из 24-27 человек, и для каждой из них продумывается user experience. Считается, что за три телефонных гудка человек должен дойти от своего рабочего место либо до профессионального целевого действия (принтер, например) или до точки отдыха.
2. Свет
Наличие естественного света на рабочем месте – обязательное условие, которое регулируется нормами охраны труда. Дневной свет важен для здоровья человека не меньше, чем качественный воздух и питание. Если нет возможности разместить все рабочие места вдоль окон, необходимо использовать компенсирующее искусственное освещение.
В рабочих зонах свет должен быть максимально приближенный к естественному, чтобы мозг не засыпал и был бодр. В местах отдыха, наоборот, можно сделать более теплое освещение для имитации послеобеденного солнца. Идеальным решением могут быть напольные офисные торшеры с функциями диммирования и регулирования теплоты освещения от теплого к холодному.
3. Воздух
Качество воздуха необходимо продумывать еще на этапе инженерного проектирования – важно сделать расчет воздуха по помещениям с учетом количества людей и продумать систему увлажнения.
4. Эргономика
Эргономика поможет сделать рабочий процесс легким и комфортным, снижая физическое напряжение в теле человека: рабочее кресло должно правильно поддерживать спину, стол – индивидуально регулироваться под рост сотрудника.
5. Акустика
В век информационного бума особенно актуально уделять внимание уровню шума в офисе. Порой мы не понимаем, что может быть причиной головной боли или недомогания, однако постоянный фон разговоров коллег или звук беспрестанно работающей кофемашины, способны вызывать «невидимый» дискомфорт с последствиями.
При проектировании офисов часто используются стеклянные перегородки – они создают объем и идеальны для естественного освещения, но следует помнить, что стекло отражает звук. Разговаривая по телефону в стеклянном «аквариуме», звук бесконечно отражается от стены к стене, создавая невидимые волны шума, которые улавливает человеческое ухо. При выборе материалов отделки следует учитывать их звукоизоляционные свойства и обязательно компенсировать акустическими шторами, напольными покрытиями, шумопоглощающими стеновыми панелями или потолочными конструкциями.
Вариантов улучшения акустики в офисе множество, всегда есть возможность выбрать оптимальное решение как с функциональной, так и с эстетической точки зрения.
Детали, которые работают и вызывают эмоции
Выше описаны базовые критерии комфортного рабочего пространства, но для создания идеального офиса необходимо работать с органами чувств и эмоциями человека.
6. Биофильность
Этот модный тренд в современных интерьерах стал логичным явлением, которое активно развивается последние три года после пандемии. Человек – часть природы, участник процессов энергообмена – это связь способна дать ресурс, который не компенсирует ни одна современная технология. В среднем менеджер проводит в офисе от 8 до 10 часов в сутки и на компенсирующее взаимодействие с природой времени нет, а что если «природу» организовать внутри офиса? Как это повлияет на физическое и эмоциональное благополучие сотрудников?
Большинство людей, планируя отдых в конце рабочей недели, предпочитает выбираться за город и на природу, ведь именно там потраченные силы восстанавливаются лучше всего. Биофильные элементы в интерьерах, такие как растения, натуральные материалы, природные цвета, запахи, естественное освещение и виды на природу, оказывают исключительно положительное воздействие на человека – снижение уровня стресса и усталости, повышение концентрации и продуктивности, улучшение настроения и эмоционального климата гарантированы.
7. Аромат
Эмоциональная надстройка к качеству воздуха. Воздействуя на лимбическую часть мозга, запахи буквально программируют работу нервной системы. Не секрет, что ароматы и эфирные масла способны влиять на поведение человека – располагать к отдыху или наоборот концентрировать внимание, провоцировать выброс гормонов радости, компенсировать стресс, поддерживать иммунитет, снижать аппетит и т. д.
При проектировании интерьера общественного пространства важно учитывать функциональную карту ароматов, чтобы целенаправленно интегрировать их в общую систему вентиляции. Например, при проектировании офиса продаж премиального строительного комплекса в Санкт-Петербурге нас попросили внедрить аромат «высокого статуса» на всем пути следования потенциального клиента, чтобы сформировать у него ощущение спокойствия и благополучия и, как следствие, располагать к покупке.
8. Цвет
Играет ключевую роль в биологических процессах организма, воздействуя на эмоциональное состояние человека. Психология цвета – отдельная сильная дисциплина, которая учит методам манипуляций сознанием и состоянием человека. Не случайно в интерьерах fast food кафе чаще всего используют красные и желтые цвета – они провоцируют ощущение голода.
В офисной среде особой популярностью пользуются сочетания зеленого и оранжевого, синего и желтого цветов – эти оттенки удовлетворяют определенные эмоциональные запросы: желание снять стресс и успокоиться с помощью «зеленой» травы или «синего» неба, а также добавить жизнерадостности и энергии за счет оранжевого или желтого.
9. Искусство
Марк Шагал говорил, что великое искусство начинается там, где кончается природа. Применительно к заданной теме добавлю, что великая роль искусства в офисе начинается там, где уже «внедрены» законы природы.
Искусство в офисе – идеальный и прекрасный триггер для развития творческого потенциала, создания атмосферы партнерства и взаимодействия. Оно провоцирует как на внутренний диалог – что является основой для креативных процессов, так и располагает к партнерству и совместной деятельности.
Элементы искусства в офисе всегда говорят о высокой корпоративной культуре и статусе компании, могут служить прекрасным маркетинговым инструментом для трансляции ДНК бренда и корпоративных ценностей.
Зарождающийся тренд в этом направлении – digital art, который широко используется как форма творчества, однако в офисных интерьерах встречается крайне редко. Хотя это может быть идеальным решением для зон ожидания или ресепшн – заботливая работа с вниманием гостя и educament: погружение человека в определенное знание с помощью «развлечения».
Вместо выводов
Бытует стереотип, что выше описанные правила актуальны для крупных компаний, но это не так – размер не имеет знания, даже если в офисе работает один человек, ему нужны как базовые удобства, так и вдохновляющие драйверы для творчества и эффективности. В этом плане мне близок скандинавский подход, который всегда в центр проектирования пространства ставит человека и его комфорт. Еще Алвар Аалто говорил, что лучший комитет по стандартизации – это природа, важной частью которой является человек.
Читайте также:
Советы действительно ценные, китайские компании закупают чистый воздух в офис, т.к. он влияет на производительность))
К базовым элементам уже можно смело отнести штатного психолога и бариста))