Три ключевых признака идеального офиса

Пандемия коронавируса ускорила эволюцию офисных пространств – open space все чаще трансформируется в ячейки и отдельные кабинеты, офисы оснащаются с оглядкой на здоровье сотрудников, и повсюду появляются бесконтактные технологии, позволяющие работникам открывать двери, вызывать лифт и даже заказывать кофе, не касаясь ничего руками. 

По данным опроса Superjob 24% менеджеров по персоналу сообщили, что в их компаниях есть сотрудники, работающие дистанционно. Чаще всего на «удаленку» в России переводят IT-специалистов (24%), бухгалтеров (21%) и специалистов по продажам (18%). Полностью офисный персонал перевели на дистанционную занятость лишь 11% работодателей, кадровую службу — 10%, еще в 8% компаний на «удаленке» работают снабженцы.

И хотя каждый третий сотрудник готов не возвращаться в офис, даже потеряв в зарплате, показатели по поглощению новых офисов в Москве остаются рекордными, а хороших площадок для всех не хватает. Что же такое «хороший офис» сегодня?

Дышится легко

Начнем с третьего по важности признака «хорошего офиса» – инженерно-технических систем, куда в свою очередь входят системы вентиляции и кондиционирования, системы отопления, освещение и т. д. Но обо всем по порядку.

Я всегда говорю о том, что значение хорошего воздуха в современном офисе сильно недооценено. Но если у вас нечем дышать – у вас нет и продуктивных работников, а есть уже с утра – усталые, нервные, с больной головой и скверным настроением люди. Кондиционирование, фильтрация, дополнительная очистка, обеззараживание воздуха ультрафиолетовыми и бактерицидными лампами – все это, благодаря вирусным реалиям, стало за полтора года намного важнее, чем раньше.

Еще одна важная составляющая инженерно-технической «начинки» – конечно же, комфортный свет. Вы не замечали, насколько чаще и сильнее с приходом ламп «нового поколения» у офисных резидентов стали болеть глаза? Массовое употребление лютеинов, черники и других БАДов «от глаз» – не что иное, как итог массового использования гаджетов и плохого света. Но если с гаджетами разобрались сами производители: в хороших телефонах теплота, яркость и спектр экрана регулируется в зависимости от времени суток и индивидуальных настроек, с офисным освещением с приходом светодиодов – беда. И если когда-то любые лампы подвергались детальным расчетам – важна была не просто сама лампочка, но и отражатель, геометрия ячеек, матовая она или полуматовая, светит она вверх или вниз, сегодня все изменилось. Массовое, быстрое, оптимизированное производство свело на нет все расчеты, и теперь ими заморачиваются разве что совестливые дорогие бренды.

В итоге мы имеем низкокачественный свет в офисах, массовые офтальмологические заболевания, красные глаза и очки в тридцать лет. А ведь цветность и теплота освещения в офисе нужны, исходя из биоритмов человека: утром – ближе к синему, к вечеру – теплый желтый свет. Самые продвинутые (к сожалению, это преимущественно иностранные) бизнесы, заметив проблему, стали приглашать в офисы специальных дизайнеров по свету – с тем, чтобы подобрать правильные для сотрудников «световые картины». Бизнесам, у которых такой возможности нет, я посоветую лишь одно – не экономьте. В строительном сегменте я, к сожалению, не знаю ни одного случая, когда дешевое было бы качественнее дорогого. Более того – сейчас и среди дорогого-то нужно знать, что покупать.

Ну и еще один важный аспект инженерно-технической «начинки» – температура и влажность. То, что в хорошем офисе не должно быть ни жарко, ни холодно, выучили все. Но, поверьте, далеко не все об этом помнят, хотя сейчас есть системы, позволяющие наладить комфортную температуру и отрегулировать влажность чуть ли не в каждом углу одной комнаты.

У нас есть план

Второй по важности признак «хорошего офиса» – планировочные решения, функциональная нарезка площадей. Можно сделать идеальными инженерно-технические системы, выбрать «психологически верные» цвета для вашего офиса, добавить в пространство зеленую стену и даже установить в офисе аквариум и террариум, но если здесь плохие, непродуманные с точки зрения рабочих процессов планировки, не спасет ничего.

В любой компании есть отделы, которые много времени посвящают общению с коллегами, клиентами, партнерами и – ожидаемо – очень шумят. Я всегда обязательно рекомендуем установку электронных систем подавления шума или опций попроще – например, высокотехнологичных перегородок.

«Клиентским» профессиям, вроде продажников, я вообще советую выделять отдельные, пусть и небольшие кабинеты. Схожая ситуация – со специалистами «тихими» и требующими тишины: бухгалтерами, финансовыми директорами. Вообще, мест, где можно спрятаться от шума и сосредоточиться на задачах, требующих концентрации, в офисе должно быть много – сюда можно отнести и телефонные будки, и небольшие ячейки с акустическими панелями, и офисные библиотеки.

Кстати, об удачных и вдохновляющих планировках. Мне очень запомнился один офис на Ленинградке: квадратное здание бизнес-центра, в центре ядро, и из лифта можно пойти направо и налево. Так вот, при входе в каждую половинку ядра расположена кофе-зона и соковая станция. Ты еще не успел выйти из лифта, но уже чувствуешь приветливый аромат кофе, и у тебя уже хорошее настроение, и осень в Москве кажется не такой грустной. Это пример очень удачной планировки и правильных смысловых акцентов: менее эмпатичный собственник бизнеса задвинул бы это все в темный дальний угол, как это, собственно, и происходит в 80% офисов. Здесь же вам рады уже с порога. Не удивлюсь, если такой теплый прием, позитивно сказывается на бизнес-результатах компании.

Место красит

Ну и самый главный признак «хорошего офиса» – все еще правило трех L: location, location, location. Тут пандемия не только не поменяла акценты, но даже усилила их. Если офису не повезло родиться в правильном месте – он стоит в сомнительном районе, на удалении от метро и без инфраструктуры, то первые два пункта едва ли будут работать. Впрочем, смотря что предпринять.

 Еще до пандемии – чтобы как-то нивелировать недостатки локации – в такие проекты активно привлекались самые разные инфраструктурные арендаторы: магазины, химчистки, постоматы, пункты выдачи товаров, салоны красоты, клубы по интересам, в пандемию этот тренд даже усилился: концепция офиса как места для встреч и вдохновения стала еще более актуальной, потому что позволяла:

  • активно социализироваться;
  • решать многие вопросы в одном месте, вместо того, чтобы путешествовать по загруженному городу.

Я всегда призываю компании не жадничать и предоставлять своим сотрудникам доступ к местной инфраструктуре, например, абонемент в спортзал в местном бизнес-центре или сертификат на массаж. В этом случае лояльность сотрудников не будет знать границ, потому что вместо того, чтобы стоять в пробке в Капотню, они потратят это время на спорт и красоту, и по факту все равно окажутся дома в то же самое время.

Очевидно, что объекты, желающие быть успешными, но не получившие на старте однозначно интересной локации, будут трансформироваться, искать свою нишу и предназначение. Это подтверждают и прогнозы Knight Frank, согласно которым не менее 47% компаний после окончания пандемии займутся повышением качества занимаемых ими помещений, а 46% — будут стремиться добавлять новые услуги и удобства для своих сотрудников.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель, Москва

На самом деле еще добавлю - за спиной должна быть стена, пред глазами пространство, я рядом окно со свежим воздухом.. 

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Как учил великий гуру менеджмента из солнечного Узбекистана Ходжа Насреддин - сколько не кричи халва во рту слаще не станет. Эра офисной недвижимости клонится к закату - и требоваться от неё будет только одно - комфорт (для тех, кому сложно работать на удалёнке). Поэтому с основным посылом автора согласен - хорошо проветриваемое, и хорошо освещённое помещение - это гут. но оно совсем не обязательно должно быть роскошным и прямо в шаговой доступности от Кремля

Аналитик, Москва

самый главный признак «хорошего офиса» – все еще правило трех L: location, location, location.

Автор прав - это самое главное. В остальном как-то держится средней планки. 
Работал в одном бизнес-центре. Простоьшикарный БЦ. Даже были диванные пространства на которых можно было чуток сидя вздремнуть. Но в какой же тьмутаракани он находился! Ходят свои автобусы, но в час пик там только стоя. А если нужно срочно уехать, то только на такси. И никакой кондиционер тут не поможет.

Генеральный директор, Москва
Максим Часовиков пишет:

На самом деле еще добавлю - за спиной должна быть стена, пред глазами пространство, я рядом окно со свежим воздухом.. 

+1000.

Открывающиеся окна - уже с большим трудом могу вспомнить, когда такое было. Я бы добавил много удобных шкафов, архивы накапливаются удивительно быстро.

Коммерческий директор, Москва

Прошу пощения, но это описание стандарта архитиктурных и организацинных решений для создания и размещения офиса. Эти правила действуют уже лет 40 с большим хвостиком. Еще в СССР начали (и довольно успешно) строить огромные светые офисы. Локация (со всеми плюсами инфраструктуры) извините сформировала Манхеттен в 19 веке и центр Мосвы в 90-е. Ечеечный принцып размещения сотрудников, с объединением по отделам под контролем руководителя - аксиома бизнеса. А в чем можно проследить эволюция офисного пространсва привнесенная пандеией?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.