По данным исследования QSOFT, больше половины сотрудников не удовлетворены своим рабочим местом. 40% опрошенных указывают, что хотели бы решать больше задач с телефона. По мнению 38% респондентов, это увеличит эффективность их работы.
По данным отчета Gallup «Состояние глобального рабочего места: 2022», невовлеченные сотрудники обходятся миру в $8,8 трлн в виде потери производительности — это равно 9% мирового ВВП. При этом вовлечь сотрудников непросто: если предложить им, к примеру, вернуться в офис с удаленки — 68% предпочтут уволиться. Так, в Twitter около 80% сотрудников пригрозили Илону Маску увольнением, если он продолжит настаивать на их возвращении в офис. Похожая ситуация происходит в Amazon: 14 тысяч сотрудников требуют вернуть возможность работать удаленно.
В этой статье разберемся, что такое индекс вовлеченности и как корпорации увеличивают производительность сотрудников и свою прибыль при внедрении виртуального рабочего пространства и интранета. В том числе их мобильных версий.
Вовлеченность приносит прибыль
По данным Gallup, бизнес-подразделения с высокой степенью вовлеченности имеют на 23% большую прибыльность. Консалтинговая компания Deloitte определяет вовлеченность сотрудников как «удовлетворение сотрудника от его работы, лояльность и склонность прилагать дополнительные усилия для достижения организационных целей». Благодаря эмоциональной привязанности и преданности сотрудники работают не ради зарплаты или по необходимости, а потому что им нравится.
Цифровая экосистема способствует вовлеченности
Цифровая экосистема избавляет от рутины и делает жизнь комфортнее. Например, можно с телефона забронировать парковку, переговорку или даты отпуска, провести планёрку, поставить задачу в CRM, обсудить с коллегами новости в чате. С этим помогают две части системы:
- Цифровое рабочее пространство — инструменты для управления задачами, платформы для онлайн-совещаний, совместного редактирования документов.
- Интранет — информационные ресурсы и сервисы для сотрудников: новости компании, документы, руководства, внутренняя соцсеть.
Основное преимущество цифровой экосистемы с мобильным интранетом — она позволяет сотрудникам работать в любом месте и любое время, не ограничиваясь рабочим столом. При этом, по данным исследования QSOFT, только 32% опрошенных сотрудников считают, что их рабочее место является усовершенствованным, когда речь идет о внедрении мобильных технологий.
Экосистема экономит 32 рабочих дня в год
Использование множества разрозненных инструментов для работы может быть губительно для производительности сотрудника. Исследования показали, что человеку требуется почти 25 минут, чтобы вернуться к задаче после того, как он от нее отвлекся.
За внимание сотрудника борется множество приложений. По данным исследований, сотрудник переключается между приложениями до 10 раз в час, что может стоить компаниям до 32 дней продуктивной работы в год на каждого сотрудника. Чтобы не рассеивать внимание сотрудников на переключение между инструментами работы, виртуальное пространство объединяет в себе множество сервисов и функций.
Геймификация вовлекает и развивает
Внедрение игровых элементов в работу — корпоративный тренд последнего десятилетия. Геймификация стимулирует сотрудников участвовать в активностях и эмоционально вовлекаться в решение командных задач. Мобильный интранет становится полноценной платформой для внедрения игровых элементов:
- Бейджей, которые отображаются у сотрудника на странице. Система может включать систему наград и достижений, где люди зарабатывают значки за выполнение задач. Это стимулирует здоровую конкуренцию и мотивирует сотрудников к активному включению в работу.
- Задач с наградами, за выполнение которых сотрудник получает приз. Задачи могут быть связаны с профессиональным развитием, обучением, участием во внутренних проектах или выполнением специальных заданий. Такая система стимулирует активность сотрудников.
- Викторин, которые помогают усвоить материал. Сотрудник может закреплять знания на информационных играх и головоломках.
В части цифровизации рабочих пространств лидерство принадлежит банковской отрасли. Банки вынуждены развивать технологии, например, для быстрой оценки заемщиков или защиты персональных данных и средств клиентов. Поэтому разработчики в банках хорошо знакомы с оцифровкой бизнеса, а ещё могут переиспользовать уже написанный ими код, чтобы сократить время на цифровизацию процессов.
Одним из ярких российских примеров внедрения геймификации стал корпоративный портал банка «Открытие», разработанный совместно с компанией QSOFT. Нестандартным решением геймификации стал запуск внутренней цифровой валюты — оупена. Как и реальную валюту, оупены можно заработать и потратить.
Заработать оупены можно за выполнение определенных действий-задач или получить виртуальное спасибо от коллеги. Например, все новички получают оупены за каждый пройденный этап онбординга. А потратить — в виртуальном магазине Open Store или также подарить другому сотруднику.
Такие же инструменты геймификации были интегрированы в сервисы «Обучение», «Проекты и эксперты», «Сказать Спасибо». За первый месяц после релиза портала пользователи заработали 100 000+ оупенов и заказали 5000+ товаров.
Другой пример — испанский банк CaixaBank. Задачей было усовершенствовать корпоративный обучающий портал и повысить вовлеченность сотрудников в получение новых знаний. Банк использовал ИИ-платформу Virtuala, которая определяет сферы интересов каждого сотрудника и предлагает наиболее релевантные курсы. За 2019 год больше 90% сотрудников воспользовались платформой и повысили квалификацию.
Американский банк Plains Capital разработал мобильный и десктопный симулятор банка, где сотрудники учатся взаимодействовать с клиентом: обрабатывать возражения, решать типовые и нестандартные проблемы, предотвращать конфликты. За удачные действия сотрудник банка получает бонусы, которые может потратить на корпоративные сервисы и покупки. По результатам обучения 55% сотрудников стали эффективнее налаживать коммуникацию с клиентом.
Вне банковской сферы также немало успешных кейсов разработки мобильного интранета, например, как в АФК «Система». Чтобы сотрудникам было комфортнее работать в офисе, в компании внедрили единое окно для подачи всех видов заявок (отпуск, больничный, day off). В этом же окне можно забронировать переговорную, найти нужную ссылку, прочитать новости о компании, получить уведомление от руководителя. А цифровой кадровый резерв теперь помогает быстро находить новых сотрудников и поддерживать культуру непрерывного развития.
Пример из промышленности — мобильное приложение для Группы НЛМК, реализованное командой QSOFT. Портал является единой точкой входа в систему сервисов и позволяет решить большую часть административных вопросов — от оформления отпуска и заказа спецодежды до обработки сообщений об опасностях на производстве. Интранет НЛМК стал самым крупным порталом на «Битрикс24» по количеству пользователей в России — сегодня им пользуются около 45 тыс. сотрудников.
Цифровая экосистема способствует обмену эмоциями
Исследование Gallup показало, что сотрудники чаще проверяют свои телефоны, чем электронную почту, и более 50% проверяют свои смартфоны несколько раз в час. Неудивительно, что мы всегда стараемся быть на связи с близкими — общение нас наполняет.
Общение с коллегами не менее важно, ведь мы треть своей жизни проводим на работе. Признание, общие интересы и работа в команде создают ощущение удовлетворенности работой и дают возможность обмениваться идеями, опытом и знаниями.
Мобильная цифровая экосистема способна объединить удалённых сотрудников, но не только при помощи корпоративных чатов. В мобильном интранете часто реализована возможность создавать сообщества по подразделениям, интересам, проектам, а также вести личный блог сотрудника, что способствует сближению с коллегами.
Какие проблемы возникают при внедрении экосистемы
При цифровизации компании сталкиваются с вызовами, которые важно учитывать при планировании разработки и внедрения цифрового рабочего пространства.
Недоверие сотрудников. Одной из главных проблем взаимодействия с сотрудниками после пандемии Microsoft считает паранойю продуктивности. Согласно этому исследованию, только 12% руководителей уверены в продуктивности удаленных сотрудников, и сами они чувствуют давление, потому что вынуждены доказывать, что действительно работают. Из-за этого новая digital-платформа может восприниматься как средство слежения. Люди могут переживать, что переписки, действия и активность будут мониторить, а их положение в компании ухудшится.
Отсутствие ресурса на доработку и обслуживание экосистемы. Создание мобильного интранета — процесс, который требует постоянного финансирования с момента начала работы. Даже если компания проходит первый этап разработки и открывает его для первых пользователей, нужно собирать обратную связь и дорабатывать систему.
Техническая сложность продукта. Частая ошибка при разработке экосистемы — игнорировать адаптацию сотрудников. Кажется, что важнее всего разобраться с IT-системами, но на самом деле у неподготовленных работников на новой платформе гарантированно вырастет тревожность. Исследования Gartner сообщают, что 73% сотрудников, затронутых изменениями, испытывают средний или высокий уровень стресса. А те, кто страдает от стресса, работают на 5% хуже.
Однако, несмотря на сложности, при грамотном и системном подходе к внедрению цифрового рабочего пространства и мобильного интранета компании могут получить значительные преимущества. Например, в виде повышенной эффективности, сокращения временных затрат и улучшения коммуникации между сотрудниками.
По данным интранет-исследования агентства «Ривелти», в котором участвовали 74 крупные компании, лишь 9% организаций могут похвастаться полноценным интранетом — с автоматизацией рутинных процессов и интеграциями с внешними сервисами. И даже это хороший результат: годом ранее таких компаний было всего 3%. А больше половины организаций пока не имеют даже инструментов совместной работы и общей базы знаний.
Результаты и перспективы
Термина «цифровая экосистема» еще нет в законодательстве большинства государств, но ведущие компании уже давно развивают собственные проекты в этой области. Одна из основных причин: повышение вовлеченности сотрудников и, как следствие, прибыли компании. Также цифровизация рабочих мест сокращает бумажный документооборот, мотивирует сотрудников на развитие, делает корпоративные сервисы и магазины доступными и востребованными.
По исследованию Института Гайдара, стоимость российских экосистем в июне 2022 года составляла всего 0,76% от стоимости 100 крупнейших западных. Можно сделать вывод, что цифровизация в России находится на этапе формирования, поэтому технологиям, как и их регуляторной практике, еще только предстоит проникнуть во все сферы бизнеса. В последние 5 лет именно «цифровые» компании показывают наибольший рост стоимости, поэтому тотальная цифровизация бизнеса — вопрос времени.
Партнерский материал
Рекламодатель ООО «КьюСофт Интеграция» ИНН 7743810985 ERID Kra23YjFJ
Геймификация действительно очень помогает вовлечь сотрудников, проверено на собственном опыте. Когда при обучении новичков или при освежении знаний более опытных сотрудников используется что-то вроде компьютерной игры, это вносит разнообразие в рутинный материал, и он гораздо лучше усваивается. А подкованные сотрудники - это залог успеха компании и, размеется, прибыль