В целях оптимизации и сокращения расходов многие компании рассматривают возможность передачи выполнения отдельных функций на аутсорсинг. В этом случае высвобождаются работники, выполняющие данный объем работы. И перед компаниями стоит задача по принятию правильного кадрового решения.
1. Перевод на другую должность
Перевод функции на аутсорсинг означает, что определенные работы будут выполнять не сотрудники организации – услуги будет оказывать сторонняя организация (исполнитель). Чаще всего на аутсорсинг компании передают функции по ведению бухгалтерского учета, кадрового делопроизводства, юридического консультирования.
В этом случае штатные работники компании останутся без необходимого объема работы. Если компания планирует сохранить штатную численность сотрудников, стоит рассмотреть возможность перевода работников на другие должности.
Перевод работника на другую должность возможен исключительно с его письменного согласия. Исключения предусмотрены только для форс-мажорных ситуаций, связанных с катастрофами (ч. 2, 3 ст. 72.2 ТК РФ). Такой перевод может носить только краткосрочный характер. Во всех остальных случаях согласие работника обязательно.
Если компания заинтересована в сохранении трудовых отношений с конкретными работниками, им можно предложить перевод на иные должности. Работнику могут быть предложены как равноценные, так и вышестоящие или нижестоящие должности. Работодателю следует оценить возможность работника выполнять новые обязанности с учетом его квалификации.
В случае согласия работника на перевод необходимо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору и оформить перевод по общим правилам.
2. Переобучение работников
Если нет подходящих по квалификации вакансий, работника можно направить на переобучение, повышение квалификации.
Согласно ч. 1 ст. 197 ТК РФ работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование.
Обучение работодатель может произвести за счет собственных средств. При этом с работником может быть заключено соглашение об обучении, в котором будет установлен срок, в течение которого работник должен будет отработать в компании. И в случае, если сотрудник уволится ранее указанного срока, он должен будет возместить работодателю затраты на обучение, которые будут исчисляться пропорционально неотработанному времени (ст. 249 ТК РФ).
3. Увольнение работников
В том случае, если иные кадровые решения невозможны, и работодатель не может обеспечить сотрудника работой, следует проводить увольнение работника.
И здесь возможны варианты. Наименее рискованный – увольнение по соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ). Но применить данное основание можно только в том случае, если сотрудник согласен на увольнение. Как правило, при расторжении трудового договора по данному основанию предусматривается выплата сотруднику выходного пособия. Размер пособия сопоставим с тем, что предусмотрен при увольнении в связи с сокращением штата – от двух до пяти средних заработков работника.
Если сотрудник не согласен на расторжение трудового договора по соглашению, придется применять процедуру сокращения штата. В этом случае потребуется соблюдать все требования, установленные законодательством (ст. 81, 179-180 ТК РФ) и предоставить работникам гарантии.
При передаче функции на аутсорсинг, должность исключается из штатного расписания. Это означает, что будет иметь место процедура сокращения штата.
Работодатели, пытаясь сэкономить на выплатах работникам, стараются доказать, что сокращение они не проводят, поскольку фактически меняются условия трудового договора. Если работник отказывается от работы в изменившихся условиях, ему выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (ч. 7 ст. 178 ТК РФ).
Но суды не согласны с такой позицией. Так, например, сотрудник работал в организации и выполнял обязанности в Мурманской области. Впоследствии компания передала функции, которые выполнял работник, на аутсорсинг и предложила работнику изменить условия о месте выполняемой работы. Работнику было предложено переехать в Архангельскую область или в Карелию. Работник от перевода отказался и был уволен на основании п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Конституционный Суд указал, что в такой ситуации фактически имеет место сокращение штата и увольнение на основании п. 7 4.1 ст. 77 ТК РФ неправомерно (Постановление Конституционного Суда от 20.01.2022 № 3-П).
С учетом имеющейся позиции Конституционного Суда по данному вопросу, в случае, если компания принимает решение о передаче функций на аутсорсинг, перевод работников на иные должности невозможен, и работники отказываются от увольнения по соглашению сторон, необходимо применять процедуру сокращения штата.
Упростить работу HR-отдела и ускорить коммуникацию кадровиков с сотрудниками помогут сервисы кадрового ЭДО от компании «Такском»:
- Удобно. Без бумажной волокиты
- Быстро. Моментальный обмен документами
- Экономно. Снижение расходов на бумагу, печать, пересылку, хранение
- Универсально. Интеграция с вашей учетной системой
А еще в удостоверяющем центре «Такском» можно оформить электронные подписи для сотрудников.
Партнерский материал
Читайте также:
Наталия, давайте рассмотрим вариант кадровых решений №2 "Переобучение работников".
Мой вопрос: а зачем переобучать работников?
Если затем, чтобы перевести на другую должность, то Вы переходите в вариант кадровых решений №1 "Перевод на другую должность".
Если затем, чтобы выпустить сотрудника на открытый рынок с ощущением большей социальной защищенности (как это делают центры занятости населения, проводя бесполезные, но при этом бесплатные курсы переобучения за бюджетные средства), то Вы переходите в вариант кадровых решений №3 "Увольнение работников".
Таким образом, Ваш выбор ограничен всего двумя вариантами: 1. Оставить в компании; 2. Освободить от всех обязанностей.
Для варианта 1. у Вас появляются позиции следующего уровня детализации:
1.1. перевести на другую должность;
1.2. переобучить;
1.3. сдать в аренду конкурентам;
1.4. прочее...
Соответственно, для варианта 2. также найдется несколько позиций следующего уровня детализации, но, поскольку, Вы освободили работника от всех обязательств перед компанией, то не обязаны изучать и отслеживать развитие этих позиций.
Еще Рональд Рейган на встрече с Горбачевым сказал: Doveryai, no proveryai :)
Аутсорсинг может быть полезен, когда нагрузка на сотрудника увеличилась намного, а нанимать новых по каким-то причинам не хочется.
Но остаются еще достаточно важные задачи взаимодействия, контроля и руководства этим аутсорсингом. А у Руководства компании на это тоже нет времени.
Чтобы обеспечить внешний аутсорсинг данными и условиями для работы, уже требуются немалые трудозатраты
Если работник достаточно компететентен, то он может справиться с этими задачами. И можно дать ему возможность получить дополнительное образование, чтобы руководить этим процессом. Например, для бухгалтера легко найти курсы дополнительного образования - постоянно меняющееся законодательство требует соответствовать новым стандартам и требованиям.
Цитата: "В целях оптимизации и сокращения расходов многие компании рассматривают возможность передачи выполнения отдельных функций на аутсорсинг. В этом случае высвобождаются работники, выполняющие данный объем работы. И перед компаниями стоит задача по принятию правильного кадрового решения."
Самого интересного и беспроблемного варианта у Вас не вижу. Берите на заметку случай из моей практики.
В неком российском подразделении иностранной корпорации было решено кардинально снизить затраты и показать состоятельность местного менеджмента. Были, знаете-ли, некоторые претензии, даже угрозы со стороны европейского офиса - если затраты не будут снижены на 10%, всё руководство в шею. Стимул, образно "режь последний огурец", вдохновил на некоторые сумасшедшие идеи. Одна показалась вполне выполнимой - передача на аутсорсинг внутрицехового транспорта. Была изменена сама идеология обслуживающего процесса.
Исполнителю передавался весь парк транспорта за исключением погрузчиков HUBTEX, редких и дорогих погрузчиков занятых на операциях требующих определённых знаний и навыков. Ремонтные мастерские упразднялись. Старые Тойоты менялись на новый транспорт от одного из лучших производителей. Вместо ремонта, агрегатная замена, требующая меньших трудозатрат. Но при этом увольнялась только меньшая часть работников, занятых на ремонте и содержании. Водители, менеджеры среднего звена, передавались с сохранием ЗП и социалки Исполнителю. Приблизительно как сейчас происходит передача персонала уходящих из РФ компаний, но более детально.
Для многих работников почти ничего не меняется кроме руководителей. Основная проблема в функциональных разграничениях, границах ответственности, порядка выполнения заданий, зон доступа и прочих многоуровневых задач организации взаимодействия, включая пиковые нагрузки, аварийные работы, размещения и т.д.
Но сложно было только для моей команды организовавшей процесс поэтапного уточнения всех производственных процессов. Люди почти не почувствовали перемен.
В результате предприятие снизило затраты на обслуживающие процессы на миллионы, снизило риски связанные с ответственностью за персонал, снизило затраты на ЗП с налогами, улучшило техническое состояние транспортного парка с одновременным снижением затрат на планово-предупредительный ремонт.
Кейс можно разобрать более детально, как уникальное кадровое решение в том числе.
Очень редкий, а поэтому интересный случай....