Кто такой антилидер? Это тот, кто нападает на руководство с целью перехвата власти. Он встречается только в масштабах большой политики? Нет. Антилидеры встречаются нам с вами каждый день, и на планерках, и при выполнении уже согласованных проектов и заданий, и при ведении лекции или тренинга, разработки плана совместных действий, решении кучи повседневных вопросов. Часто ими бывают толковые работники.
Например, в вашем отделе есть некто Ромашкин, который хорошо работает с клиентами, но при этом считает, что выполнять общие правила ему не надо. Опаздывает каждый день на работу на 20-30 минут под предлогом, что с клиентом по телефону задержался, не сдает вовремя отчеты, а на планерках сидит с презрительным выражением лица, демонстрируя всем видом, что вы – идиот, и все это потеря времени для умного человека. А на любое ваше распоряжение – у него вагон возражений почему его выполнить невозможно! Известная картинка?
Чем чревато поведение такого Ромашкина для всего коллектива? На него смотрят другие и думают: почему ему можно, а нам нет? Если начальник молчит – значит, одобряет, и они так тоже скоро делать начнут. Что дальше? Работа вся развалится и потеряете весь коллектив. Так хочется уволить Ромашкина – так ведь план дает!
Чаще всего руководители допускают распространенную ошибку – начинают увещевать Ромашкина, дескать как тебе не стыдно, да неужели ты не понимаешь..., говорить про интересы всего коллектива и т. д. Примерно как в пионерских и комсомольских организациях перевоспитывали неподдающихся. Ромашкин начинает пререкаться, под шумок в коллективе каждый делает что хочет, а дело стоит или потихоньку разваливается. Волевые руководители распаляются до крика, начинают преследовать Ромашкина, придираясь по мелочам, Ромашкин приобретает статус народного героя и смельчака, не побоявшегося пойти против гневливого начальника, а дело – опять разваливается. Да и у начальника, кстати, сердечко пошаливать начинает. Ведь Ромашкиных вообще-то много.
Как
же нейтрализовать Ромашкина?
Расправляться с подчиненными надо силами других подчиненных.
Например, опоздал Ромашкин на утреннюю планерку на 10 минут:
- Ребята, не обращайте внимания на опоздания Василия. Ему можно. Вот как только ваши показатели работы будут его уровня – то и вам можно будет так делать!
В следующий раз:
- Верно делаете, Василий, что не сдаете вовремя отчет. Ведь вы у нас особенный человек, вам можно. А то, что вы отказались вместе со всеми выполнить то-то и то-то – не переживайте. Вы – такой квалифицированный специалист – вас надо беречь. Это не царская работа. Не переживайте – мы, более приземленные специалисты сами ее за вас выполним. А премию вы конечно получите как и все остальные – наравне. Ведь должны же особые люди и особые заслуги цениться как положено!
В ситуации, когда вы заранее знаете что Ромашкин начнет возражать на ваше указание можно сказать так:
– Я сейчас дам очередное глупое, как считает Василий, указание, подготовить то-то и то-то. Это указание таким умным людям как он, делать конечно не надо. Его будем делать все мы, кто поглупее. И я с вами в первых рядах. Ведь мне дураку неясно почему надо не выполнять распоряжение высшего руководства. И как только я стану таким умным как Василий – и мне позволят это не делать. А пока я такой дурак как есть, то делать это и сам буду, и с тех, кто мне дураку подчиняется и получает зарплату – тоже требовать буду.
И так – раз за разом, при каждом удобном случае подчеркивая, что все вместо него выполнят другие, и вы в первых рядах, а он премии получит наравне. Какая атмосфера вокруг него сформируется? Негативная. Люди будут немного злы на начальника, что он не прикрутит гайки. Но начальнику высказать побоятся. А вот на Ромашкина спустят. Ваша задача накалить этими замечаниями обстановку так, чтобы тот сам подал заявление об увольнении, если не додумается заткнуться и выполнять ваши распоряжения наравне с другими. Если сказать грубо, то этот прием можно назвать как натравливание. Морально ли это? На наш взгляд – очень. Ведь если вы не расправитесь с Ромашкиным – он своими действиями развалит вам весь бизнес и без работы останутся многие.
А вот вторая ситуация нейтрализации антилидера.
На одном предприятии в 5000 человек, оказывающем информационные услуги, руководителем подразделения поддержки клиентов была некая Мария Ивановна. Мария Ивановна трудилась хорошо, уже более 9 лет, под ее руководством была слаженная группа в 25 человек, и эта группа обслуживала более 70% заказчиков. И зарплата у Марии Ивановны была вроде хорошая, и отношения с руководством тоже, как считали руководители. Но с некоторых пор Мария Ивановна начала думать, что ее недооценивают. И очередная прибавка к зарплате ее уже не радовала, ведь у начальства все равно прибыли больше! И поездка на престижную конференцию или отдых тоже – ведь у нее заслуг гораздо больше, как ей кажется, нежели эти мелкие подачки! Почему больше всех пашет она, а прибыли достается больше учредителям?
Дорогие руководители, и все кто к ним стремятся, встречались ли вам люди с подобным ходом мыслей? Так ли это на самом деле? Нет. Ведь если бы это было так – то этот сотрудник сам был бы начальником, а его руководитель ему подчинялся. А возможно ли аргументировать им иное доводами логики? Нет.
Что дальше? Мария Ивановна решила, что она должна добиться справедливости. И поставила перед учредителями вопрос ребром – или они вводят ее в свой состав с пакетом акций в 10% (в той ситуации это была одна из самых больших долей по сравнению с другими учредителями), или она открывает свой бизнес и уводит всех клиентов, каких сможет, за собой.
Серьезная угроза? Очень. Угроза для благополучия оставшихся 5 000 человек.
Народная мудрость гласит: «Закон всеобщей пощады требует полного уничтожения гада. Но делать это надо с грустью».
Можно ли «гада» уничтожать прямой критикой или борьбой на глазах всего коллектива? Ни в коем случае! Ведь в их глазах вы будете проигравшим при любом исходе битвы. Если вы ее победите: «А как иначе? Ведь руководитель всегда сильнее подчиненного!». А если проиграете – то авторитет ваш упадет до нуля, и все остальные от вас разбегутся. Разве станут слушаться того, кого считают слабаком?
Как же тогда «уничтожить гада»?
Прием, который применили учредители после консультаций с нами называется «Пас в cторону».
Главный акционер извинился перед Марией Ивановной, что они сами не догадались предложить ей это раньше. Сказали что обговорят это с юристами, согласуют с всеми оставшимися акционерами, которых вообще-то много, и нужно это провести общим собранием, и она конечно понимает что это время, ведь все надо сделать как положено, чтобы она была полноправным членом Совета акционеров! Возможно на это уйдет примерно полгода, но он приложит усилия чтобы было все быстрее. Мария Ивановна осталась довольна этим раундом своей победы, и ждала когда справедливость восторжествует окончательно.
А примерно через неделю генеральный директор (уже иной человек из совета акционеров) вызвал ее к себе в кабинет и сказал, что понял, что недооценивал ее потенциал. И что она засиделась уже с одними и теми же задачами. И что надо ей развивать новое направление, но оно настолько сложное, что поручить он это может только ей. Что она будет называться теперь «директором по развитию», ей выделят отдельный кабинет, и чтобы она составила бизнес-план по развитию этого направления – они вместе на совете директоров согласуют. Ведь чтобы она чувствовала себя комфортно среди других акционеров ей надо уже и новые направления осваивать, чтобы не отставать от других. А чтобы производство не страдало, на период когда она будет сосредоточена новыми задачами, ей дадут Василия Иванова в помощь, чтобы он подхватил уже отработанный ею участок по поддержке клиентов. Не боги горшки обжигают. Ей надо думать о более сложном – а под ее мудрым наставничеством с этим блоком Вася Иванов справится.
Пошла ли она на это? Конечно! Пока Вася Иванов перенимал бразды правления ключевого подразделения, которое кормило почти все 5000 человек, Мария Ивановна, воодушевленная поддержкой и моральной, и будущей материальной, корпела над бизнес-планом. Причем, генеральный директор и акционеры в этом случае всегда в выигрыше! Если она справится с новым направлением – они молодцы, распознали в ней потенциал и дали ему дорогу. Если она провалится – то с позором уйдет сама, а Вася Иванов уже будет в курсе дела и вся компания не пострадает.
Супер!
Первый метод - натравить на "неугодного" сотрудника весь коллектив и он его сожрет. И не важно чем этот сотрудник не угодил "начальнику" . Действует , особенно если внушать ежедневно коллективу - "Самое большое огорчение доставляют успехи товарища, а самую большую радость - его неудачи". ОРАНЖЕВЫЙ метод!
Второй метод - более изящен и называется он "Возвышение пинком". Чистка иерархии по принципу Питера.
Опять учат, как "сожрать". Ломать, как говорится, не строить.
А не пробовали придумать, как научить ИСПОЛЬЗОВАТЬ сильные стороны "антилидера"?
Понятно, что легче не пытаться подтянуть свой профессиональный и интеллектуальный уровень и превзойти кого-то в этих качествах, а нужно просто окружить себя серой массой и на ее фоне выглядеть и ощущать себя небожителем...
Мне очень статья. Никакой морали, только советы по выживанию. Хочешь выжить на месте начальника, не обладая выдающимися лидерскими качествами, - вытесни всех, кто умнее, профессиональнее и талантливее тебя. Жиза.
Как говорил царь Пирр: "Еще одна такая победа и мы погибнем!"
Господа собственники/CEO действительно уверены, что в описанных случаях они победили/сожрали неформальных лидеров, а не самих себя и свой бизнес?
А Ромашкину и Марии Ивановне давно пора открывать консалтинговую фирму или усиливать конкурентов.
А если этот антилидер окажется чуть чуть поумнее и переиграет начальника, например, объяснит другим сотрудникам, что их подставляют и выполняя распоряжения руководства они могут поиметь проблемы с налоговой и другими органами?
Причем в случае чего, они окажутся крайними.
Может произойти следующая ситуация, до "того" он играл просто на свой интерес, а после "того" он будет целенаправленно играть против, параллельно готовя запасной аэродром.
А мне статья понравилась, мудрая циничность.
Вспомнился случай из практики:
В коллективе, был менеджер - болтун-демагог, много громких рассуждений "как надо правильно" и очень мало работы. Коллектив его терпеть не мог, но вроде работу худо-бедно выполнял и уволить его было не за что. Данный сотрудник очень хотел стать начальником и искренне считал, что он самый достойный в отделе и всячески демонстрировал свои таланты генеральному директору, которому его рассуждения импонировали.
На время отпуска начальника отдела, я предложил назначить его ВРИО, после того как его ознакомили с приказом, он засиял, расправил плечи и с важным видом объявил коллегам, что сейчас он всех научит работать!!!
На первом совещании у Директора, он красиво рассказал о планах и записал задание, на втором, опять много рассказывал, но не смог ответить на задания, на третьем, директор его не дослушал, а сразу перешел к результатам...
В итоге директор в бешенстве, сказал что бы на совещании этого му...ка, больше никогда не было...)))
Меня интересует вопрос:
- почему большинство консультантов не делают различия между ЛИДЕРОМ и РУКОВОДИТЕЛЕМ?
Это разные функции в коллективе, в принципе.
Если появился ЛИДЕР, значит он выражает интересы какого-то числа лиц. Значит, есть какие-то интересы, которые не учел руководитель.
Описываемые случаи не являются показателями ЛИДЕРСТВА. Скорее, это ситуации с сотрудниками, слишком субъективно оценивающими свои уровни развития.
Подобная оценка часто противоречит мнению коллектива (социума). Отсюда конфликт как с социумом, так и с руководителем. Как говорят - много на себя берет, много о себе думает.
Сколько не унижай Ромашкина, думать о себе хуже он не станет. А значит - конфликт усугубится. Только уйдет в другую плоскость.
В ситуации с Марией Ивановной эффект будет прямо противоположным. И она, опять-таки, о себе мнения не изменит. Но будет считать руководство неблагодарными хозяевами, обманувшими ее.
Исходя из чего - предложенные варианты являются скорее исключением из набора действий руководителя в конфликтной ситуации.
Первый метод подлый, второй коварный. Плюс за честность. Вторым можно воспользоваться в особом случае. Первым никогда, потому что коллективу понравится игра в травлю.
Да и второй - запоздалый: сначала радовались, что нашли лошадку, работающую за всех директоров, а когда у лошадки неожиданно выявились ожидания и амбиции, выпихнули в туман. Надо было изначально ценить работника, подтягивать наверх, но сразу называть границы: "зарплату прибавим, но в долю не возьмём". А уж готовить заместителя заранее - само собой: есть же отпуска, больничные. Или Марь-Иванна без отпусков пашет? Она-то может, но вы-то почему решили, что это норма?
И по первому случаю есть нормальный выход: по соглашению сторон, с отступными. За что платить? За спокойствие тех, кто остаётся. Он же не сразу из студента, готового на всё, превратился в сопротивление.
Да, такой метод называется: "дать возможность облажаться". Сам неоднократно использовал его "против" своих наиболее зарвавшихся замов. Причём, передавал дела на время отсутствия очень подробно ... А по приезду проводил подробный аудит состояния ...
"Зри в корень" - советовал Козьма Прудков.
"Правильной дорогой идете , товарищ!" - В.Ульянов.