Красивое начало
Представьте, что вы пришли на job-интервью, на котором представители работодателя рассказывают вам о своей замечательной компании с известным именем, шикарном инвестиционном проекте в вашей стране и возможных перспективах профессионального развития. По итогам встречи, вы получаете вкусное предложение о работе, от которого невозможно отказаться. И вы, конечно, его с энтузиазмом принимаете.
И вот наступает долгожданное утро первого понедельника в новой компании. Вы приходите на работу и ….
Утро первого дня
Вы видите маленький проектный офис размером с вашу кухню. 20 человек каким-то образом уместились в этом пространстве. Все галдят на разных языках, розеток не хватает, интернет виснет. Плюс к этому:
- пока еще незнакомые вам люди начинают требовать от вас решения их проблем;
- у вас появляется огромный рекрутмент-план по позициям, некоторые из которых хорошо бы закрыть «еще вчера»;
- от вас срочно ждут проекты всевозможных корпоративных политик.
А еще сотрудники спрашивают: «Скоро Новый год, где же приглашалка на корпоративную вечеринку?»
Это не история ужастика на Хэллоуин. Это история начала моей работы в стартапе – такой была моя реальная реальность в первые дни пребывания в проекте. Что я чувствовала? Шок, панику, растерянность, а еще азарт. Потому что очень хотела разобраться в этом хаосе. И мне это удалось. Некоторыми выученными уроками мне хочется поделиться с вами.
Понять, что от вас ждут
Когда вы видите драйвовые задачи, важно удержаться от соблазна «ныряния в них в головой». Сначала нужно понять ожидания в отношении вашей работы и ее результатов. Действия, которые мне помогли в первые недели работы:
- изучить бизнес-план;
- сформулировать HR-задачи;
- определить сроки их выполнения;
- уточнить HR-бюджет;
- поговорить с вашими внутренними клиентами и услышать их боли.
В результате всего услышанного – увиденного, у меня получился внушительный список, глядя на который я понимала, что у меня недостаточно времени для выполнения всех этих задач и пожеланий.
Расставить приоритеты
Второй полезный на стартапе навык: расстановка приоритетов. Вот эти 100500+ пунктов очень желательно распределить по срочности и важности. Это точно поможет вам быть более продуктивным. Например, политика в отношении льгот и компенсаций была для меня не самым приоритетным вопросом, хотя и была в повестке. А вот задача оформления разрешений на работу для специалистов была очень даже срочной и важной, потому что напрямую была связана со сроками начала монтажа оборудования. Нужно уметь держать фокус внимания на приоритетах, и не хвататься сразу за решение задачи, даже если ваш коллега пишет вам запрос по почте с 1000 восклицательных знаков в теме письма. Важно не вестись на эмоции ваших коллег, и не поддаваться на манипуляции типа «если не будет закрыта эта позиция к пятнице, проект встанет….».
Заниматься корпоративной культурой с самого начала
Третий мой урок такой: думай о корпоративной культуре «смолоду». Мы знаем прекрасно, что даже если мы не занимаемся осознанно ее формированием, корпоративная культура все равно формируется, но только стихийно, и не всегда такая, которая нужна этому бизнесу. Поэтому, формулируйте ценности, создавайте ритуалы и традиции в самом начале проекта. Нужно держать руку на пульсе, ведь соответствующая организационная культура помогает двигать проект вперед. Например, ценность «уходить с работы вовремя». Каким бы трудным или захватывающим ни был день в стартапе, баланс должен соблюдаться. Поэтому мы следили за тем, чтобы сотрудники не засиживались допоздна на работе и контролировали выходы в выходные.
Формулировать понятные правила
Четвертый урок заключается в том, что нужно сразу формулировать простые понятные процедуры и учить сотрудников следовать им. Переучивать потом дороже будет. Проверено на собственном опыте! Например, очень простое правило – заяви о своей желании пойти в ежегодный отпуск минимум за 2 недели до его начала. В начале проекта, когда было еще немного сотрудников и мало бизнес-процессов, я не следовала этому правилу. Сотрудник мог принести заявление на отпуск практически в день начала отпуска, мы быстро в этот же день рассчитывали и выплачивали отпускные. Потом, через какое-то время, когда коллектив стал в разы больше, а бизнес-процессы в разы сложнее, такой подход уже перестал работать. Однако привычка у коллег сохранилась. До сих пор переучиваю их новому правилу «за 2 недели», и борюсь с «раньше было можно, а сейчас..».
Находить время на себя
И наконец, в захватывающем процессе стартапа нужно находить время на себя, отвлекаться от задач, даже самых драйвовых, черпать энергию в чем-то другом – семье, друзьях, хобби, спорте, путешествиях! Важно просто переключать внимание, анализировать свою деятельность за пределами системы! Тогда ваши батарейки будут регулярно подзаряжаться! Как этого добиться, если вы не успеваете, сроки поджимают, «клиент уезжает»? Планирование – то, что мне помогло. Все дела и активности я включала в свой график. Тут важно договориться с собой о том, что, если это дело у меня графике, то я его выполняю, а не переношу, переформулирую или вычеркиваю. Таким образом, в напряженное время стартапа мне удалось сохранить важные для меня отношения, посещать тренировки, выделять время на любимый театр и путешествовать.
«И это пройдет»
Что еще работает на стартапе? Понимание того, что «и это пройдет». Ведь стартап – это всего лишь один из этапов в истории проекта. Он закончится, а вот на то, когда он закончится, «рано или поздно», вы можете повлиять. И чем качественнее вы отработаете в начале, тем легче вам будет на следующих стадиях жизненного цикла проекта.
Чем закончилась моя история с понедельником? Коллектив из проектной команды вырос в 10 раз, новый офис построен, производство запущено, HR-система выстроена, бизнес-процессы работают.
Хорошая статья с верными мыслями. Но давайте будем откровенны. Получилось бы у Вас все так красиво, если бы это был ОБЫЧНЫЙ стартап со всеми присущими ему проблемами?
В Вашем же случае, было создание ЕВРОПЕЙСКОЙ компанией российской дочки с уставным фондом 1,5 МИЛЛИАРДА!!! рублей.
Бывают ситуации, когда маленькому стартапу и не нужно становиться большой компанией с формализованными процессами. А нужно остаться "семейным" "драйвовым" бизнес-бутиком, в котором работают "горящие" люди и которые связаны между собой определенной "химией".
Например , в одной мз моих предыдущих компаний, рынок сбыта не настолько большой, чтобы на нем строить какую-то корпоративную системность. Количество отгрузок в месяц измеряется в единицах (максимум, в паре десятков), средний чек сделки - 2-3 тыс. евро. Нет никакого смысла строить Макдональдс и формализовывать процессы до утопичности. Достаточно найти мотивированных и вовлеченных людей (всего несколько человек, компания очень маленькая) - и управлять отношениями!
В этом смысле я согласен с мнением Сета Година, высказанном в его статье "Когда опасно превращать малый бизнес в большой".