Как театр начинается с вешалки, так и любой успешный бизнес начинается с людей. Дипломы, опыт работы, знание иностранных языков – все это, безусловно, важно. Но можно ли построить эффективные процессы в компании, если набирать людей лишь по формальным критериям? Digital-бутик «БюроБюро» чуть не поплатился за подобную ошибку своим бизнесом.
В 2015 году я пришел в наше агентство на должность исполнительного директора, а вскоре стал генеральным директором и совладельцем. Дела шли не слишком хорошо: спрос со стороны заказчиков падал, образовались долги по зарплате, требовался ребрендинг... Одним из моих первых решений было сменить команду: действующие сотрудники не вписывались в мою философию работы. По моему мнению, именно неправильный подход к персоналу привел к катастрофе, которая перед моим приходом постигла компанию.
Сменилась команда (в тот момент было почти 40 человек), пришли новые люди – и вместе мы вернули агентство к жизни. С тех пор бизнес-показатели значительно улучшились, а мы продолжаем так же тщательно подходить к отбору персонала. И наши принципы найма, наши требования к сотрудникам совсем не похожи на те, которые можно прочитать в книжках по HR.
1. Критически смотреть на все сайты
Нормальный сотрудник просто хочет сделать хороший сайт. Но нам не нужны нормальные – нам нужны лучшие. Лучшие отличаются от хороших здоровым перфекционизмом: они недовольны тем, что есть на рынке, и они знают, как сделать круче. Тем более рынок веб-дизайна располагает к тому, чтобы быть им недовольным. Большинство сайтов перегружены ненужными деталями, кнопки и формы непонятны интуитивно, интерфейсы либо шаблонные, либо чересчур вычурные.
2. Разделять философию бизнеса
В нашем случае это принцип «нетоксичности». Эту идею я впервые услышал от Максима Орлова из ONY – он пропагандировал чистый, минималистичный дизайн. Так и мы в «БюроБюро»: избавляемся от лишнего, оставляем только необходимые элементы интерфейса и полезные для бизнеса опции. В результате, получаем кристально чистый дизайн и UI, который не отвлекает пользователя, а наоборот – помогает ему. Таким же должен быть и «наш» человек – прямым и понятным: не любить интриги, не создавать дополнительных сложностей, не делать лишних движений и стремиться к тому, чтобы упростить коммуникацию на проектах.
3. Быть думающим
Казалось бы, это очевидно, но нет... Многие люди только думают, что они думают: на самом деле они мыслят шаблонами и даже не пытаются расширить свои горизонты. Если им ставят задачу, они выполняют ее строго по техзаданию, а потом идут домой. Такие люди нам не нужны. Бизнес может расти только с теми людьми, которые хотят сделать больше. У них есть свои идеи, они предлагают новые решения и подходы, они мыслят широко. У этих людей много разнообразных интересов, и они гармонично встраивают их в свою жизнь и работу. Такие люди не просто исполнители – каждый из них является ценной частью команды.
4. Не прикидываться идиотом
Собеседования с потенциальными сотрудниками – это отдельное удовольствие. Сразу видно, кто предварительно проконсультировался с главными рекрутерами – «Яндексом» и Google. Особенно радуют ответы соискателей на вопрос об их недостатках. Если я услышу что-то вроде «Я трудоголик» или «Я слишком амбициозна», я сразу отправлю претендента домой. Во-первых, ответ, построенный на таком дешевом приеме, ничего не скажет о реальных недостатках человека – а от них зависит, впишется ли он в команду. Во-вторых, он опять-таки говорит о шаблонности мышления. Наконец, если сотрудник уже на собеседовании хитрит – что же будет дальше?
5. Быть близким по духу
Важно понимать, что за человек перед вами. Что он любит, а что ненавидит? Какие у него ценности? Какие фильмы смотрит? Чем занимается после работы? Иногда я могу за все интервью не задать вообще ни одного вопроса о работе. Я считаю, что все основные факты достаточно прочитать в резюме, а в разговоре куда важнее раскрыть личность человека. В хорошей команде главное, чтобы люди были близкими по духу, единомышленниками. У нас в офисе есть диван: днем на нем можно посидеть с ноутбуком, ответить на письма, обсудить проект с коллегами, а по вечерам на нем постоянно образуется небольшая компания, которая обсуждает что-то интересное за бокалом вина.
Некоторые считают, что дружбе не место на работе, но я с этим не согласен – и не только я. Индийская компания Tata Consultancy Services (TCS), которая работает в сфере IT-консалтинга и разработки, даже ввела специальную реферальную программу: здесь не только не против, чтобы коллеги по работе дружили – здесь мотивируют сотрудников приводить в компанию своих друзей. «Представьте, что все ваши друзья работают с вами в TCS» , – таков слоган их реферальной программы. Представьте, что все ваши коллеги – ваши друзья, здорово, не правда ли?
6. Быть зрелым
И речь тут не о количестве прожитых лет. Нет, мы не дискриминируем сотрудников по возрасту (а также полу, расе и вероисповеданию). Но мы хотим работать с теми, у кого все «белочки с тараканами» уже подружились в голове. Зрелым человеком можно быть и в 22. А можно и в 35 не понимать, кем ты хочешь стать, когда вырастешь. Мы готовы чему-то научить, если не хватает опыта. Но никаких стажировок – мы не готовы быть перевалочным пунктом для людей, которые еще не определились. Для этого есть школа, институт и крупные компании вроде «Яндекса». У нас просто нет времени и ресурсов на то, чтобы с кем-то нянчиться.
7. Быть самостоятельным и ответственным
У меня нет времени и желания, чтобы контролировать каждое действие сотрудника. Он должен быть достаточно уверенным и ответственным, чтобы самостоятельно принимать бОльшую часть решений. Достаточно спросить на собеседовании, как человек привык решать возникающие проблемы – если по каждой мелочи он бежит к руководителю, это не наш сотрудник.
В нашей команде все топ-менеджеры прошли так называемую «школу Фонталина»: это значит, что управляющий партнер делегирует всю ответственность за компанию сотруднику, передает ему на время бразды правления. Если справится со всеми вызовами и проблемами – молодец, не справится – придется покинуть команду. Это как получить в руки ключи от Ferrari: если твои водительские навыки не идеальны, лучше сразу их вернуть и не искать приключений.
Некоторые компании идут еще дальше в расширении ответственности сотрудников. Например, в Virgin и Netflix руководство предложило людям безлимитные отпуска и больничные. Это не значит, что можно наплевать на все и не работать по полгода – просто топ-менеджеры посчитали, что их сотрудники достаточно ответственны, чтобы самим решить, сколько им отдыхать без вреда для работы. И такой подход приводит к неожиданным результатам: сотрудники начинают работать больше, лучше и эффективнее, потому что хотят оправдать оказанное им доверие. Netflix отменил отпуска по графику еще в 2004 году, и бизнесу это не повредило: наоборот, он ежегодно растет на 25%.
8. Жить своей работой
Нет, мы не хотим сказать, что не следует соблюдать work & life balance, что надо работать по вечерам и выходным. Но нам не нужны сотрудники, которые приходят в офис отсидеть от звонка до звонка. Интересны такие люди, которые живут проектами, горят проектами, которые считают нашу работу важной частью своей жизни. Они могут отдыхать с семьей на выходных, но при этом они всегда на связи, если вдруг возникнет аврал. Они постоянно в фоновом режиме думают о проекте – и именно в такие моменты к ним приходят новые интересные идеи. На собеседовании можно прояснить этот момент, просто задавая вопросы: как человек распределяет рабочее время и время на отдых, какое место работа занимает в его жизни, как быстро он готов подключиться к решению внезапных проблем.
9. Быть общительным и открытым
В работе digital-агентства многое значат коммуникативные навыки. И если у менеджеров проектов с этим обычно все Ok, то среди разработчиков часто встречаются интроверты. И многие руководители закрывают на это глаза: ну, зачем им быть общительными, у них другая задача, лишь бы кодили хорошо! Но мы не согласны. Любой наш проект – это командная работа, и каждый сотрудник должен уметь общаться с коллегами и клиентами, обсуждать проблемные ситуации, обмениваться идеями. Если каждый засядет в своей «норке» и будет там что-то пилить сам по себе, ничего хорошего не выйдет. Когда мы ищем нового человека в команду, мы уже на интервью оцениваем все это: как быстро удается наладить контакт, насколько потенциальный сотрудник готов открываться, кооперироваться, принимать чужое мнение и так далее.
10. Иметь опыт работы в другом агентстве
Я скептически отношусь к тому, чтобы принимать на работу людей с клиентской стороны. Многие из них живут практически как в пансионате all inclusive, совершенно не имея представления о реальной работе, которую мы делаем. Сотрудники наших клиентов всегда имеют подушку безопасности: если что-то пошло не так, всегда можно обвинить подрядчика. В digital-агентстве такой опции нет: приходится брать всю ответственность на себя. К тому же агентские сотрудники привыкли жонглировать несколькими проектами, они серьезно относятся к дедлайнам, они стрессоустойчивы и многозадачны. После работы в агентстве можно уйти «на покой» – работать на стороне клиента. А вот наоборот не получится: по крайней мере, с нами такой номер не пройдет.
11. Главный принцип: доверять интуиции
Основное правило найма в том, что нет единых правил для каждого бизнеса. Есть какие-то общие показатели адекватности человека, но подойдет ли он для вашей компании, впишется ли в вашу команду – решить это можете только вы. Иногда идеально подходящему по резюме кандидату приходится сказать «нет», а совершенно неожиданный претендент окажется недостающим звеном в команде.
Доверяйте своей интуиции. Она всегда подскажет, сможете вы с этим человеком работать или нет. И «нет», значит, «нет»: никакие регалии сотрудника тут не помогут, это все вторично. Главное – подходите вы друг другу или нет.
Чего-то прямо вот захотелось у вас работать :)
Вэлком!)
(Сообщение отредактировано модератором. П.7 Декларации Сообщества:
7. Участники Сообщества воздерживаются от саморекламы и рекламы бизнеса на портале. В том числе недопустимо размещение в профайле, комментариях, дискуссиях информации о товарах, услугах, вакансиях, резюме и мероприятиях;)
Кстати да, и именно этому не учат в образовании, а это очень нужно в агентствах, где в жестких дедлайнах кто то заболел а остальным нужно вытянуть, этому нужно доучивать и тренировать
Люди, попавшие к нам, больше не болеют)
Наверное умирают здоровыми, с голода ;-))
Что с голоду у нас невозможно умереть, т.к. в компании все прекрасно готовят. Хотите и вас научат)))
Очень хочу! А подсобное хозяйство есть? Ну там курочки, свинка... Картошечка своя? Лучок? Редиска?
А про подсобное хозяйство, это будет наш с вами маленький секретик.