Для кого:
финансовые директора, руководители компаний, главные бухгалтеры и бухгалтеры, руководители и специалисты службы внутреннего аудита, риск-менеджеры.
Описание программы:
Внутренний аудит — это способ независимой оценки эффективности деятельности организации и органов ее управления. Первоначально фокусируясь на анализе бухгалтерской отчетности и внутреннем финансовом контроле, сейчас внутренний аудит затрагивает широкий спектр различных аспектов деятельности организации, помогая менеджменту выявлять и оценивать риски и вырабатывать мероприятия, направленные на снижение риска и повышение эффективности систем и процессов. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.
Цели курса:
- Понимать закономерности развития организационных систем и предотвращать развитие системных кризисов организации.
- Освоить методы оценки рисков. Минимизировать риски.
- Принимать обоснованные управленческие решения и выбирать оптимальные управленческие инструменты.
- Повысить доходность и эффективность бизнеса
- Сформировать навыки системного анализа и проектирования организации.
Вы узнаете:
- Как провести внутренний аудит организации.
- Какие управленческие технологии и инструменты будут оптимальны именно для Вашей организации.
ПРОГРАММА
1. Понятие внутреннего аудита и контроля.
- Цели и задачи внутреннего аудита.
- Сравнительный анализ функций внутреннего аудита, внешнего аудита и ревизионной комиссии.
- Риск-менеджмент и внутренний аудит: в чем сходство понятий.
2. Требования к внутреннему контролю и аудиту.
- Кто должен осуществлять внутренний контроль бухгалтерской документации и кто должен осуществлять общий внутренний контроль.
- Организация службы внутреннего контроля: внутри компании, аутсорсинг, со-сорсинг.
- Взаимодействие внутренних аудиторов с руководством, исполнительными органами и внешними аудиторами организации.
- Взаимодействие служб внутреннего аудита и со службой бухгалтерского учета и иными службами организации.
3. Составляющие внутреннего контроля.
- Организация и осуществление внутреннего контроля предприятия в соответствии с рекомендациями Минфина.
- Документы о внутреннем аудите, который должен быть в организации в соответствии с требованиями Минфина.
- Описание бизнес процессов.
- Матрица рисков и процедур внутреннего контроля и как ее составить.
- Количественное и качественное измерение рисков.
- Составление оценочной таблицы.
- Выборка при осуществлении оценки эффективности внутреннего контроля.
- Способы оценки эффективности внутреннего контроля в соответствии с позицией Минфина.
4. Внутренний аудит отдельных процессов и направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
- Организация деятельности по управлению рисками недобросовестных действий:
риски искажения финансовой отчетности и риски утраты имущества.
- Причины недобросовестных действий.
- Способы предупреждения рисков недобросовестных действий.
- Внутренний контроль бюджета и системы мотивации.
- Внутренний контроль реализации продукции, денежных поступлений, снабжения, дебиторской и кредиторской задолженности, движения товарно-материальных ценностей, расчетов с персоналом, основных средств, производства продукции, инвестиций.
- Внутренний контроль документооборота. Анализ уставных и учредительных документов компании: на что обратить внимание.
- Оценка кадровой и смежной с ней документации.
- Изучение трудовых и гражданско-правовых договоров.
- Налоговые и трудовые риски переквалификации с учетом новелл законодательства.
- Анализ кадровой документации и локально нормативных актов на наличие рисков.
- Договоры и сопровождающая их документация.
- Налоговые и гражданско-правовые риски договоров.
- Оценка гражданско-правовых рисков.
- Оценка договоров на наличие налоговых рисков (недействительность; необоснованная налоговая выгода и пр.).
- Риски безвозмездных сделок.
- Риски, связанные с конкретными налогами (НДС, налог на прибыль и т.д.).
- Риски, связанные с первичными документами.
- Оценка рисков применяемых способов налогового планирования.
5. Разработка конкретных рекомендаций по устранению рисков. Анализ и управление рисками организации.
- Классификация рисков: по масштабам, формам и обстоятельствам их проявления, по природе формирующих их факторов.
- Риски реального бизнеса: стратегические, риски операционной деятельности, финансовые, риски чрезвычайных ситуаций.
- Стратегические риски: риски выбора стратегии и риски реализуемости стратегии.
- Операционные риски: риски инфраструктуры, ИТ, персонала.
- Рискообразующие факторы.
- Методы выявления рискообразующих факторов и рисков.
- Системы регистрации рисков.
6. Оценка и анализ рисков.
- Качественная и количественная оценка риска.
- Статистика и методы экспертных оценок - как получить необходимую информацию для оценки рисков.
- Концепция VaR - Value at Risk (рисковая стоимость).
- Сценарный анализ и технология Stress Testing - как увидеть наиболее тяжелые риски.
- Измерители рисков. Разработка индикаторов рисков и их лимитов.
- Допустимый, критический и катастрофический риски.
- Текущий и периодический мониторинг.
- Карта (профиль) рисков как инструмент анализа и контроля рисков: назначение, структура, технология разработки.
7. Построение системы управления рисками.
- Основные шаги построения системы управления рисками.
- Классификатор рисков компании.
- Организационная структура управления рисками и распределение рисков по уровням управления компанией.
- Функционирование системы управления рисками: выявление, оценка, управление, мониторинг.