Любая деятельность кроме запланированных «позитивных» результатов может генерировать негативные «выходы». В организационной практике раннее выявление и ослабление таких негативных «выходов» является прямой обязанностью грамотного управленца. Бизнес-образование не является исключением. Кроме позитивных результатов бизнес-образование способно выдать эффекты, наносящие прямой вред как обучающемуся специалисту, так и направившей его на обучение организации.
В чем чаще всего выражается этот негативный эффект? Сотрудник, прошедший обучение, вдруг неожиданно начинает считать, что управление в организации выстроено «неправильно». Это приводит к внутреннему или явному открытому конфликту, часто – к увольнению.
Что такое метакогнитивное искажение и как оно работает
Главная причина – метакогнитивное (знание о знании, мышление о мышлении) искажение, в результате которого обучившийся:
- Переоценивает собственную квалификацию, неоправданно сравнивая свой уровень управленческой квалификации до обучения (обычно околонулевой) с достигнутым уровнем.
- Не осознает ошибочность своих выводов и собственных решений из-за недостатка опыта, знаний и навыков.
- Не способен объективно оценивать действительно высокий уровень квалификации других.
Наиболее часто такое искажение происходит после обучения на стартовых курсах сложных программ бизнес-образования или после обучения на эрзац-программах типа «мини-МВА». Дело в том, что управленческая квалификация развивается только при активно применяемом смешении управленческих теорий и реальной практики и не может быть высокой после всего нескольких месяцев обучения. Нужно как минимум два-три года обучения с последующим пожизненным самообучением.
Простейшим примером такого метакогнитивного искажения является невероятно высокая внутренняя самооценка программистов-юниоров, прошедших 20-часовой онлайн-курс по программированию и способных написать программу решения квадратного уравнения.
Это метакогнитивное искажение общеизвестно. Цитаты, иллюстрирующие его, имеются у Конфуция, Сократа, Лао-Цзы и других мыслителей глубокой и не очень древности. Однако названия у него до недавних пор почему-то не было. Только 25 лет назад двое психологов рискнули провести эксперименты, подтверждающие сказанное выше. В результате они получили за свои исследования Шнобелевскую премию за экспериментальное доказательство очевидного и распространенное теперь название искажения – «эффект Даннинга-Крюгера».
Мне же ближе название искажения, данное Карлосом Кастанедой в его «Учении Дона Хуана» – «второй враг» или «ясность мысли». Процитирую его текст:
«…к этому времени человек знает свои желания. Он может видеть новые шаги в учении, и острая ясность мысли отражает все. Человек чувствует, что нет ничего скрытого. И таким образом он встречает своего второго врага: ясность мысли, которую трудно достичь, она рассеивает страх, но также ослепляет. Она заставляет человека никогда не сомневаться в себе. Она дает ему уверенность, что он может делать все, что ему захочется, потому что он видит все ясно, насквозь. <…> Но все это – ошибка. Это вроде чего-то неполного. Если человек поддается этому мнимому могуществу, значит, он побежден своим вторым врагом и будет топтаться в учении. Он будет бросаться, когда надо быть терпеливым, или он будет терпелив тогда, когда следует спешить. И он будет топтаться в учении, пока не выдохнется, неспособный научиться чему-нибудь еще».
Как подготовить сотрудников к бизнес-обучению
Прежде всего, нужно тщательно выбирать место получения образования своих сотрудников. Не постесняться спросить, что данное образовательное учреждение делает для того, чтобы «не случился эффект Даннинга-Крюгера». Мотивационные схемы многих бизнес-школ в отношении своих студентов страдают чрезмерно высокой оценкой их успехов.
Обычно практикуется схема обязательной отработки прошедших обучение сотрудников в течение некоторого времени после получения образования. С возвратом оплаченных организацией средств в случае раннего увольнения. К сожалению, это только усиливает конфликт «сотрудник-организация» в случае его возникновения.
Хорошо помогает «опыт старших товарищей», если в организации имеются сотрудники, уже прошедшие обучение в этом же или другом месте. Введение адаптационной схемы с наставниками может полностью погасить возможный конфликт уже на стадии его зарождения.
Как оценить качество обучения в бизнес-школе?
- Бизнес-образование, в отличие от краткосрочных тренингов, должно развивать качество мышления студентов. Как минимум, рефлексивное мышление, позволяющее учиться оценивать собственное развитие умений и навыков, и критическое мышление, позволяющее у любого управленческого инструмента видеть достоинства и недостатки, а также уметь оценивать альтернативы.
- Бизнес-образование должно давать студентам ясное понимание уровней изучаемых инструментов и технологий. С пониманием, например, что инструментарием линейного менеджера не стоит и пытаться решать проблемы менеджеров среднего звена и топ-менеджмента.
- Результатом обучения на любом из курсов бизнес-образования должно быть понимание места этого курса в сложном и многообразном мире управленческих знаний и технологий.
Выводы
Это только один из негативных эффектов бизнес-образования, но самый распространенный. Главное – понимать, что бизнес-образованием своим и своих сотрудников можно управлять точно так же, как и любым другим процессом. Это сильно помогает.
Фото в анонсе: freepik.com
Также читайте:
Ценность бизнес-образования, на мой взгляд только в нетворкинге, которым вы обрастаете там.
НИЧЕГО ценного в бизнес-образовании с точки зрения знаний нет. Все MBA -- это самые вершки (выжимка) некоторых дисциплин, которые за пару недель можно легко почерпнуть из открытых источников и разобраться в предмете.
Или всё то, что вы и так уже знаете на практике, поварившись в менеджменте лет 5-6 к тому, моменту, как решили поднять себе самооценку новой коркой.
Определенно, оно помогает в том, чтобы немного ориентироваться в терминологии.
А если вы оринетируетесь в терминологии -- вы свой. Свой среди тех, кто тоже ориентируется. В первом приближении этого достаточно, чтобы пройти барьер пристрастного HRа и даже собеседование с не слишком пристрастным собственником.
Вот так заговорите с ним и скажете несколько раз громко вслух какую-нибудь мантру вроде этой -- CAPEX, OPEX, NPV, LTV, CSI, SWOT, SMART, BCG -- и джоб оффер у вас в кармане.
НО, 80% людей с MBA, реально не способы решать управленческие и аналитические кейсы даже не самой высокой сложности.
А многие состоявшиеся и хорошо известные предприниматели и бизнесмены не только не получили бизнес-образования, но и не имеют высшего. А некоторые даже не закончили школу. По крайней мере на момент, когда к ним уже пришел успешный успех.
Билл Гейтс, Стив Джобс, Марк Цукерберг, Ричард Брэнсон, Дэвид Мердок, Ингвар Кампрад, Тед Тернер, Генри Форд, Уолт Дисней, Рэй Крок, Ральф Лорен, Мэри Кэй Эш, Коко Шанель, Тинькофф, Абрамович, ... имя им легион.
Ясность мысли, второй враг )))
Пара комментариев.
"Ценность бизнес-образования, на мой взгляд только в нетворкинге"
Ядро студентов классической МВА (не Executive MBA) составляют люди в диапазоне - 24- 30+ лет. В начале своей карьеры.
Зачастую работающие на позиции не выше линейного менеджера.Какую бы другую статистику не приводили на сайтах Бизнес школ.
Нетворкинг в ходе обучени получить конечно можно.
Вопрос состоит в том - как в дальнейшем пригодится круг контактов - ввиду разности карьерных путей и отраслей учеников и выпускников.
О чем не говорят продавцы программ МВА -
Сформированные во время учебы социальные связи имеют свойство ослабевать при отсутствии общего контекста - в данном случае вопросов обучения.
Соответственно на большом потоке от кучи Ваших приятелей соучеников через пару лет останется пара-тройка - в лучшем случае ваше общение будет ограничено открытками поздравительными с большими праздниками через соцсети) а потом и оно сойдет на нет...
Позволю привести личный пример использования нетворка - обучение на подобной программе через год результировало в возможность получения бизнес-предложений лишь однажды - в возможность рассмотрения кандидатуры на позицию в найме — благодаря связи с одногруппником, уже работающим в данной компании.
2. "Все MBA -- это самые вершки (выжимка) некоторых дисциплин, которые за пару недель можно легко почерпнуть из открытых источников и разобраться в предмете".
Это верно при условии что ваше базовое образование лежит в области экономики и финансов или смежной с ней деятельности.
Проклятие знания выпускников финансовых вузов состоит в том, что нет понимания, что люди с другим бэкграундом -
- очень затрудняет понимание базовых понятий бизнес-ориентированных специальностей.
Когда профессионал всю жизнь занимался вопросами расчетов несущих конструкций, тактических действий футбольной команды на поле или проблемами терапии пациентов с патологиями — очень тяжело перейти на язык бизнеса ментально.
Для абсолютного новичка магистратура бизнес-образования возможно будет полезна — т. к. в ускоренном виде дает выжимку основных понятий, тяжело поддающихся изучению самостоятельно - например азы мат. статистики.
«80% людей с MBA, реально не способы решать управленческие и аналитические кейсы даже не самой высокой сложности»
Действительно, сама по себе степень мало что дает без дальнейшей практики.
Это ошибка восприятия.
Но и недооценивать ее получение как бустер для дальнейшего развития не стоит.
Сколько людей не могут решить эти же задачи аналитики и управления без этой степени?
% будет еще выше.
Как работодателю понять входной порог — насколько вообще готов кандидат к системной работе?
МВА может являться одним из маркеров того, что человек хотя бы на начальном этапе что то понимает и систематичен настолько что смог закончить свои учения до конца.
4. «А многие состоявшиеся и хорошо известные предприниматели и бизнесмены не только не получили бизнес-образования, но и не имеют высшего. А некоторые даже не закончили школу»
Вот график И. Стребулаева — Академические степени основателей компаний единорогов.
Как видим, почти 20% выборки часть степень МВА все же имеет.
Всего - 259 из 1263 человек.
Поэтому со счетов сбрасывать не стоит.
5. «Билл Гейтс, Стив Джобс, Марк Цукерберг, Ричард Брэнсон, Дэвид Мердок, Ингвар Кампрад, Тед Тернер, Генри Форд, Уолт Дисней, Рэй Крок, Ральф Лорен, Мэри Кэй Эш, Коко Шанель, Тинькофф, Абрамович»
Тиньков Олег — закончил модуль по маркетингу одной из бизнес-школ США.
Для чего то ему это было надо.
Остальные джентльмены в выборке без МВА — некорректно сравнивать визионеров и первых лиц без сравнения с уровнями менеджмента в их корпорациях.
На уровне СЕО-2,-3 количество имеющих степень топ менеджеров возрастает очень сильно.
6.«вы ориентируетесь в терминологии - вы свой.
Свой среди тех, кто тоже ориентируется.»
Терминология безусловно является культурным кодом и входным барьером позволяющим идентифицировать old boys.
Если это единственный навык после выпуска то такие выпускники — пустышки.
Их видно сразу на собеседовании — во всяком случае собственнику и тем кто в теме.
Суть МВА состоит не в зубрежке околобизнес шняги и распитии алкоголя в промежутках между классами, а в формировании умения смотреть на бизнес-систему как на синергию функций с высоты полета вертолета.
А не на единственный процесс — чем грешат профессионалы без бизнес-образования.
Более подробно по мнению о необходимости получения МВА и критериях выбора бизнес школы вы можете ознакомиться в моей статье — ищется в поисковыми машинами -
«Степень MBA без розовых очков. Горькая правда для любителей легких решений»
-
Какое отношение этот пример имеет к программам образования в сфере бизнеса?
Цели обучения у каждого свои, но они должны быть сформулированы и понятны.
Программ обучения много, для всех категорий студентов и в нескольких форматах. Практически всё, что имеет отнощение к их качеству, можно проверить заранее.
Хорошая программа MBA рассчитана на 2-3 года включает достаточно самостоятельной работы, тестов, экзаменов, обязательного и рекомендованного чтения и, конечно, постоянных обсуждений всех изучаемых тем на профессиональном уровне.
А когнитивные искажения и прочие ментальные проблемы касаются буквально всех. Так уж мы устроены.
А может все просто и у него не метакогнитивное искажение, а просто глаза открылись и кругозор расширился? Человек отучился, узнал, что на все уже давно разработаны методологии и не надо изобретать велосипед, а просто взять и применить, чтобы побороть хаос и бардак, царящий в компании? А рукооводителю лень что-то менять, он рассуждает так "до этого 20 лет работало, никто не жаловался и ты не жалуйся или уходи, не мути тут воду".
И понравился пункт "Как подготовить сотрудника к бизнес-обучению" ))). Старшие товарищи должны ему сказать что-то типа этого: "Ты сейчас выйдешь, посмотришь мир, узнаешь что много умных людей многие годы трудились и придумали, как сделать, чтобы в компаниях процессы работали и постоянно улучшались, чтобы люди уважали друг друга и все было по справедливости. Увидишь это, но когда вернешься обратно, то все забудь!!! Иначе не выживешь"
Так тоже бывает, но обычно компании с "хаосом и бардаком" сотрудников на бизнес-обучение не отправляют.
Не получать его!
Очень даже отправляют. Те, у кого бардак и хаос любят прикрывать его красивыми ширмочками, в том числе в виде обучений Типа он хоть что-то делает, вот учиться отправил нескольких сотрудников...
Точно не в зубрёжке шняги и распитии.
А всё остальное зависит от целей. Не каждый заставит себя просто так прочитать несколько хороших учебников по 1000 страниц и сотню статей по отдельным темам, выполнять задания, сдавать тесты и пр.. Как уже неоднократно отмечалось, больше вложищь - больше получишь.
Хороших программ много, и они рассчитаны на студентов разного уровня подготовки. Кто-то только начинает работу или работает несколько первых лет, кто-то - профессионал и хотел бы заполнить пробелы в образовании. Понятно, что высшее финансовое или экономическое образование программы не заменяют, но дают вполне достаточно для дальнейшего образования и практики в выбранных областях.