Согласно исследованию The Economist, опубликованному в 2016 году, выпускники программ MBA ожидают, что наличие бизнес-образования увеличит их доход на 79%. Но в реальности это происходит далеко не всегда. По данным международной организации Graduate Management Admission Council (GMAC), большинство работодателей США, Европы, Латинской Америки и стран АТР в 2017 году склонны нанимать выпускников MBA на позиции среднего (75%) или начального (56%) уровня. Что становится преградой для получения долгожданного оффера?
1. Отсутствие релевантного профессионального опыта
Во всем мире работодатели признают, что диплом MBA добавляет веса к резюме и является дополнительным преимуществом на собеседовании. Тем не менее, при выборе кандидата компании прежде всего смотрят на соответствие опыта и профессиональных компетенций заявленной вакансии. По данным международного кадрового агентства Hays, в России только для 4% работодателей диплом MBA является решающим фактором при выборе кандидата. Это особенно характерно для компаний из определенных отраслей, где требуются специализированные знания. Например, нефтегазовый, энергетический, транспортный секторы, жилищно-гражданское строительство. По мнению рекрутеров, бизнес-школы не обучают необходимым для этих отраслей навыкам.
«Подобные компании скорее обращают внимание на то, есть ли у кандидата квалификация и знания отрасли, например, степень сертифицированного инженера», – отмечает Марк Баттер, директор Blueprint Recruitment Solutions. Кроме того, во многих программах MBA кейсы построены на примерах крупных корпораций, чаще всего американских, которые не всегда применимы к практике небольших компаний с другими культурами.
2. Отставание лидерских качеств
Выпускники программ MBA на высоком уровне демонстрируют менеджерские навыки. Но в то же время многие работодатели обращают внимание на сложности с поиском кандидатов с развитыми лидерскими качествами. «Из обладателей MBA действительно получаются хорошие менеджеры. К сожалению, то же самое нельзя сказать о влиянии MBA на формирование лидерских качеств», – говорит Эван Синар, директор международной консалтинговой компании в области управления талантами Development Dimensions International. В течение девяти лет она проводила исследование, в котором приняли 15 тыс. лидеров из 300 компаний в 18 странах. Выводы, опубликованные в 2016 году, показывают, что выпускники MBA на высоком уровне демонстрируют такие качества как финансовая хватка, бизнес-чутье и умение стратегического принятия решений, но существенно отстают в навыках лидерского видения и коучинга, на недостаточно высоком уровне показывают ориентацию на результат.
Эта тема также не раз поднималась и в ежегодном исследовании Bloomberg – Job Skills Report. Так, в ходе опроса за 2016 год информационное агентство выяснило, что список наиболее популярных, но редко встречающихся навыков, отмеченных работодателями, возглавляет лидерство, стратегическое мышление, коммуникативные навыки и способности к креативному решению проблем.
3. Нехватка «гибких навыков»
Многочисленные опросы работодателей также показывают, что растет спрос на хороших коммуникаторов. По данным GMAC, если в 2015 году рекрутеры на первое место ставили способность кандидата демонстрировать результат, то сейчас список навыков уверенно возглавляет умение эффективно общаться в устной и письменной форме, умение слушать и презентовать свои идеи. Востребованность кандидатов с развитыми soft skills подтверждают и результаты исследования Financial Times, в котором в 2017 году приняли участие 48 крупнейших компаний-работодателей, чьи головные офисы расположены по всему миру. Пять самых важных навыков оказались отнюдь не из области основных предметов бизнес-школ, таких как финансы или маркетинг:
- Умение работать с самыми разными людьми (указали 76% работодателей).
- Способность эффективно управлять временем и определять приоритеты (72% работодателей).
- Понимание влияния технологий на бизнес.
- Способность выстраивать, поддерживать и расширять связи с людьми (нетворкинг).
- Способность решать сложные проблемы.
Особенно сложно, по словам работодателей, найти среди выпускников бизнес-школ тех, у кого есть навык тайм-менеджмента. К редким качествам также относятся способность к нетворкингу и навыки сторителлинга для продвижения бренда компании.
4. Неготовность к инновациям и предпринимательству
Бизнес-школы учат принципам управления, которые были разработаны в период поздней индустриальной революции для решения проблем крупных компаний, но не проблем, связанных с внедрением инноваций и реагированием на новые вызовы рынка. В программах MBA большой упор по-прежнему делается на теоретические знания, а практические кейсы и техники, которые студенты проходят во время обучения, хорошо работают для таких вопросов, как, например, оптимизация процессов или координация исполнения конкретных решений. Но для вопросов, касающихся выведения нового продукта или идеи на рынок, полученные знания редко применимы, устаревают или просто не подходят.
Другими словами, выпускники MBA в большей степени сфокусированы на том, как получить максимальную прибыль от работы с клиентами, нежели о том, как создать новую ценность. Широко распространенную среди предпринимателей позицию выразил в одном из интервью основатель PayPal, SpaceX и Tesla Илон Маск: «На курсах MBA учат совершенно не тому. Там не учат людей думать. Причем чем престижней курсы, тем хуже. Потому что там приучают людей к мысли, что они особенные, после чего те становятся неспособны воспринимать обратную связь и беспристрастно анализировать собственные ошибки».
Как бизнес-школы реагируют на новые вызовы
Бизнес-школы отвечают на критику и стремятся адаптироваться к меняющимся запросам компаний. Это касается как наполнения программ, так и фокуса на новых отраслях. Так, например, в бизнес-школе Chicago Booth, которая традиционно готовит выпускников для консалтинговых компаний и инвестиционных банков, работает целая команда из 22 человек, члены которой занимаются поиском новых секторов, заинтересованных в ее выпускниках. Часть команды работает над продвижением ценности бизнес-образования среди работодателей.
Исследуя потенциально интересные отрасли, в Booth также обратили внимание на растущий спрос среди рекрутеров на soft-skills и в частности – на нетворкинг. «Многие компании, которые ранее не нанимали выпускников MBA, заинтересованы в навыках межличностного общения у кандидатов, таких как, например, способность выстраивать и налаживать новые связи», – отмечает заместитель декана Chicago Booth Джулия Мортон.
С учетом этого важно убедить работодателя, что у выпускников нужные знания есть. Чтобы решить эту задачу, особое внимание в Booth уделяется компаниям, для которых кандидат с MBA не является целью. Эту стратегию можно назвать вполне обоснованной. Около 87% работодателей, принявших участие в опросе GMAC за 2017 год, по-прежнему предпочитают рекрутировать кандидатов напрямую из университетов и бизнес-школ, что наиболее характерно для США.
На основе ответов работодателей из конкретных отраслей Bloomberg в 2016 году составило рейтинг американских программ MBA, которые позволяют студентам развивать лидерские навыки. Неплохой гид для тех, кто взвешивает за и против, выбирая программу МВА за океаном.
Лучшие программы бизнес-школ США для развития soft-skills
Отрасль |
Школа |
Навык |
Консалтинг |
USC (Marshall) |
Коммуникация |
UT Austin (McCombs) |
Стратегическое мышление |
|
UC Berkeley (Haas) |
Креативность |
|
Финансы |
UNC (Kenan-Flagler) |
Коммуникация, стратегическое мышление |
Производство |
Northwestern (Kellogg) |
Лидерство |
Harvard |
Стратегическое мышление |
|
Технологический сектор |
Stanford |
Коммуникация, стратегическое мышление, креативность |
Потребительский сектор |
Cornell (Johnson) |
Лидерство |
Harvard |
Стратегическое мышление |
|
Энергетика |
UT Austin (McCombs) |
Коммуникация |
Michigan (Ross) |
Лидерство |
|
Duke (Fuqua)
|
Стратегическое мышление |
Источник: Bloomberg Job Skills Report-2016
По материалам: economist.com, gmac.com, ft.com, ddiworld.com, aps.org, bloomberg.com, topmba.com
Фото: freepik.com
Во так да! Оказывается работодателям нужны не зазнайки, а умные, организованные, решительные и умеющие общаться сотрудники!
Остается открытым вопрос: где же их найти, где таких готовят?
Не все так однозначно, работодателю нужен тот кто соответсвует субъективным критериям восприятия кандидата руководителем, текущей стадии развития компании и общему состоянию бизнес среды конкретной территории.
А диплом MBA как таковой действительно не является панацеей и уж тем более не определяет наличие лидерских компетенций
Здесь очень верно будет отметить, "Лидерами не становятся, а рождаются!" Редким исключением будет найти на рынке классного специалиста в одном лице и Лидера, и Исполнителя, и Аналитика.
МВА - всего лишь научит приемам, но не сделает вас лидером. Я много наблюдал в своей жизни "Лидеров", в лучшем случае они вызывали улыбку.
Наблюдая за маленькими детьми всегда сталкиваюсь с парадоксом, если в детском саду Лидеров порядка 10-15%, то уже во взрослой жизни не более 4-5%.
Наша Система=Семья+Общество+Образование теряет порядка 10% Лидеров, а это в первую очередь будущие предприниматели и топ-менеджмент.
Найти в аналогичных компаниях, предложить лучшие условия и не удивляться что сотрудники получают денег больше генок.
Лидерство это инстинктивная попытка доминирования. Чем умнее ребенок становится - тем меньше полагается на инстинкты. Так что ничего удивительного - хороший Лидер должен быть туп и немного хам.
Сами посмотрите на Лидера сверх-державы (Трампа).
В п. 3 приведен шедевральный опрос из 5- пунктов. 1 и 4 это одно и то же. 3 и 5 тесно взаимосвязаны, 2 скорее общий навык. Так вот если у человека хороши 1,2,4 у него никогда не будет хорошо с 3 и 5 и наоборот. Просто способность решать сложные проблемы природная и связана с совершенно иным углом зрения на окружающий мир. Поэтому с коммуникациями у него не очень. Он быстро выдает верный ответ . А вот его изложение хода решения требует переводчика с древнемарсианского.
Ну так помимо новых навыков полезно иногда и сознание трансформировать. Коучингом кадрового резерва компании, например.
Там и системность, и стратегичность, и диалектичность постепенно в головах неофитов появятся.
с начала своего трудового опыта, т.е. с 2001, наблюдаю за MBA: то оно нужно - карьеру не построишь. то не нужно - главное умение бщаться. требования к наличию МВА удивительно гибки))
А я бы добавила еще одну, возможно, главную причину: в МВА по большей части преподают по западным методикам, которые слабо годятся для нашей среды. Так что даже теоретические ответы могут удивить реально мыслящих "практиков".
А я встречала выпускников МВА, не умеющих найти % от числа.