Как бесплатно получить MBA в США: личный опыт

Я посвятил бизнес-образованию более 12 лет. Трижды получал стипендии для обучения за рубежом, но самым интересным опытом считаю получение степени МВА в государственном университете Миннесоты по стипендии Эдмунда Маски (Edmund S. Muskie).

Получение стипендии

Я задумался об учебе по программе МВА в 2005 году. В то время у меня уже был бизнес – образовательный центр «Лидер». Мы предлагали широкую линейку курсов, от парикмахерского искусства до изучения английского. Дела шли хорошо, мы быстро масштабировались на другие города, росла команда. В какой-то момент я понял, что мне не хватает системных знаний в управлении персоналом, маркетинге, финансах. Хотелось выработать полную системную картину. Я понимал, что может помочь МВА.

Я хотел учиться в США, но прикинул, что учеба длилась два года и стоила около $100 тысяч. У меня не было возможности на тот момент потратить такую сумму, эти ресурсы нужны были для развития бизнеса. Поэтому решил, что мне подойдет учеба по стипендии.

В 2005 году я подал документы на стипендию Эдмунда Маски. Чтобы ее получить, мне нужно было сначала подать большую анкету, затем пройти собеседование в минском представительстве (в городе, где я жил), а потом сдать Graduate Management Admission Test (GMAT) и TOEFL.

Английский я знал, готовился к экзаменам месяца три, в этом мне помогали курсы при нашем образовательном центре. Конкурс был большой – сотни людей на место. При отборе комиссия обращала внимание не только на объективные показатели (результаты тестов), но и на опыт работы, участие в общественной жизни, лидерские качества, черты характера, мировоззрение.

После первой попытки я стал запасным кандидатом. Но спустя год я подался снова, получил стипендию и в 2007 году улетел учиться в государственном университете Миннесоты.

Этот путь вполне приемлем для всех, кто не имеет возможности заплатить за свое обучение. По стипендиям получали образование многие известные люди. Условия стипендии могут отличаться. Когда я получил стипендию Muskie, то не мог выбирать программу и университет. Некоторые стипендии предполагают наличие выбора. Когда я учился в Великобритании по стипендии Chevening на Master of Arts in Electronic Business Management, я сам мог выбирать программу обучения и университет.

В любом случае, нужно запастись терпением и временем – не только для подготовки, но и для дополнительной попытки. Готовиться к подаче документов и прохождению собеседования лучше за год до желаемой даты обучения.

Адаптация в новом статусе и новой стране

В моей группе учились американцы и еще несколько международных студентов. В основном это были менеджеры разных уровней, от начальников отделов до руководителей мелких и крупных компаний. Все они по своему образу мышления были заядлыми «хард-вокерами», которые полностью посвящают себя работе. Даже будучи наемными сотрудниками, они относились к своим компаниям как к своему бизнесу, очень преданно и трепетно. Меня это поразило.

На их фоне я себя ощущал первое время совсем некомфортно – как эмигрант из никому неизвестной страны, который говорит на плохом английском с акцентом. Хотя в Беларуси у меня был неплохой уровень языка.

По специальной программе международного обмена я общался с американкой, которая во многом мне помогала. Помню, в свой дневник она записывала: «Я иногда не понимаю, что говорит Сергей. Не знаю, можно ли его переспрашивать, чтобы не задеть его чувства». Из этой ситуации и жизни в США в целом я сделал вывод: если в Америке вам говорят, что у вас прекрасный английский, – это главный признак того, что язык у вас не очень и есть куда расти. Когда язык хороший, американцы воспринимают это как факт и не обращают на это внимания.

Вместе с языковым барьером приходилось преодолевать культурный шок. Все, что меня окружало, первое время вызывало «вау-эффект», но уже спустя неделю навевало некоторое уныние. Рядом нет друзей, родных, работы, своего спортзала, привычных занятий. Про привычный образ жизни нужно было забыть.

Что касается быта, то мне платили стипендию – $1000 в месяц. Этой суммы хватало на аренду апартаментов и питание. Некоторые ребята из других стран умудрялись даже экономить и что-то отправлять домой.

Чтобы быстрее интегрироваться, я вступил в бизнес-братство (это было непросто) – это общественное объединение, куда входят люди, которые вместе путешествуют, общаются на одни темы, имеют схожие интересы. В основном в братство вступают мужчины с ярко выраженными лидерскими качествами. Большинство из них поднимаются высоко по карьерной лестнице и становятся судьями Верховного суда США, членами президентского кабинета, сенаторами, бизнесменами из списков Forbes. Ощущать себя частью такого комьюнити – это уже взять многое от учебы.

Адаптация заняла примерно полгода. Учеба по программам МВА – это постоянный нетворкинг, поэтому улетал я уже совсем «своим». К одному из товарищей даже потом летал на свадьбу.

Учебный процесс

Учеба в каждом университете по программам МВА строится по-своему, но всюду упор на самостоятельную работу. Программа состоит из модулей, каждый длится 8 недель. Один день – это один предмет и одна пара продолжительностью два часа. В числе предметов входили экономический анализ для менеджеров, бухгалтерский анализ, аккаунтинг, инвестиции, финансовые решения, управление персоналом, статистика, маркетинговая стратегия... Эти предметы были обязательны для изучения, остальные можно выбирать по желанию.

Все свободное от пар время занимает общение с одногруппниками, работа в командах и самоподготовка. Объемы материала нужно усвоить огромные. Приходилось читать сотни страниц, разрабатывать кейсы, постоянно писать эссе.

На занятиях мы презентовали результаты своего труда, учились рассуждать, находить интересные решения. Очень нравился подход преподавателей (большинство из них – успешные бизнесмены-практики), которые учили – верных и неверных решений быть не может. Одного идеального варианта нет. Всегда нужно мыслить аналитически и иметь несколько путей решения проблемы.

Чтобы успешно закончить учебу, нужно было получить 34 кредита – сдать 17 дисциплин. Некоторые кредиты мы получали через экзамены, некоторые по результатам работы на занятиях.

Совмещать учебу в таком темпе с бизнесом у меня, естественно, не получалось. Основную массу дел закрывал мой партнер. Я старался всегда поддерживать связь и быть в курсе текущих вопросов. Но тогда еще не было такого хорошего интернета и программ для ведения дел онлайн. Я не видел большого риска в том, что временно вынужден был пожертвовать своим рабочим временем в пользу учебы. Наоборот, расценивал МВА как выгодную инвестицию в развитие бизнеса за счет расширения своего кругозора, более глубокого мышления.

Польза от МВА

Во время учебы я открыл для себя некоторые фундаментальные вещи, которые помогают и в бизнесе, и в других сферах жизни.

Один наш преподаватель, бывший банкир с состоянием $500 млн, показал упражнение, которое я запомнил надолго. Именно оно открыло глаза на многие вопросы. Он предложил изобразить жизнь в нескольких ведрах: работы, семьи, увлечений, учебы и саморазвития, общественной жизни. Секрет жизненного успеха прост – каждую из этих емкостей нужно стараться наполнять. Если же все ресурсы складывать только в одно ведро, жизнь не будет полноценной.

Еще один важный принцип, который преподаватель старался донести до нас, – нельзя зарабатывать любой ценой. Лучше меньше, но честно. Акцентировалось внимание на построение этического бизнеса. Я это полностью разделяю.

Этот банкир рассказал еще одну важную историю, которая меня потрясла. К нему однажды пришла женщина и попросила кредит на подарок сыну на Новый год. Но кредитная история играла против нее. Тогда наш преподаватель как сотрудник банка отказал ей в кредите, но как человек просто взял и подарил ее ребенку подарок. Это говорит о том, что можно следовать должностным инструкциям, но при этом сохранять свои человеческие качества, разделяя личное и рабочее. Я поддерживаю эти ценности. В бизнесе для меня важна человечность, этичность, долгосрочность отношений с коллегами.

Во время моей учебы только зарождался онлайн-маркетинг. Я узнал в США о SEO-технологиях и их преимуществах. До этого мы продвигались по объявлениям в газетах. После моего приезда мы заказали сайт, расширили линейку курсов, стали постепенно продвигаться в топах поисковых систем. Благодаря этому нам удалось стать лидерами рынка на определенный период.

Мы смогли упорядочить некоторые процессы внутри компании, например, ввели первые KPI для сотрудников. До этого многие процессы у нас развивались интуитивно. После моей учебы мы смогли наладить работу всего бизнеса как единого организма. Все это делалось постепенно. Не могу сказать, что рост бизнеса – заслуга только моего образования. Было бы мифом так считать.

Мифы об MBA

Проанализировав свой опыт, могу выделить три мифа, которые связаны с бизнес-образованием.

Миф 1: Прилив сил и эмоций после учебы

Кажется, что после двухгодичной перезагрузки и такой интересной учебы вы будете полны сил, энтузиазма и положительных эмоций менять все к лучшему. На самом деле, первое время на родине снова накрывает культурный шок – если там с «вау-эффектом», то тут наоборот. Все кажется слегка серым, не таким прогрессивным. К дому тоже надо будет адаптироваться.

Миф 2: Вы сразу же внедрите в бизнес множество инструментов и дела пойдут в гору

МВА – это про личностное развитие, расширение горизонтов, долгосрочный и небыстрый эффект. За два года нельзя стать другим человеком, полностью изменить образ мыслей. Но кое-что поменять, конечно, можно. Это идеальная возможность вдохновиться, но никто не даст волшебную таблетку, которая полностью изменит ход дел. Я половину жизни учусь и усердно работаю. Все это вместе имеет накопительный эффект и позволяет масштабировать бизнес.

Миф 3: Учеба по зарубежным программам МВА – это непатриотично

Я уважительно отношусь к любому образованию и считаю, что учеба в нашей стране тоже по-своему хороша и интересна. Но когда мне говорят, что человек, уехавший учиться за рубеж, не патриот своей страны, я привожу в пример Франциска Скорину, Петра I, Михаила Ломоносова, Дмитрия Менделеева. Все эти великие люди учились в разных странах, но потом принесли колоссальную пользу своей родине.

Резюме

Резюмируя, перечислю 5 преимуществ получения МВА:

  • Системный взгляд на бизнес.
  • Знакомство с новой культурой и освоение языка на высоком уровне (если учеба за границей).
  • Расширение кругозора и более объемный взгляд на мир.
  • Базовые знания во многих дисциплинах.
  • Особый статус МВА-образования и наращивание экспертности.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

Спасибо, интересно!

Немного о деталях - если можно:

- как выбиралась именно это программа (был ли выбор, почему не в Европе...) и курсы, не входящие в обязательные?

- какие были учебники и понравились ли они.

Генеральный директор, Санкт-Петербург

во сколько раз вырос бизнес, после получения диплома МБА?

Консультант по корп. финансам, Москва

Спасибо за отличное описание целей МВА и особенностей мышления менеджеров США. Российские бизнес-школы пытаются робко следовать этим целям, но построение этичного бизнеса невозможно в феодальной стране силовиков. ((

Директор по развитию, Санкт-Петербург

Отличный материал, спасибо автору. Только одного не понимаю. Сначала учился на МВА в Великобритании, потом проходил аналогичную программу в США. Фанат "учиться, учиться и учиться"?

Коммерческий директор, Москва

Сергей, спасибо за информацию. На мой взгляд полезная статья для тех кто смотрит вперед.

Специалист, Пермь

1.Cпасибо за статью.

2. Вопрос:

Автор получил степень МВА в государственном университете Миннесоты.

"В числе предметов входили экономический анализ для менеджеров, бухгалтерский анализ, аккаунтинг, инвестиции, финансовые решения, управление персоналом, статистика, маркетинговая стратегия."

С большой долей вероятности можно предположить, что автор статьи имел базовое образование в сфере экономики / менеджмента российского вуза до начала обучения на программе МВА.

В чем для Вас заключалось принципиальное различие изучение основ указанных предметов по сравнению с тем, как это изучалось в россии?

С исключением формальных различий.

 

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
ВШБ НИУ ВШЭ получила Гран-при в двух номинациях премии «СМАРТ пирамида — 2024»

Премия ежегодно вручается ведущим образовательным организациям и платформам за вклад в развитие человеческого капитала.

Нейросеть «Яндекса» научили оценивать школьные олимпиады

Применение YandexGPT позволило сократить этап оценки работ с трех месяцев до одного.

Сбер и ВШБ ВШЭ провели форум о трендах в сфере HR

Более 100 профессионалов встретились на площадке бизнес-школы для обсуждения трендов, новых подходов к работе с персоналом и трансформации корпоративной культуры.

Впервые в МИРБИС трем преподавателям присвоили статус профессоров бизнес-практики

Статус присуждается экспертам с ученой или квалификационной степенью, многолетним опытом преподавания и подтвержденными результатами в бизнесе и корпоративном секторе.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.