«Сейчас MBA воспринимается как обычная строчка в резюме»

В будний день мобильный телефон Антона Воронцова постоянно занят, а если и дозвонился, перекидываешься парой фраз и собеседнику «пора бежать». Воронцов только год назад окончил бизнес-школу Чикагского университета и сейчас поглощен работой в московском офисе крупной международной консалтинговой компании. Чтобы добиться всего этого, он оставил устоявшуюся жизнь в Киеве, успешную карьеру в PricewaterhouseCoopers и убедил семью поехать вместе с ним на два года в Штаты.

Антон Воронцов рассказывает Executive, как поиск работы связан с географией, что больше всего выматывает студентов MBA и с какими чувствами он возвращался из Чикаго. E-xecutive продолжает беседовать с выпускниками лучших мировых бизнес-школ. Вопросы для будущих героев оставляйте в комментариях к материалу.

Executive: Вы решили учиться, когда были консультантом в PricewaterhouseCoopers?

Антон Воронцов: Я решил поступать в топовую бизнес-школу, когда окончил университет. В PwC пришел уже с пониманием того, что рано или поздно поступлю на MBA и уйду из компании. До PwC я более трех лет работал в международных подразделениях крупных украинских банков, поэтому и консалтинг воспринимал как очередной этап на пути к МВА. Мне повезло: мое время в PwC удачно совпало с бурным ростом в экономике, было много интересных проектов и возможностей проявить себя. В PwC я проработал три года, причем документы в бизнес-школу подал уже на второй год, когда накопился достойный опыт, о котором можно рассказать во вступительных эссе.

Executive: После учебы планировали вернуться и двигаться дальше по карьерной лестнице PwC или воспринимали МВА как возможность начать с чистого листа в другой компании?

А.В.: Работа в PwC дала мне много полезных знаний и опыта. Поступив в бизнес школу, я был открыт к переменам, поэтому не ограничивал себя какой-то одной отраслью. Когда попадаешь на MBA, выбор поражает: инвестиционный банкинг, управленческий консалтинг, биржевая торговля, частные и венчурные инвесторы (Private Equity/Venture Capital), корпоративный мир и куча компаний внутри каждой из этих категорий.

Но бизнес-школы обычно умалчивают в своей рекламе, что успех в поиске работы во многом зависит от вашего предыдущего опыта и географии. Например, тяжело попасть в компанию частных/венчурных инвесторов без предварительного опыта работы в инвестиционном банкинге или управленческом консалтинге. Или немного авантюрно стремиться попасть на Уолл-Стрит, если всю жизнь проработал в Восточной Европе. Кому-то это удавалось, но когда ставишь перед собой подобные цели, желательно иметь план «B» и «C» про запас.

Мой опыт — это консалтинг в PwC и работа в международных отделах коммерческих банков. Самое правильное, что я мог сделать, это подать документы в управленческий консалтинг и инвестиционный банкинг. Регион — Восточная Европа, офисы — Лондон (для инвестбанкинга), Москва (инвестбанкинг, управленческий консалтинг). Больше я склонялся к управленческому консалтингу, туда и попал.

Executive: В Чикагской школе три обязательных курса. Остальные предметы выбираешь сам, причем определиться с курсами надо уже в первый год.

А.В.: Да, обязательно изучают статистику, микроэкономику и бухучет. Брать их можно, когда угодно и в любой последовательности. Но обычно студенты берут обязательные дисциплины в самом начале, потому что без них не допускают на многие другие курсы. Либо, как это сделал я, можно «закрыть» все обязательные курсы уже в первый семестр.

Учебный год делится на три семестра (осень, зима, весна), каждый по десять недель. Плюс — летний семестр для студентов из альтернативных программ МВА: part-time, evening, week-end. Минимальное количество курсов (по крайней мере, для иностранных студентов), которое необходимо взять за один семестр, — два курса, максимальное – пять, хотя по себе знаю, что, взяв уже четыре курса, начинаешь «загибаться» с учебой. Были случаи, когда студенты брали пять курсов, но люди либо хотели раньше закончить учебу и получить диплом, либо просто были гениями. Сложность курсов определяешь тоже сам.

Executive: Например, выбираешь легкие предметы и не беспокоишься об учебе?

А.В.: Можно и так, хотя мне было «неудобно» брать откровенно легкие курсы или сдавать курсы на минимально достаточные оценки. Образование стоит недешево, поэтому если «сачкуешь», то просто впустую тратишь время и деньги. Люди, за редким исключением, действительно учатся и серьезно подходят к учебе. Там лениться трудно. Тебя окружают талантливые и амбициозные студенты, учат высококлассные преподаватели по предметам, которые выбираешь ты сам. У меня, например, осталось, около пяти-шести предметов, которые я хотел бы пройти, но просто не хватило на них времени. Для этого надо было оставаться еще минимум на пару семестров.

Executive: Работодатели смотрят на оценки, когда набирают сотрудников в бизнес-школах?

А.В.: Могут посмотреть. Но, думаю, существенной роли это не должно играть, если только оценки кандидатов не слишком уж плохие. Хотя академическая успеваемость может стать важной, когда работодатель выбирает между двумя равными кандидатами. Тут хорошие оценки склонят чашу весов в сторону одного из них. В то же время никакие высокие оценки не помогут, если кандидат слабо показал себя на интервью: не смог правильно оценить компанию, вяло решил кейс или же неубедительно доказал перспективность покупки акций компании. Так что высокие оценки — это не главное. Вполне может случится, что работодатель воспримет сплошного отличника как «ботана» или «заучку» и предпочтет человека с худшей успеваемостью, но с более сильными компанейскими качествами.

Чтобы убрать любые спекуляции на данную тему, бизнес-школа Чикагского университета придерживается политики нераскрытия оценок («grade not disclose». — E-xecutive). Это означает, что студенческий комитет школы рекомендует работодателям не спрашивать, а студентам не раскрывать свои оценки, даже если их об этом попросят. Никаких запретов, просто это считается неэтичным для обеих сторон.

Это здорово облегчает жизнь студентам. Уровень конкуренции и напряжения и так зашкаливает во время рекрутинга. А с этим правилом хотя бы не переживаешь, что кто-то «сделает» тебя по учебе

Executive: Много приходилось волноваться?

А.В.: Стресса в бизнес-школе хватает. Ты меняешь карьеру, учишься и живешь в кредит. МВА становится инвестиционным проектом. Он станет успешным, если после выпуска найдешь работу, которая позволит не только выплачивать долг за обучение, но и повысит твои заработки в разы.

Оптимальный сценарий выглядит так. Первое — ищешь стажировку на лето в той компании или индустрии, в которую изначально стремился. Начинать стоит уже на второй месяц после начала учебного года. Найти стажировку желательно в конце января, начале февраля. Второе — проходишь стажировку и получаешь предложение на постоянную работу.

Пока нет предложения на летнюю стажировку или на постоянную работу, жизнь студента — это сплошной рекрутинг. Учеба отходит на второй или даже третий план, потому что диплом МВА сам по себе долги оплачивать не сможет.

Executive: Все находят работу?

А.В.: В хорошие годы работу находят почти все. А вот 2008 и 2009 годы выдались одними из самых тяжелых для выпускников MBA. Некоторые мои друзья не нашли работу и отложили выпуск на пару семестров, чтобы сохранить статус студента и не приобретать статус безработного. Классам 2010 года и последующим повезет больше. Мировая экономика должна восстановиться к тому времени.

Executive: С вами же еще поехала семья. Как сохранить отношения, когда разрываешься между учебой, домом и карьерой, да еще и в чужой стране?

А.В.: Для начала вы должны вместе осознать, на что идете, и, главное, почему это делаете. Скажите себе: «Да, будет тяжело, но мы согласны, мы справимся». Если пришли к согласию, смело езжайте, вы справитесь с любыми трудностями. Если сомневаетесь, любая мелочь может довести до разрыва отношений. Особенно сложно бывает в первые полгода на новом месте. Но мне и моей семье эти нехитрые правила помогли.

Executive: Как вы думаете, семейному человеку сложнее на MBA?

А.В.: Я бы так не сказал. Семья не живет изолированно от бизнес-школы. Рано или поздно все люди становятся частью тусовки. Да и сама бизнес-школа старается, чтобы близкие люди студентов не чувствовали себя одинокими. Тогда семейный слушатель концентрируется на главном: ищет работу, учится, общается с другими студентами.

Executive: Можете назвать главные «уроки», которым вас научила чикагская школа?

А.В.: Каждый из двадцати курсов, которые я прошел, многому меня научил. Это были курсы по финансам, стратегии, предпринимательству, бухучету, налогам, менеджменту. Каждый из них открывал новые горизонты и давал свежий взгляд на предмет. Да там столько великолепных предметов, что локти кусаешь, что все взять не можешь.

Теперь я на любые события в мире смотрю немного иначе, масштабнее, что ли. И лучше понимаю суть происходящего. Во всяком случае — лучше, чем раньше. Это весьма полезно.

Еще я понял, что любой успех — это окончание одного пути и начало нового. Раньше MBA казалась чем-то далеким и труднодостижимым. Но, попав в бизнес школу, сразу же задаешься вопросом «Где и как искать работу?». Нашел работу — горизонт еще сильнее расширяется. Снова задаешь вопрос «Куда идти дальше?». И вот так постоянно. Добиваешься одного, моментально возникает что-то новое. Встав на этот путь, путь постоянных перемен, уже тяжело остановиться. Ты запустил мотор, сдавать назад уже нельзя. Только вперед.

Executive: После двух лет жизни в Штатах с какими чувствами возвращались в Россию?

А.В.: Сильно по этому поводу не переживал. Я устроился в хорошую компанию, переехал в Москву — этого я и хотел до учебы. Кстати, четкая цель и спасла меня от проблем со всеми этими потрясениями на рынке. Когда приоритизируешь цели, это очень сильно помогает не распылять свое время на все подряд и не бегать за несколькими зайцами одновременно.

Поэтому переезд в Москву был осознанным шагом. Что касается чувств, связанных с возвращением, то я не переживаю. Я чувствую, что сейчас для меня время жить и работать здесь. Плюс, когда мировая экономика восстановиться, страны BRIC будут иметь больший вес и большие возможности для построения успешной карьеры.

Executive: Но все же, что остановило от жизни в Шатах?

А.В.: Там свой рынок, своя страна. Все мы, кто вырос в странах бывших республик СССР, пережили столько перемен, что у нас уже на подкорке отпечаталось, что надо жить в динамике. Можно было остаться и в Штатах: окончить бизнес-школу, начать работать в корпорации, купить в кредит дом, машину, и следующие пятнадцать-двадцать лет жить в тихом городке, радуясь спокойной жизни и выплачивая кредиты за бизнес-школу, ипотеку, машину. Это скучно.

Там, конечно, можно добиться и намного большего успеха, но для этого нужно полностью перенять культуру со всеми плюсами и минусами. В восемнадцать это сделать намного легче, чем в тридцать. Опять таки, возвращаясь к предыдущему вопросу, причин вернуться было больше, чем причин остаться.

Executive: Пока вы два года учились, ваши российские коллеги строили карьеру и зарабатывали деньги. Причем в нашей стране зарплата слабо зависит от «корочки» из бизнес-школы. Как проще добиться успеха — с MBA или без степени?

А.В.: Проще всего, когда тебе помогают родственники, семейный капитал и друзья со связями. Если этого нет, то нужно добывать «амуницию» самостоятельно. МВА это хорошая запись в резюме, которая может помочь попасть в компании, для которых МВА важен. А такие компании в России, к счастью, есть.

Что касается потерянной прибыли (opportunity cost), которой пришлось пожертвовать, уйдя учиться в бизнес-школу, то, учитывая события последний двух лет, я бы не сказал, что многое потерял. Устойчивый карьерный рост тут вряд ли бы случился.

Отвлекаясь от кризиса и возвращаясь к событиям пятилетней давности, когда экономика росла как на дрожжах и потерянная прибыль была более очевидной, могу сказать, что и в этом случае я бы не жалел о том, что поехал учиться. Статистика говорит, что совокупный жизненный доход выпускника МВА в среднем выше, чем у человека без МВА. Действительно ли это так, мне еще предстоит узнать.

Executive: Будете учиться дальше?

А.В.: Планы есть, но пока это только планы. Снова пойду на учебу, если увижу что-то действительно интересное и полезное. А пока времени в обрез. Вот сегодня суббота. Полдня провожу с семьей, сейчас беседую с вами, потом еду на работу, потом — буду играть в футбол с ребятами из офиса. В такой суматохе выкроить минутку на учебу сложно. Я и без того каждый день учусь на работе. Годам к сорока, когда решу карьерные вопросы, кто знает, может и продолжу академическое образование, например, начну преподавать и писать кандидатскую в своем родном университете. А сейчас работа.

Executive: Нынешнюю должность вы получили через бизнес-школу, следующую работу будете искать уже сами. MBA вам поможет?

А.В.: Свою нынешнюю работу я тоже искал сам. Бизнес-школа была необходимым инкубатором. Сейчас же MBA воспринимается как обычная строчка в резюме. Вот, допустим, приходишь ты в магазин. Мы привыкли, что в любом супермаркете есть яблоки и апельсины. А в этом их нет, и ты удивляешься: «А почему это у вас яблок нет?!». То же самое с MBA. Вокруг меня работают ребята из топовых школ: от Гарварда до INSEAD. Так что я всего лишь равный среди равных. МВА уже выполнила свою роль. Для дальнейшего развития, как обычно, будут важны успехи, которые мы показываем в работе.

Executive: Чем запомнился Чикаго?

А.В.: Климат в Чикаго тяжелый (смеется). Город стоит на берегу озера Мичиган, поэтому влажность сумасшедшая и ветра постоянно дуют. А если серьезно, то очень запомнился вид из окна нашей квартиры на 34 этаже. Каждое утро я просыпался и видел озеро и даунтаун. Вот по этому виду и по пятничному пиву в кругу друзей скучаю.

Executive: А где отдыхали?

А.В.: Летом, перед отъездом, раз в неделю ходили семьей и с друзьями в Грант-Парк. Тот самый, где Барак Обама праздновал свою победу на выборах. Слушали классическую музыку под открытым небом, сидели на траве и пили вино.

Еще отличное место ― ресторанчик Bubba Gump Shrimp возле парка развлечений Navy Pier. Это сесть ресторанов по мотивам фильма Форрест Гамп. Там повсюду развешены фотографии, играет музыка из фильма и, разумеется, там подают вкуснейшие блюда из креветок.

И еще два пивных бара. Первый — Ida Noyes ― на кампусе прямо возле школы, туда после занятий часто заходили с друзьями. А второй ― через несколько кварталов, на 55 улице, вот там настоящая «пивнуха» черного квартала (улыбается). Продается только алкоголь, минимум закусок. А в зале скамейки и простые деревянные столы. Отличное место.

Редакция благодарит компанию MBA Strategy за помощь в подготовке материала.

Источник изображения в анонсе: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

:)

Региональный менеджер, Великобритания

Мне не совсем понятно, зачем надо 2 года учится на MBA в Чикаго, чтобы после должности консультанта в PWC в Киеве стать associate в McKinsey в Москве?! Я понимаю, кризис, но 2 года и $60,000 спустя, хотелось бы видеть отдачу. А может, я отстала от жизни, и это действительно прогресс?

Рафик Ямолеев Рафик Ямолеев Аналитик, Новосибирск
Анастасия Куровская, Наверное, в некоторых случаях диплом MBA в некотором смысле даже круче, чем краповый берет. ;)
Региональный менеджер, Великобритания
Рафик Ямолеев, Принимается. :D Правда, вот это утверждение
Что касается потерянной прибыли (opportunity cost), которой пришлось пожертвовать, уйдя учиться в бизнес-школу, то, учитывая события последний двух лет, я бы не сказал, что многое потерял. Устойчивый карьерный рост тут вряд ли бы случился.
все равно не очень убедительно... :(
Рафик Ямолеев Рафик Ямолеев Аналитик, Новосибирск
Анастасия Куровская, Возможно, автор, исходя из своих представлений, сравнивает ''два'' сценария. Оплата обучения + упорный труд с учетом высоких нагрузок рассматриваются Антоном в качестве ''платы'' за переход в качественно иное состояние, которого бы автор вряд ли достиг, оставшись на эти же два года на прежнем месте - т.е. если бы был реализован не описываемый сценарий, а некий другой. И тот, который был реализован, считается автором более ''выигрышным''. 8)
Секретарь, Москва

Человеку-таки свойственно стремиться в близкую языковую среду. Всё-таки, как не крути, никакое MBA не заменит воспитания на комиксах и MTV. А тут ещё и рецессия, безработица подскочила в два раза (по самым скромным оценкам). Плюс традицонно сложившуюся в штатах ''любовь'' к ''аутсайдерам''-приезжим. Махнул человек рукой, эх, в аэропорт! Президентом-то всё равно не стать, американский закон не позволит)

Генеральный директор, Екатеринбург

В целом понравилась PR статья МВА.
С дипломом МВА - тебе открывается больше дверей не смотря на потрясения и кризис.
Как я понимаю один из весомых аргументов заграничной МВА это кроме качества преподавания - совершенствование языка. Плюс Московской - меньше риска, но меньше отдача, меньше вес. Баланс понимаешь :)

Генеральный директор, Москва

Возможно Антон хлебнул там, познал непознанное, если не всё, то хоть попробовал. Часто бывает так, когда обучаешься или находишься там где престижно и гламурно и невольно ловишь себя на мысли ''ну и чё тут такого - у нас в ... и то лучше'') А то что больше половины полученных знаний никогда не пригодится - об этом и не задумываешься никогда) Это когда мы заканчивали Бауманский, то думали вот сейчас все как полетим в космос) Вот это примерно также. Но ''корка'' безусловно помогла Антону попасть в PWC, но дальше то что - русская действительность, совковая отчетность.. Не все же еще используют МСФО.. А там все равны и порой выигрывают наши студенты-отличники.. И карьере внутри компании западная ''корка'' не всегда помогает. Но думаю Антон адаптируется! Удачи Вам, Антон!
С уважением Директор Центра ''Бизнес и маркетинг''
АНХ при Правительстве РФ Сапрыкин И.В.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В ВШБ НИУ ВШЭ завершился первый поток Акселератора проектов

Выпускниками первого потока программы стали руководители компаний «Уралхим», «Марс», «Роял Канин» и финансовой дирекции НИУ ВШЭ.

Студенты Высшей школы бизнеса ВШЭ презентовали проекты крупному бизнесу

Идеи, направленные на совершенствование уже существующих сервисов ведущих российских компаний, были высоко оценены топ-менеджерами и представителями бизнеса.

 

Лидеры «Севергрупп» завершили обучение в Высшей школе бизнеса ВШЭ

В течение шести месяцев 38 слушателей программы осваивали ключевые лидерские компетенции.

В МИРБИС прошла встреча клуба директоров по науке и инновациям

На встрече собрались представители крупнейших отечественных компаний, ведущих научных учреждений, стартапов, институтов развития.

Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Четверть россиян нашли работу с помощью ИИ в 2024 году

Его использовали для составления резюме, выполнения тестового задания и написания сопроводительных писем.

Дочерние компании Сбербанка массово сокращают сотрудников

Массовые увольнения затрагивают в первую очередь IT-специалистов.

Российские IT-компании сократили число вакансий для разработчиков

Количество открытых вакансий в IT-отрасли уменьшается.

Нефтегазовая компания BP уволит более 7000 сотрудников

Компания сокращает около 5% рабочей силы.