Почему в 2024 году прибавится количество IPO, и что надо знать бизнесу

В 2024 году в России ожидается всплеск IPO. Совершить публичное размещение на Мосбирже могут 15 компаний — почти в 2 раза больше, чем в прошлом году. В IPO заинтересованы компании из разных сегментов и разного размера: не только корпорации. 

Почему IPO становится востребованным

В 2022 году на IPO вышла всего одна российская компания — сервис проката самокатов Whoosh. В 2023 году ситуация стала улучшаться и в России состоялось уже восемь IPO на общую сумму 41 млрд рублей. На бирже разместились «Астра», Genetico, «ЕвроТранс», «Южуралзолото», «Мосгорломбард», «Совкомбанк», CarMoney, Henderson. Большая часть выходов пришлась на конец года — шесть из восьми.

Активный рост числа IPO продолжается в 2024 году. В начале года уже произошло IPO каршеринга «Делимобиль» — компания вышла на Мосбиржу в феврале и привлекла 4,2 млрд рублей. Также IPO уже совершили разработчик ПО «Диасофт», ликеро-водочный завод «Кристалл», МФК «Займер», лизинговая компания «Европлан». О своих планах на публичное размещение в 2024 году сказали вендор банковского ПО «Диасофт», ювелирная сеть Sokolov, и другие.

Сегодня не просто растет количество российских компаний, решившихся на публичное размещение на Мосбирже, но и меняется портрет этих компаний. Раньше IPO ассоциировалось в первую очередь с корпорациями, гигантами, как условный «Газпром». Но сегодня о своей заинтересованности в IPO говорят и представители МСБ. При этом санкции против Мосбиржи повлияют только на те компании, которые планируют выходить на международный рынок. Таких примеров компаний из России очень мало. 

Потенциальное увеличение количества IPO в 2024 году связано с несколькими факторами.

  1. Растущий объем розничных инвесторов. По итогам марта Мосбиржа сообщала о более чем 31,1 млн физлиц с брокерскими счетами. А объем вложений частных инвесторов в марте 2024 года оказался в 2,1 раза больше, чем в марте 2023 года и достиг 82,2 млн рублей. Во многом на это повлияло возникновение новых технологичных инструментов для инвестиций: более простых, удобных, понятных.
  2. Значительный объем наличных средств и депозитов в экономике: объем наличных по итогам 2023 года достиг 18 трлн рублей, а объем депозитов физлиц — 41 трлн рублей. Население не знает куда пристроить деньги, а экономика не работает, потому что не получает необходимый обьем финансирования. В отчете по итогам 2023 года ЦБ РФ отмечал повышение спроса на инструменты финансового рынка, приток средств на брокерские счета, в инструменты коллективных инвестиций — у последних выросла доля вложений.
  3. Правительство, по указу президента, активно работает над упрощением процессов и компенсацией затрат на IPO, что делает рынок более доступным для компаний разного размера. Основными способами упрощения IPO могут стать налоговые послабления для компаний, решившихся на публичное размещение, смягчение требований для участия НПФ, появление новых механизмов финансирования малого бизнеса.
  4. Отдельно стоит отметить сохранение высокой ключевой ставки, которая влияет и на ставки привлечения кредитных средств у банков. Для МСБ в такой ситуации IPO как способ получения денег становится потенциально привлекательнее.
  5. Развитие инвестиционных платформ, работающих на стадии pre-IPO, также способствует увеличению количества IPO, используя маркетинговые ресурсы для привлечения новых проектов. Биржи тоже снижают пороги для входа для проектов и появляется рынок компаний малой капитализации.

Этапы подготовки к IPO

Несмотря на то, что IPO становится потенциально доступнее для бизнеса, сам выход на биржу — долгий и непростой процесс. Мосбиржа подразделяет его на четыре этапа, которые в сумме могут отнять несколько лет.

На предварительной стадии компания оценивает свои финансовые результаты и свою эффективность, чтобы решить, нужно ли ей это размещение. Если нужно, то дальше начинается подготовка — самый главный и сложный этап.

Во время подготовки бизнесу первоочередно необходимо провести регистрацию акционерного общества, аудит и выбор андеррайтеров — тех, кто поможет оценить инвестиционную привлекательность бизнеса, оптимальную цену акций и их количество. Андеррайтером обычно выступает инвестиционный банк. Также на старте бизнес определяет, на какой бирже будет проводить IPO.

Дальше необходимо разработать инвестиционный меморандум, который объяснит инвесторам, зачем им покупать акции компании. А также подготовить проспект эмиссии, где указана подробная информация о бизнесе, цель привлечения денег, данные о планируемых объемах выпуска акций, и так далее. Проспект нужно подать в ЦБ, дождаться его рассмотрения и регистрации.

Если ЦБ одобрит листинг, бизнес будет публиковать инвестиционный меморандум, готовить презентацию для аналитиков и для роудшоу — встреч с потенциальными инвесторами. Фактически, это маркетинговая кампания, в рамках которой бизнес рассказывает инвесторам о себе и о грядущем IPO, а также собирает заявки на покупку акций.

По результатам роудшоу андеррайтер делает выводы о перспективности IPO: сколько акций инвесторы действительно готовы купить, справедлива ли установленная цена. При спросе, превышающем предложение объема акций, бизнес вместе с андеррайтером могут или запланировать дополнительный выпуск акций, или увеличение их цены. Например, у «Совкомбанка» объем заявок оказался выше суммы размещения в пять раз.

После того как инвесторы, подавшие заявки, получают акции, начинаются открытые торги на бирже.

Предпринимателям, желающим выйти на IPO, важно знать, что им необязательно иметь даже прибыль. Это доказал кейс компании Genetico с выручкой в 300 млн рублей, которая вышла на биржу в 2023 году. Она разместила 10 млн акций и получила 178,8 млн рублей. А сумма общего спроса на акции Genetico превысила 439 млн рублей. После IPO рыночная стоимость компании составила 1,48 млрд рублей.

Также и инвесторы уже знают по кейсам с западных рынков, что вход в компанию на стадии Pre-IPO и IPO могут дать хорошую доходность при низких рисках.

Как упростить выход на IPO

Активная подготовка, подразумевающая работу над инвестиционным меморандумом и проспектом для ЦБ, ожидание решения ЦБ и все, что связано с роудшоу, занимают около полугода. А вот предварительная стадия с анализом деятельности компании, с аудитом, может отнять больше года.

Ключ к ускорению процесса IPO — ранняя подготовка и использование инвестиционных платформ для проведения раунда pre-IPO: выпуска акций в рамках закрытой подписки. Раннее финансирование на стадии pre-IPO через платформы позволяет быстрее начать процесс взаимодействия с инвесторами и упростить последующий выход на биржу. В отличие от IPO, pre-IPO не требует многолетней подготовки: на это достаточно нескольких месяцев.

В основном pre-IPO происходит на частных инвестиционных платформах. Но в середине апреля и Мосбиржа сообщила о планах проведения первого размещения внебиржевого привлечения капитала — до конца 2024 года могут пройти пять таких сделок. Доступ к ним будет только у квалифицированных инвесторов.

При помощи pre-IPO бизнес может повысить свою узнаваемость, привлечь дополнительные деньги, но что более значимо — понять, насколько его акции будут востребованы у инвесторов. Для pre-IPO, как и для полноценного IPO, бизнесу понадобится пройти преобразование в акционерное общество или создать материнское АО.

Успех pre-IPO в большей степени зависит от самого бизнеса, чем от площадки, на которой будет происходить закрытое размещение акций. Роль играют активный маркетинг и открытое, прямое взаимодействие с инвесторами. Бизнесу необходимо выпускать пресс-релизы и новости, проводить встречи с потенциальными инвесторами, планировать мероприятия для них.

А на успех полноценного IPO во многом влияют не только результаты pre-IPO, но и корректность определения цены акций, открытость и честность бизнеса — публикации финансовой отчетности и прогнозов развития, встречи с аналитиками. Также роль играет позиционирование бизнеса и его стратегия развития, сила бренда, история.

Заключение

Интерес российского бизнеса к IPO в ближайшей перспективе с высокой вероятностью будет нарастать. Этому будут способствовать и инициативы государства, и распространение инвестиционных платформ, и увеличение числа частных инвесторов. Со временем IPO перестанет ассоциироваться только с крупными компаниями. Но для того, чтобы успешно пройти через публичное размещение, бизнесу важно уделить максимум внимания и времени подготовке к процессу и начать с pre-IPO.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Сергей Корчанов, Алексей Дроздов
Консультант, Новосибирск

15 компаний за год - это много или мало?

Рынок скорее жив, чем мертв или скорее мертв, чем жив?

Генеральный директор, Москва

Согласно данным из статьи:

Вышли на IPO:

2022 год - 1 компания (кикшеринг Whoosh)

2023 год - 8 компаний

(«Астра», Genetico, «ЕвроТранс», «Южуралзолото», «Мосгорломбард», «Совкомбанк», CarMoney, Henderson)

2024 год - 5 компаний («Делимобиль», ПО «Диасофт», «Кристалл», «Займер»,  «Европлан»)  уже вышли и некоторые планируют, всего ожидается до 15 IPO за год. 

На самом деле уже разместилось 8 компаний - не хватает МТС-банка и компании Элемент и IVA Technologies.

Однако, есть и не точности, в тексте:

Также IPO уже совершили разработчик ПО «Диасофт», ликеро-водочный завод «Кристалл», МФК «Займер», лизинговая компания «Европлан»

а в следующем предложении:

О своих планах на публичное размещение в 2024 году сказали вендор банковского ПО «Диасофт», ювелирная сеть Sokolov, и другие.

Диасофт и планирует и уже разместился? 

Ювелирная сеть Sokolov, еще в апреле этого года сообщала о планах размещаться в 2025 году. 

Из ожидаемого: Принадлежащая АФК "Система" группа компаний "Медси", развивающая сеть частных медклиник, полностью готова к проведению IPO, может выйти на биржу уже в 2024 году, заявил РБК TV на полях ПМЭФ основатель корпорации Владимир Евтушенков. (июнь 2024)

В общем , рынок IPO, с одной стороны растет и появляются интересные проекты для инвестиций, с другой количество все еще остается достаточно низким, для сравнения в 2023 году на фондовом рынке США было проведено 154 первичных публичных размещений (IPO), а в 2021 году таких было более 1000 (данные с сайта https://stockanalysis.com/)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Одежда по дресс-коду компании обходится россиянам в среднем 28 тыс. руб. в год

8 из 10 сотрудников компаний, практикующих дресс-код, покупают офисную одежду за свой счет.