ICO – это аналог IPO в криптовалютной экономике. IPO (Initial Public Offering) – это первичное публичное размещение акций компании на бирже в традиционной экономике. ICO (Initial Coin Offerings) – это процесс выпуска компанией собственных токенов, аналога акций на традиционном финансовом рынке с рядом уникальных свойств, и размещение их на криптовалютной бирже.
Благодаря инновациям, предоставленным технологией blockchain, стоимость этого процесса с использованием криптовалютных бирж может быть в разы дешевле традиционного IPO на финансовых биржах. При этом результат в обоих случаях достигается аналогичный: есть возможность привлечь инвестиции во много раз превышающие затраты на процесс эмиссии.
Какие этапы включает организация ICO, и сколько стоит такой проект? Об этом и расскажем. Для оценки затрат взят срез стоимости работ и услуг на 8 ноября 2017 года. Важно понимать, что порог входа на рынок ICO растет ежедневно.
Этап 1. Анализ индустрии и создание структуры токена
Для начала нужно основательно изучить проект и создать бизнес-модель для взаимодействия с вашими потенциальными инвесторами.
Что нужно сделать:
— Анализ проекта и рыночной ниши, в которой он реализуется.
— Создание бизнес-модели взаимодействия с инвесторами.
— Рекомендации по использованию блокчейн-технологии.
— Планирование структуры токена.
— Разработка поэтапного плана выхода на ICO.
На какие вопросы важно получить ответ:
— Как токен будет использоваться в проекте?
— Будет это security- или utility-токен?
— Как будет инвестору обоснован потенциал роста стоимости токена в будущем?
— Какова структура распределения токенов? Сколько токенов будет оставлено у основателей, инвесторов, адвайзеров и других?
— Каковы цели проведения ICO?
— Предусмотрен ли максимальный hidden cap, прекращающий сбор средств?
— Какова мотивация для инвесторов: участие в прибыли, продажа на бирже, участие в управлении, байбэк? Это длительная инвестиция или краткосрочная?
— Предусмотрены ли разные модели развития в зависимости от собранных денег?
Примерная стоимость: 150 тыс. рублей.
Срок: 1-2 недели.
Этап 2. Подготовка к pre-ICO
1. Создание сайта на английском и русском языке.
Каким функционалом должен обладать сайт:
— Лендинг ICO, описывающий все преимущества вашего проекта для инвестора.
— Личный кабинет инвестора.
— Партнерская программа.
— FAQ.
— Блог.
— Дорожная карта.
— Возможность ознакомиться с B-версией продукта (если есть).
Здесь нельзя экономить и необходимо уделить огромное внимание безопасности. Бывали случаи, когда хакеры находили «дыры» в шаблоне сайта и компании теряли сотни тысяч долларов.
Примерная стоимость: 300 тыс. рублей.
Срок: 1 месяц.
2. Создание White Paper проекта на английском и русском языке.
Что включает в себя White Paper (20-25 страниц):
— Обзор рынка.
— Анализ целевой аудитории.
— Анализ конкурентов.
— Обзор проекта с описанием, как он решает проблемы целевой аудитории.
— Техническая архитектура проекта.
— Дорожная карта проекта.
— Цели pre-ICO и ICO.
— Выпуск токенов.
— Распределение токенов.
— Использование токенов в проекте.
— Команда.
— Адвайзеры.
— Правовые аспекты.
Примерная стоимость: 300 тыс. рублей.
Срок: 3 недели.
3. Перевод сайта и White Paper на иностранные языки.
Пять языков, на которые нужен перевод:
— Французский.
— Немецкий.
— Испанский.
— Японский.
— Китайский.
Примерная стоимость: 600 тыс. рублей.
Срок: 3-4 недели.
4. Создание проморолика о проекте.
Что нужно сделать:
— Написать сценарий.
— Провести съемку, создать анимацию, дизайна элементов видео в стиле сайта.
— Осуществить монтаж и озвучку.
Примерная стоимость на рынке: 150 000 руб.
Срок: 3 недели.
5. Создание смарт-контракта.
Что нужно сделать:
— Написать смарт-контракт на базе Etherium в соответствии со стандартом ERC20.
— Реализовать функции pre-ICO, ICO, распределения и заморозки токенов.
Примерная стоимость: 150 тыс. рублей
Срок: 2 недели.
Этап 3. Маркетинг pre-ICO
1. Ведение блога проекта на английском языке.
Что нужно сделать:
— Создавать интересный контент: статьи о компании, новости проекта и рынка, обзор рынка и другие материалы.
— Публиковать эту информацию в блоге проекта на сайте.
— Адаптировать и публиковать контент в блоге компании.
Ваш проект должен распространять информацию о вас и о рынке в целом, чтобы потенциальные инвесторы видели, насколько ваш проект активен. Это критичный фактор для инвестора при оценке привлекательности вашего проекта.
Примерная стоимость четырех публикаций: 100 тыс. рублей.
Срок: 1 месяц.
2. Создание и ведение сообществ проекта в социальных сетях.
Что нужно сделать:
— Создать сообщества проекта на Facebook и Twitter с дизайном в фирменном стиле компании.
— Вести коммуникации с инвесторами.
— Покупать репосты у лидеров мнений.
— Размещать таргетированную рекламу на facebook.com
Примерная стоимость: 150 тыс. рублей. Создание площадок компании внутри социальных сетей Китая Weibo, Youku и WeChat: от 500 тыс. рублей.
Срок: 1 месяц.
3. Размещение публикаций в СМИ.
Цель публикаций:
— Освещение проекта на крипто-порталах среди потенциальных инвесторов.
— Размещение ссылок на проект в поисковых системах. Когда инвестор принимает решение об инвестициях, он в первую очередь, используя Google, хочет увидеть, насколько известен проект и все упоминания о нем. Поэтому для создания хорошей поисковой выдачи важно публиковаться в авторитетных СМИ.
Что нужно сделать:
— Создать детальные пресс-релизы о проекте.
— Договориться с крипто-СМИ о публикации. Количество привлекаемых СМИ: от 15 до 40 в зависимости от бюджета.
Примерная стоимость: от 700 тыс. руб.
Срок: 2 недели.
4. Реклама в Telegram-каналах.
Что нужно сделать:
— Создать анонс проекта для публикации.
— Провести переговоры с владельцами каналов.
Реклама в Telegram обеспечивает высокую эффективность благодаря большому количеству целевой аудитории и ее вовлеченности.
Примерная стоимость: от 450 000 руб. Включает размещение анонса в восьми каналах с аудиторией 40000+ человек.
Срок: 1 неделя.
5. Размещение в ICO-трекерах, листингах, календарях.
Что нужно сделать:
— Создать анонс проекта для публикации.
— Провести переговоры с владельцами площадок.
Примерная стоимость: от 500 тыс. рублей. Включает размещение на 15 площадках.
Срок: 1 неделя.
6. Таргетированная реклама на Facebook.
Что нужно сделать:
— Создать высоко конвертирующиеся рекламные объявления.
— Настроить таргетинг на аудиторию популярных крипто-форумов и lookalikes-аудиторию потенциальных инвесторов.
— Настроить ретаргетинг — сбор данных об посетивших веб-сайт людях и показ им напоминаний о вашем проекте.
— Управлять рекламной компанией.
Примерная стоимость: настройка показов – от 70 тыс. рублей; бюджет – от 300 тыс. рублей.
Срок: 2 недели.
7. Контентная реклама в Google AdWords.
Что нужно сделать:
— Составить семантическое ядро.
— Создать высоко конвертирующиеся рекламные объявления.
— Настроить показ объявлений в контекстно-медийной сети Google.
Примерная стоимость: настройка показов – от 70 тыс. рублей; бюджет – от 300 тыс. рублей.
Срок: 1 месяц.
8. Реклама на YouTube.
Что нужно сделать:
— Написать сценарий ролика.
— Создать анимацию и осуществить озвучку.
— Настроить видеорекламу.
YouTube – рекламный канал с одной из самых высоких конверсий.
Примерная стоимость: настройка показов – от 200 тыс. рублей, бюджет – от 300 тыс. рублей.
Срок: 1 месяц.
9. Партизанский маркетинг в Telegram-чатах.
Что нужно сделать:
— Создать сценарии диалогов.
— Вести в чатах переписку с множества аккаунтов.
Партизанский маркетинг – один из самых эффективных и доступных PR-инструментов. У инвесторов будет складываться впечатление ажиотажа вокруг вашего проекта.
Примерная стоимость: от 400 тыс. рублей. Включает обсуждение проекта в 30 больших чатах, и упоминания без ведения дискуссий в 70 чатах среднего размера.
Срок: 2 недели.
10. Bounty-компания.
Что нужно сделать:
— Разработать условия участия в bounty-компании: перечень действий, которые будут оплачиваться, размер вознаграждения, требования к участникам и контенту.
— Создать ветки на bitcointalk.org.
— Работать с баунтерами на протяжении месяца: давать ответы на их вопросы, проверять публикации, выдавать вознаграждения.
За вознаграждение в форме токенов лояльные вашей компании люди будут делать репосты новостей о проекте на Facebook, рассказывать о нем в своих каналах и блогах, тем самым создавая виральный эффект.
Примерная стоимость: настройка от 200 тыс. рублей.
Срок: 1 месяц.
11. Email-маркетинг.
Что нужно сделать:
— Написать сценарий рассылки.
— Сверстать письма.
— Проконтролировать ход рассылки: еженедельно отправлять новости о проекте, напоминать о дате начала ICO и других событиях.
Примерная стоимость: настройка от 100 тыс. рублей.
Срок: 1 месяц.
12. Презентация ICO инвестиционным фондам.
Что нужно сделать:
— Подготовить информацию о проекте в соответствии с требованиями конкретных фондов.
— Вести с фондами переписку, отвечать на их вопросы.
Велика вероятность, что криптовалютные и венчурные фонды заинтересуются вашим проектом. В среднем 30% собираемых на ICO средств приходят от фондов.
Примерная стоимость: 200 тыс. рублей + 2-5% от привлеченных средств.
Срок: 1 месяц.
Суммарные расходы на этапе pre-ICO
Всего: 4-5 млн рублей.
Бюджет на маркетинг: от 2 млн рублей.
Предполагаемый срок с начала и до момента запуска pre-ICO: 2-3 месяца.
Очень важно на этапе pre-ICO использовать системы мониторинга и внедрять систему сквозной аналитики, чтобы оценить качество рекламных каналов. Это позволит более эффективно подготовить последующие ICO.
Этап 4. Проведение ICO
Состав работ: аналогичен подготовке к pre-ICO.
Маркетинговый бюджет: как правило, составляет 5-10% от общей суммы средств, которые планируется собрать во время основного ICO.
Умножаем сразу на шесть минимум. За указанные деньги сейчас ничего толкового не сделаешь и не продвинешь
Возможно, так и есть. Расчеты по состоянию на 8 ноября
Таких обстоятельных стратегий выхода на ICO, да ещё и полностью оцифрованных, ещё не встречала. Респект!
Минусит-то кто?
Кое-что полезное для себя нашёл в статье. Благодарю автора.
Я. Есть вопросы? Готов к ответу ;-)
К Вам нет)
Не имей 100 рублей,а имей 100 друзей.
Серьезная статья
Да, пошаговый план великолепен.
Однако хотел бы поправить, аналогом токена в ICO является не акция (ведь покупка токена - это не покупка частички компании, скупив все токены, не станешь владельцем проекта), а в лучшем случае бессрочная облигация, если проект жизнеспособен и приносит прибыль организаторам.
В иных случаях это просто актив, который дошел до криптобиржи и ликвиден, пока люди видят возможность спекулировать на нем.
Иначе говоря, процесс ICO скорее похож на краудфандинг.
Если этого год начинается с подобных статей, то редакции и автору огромный респект!