Без критики и негатива: как стать мастером обратной связи

Развитая культура обратной связи – залог эффективного развития команды и роста бизнеса. В этом уверены и опытные руководители, и специалисты по работе с персоналом, но, как показывает практика, немногие владеют искусством конструктивной обратной связи.

В чем отличие обратной связи от критики

В русском языке слово «критика» имеет ярко выраженную негативную коннотацию, а глагол «раскритиковать» в обиходе почти синонимичен глаголу «обругал». Обратная связь, напротив, высоко ценится сотрудниками и считается одним из важнейших элементов эффективного рабочего процесса.

Где же грань между критикой и обратной связью?

 Цель

  • Критика служит задаче выпустить пар, предъявить претензию и перенести собственный негатив на другого человека. Она не содержит рекомендаций, что следует предпринять сотруднику, чтобы исправить ошибки.
  • Обратная связь призвана улучшить качество работы сотрудника и указать ему на зоны роста, поэтому содержит максимум конструктивных комментариев и советов, над чем стоит поработать.

Способ выражения

  • Критика часто подается эмоционально в разговоре на повышенных тонах.
  • Обратная связь дается сдержанно, размеренно, посредством конструктивного диалога с сотрудником.

Направленность

  • Критика всегда смотрит в прошлое – она оценивает завершившиеся действия, результаты, просчеты.
  • Обратная связь устремлена в будущее – ее главная цель в том, чтобы показать, какие действия в следующий раз позволят избежать ошибок или привести к лучшему результату.

Позиция критикующего

  • Критика всегда направлена «сверху вниз», то есть от начальника к подчиненному. Руководитель с высоты своего положения позволяет себе критиковать сотрудника в той форме, в которой посчитает нужным.
  • Обратная связь – это разговор между равными по положению людьми (независимо от того, кто из них выше в должности), один из которых делится опытом и инсайтами с собеседником.

В чем польза и издержки критики 

Попробуем представить критику сотрудников в виде экономической модели: она несет в себе как определенные выгоды, так и некоторые издержки.

  • Основная польза критики в том, что она обеспечивает обмен информацией между членами коллектива, позволяет корректировать поведение и стратегии в сторону более оптимальных.
  • Издержками же в основном выступают испорченные отношения, негативные эмоции и дополнительный стресс.

В этом контексте цель – максимизация выгод при минимизации затрат. Идеальная критика должна быть максимально информативной и минимально эмоциональной и вызывать минимум негативных эмоций.

Эмоциональная сфера человека реагирует на стимулы внешней среды гораздо быстрее, чем рациональная. Человек проживает негативную эмоцию быстрее, чем успевает ее осознать. Поэтому эмоционально окрашенные критические комментарии воздействуют скорее на аффективную сферу, вызывая дистресс, и часто вообще не оцениваются критически с точки зрения выводов, которые из этой критики нужно сделать.

Триггеры эмоций, которые запускает критика

  • Оценочные суждения: негативная характеристика действий сотрудника без какой-либо конкретики. «Работа была выполнена просто ужасно, это позор».
  • Обобщение: представление частной ошибки сотрудника как паттерна поведения. «Ты вечно пропускаешь дедлайны, никогда ничего не делаешь вовремя».
  • Приказ: донесение просьб через формулировки «ты должен» или «ты обязан». «Ты должен быть на связи всегда, это твоя обязанность».
  • Угрозы: пренебрежительное или грубое сообщение о последствиях неудовлетворительной работы сотрудника. «Если это повторится, ты вылетишь с работы».
  • Манипулирование авторитетом: возвышение себя в разговоре с сотрудником, отказ обосновывать решения и поручения. «Так надо, потому что я так сказал. Твое дело не задавать вопросов».
  • Ориентация на прошлое: осуждение поступков сотрудника без указания на способ исправить их или не допустить в будущем. «Тогда ты должен был поступить по-другому. Но сейчас ничего не исправить, ты напортачил».

Идеально, если подобные заявления и формулировки вообще не будут звучать в коллективе. Неосторожно брошенное слово способно деморализовать даже самого вовлеченного сотрудника и стать причиной увольнения того, кто начал терять интерес.

У человека принято выделять четыре базовые эмоции: злость, страх, грусть и счастье. Более сложные чувства являются комбинацией этих четырех базовых. Какие из них способна вызвать критика:

  1. Злость – человек начинает закипать, когда его критикуют. Когда сотрудник находится в состоянии злости, он не просто не способен рационально оценивать информацию, но может предпринять ответные действия. Например, защищаться от критики или критиковать в ответ.
  2. Страх – указание на ошибки заставляет усомниться в том, что ты действительно компетентный специалист и тобой дорожат в компании. Страх быть раскритикованным удерживает человека от предложения новых инициатив или принятия на себя большей ответственности, ведь чем меньше ты делаешь, тем меньше риск допустить ошибку.
  3.  Грусть – слушать о себе плохое всегда грустно. Грусть демотивирует, заставляет опустить руки и погружает сотрудника в состояние уныния. Это чувство может в долгосрочной перспективе приводить к устойчивому снижению настроения, разрушающему не только ментальное здоровье, но и продуктивность.

Умение контролировать собственные эмоции важно, однако для эффективной коммуникации необходимо еще уметь настроиться на одну эмоциональную волну с собеседником. В этом нам на помощь приходит эмпатия.

Как проявлять эмпатию к собеседнику

Эмпатия в широком смысле – способность «присоединиться» к эмоциональному состоянию собеседника, не идентифицируясь с ним.

1. Определите эмоцию собеседника

Базовые эмоции имеют под собой физиологическую основу, поэтому большую часть культурно неспецифических эмоциональных реакций можно определить по внешним признакам. Нахмуренный лоб, сжатая челюсть, учащенное дыхание или повышение голоса говорят о том, что стоящий перед вами человек злится. У людей с высоким эмоциональным интеллектом «схватывать» эмоции других получается интуитивно. Некоторым приходится отдельно обучаться этому умению, например, изучая литературу или посещая специальные тренинги.

2.  Присоединитесь к эмоции

Сделать это можно через «Я-высказывание», показав солидарность с чувствами собеседника и поделившись собственными. Откровенность улучшает взаимопонимание и укрепляет взаимоотношения.

3. Выслушайте

Умение слушать – важнейшее качество эмпатичного человека. Не перебивайте собеседника, в то же время показывайте заинтересованность, например, невербально – покачиваниями головы или улыбкой согласия.

4. Проясните ситуацию

Переживая эмоции, люди склонны говорить абстрактно и обобщенно, соединять разные ситуации в одну и вольно интерпретировать произошедшее. Задайте уточняющие вопросы через формулу «Я правильно понимаю, что…» или «Ты имеешь в виду, что…» и синхронизируйте понимание произошедшего с собеседником.

5. Завершите диалог на позитивной ноте

В конце разговора не забудьте поблагодарить собеседника за честность и постарайтесь зафиксировать, к чему вы пришли в ходе обсуждения. Тогда у каждого останется четкое понимание позиции другого и план, как действовать в аналогичных ситуациях впоследствии.

Какой должна быть обратная связь

  1. Своевременная. Хорошо, если обратная связь будет дана в течение 24 часов после выполнения задачи, по которой требуется фидбэк. Завершенные задачи быстро забываются, человек погрузится в другие дела и может не обратить на комментарии должного внимания.
  2. Проактивная. Обратная связь не должна снисходить на сотрудника как природное явление – каждый должен быть заинтересован в получении обратной связи – от руководителя до младшего специалиста. Не бойтесь проявлять инициативу и запрашивать фидбэк самостоятельно.
  3. Сбалансированная. Критика за ошибки (даже конструктивная) должна сочетаться с признанием достижений сотрудника – а они всегда есть. Обращайте внимание не только на ошибки, но и на удачные решения – тогда негативная обратная связь будет восприниматься менее остро.
  4. Структурированная. Обратная связь не должна быть длинной и многословной. Перед встречей с сотрудником спланируйте, о чем будете говорить, отделите важное от второстепенного. Можно зафиксировать план в письменном виде. Потом можно отдать его сотруднику, чтобы он мог освежить в памяти содержание разговора через какое-то время.
  5. Мотивирующая. После получения обратной связи сотрудник должен чувствовать себя заряженным на успех и готовым развиваться. Похвалите сильные стороны сотрудника и покажите, что сделать, чтобы в следующий раз он справился лучше. 

Модель обратной связи SBIBI

Моделей предоставления обратной связи много: метод сэндвича, Boff и другие. Мы рассмотрим модель SBIBI, которая включает следующие компоненты:

  • Ситуация: чтобы избежать обобщений вроде «ты вечно все делаешь не так», уточните, о какой именно ситуации/проекте/задаче идет речь.
  • Поведение: сказать «ты повел себя непрофессионально» недостаточно – проясните, что именно было не так в поведении сотрудника, лучше с опорой на корпоративные стандарты или должностные инструкции.
  • Результат: объясните, какие последствия действия сотрудника повлекли для бизнеса и команды, и акцентируйте внимание на том, почему такого больше нельзя допускать.
  • Альтернативное поведение: расскажите, как можно было по-другому решить поставленную задачу, а лучше порефлексируйте вместе с сотрудником и придите к взаимопониманию относительно того, как лучше действовать в аналогичной ситуации.
  • Альтернативный результат: спроецируйте на ситуацию альтернативное поведение и покажите, к какому результату мог бы прийти сотрудник, чем он предпочтителен для него самого и для компании.

Не все руководители умеют давать обратную связь. Не все сотрудники способны выдерживать поток критики. Ключ к взаимопониманию в рабочей среде – коммуникация. В ходе встречи отдела руководитель может устроить мини-фасилитационную сессию, на которой члены коллектива сами разработают стандарты обратной связи, которые всем будут комфортны. Участие в разработке регламента поведения повышает склонность людей следовать установленным принципам впоследствии.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Новосибирск

Интересная статья.

Было бы полезно разделить различные типы ситуаций по степени вины сотрудника и соответственно указать виды обратной связи для каждого из них.

Мне кажется, что наличие явной вины предполагает критику. Обратная связь, скорее, нужна в тех случаях, когда прямой вины нет, но есть что-то, что можно улучшить.

Не совсем понятно, как критиковать сотрудника за прогул. Предложенная схема, кажется, не подходит для этой ситуации. Хотя, возможно, я ошибаюсь и не вижу способа сделать это по предложенной схеме.

А в случае явной вины очень часто можно просто спросить: «Что делать будем?»

Аналитик, Москва
Николай Сычев пишет:

Интересная статья.

Было бы полезно разделить различные типы ситуаций по степени вины сотрудника и соответственно указать виды обратной связи для каждого из них.

Мне кажется, что наличие явной вины предполагает критику. Обратная связь, скорее, нужна в тех случаях, когда прямой вины нет, но есть что-то, что можно улучшить.

Не совсем понятно, как критиковать сотрудника за прогул. Предложенная схема, кажется, не подходит для этой ситуации. Хотя, возможно, я ошибаюсь и не вижу способа сделать это по предложенной схеме.

А в случае явной вины очень часто можно просто спросить: «Что делать будем?»

Согласен, что статья удачная, интересная. 
Но и согласен с вами, что разобрана лишь одна строна вопроса миролюбиво поправит своего подчинённого. Или высказать свой взгляд на дальнейшие действия.

Но ведь критика - инструмент. Он подразумевает разные ситуации и разные подходы. Умный, точнее мудрый руководитель всегда знает градус, до которого надо подогреть ситуацию. Или, наоборот, охладить: "Уверен, что ты и сам разберёшься". 

Автор прав, что "Умение слушать – важнейшее качество эмпатичного человека. Не перебивайте собеседника, в то же время показывайте заинтересованность". Это важно!

И другая сторона - а как реагировать на критику? 

1. критика от коллеги? Справедливая/несправедливая

2. несправедливая критика от начальника

3. справедливая критика.

Есть ли универсальный подход? Я не знаю, но я всегда стараюсь последнее слова оставить за собой, мне кажется,что это тожеобратная связь. А не просто поджать губы:

1. "Я поломал,я исправлю. Поможешь?". Правда,бывае просто манипуляция, тогда возможно обрезать критика: "Не лезь не в своё дело! Сам разберусь".

2. "Иван Иваныч, я ценю ваше внимание и критику, но здесь мало что зависело от меня - ваш приказ такой-то, я строго исполнял именно его".

3. Лучше что-нибудь полушутливо: "Подвёл человеческий фактор. Буду внимателен, обещаю".

Консультант, Новосибирск
Анатолий Курочкин пишет:
Николай Сычев пишет:

Интересная статья.

Было бы полезно разделить различные типы ситуаций по степени вины сотрудника и соответственно указать виды обратной связи для каждого из них.

Но ведь критика - инструмент. Он подразумевает разные ситуации и разные подходы. Умный, точнее мудрый руководитель всегда знает градус, до которого надо подогреть ситуацию. Или, наоборот, охладить: "Уверен, что ты и сам разберёшься". 

Да, это очень важно — уметь правильно «определять градус».

Некоторые люди вежливые слова вообще не слышат.

И еще у руководителя есть особая услуга, которую он должен оказывать своим подчиненным.

Называется услуга «пинок под зад». Без такой помощи многие люди просто не могут эффективно работать, не надо отказывать им в этом.

Руководитель группы, Москва

Да, хорошая статья. Многие люди не умеют давать обратную связь.

Вспомнила юмористическую зарисовку - ответы клиентской службы магазина на жалобы посетителей. Было что-то типа такого:

***

Посетитель:

- У вас в магазине маленький выбор йогуртов.

Служба поддержки:

- Искренне благодарим вас за вашу обратную связь! Насчет выбора йогуртов - у нас их целых три, чего ж вам еще не хватает? Совсем уж зажрались! Спасибо вам за то, что вы с нами! Мы стремимся стать лучше для наших покупателей! 

***

Посетитель:

- Когда я выходил с кассы, какая-то девушка покачивала ребенка в коляске и напевала рэпера Фейса. 

Служба поддержки:

- Спасибо за ваше мнение! Согласны с вами, вот такие дебилы ходят в наши магазины! Благодарим вас за обратную связь, мы ценим каждого нашего покупателя!

Независимый директор, Москва

Прекрасная статья !  Её суть в том, что критика менее продуктивна, чем поддерживающие позитивные диалоги. 

Но есть такое альтернативное мнение, основанное на исследовании результатов работы систем. Автоматических, автоматизированных, систем управления людьми в том числе. 

"Положительная обратная связь — это тип обратной связи, при котором выходной сигнал усиливает действие входного сигнала. Положительная обратная связь рассогласует систему, делает её неустойчивой.

В такой ситуации существующая система рушится и на её руинах возникает другая система, с отрицательными обратными связями, которая более устойчива.

Вывод такой. Отрицательные (критикующие) обратные связи - эффективнее и поддерживают устойчивость системы.

Инженер, Томск
Николай Сычев пишет:
Не совсем понятно, как критиковать сотрудника за прогул.

В соотоветствии с ТК РФ, вплоть до увольнения по статье.

Инженер, Томск

"В ходе встречи отдела руководитель может устроить мини-фасилитационную сессию, на которой члены коллектива сами разработают стандарты обратной связи, которые всем будут комфортны. "

Работающая обратная связь и комфортная обратная связь - это не одно и то же.

 

Руководитель, Москва

Спасибо! Информативно, понятно, практично

Единственное, что цепануло взгляд: "Критика всегда направлена «сверху вниз», то есть от начальника к подчиненному. Руководитель с высоты своего положения позволяет себе критиковать сотрудника в той форме, в которой посчитает нужным"

Почему же, откуда угодно она бывает и в любую сторону. От клиента и в его адрес, от начальника или "снизу", хоть сбоку от случайного прохожего (вот как сейчас например). Это надуманное ограничение, бюрократичесское

Если абстрагироваться от стерильной иерархии, то все встает на свои места и тезисы статьи полностью актуальны

Консультант, Новосибирск
Станислав Антипов пишет:

Спасибо! Информативно, понятно, практично

Единственное, что цепануло взгляд: "Критика всегда направлена «сверху вниз», то есть от начальника к подчиненному. Руководитель с высоты своего положения позволяет себе критиковать сотрудника в той форме, в которой посчитает нужным"

Почему же, откуда угодно она бывает и в любую сторону. От клиента и в его адрес, от начальника или "снизу", хоть сбоку от случайного прохожего (вот как сейчас например). Это надуманное ограничение, бюрократичесское

Если абстрагироваться от стерильной иерархии, то все встает на свои места и тезисы статьи полностью актуальны

Полностью согласен, я, например, когда нужно, критикую из любой позиции, и начальству доставалось.

Консультант, Новосибирск
Елена Аронова пишет:

Да, хорошая статья. Многие люди не умеют давать обратную связь.

Вспомнила юмористическую зарисовку - ответы клиентской службы магазина на жалобы посетителей. Было что-то типа такого:

***

Посетитель:

- У вас в магазине маленький выбор йогуртов.

Служба поддержки:

- Искренне благодарим вас за вашу обратную связь! Насчет выбора йогуртов - у нас их целых три, чего ж вам еще не хватает? Совсем уж зажрались! Спасибо вам за то, что вы с нами! Мы стремимся стать лучше для наших покупателей! 

***

Посетитель:

- Когда я выходил с кассы, какая-то девушка покачивала ребенка в коляске и напевала рэпера Фейса. 

Служба поддержки:

- Спасибо за ваше мнение! Согласны с вами, вот такие дебилы ходят в наши магазины! Благодарим вас за обратную связь, мы ценим каждого нашего покупателя!

Я когда получаю обратную связь в виде стандартного извинения, но без ответа по существу, воспринимаю это как издевку, типа послали куда подальше.
Некоторые просят прислать номер телефона, чтобы перезвонить и урегулировать ситуацию, но потом не звонят, видимо, просят номер для публики, а не чтобы позвонить.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Mini squared portrait   png
Антон Соболев
Согласен, такое возможно. Но в ситуации, в принципе, много вопросов: 1) почему ОСНО; 2) почему р...
Все дискуссии
HR-новости
Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.