Как распознать и нейтрализовать токсичность в деловой коммуникации

Токсичность сотрудника приносит компании убытки. Для развития бизнеса важна продуктивность, и HRD хорошо знают, что она возникает, когда в офисном пространстве коллеги доверяют друг другу и могут открыто обсуждать идеи и разногласия. Тогда продуктивность от взаимодействия растет, задачи бизнеса находят оптимальное решение, а компания становится успешнее. Проблема в том, что довольно трудно выстроить доверительные отношения с токсичным коллегой.

Как распознать токсичность

Внутри трудового коллектива

Сначала стоит разобраться, что такое токсичность в деловой коммуникации. Она может проявляться в форме оскорбительных слов, критики, насмешек, игнорирования, унижения, а также в форме пассивной агрессии. Токсичность может возникнуть в любой ситуации, где есть общение между людьми, однако, ее проявления могут быть разными.

Распознать токсичность внутри трудового коллектива может быть сложно, но есть несколько признаков, на которые следует обратить внимание. Вот некоторые из них:

  • Постоянные конфликты и споры между сотрудниками.
  • Негативные комментарии и критика в адрес других сотрудников.
  • Отсутствие поддержки со стороны коллег.
  • Постоянные жалобы и недовольство сотрудников.

Как правило, токсичные сотрудники жалуются, сплетничают, стараются спихнуть работу на другого или подставить коллегу, переложив на него ответственность за ошибку. Для коллектива это поведение может стать источником постоянного стресса. Токсичность одного такого сотрудника может отравить атмосферу всего офиса, так как она порождает агрессию и враждебность среди коллег. В свою очередь это может привести к снижению продуктивности и, как вариант, к текучести кадров.

Между руководителем и подчиненным

Между руководителем и подчиненными может проявляться токсичность в форме частых конфликтов, несправедливых требований, негативных комментариев и критики.

Как правило, в токсичной коммуникации между руководителем и подчиненным прослеживаются:

  • размытые сроки по задачам;
  • отсутствие логики выполнения шагов по ним;
  • перекладывание ответственности;
  • нарушение ранее принятых договоренностей;
  • открытые манипуляции;
  • эмоциональный шантаж, скрытые угрозы или повышение голоса.

Эти «красные флажки» характерны как для токсичного руководителя, так и для токсичного сотрудника, поэтому в компании важно иметь системы оценки, чтобы участники могли понимать, что имеют дело с токсичным собеседником, и выбирать наиболее оптимальные способы выхода из этой конфликтной, по своей сути, ситуации.

На переговорах с партнерами

На переговорах с партнерами токсичность может проявляться в форме агрессивности, чрезмерно жестких требований, критики и обвинений.

В идеале, конечно, стоит готовиться ко встрече заранее и собрать информацию об участниках предстоящих переговоров. Например, уточнить у поставщиков или клиентов, которые работали раньше с этим партнером, чего от него стоит ждать.

Если такой информации нет в свободном доступе, хорошая рекомендация — обращать внимание на вербальные сигналы:

  • «мы этого не говорили», хотя в техзадании это было прописано;
  • «документы съела собака», поэтому верьте нам на слово;
  • «давайте отложим на завтра», то есть никогда делать не будем;
  • «это не наш кейс», поэтому ваш проект мы бросим, как только появится первая сложность.

Скорее всего, от токсичных партнеров вы получите или обещание «золотых гор» сразу и с минимальным бюджетом, который потом будет постоянно расти, или невнятное объяснение, почему всю концепцию стоит поменять и так, как хотите вы, сделать точно не получится.

Как противостоять токсичности в общении 

Самый простой способ — это просто игнорировать ее проявления. Однако, это не всегда возможно. Важно научиться противостоять токсичности и не позволять ей действовать на вас. В таких случаях необходимо уметь устанавливать границы, говорить «нет» и создавать безопасную среду, чтобы открыто выражать свое мнение.

Если вы столкнулись с токсичностью в общении с коллегами, руководством или на переговорах, есть несколько приемов, которые могут помочь вам справиться с этой ситуацией:

  • Оставайтесь профессиональным. Не вступайте в конфликты и не отвечайте на негативные комментарии. Старайтесь сохранить хладнокровие и профессиональный тон.
  • Используйте эмпатию. Попробуйте поставить себя на место другого человека и понять, почему он проявляет токсичность. Возможно, у него есть какие-то проблемы или неудовлетворенность, которые можно решить.
  • Попробуйте найти компромисс. Если вы столкнулись с токсичностью на переговорах, попробуйте найти компромиссное решение, которое будет удовлетворять обе стороны.
  • Обратитесь за помощью. Если токсичность становится неприемлемой, обратитесь за помощью к HR-специалисту или руководству.

Сплоченность и доверие внутри команды помогает противостоять токсичности отдельных сотрудников или руководства. Поэтому в команде стоит развивать адаптивные навыки коммуникации и нейтрализации токсичных высказываний.

Например, когда в коллективе существуют доверие и партнерские отношения, коллеги могут тактично говорить токсичному сотруднику, что такие-то моменты неприемлемы, и ему стоит поменять свое отношение к делу. Я часто рекомендую использовать фразу, которая помогает взаимодействовать с токсичным сотрудником: «Вася, вижу, что ты снова не сделал отчет вовремя, у нас так не принято. Если ты хочешь продолжить работать с нами, тебе стоит организовать свою работу таким образом, чтобы успевать в срок». Смысл фразы — вернуть ответственность за несделанную работу токсичному сотруднику и указать на границы без перехода в конфликтную ситуацию.

Как вести сложные переговоры

Сначала необходимо понять, что вы хотите получить от переговоров, и какое решение данной ситуации будет устраивать вас. Понимая свои цели, можно аргументировать свою точку зрения, при этом четко и кратко выражая свои мысли. Важно не позволять собеседнику уничижительно отзываться о вас или ситуации, переходить на личности.

Вести сложные переговоры и сохранять состояние внутреннего ресурса довольно сложно без специальной тренировки, но есть несколько советов, которые могут помочь справиться с этой ситуацией:

  • Подготовьтесь заранее. Изучите все материалы и аргументы, которые могут пригодиться в переговорах. Подготовьте список вопросов и аргументов, которые вы хотите привести.
  • Слушайте внимательно. Старайтесь понять точку зрения другой стороны и выслушайте все ее аргументы.
  • Будьте готовы к компромиссу. Если вы не можете достичь единого мнения, попробуйте найти компромиссное решение, которое будет удовлетворять обе стороны.
  • Старайтесь сохранять хладнокровие. Не допускайте, чтобы эмоции брали верх над разумом.

Как уходить от токсичных переговоров

Важно уметь слушать собеседника и понимать его точку зрения, но также следует не забывать про свои интересы. Если общение с партнерами становится токсичным, то лучше всего поставить переговоры на паузу и вернуться к ним, когда все успокоятся. Например, если эта беседа проходит онлайн, то можно прекратить общение, сославшись на технические помехи связи, тем самым взяв передышку и восстановив внутренний ресурс для продолжения общения.

* * *

Коммуникация — это искусство, которое можно и нужно развивать. Постоянно изучая новые методы и приемы, которые помогут противостоять токсичности в деловой коммуникации, тренируясь разговаривать с токсичным собеседником, вы качественно повышаете свои шансы перевести ситуацию из конфликтной в профессиональную плоскость, где ваши интересы будут учитываться, а мнение — цениться.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва

«Держитесь подальше от людей, которые пытаются принизить ваши амбиции. Маленькие люди всегда так делают, но действительно великие заставляют вас почувствовать, что вы тоже можете стать великим».

 — Марк Твен

Аналитик, Москва

Слово "токсичный" использовано 37 раз. Оч круто! 

 

******************************************

Генеральный директор, Москва

Екатерина, уточните плиз.

В пункте о взаимодействии руководителя и подчиненного вы пишите, что одним из признаков токсичности является:

  • эмоциональный шантаж, скрытые угрозы или повышение голоса.

При этом вы рекомендуете использовать фразу:

«Вася, вижу, что ты снова не сделал отчет вовремя, у нас так не принято. Если ты хочешь продолжить работать с нами, тебе стоит организовать свою работу таким образом, чтобы успевать в срок».

Т.е. предлагаете руководителю - становится токсичным, ведь в такой фразе присутствует шантаж и угроза.

Не проще поговорить с сотрудником в ключе что мешает ему сделать в срок и как избежать таких ситуаций в будущем и т.п.?

По материалу в части сложных переговоров (на то они и сложные), не хватает практических примеров, о подтверждении, что такая тактика приносит успех. 

Knowledge manager, Екатеринбург
Алексей Дроздов пишет:

Екатерина, уточните плиз.

В пункте о взаимодействии руководителя и подчиненного вы пишите, что одним из признаков токсичности является:

  • эмоциональный шантаж, скрытые угрозы или повышение голоса.

При этом вы рекомендуете использовать фразу:

«Вася, вижу, что ты снова не сделал отчет вовремя, у нас так не принято. Если ты хочешь продолжить работать с нами, тебе стоит организовать свою работу таким образом, чтобы успевать в срок».

Т.е. предлагаете руководителю - становится токсичным, ведь в такой фразе присутствует шантаж и угроза.

Не проще поговорить с сотрудником в ключе что мешает ему сделать в срок и как избежать таких ситуаций в будущем и т.п.?

По материалу в части сложных переговоров (на то они и сложные), не хватает практических примеров, о подтверждении, что такая тактика приносит успех. 

Мне тоже нехватило примеров для понимания.

Генеральный директор, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Слово "токсичный" использовано 37 раз. Оч круто!

Анатолий. Вот тут немного не понял. 37 употреблений слова "токсичный" - это реально хорошо (если да, то почему) или это плохо и такая похвала - это легкая насмешка (опять-таки, если да, то почему)..)))

Ну и в комментариях к статье на такую тему хочется и предлагается быть максимально конструктивным. Т.е. если это какой-то особенный плюс, то пояснить. Причем так, чтобы другие авторы также могли использовать такой плюс.

А если это недостаток, то не акцентироваться на нем, а предложить и обосновать другое решение 

Как Вам такой подход к обсуждению? Поддерживаете, или есть возражения?

Аналитик, Москва
Павел Вайнштейн пишет:
Анатолий Курочкин пишет:
Слово "токсичный" использовано 37 раз. Оч круто!

Анатолий. Вот тут немного не понял. 37 употреблений слова "токсичный" - это реально хорошо (если да, то почему) или это плохо и такая похвала - это легкая насмешка (опять-таки, если да, то почему)..)))

Ну и в комментариях к статье на такую тему хочется и предлагается быть максимально конструктивным. Т.е. если это какой-то особенный плюс, то пояснить. Причем так, чтобы другие авторы также могли использовать такой плюс.

А если это недостаток, то не акцентироваться на нем, а предложить и обосновать другое решение 

Как Вам такой подход к обсуждению? Поддерживаете, или есть возражения?

А можно я верну вам ваш вопрос? Это хорошо, или плохо? Как вы считаете?
Не сочтите это грубостью с моей стороны, дискуссия вокруг всякого рода мусорных слов у нас давно на форуме. Иначе я просто не понимаю, что вы предлагаете выдвинуть в качестве другого решения.

"Прокачать", "токсичный". И настоящая битва по поводу слова "кейс".

С дружеским приветом!

Генеральный директор, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
А можно я верну вам ваш вопрос? Это хорошо, или плохо? Как вы считаете?

Конечно можно. Лично меня это вообще не зацепило. Т.е. моя реакция нейтральная. Я вчитывался в смысл. И у меня больше вопросов именно к нему. Но т.к. я в данном случае был не готов писать рекомендации, я просто не оставил комментарий автору, а обратиося к Вам..

Анатолий Курочкин пишет:
Не сочтите это грубостью с моей стороны

Вообще ни разу..))) Даже близко не стояло. Все корректно

Анатолий Курочкин пишет:
дискуссия вокруг всякого рода мусорных слов у нас давно на форуме
"Прокачать", "токсичный". И настоящая битва по поводу слова "кейс".

Поскольку я восстановился на форуме вот только-только, я, естественно, пока не в курсе таких тем. Но в принципе, я не против уместного использования подобных слов.

Если нас конкретно смущает частое повторение одного термина, то я бы рекомендовал применять замещающие термины и обороты.

Разберу это на приведенном Вами фрагменте.

Слово "токсичность" в заголовке раздела я бы оставил, как тег (маркер), который позволяет структурировать информацию

  • Как противостоять токчисчности в общении внутри компании
  • Как противостоять токсичности в переговорах

И т.д.

Но внутри текста можно использовать замены

************************

Как противостоять токсичности в общении 

Самый простой способ — это просто игнорировать ее проявления. Однако, это не всегда возможно. Важно научиться противостоять таким проявлениям (токсичности) и не позволять им (ей) действовать на вас. В таких случаях необходимо уметь устанавливать границы, говорить «нет» и создавать безопасную среду, чтобы открыто выражать свое мнение.

Если вы столкнулись с описанными выше моделями поведения (токсичностью) в общении с коллегами, руководством или на переговорах, есть несколько приемов, которые могут помочь вам справиться с этой ситуацией:

  • Оставайтесь профессиональным. Не вступайте в конфликты и не отвечайте на негативные комментарии. Старайтесь сохранить хладнокровие и профессиональный тон.
  • Используйте эмпатию. Попробуйте поставить себя на место другого человека и понять, почему он реализует неприятную для вас модель поведения (проявляет токсичность). Возможно, у него есть какие-то проблемы или неудовлетворенность, которые можно решить.
  • Попробуйте найти компромисс. Если вы столкнулись с неконструктивным поведением (токсичностью) на переговорах, попробуйте найти компромиссное решение, которое будет удовлетворять обе стороны.
  • Обратитесь за помощью. Если формат взаимодействия с собеседником (токсичность) становится неприемлемым, обратитесь за помощью к HR-специалисту или руководству.

Сплоченность и доверие внутри команды помогает противостоять подобным ситуациям при взаимодействии (токсичности) отдельных сотрудников или руководства. Поэтому в команде стоит развивать адаптивные навыки коммуникации и нейтрализации (токсичных) высказываний, разрушающих атмосферу в коллективе.

Например, когда в коллективе существуют доверие и партнерские отношения, коллеги могут тактично говорить выпадающему из принятого в кормпании формата общения (токсичному) сотруднику, что такие-то моменты неприемлемы, и ему стоит поменять свое отношение к делу. Я часто рекомендую использовать фразу, которая помогает взаимодействовать с таким (токсичным) сотрудником: «Вася, вижу, что ты снова не сделал отчет вовремя, у нас так не принято. Если ты хочешь продолжить работать с нами, тебе стоит организовать свою работу таким образом, чтобы успевать в срок». Смысл фразы — вернуть этому сотруднику ответственность за несделанную работу (токсичному) сотруднику и указать на границы без перехода в конфликтную ситуацию.

*******************

Однако, после такой чисто стилистической правки, мне придется сделать то, чего я хотел избежать - перейти к обсуждению содержания, а не формы.

Сначала процитирую автора.

Сначала стоит разобраться, что такое токсичность в деловой коммуникации. Она может проявляться в форме оскорбительных слов, критики, насмешек, игнорирования, унижения, а также в форме пассивной агрессии. Токсичность может возникнуть в любой ситуации, где есть общение между людьми, однако, ее проявления могут быть разными.

как мы видим, автор не дает определения токсичности, а ограничивается вариантами ее проявления. Причем далее в тексте добавляет и другие проявления:

  • оскорбительные слова
  • критика
  • насмешки
  • игнорирование
  • унижение
  • пассивная агрессия
  • перебрасывание ответственности
  • манипулирование
  • обесценивание

и др. 

При этом в данном списке есть понятия, которые в свою очередь распадаются еще на различные проявления. При детальном разборе мы получим список из нескольких десятков проявлений (моделей поведения).

И далее автор все эти очень разные модели поведения заменяет одним словом "токсичность" и дает рекомендации по обощеннгому реагированию на такие различные модели поведения, что и может приводить к непринятию материала.  

Посмотрим конкретную рекоменлацию:

  • Оставайтесь профессиональным. Не вступайте в конфликты и не отвечайте на негативные комментарии. Старайтесь сохранить хладнокровие и профессиональный тон.

ПО сути нам предлагается продолжить свою линию, не обращая внимания на поведение другой стороны. Т.е. спокойно и профессионально продолжать.
ОК. Проведем валидацию данного решения.

 Собеседник говорит оскорбительные слова. Можно тут не обращать внимание и продолжать свою линию? Да. Можно. Я не говорю о результаттивности такого подхода, но реализовать его можно.

А если собеселник нас игнорирует? Т.е. не обращает внимания на наши аргументыи комментарии. Он не обращает на нас внимания и говорит что-то свое. А мы что делаем?* в ответ говорим что-то свое? Интересный диалог получится. 

А если обесценивание? "Все что вы сделали гне имеет никакой ценности". Не отвечаем и продолджаем рассказывать свое?

Каждая конкретная модель токсичности, коих множество, требует своих профессиональных решений. Работа с манипуляциями - это отдельный курс в психологии. Унижение и обесценивание - это проявления позиции родителя в модели Берна. И там свой курс. И т.д.

И если подходить к вопросу с практической (прикладной) точки зрения, то я бы предложил не говорить о токсичности в общем, а структурировать (типизировать) конкретные модели неконструкетивного поведения и предложить отдельные решения для каждого варианта.

Однако, такой материал будет очень объемным и его будет сложно рассмотреть в одной короткой статье. 

Что касается сверхобобщения в рамках всеобъемлющего и не определенного термина "токсичность", то оно  снижает ценность рекомендаций и делает реально действенным практически только последний вариант - "обратитесь за помощью к HR".

Меня напрягло именно это. И многократное повторение слова "токсичность" было для меня не проблемой стилистики и "паразитных слов", а индикатором содержательной проблемы необоснованных абстракций и обобщений.   

 

.

Аналитик, Москва
Павел Вайнштейн пишет:
Анатолий Курочкин пишет:
А можно я верну вам ваш вопрос? Это хорошо, или плохо? Как вы считаете?

Конечно можно. Лично меня это вообще не зацепило. Т.е. моя реакция нейтральная. Я вчитывался в смысл. И у меня больше вопросов именно к нему. Но т.к. я в данном случае был не готов писать рекомендации, я просто не оставил комментарий автору, а обратиося к Вам...

Понятно.
Тогда лучше к автору.
Хотя автор молчит.

IT-менеджер, Москва
Павел Вайнштейн пишет:
Поскольку я восстановился на форуме вот только-только, я, естественно, пока не в курсе таких тем. Но в принципе, я не против уместного использования подобных слов.

 

В начале 2000-х был участником инициативной группы на этом ресурсе. Организовывал дискуссии и профессиональные обсуждения.

Значит вы не знаете, что здесь уже довольно давно разрешается не более 10 комментариев в сутки.

Павел Вайнштейн пишет:
я не против уместного использования подобных слов.

Я так понял, что вы тоже из консультантов? Тогда ваша позиция понятна. Любит ваш брат консультант хвататься за модные словечки.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.