Труд россиян признали неэффективным по сравнению с другими европейскими странами. Согласно рейтингу Организации экономического сотрудничества и развития, у нас почти самая низкая производительность труда. Зато по количеству часов, проведенных на работе, мы в первой пятерке среди европейцев. Среднестатистический россиянин проводит на рабочем месте 1985 часов в год. На что он их тратит? Далеко не всегда на работу. Кофе, перекуры, неформальное общение с коллегами/по телефону, онлайн-шопинг, игры, чтение пабликов. Но главный хронофаг большинства офисных сотрудников – социальные сети. Почему так и что с этим делать, – разбираемся ниже.
Кто виноват?
Виноват сотрудник, у которого есть психологическая проблема – зависимость от социальных сетей. По мнению психологов, она сравнима с зависимостью от компьютерных игр или чтением онлайн-пабликов. По данным ВЦИОМ, в «сетезависимости» признались 34% россиян.
Виноват работодатель, который недостаточно загружает сотрудников и не обеспечивает должный уровень менеджерского контроля над тем, как они тратят рабочее время. Если у компании нет четкого целевого планирования, а сотруднику платят за пребывание в офисе «от и до», то часто он высиживает свое рабочее время и вместо рабочих задач заполняет его зависанием в соцсетях.
В обоих случаях соцсети становятся черной дырой, в которую утекают деньги компании. Аналитики аудиторско-консалтинговой компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты» подсчитали, что на зависании в соцсетях российская экономика теряет в среднем 300 млрд рублей в год. Но есть, как минимум, четыре способа противостоять этой страсти.
1. Психологическая диагностика
Во-первых, зависание сотрудников в соцсетях можно предупредить. Достаточно подключить к найму персонала квалифицированного психолога и проводить диагностику на зависимость от соцсетей. Профессионал легко найдет аккаунты кандидата и проанализирует его активность. Не забывая при этом, что социальные сети могут быть также инструментом личностного и профессионального роста. Если человек действует рационально – добивается определенных целей, имеет стратегию, которая их обслуживает, развивается, учится, зарабатывает полезные связи, – его активность в соцсетях оправданна.
2. Повышение мотивации к труду
Во-вторых, сотрудников нужно мотивировать. На своем опыте убедился, что в компаниях с сильным планированием, контролем и системой управления по целям проблем «съеденного» рабочего времени практически нет. При справедливости KPI сотрудник зарабатывает ровно столько, сколько он делает, и сам не станет тратить драгоценное рабочее время на посторонние вещи.
3. Внедрение тайм-менеджмента
В-третьих, стоит научить сотрудников тайм-менеджменту и использованию онлайн-сервисов и приложений, которые помогают организовать рабочий день, – Google Keep, Tasker, Things и другие.
4. Технические ограничения
Четвертый, самый действенный способ, – ограничить зависание в Сети принудительно, с использованием технических средств и программно-аппаратных комплексов. Мы пользуемся своим продуктом. Когда возникла необходимость, мы встроили в него специальный функционал, который позволяет заблокировать нежелательные для посещения ресурсы. Вариантов блокировки как минимум три – по IP-адресам, по URL-спискам и контентная фильтрация. А вот вариантов реализации запрета множество. Можно, например, закрыть доступ в социальные сети по расписанию – в рабочее время работаем, в обед можно пообщаться. Можно разрешить доступ, но не всем, а только тем, кому социальные сети нужны для работы. Можно вообще не запрещать доступ, но отслеживать активность сотрудников в сети и адреса ресурсов, которые они посещают. Для большей мотивации можно даже перенаправить пользователя, который пытается войти в социальную сеть, на сайт компании-работодателя или на страницу с рекомендацией вернуться к работе.
Какой бы вариант ограничений вы ни выбрали, все сотрудники компании должны знать, как регламентируется их работа, в том числе и в Сети, и понимать, что их действия контролируют. Для этого стоит разработать специальный документ. Это может быть приложение к трудовому договору, с которым сотрудник знакомится, соглашается при приеме на работу и за исполнение которого несет ответственность. Также данные изменения в корпоративную культуру лучше всего внедрять с момента появления нового специалиста в офисе, иногда напоминая ему, что разные социальные сети существуют не только для общения – с их помощью можно зарабатывать деньги для компании.
В чем выгода?
Выгода – в экономии средств. Считайте сами. Допустим, сотрудник вашей компании с зарплатой 35 тысяч рублей по два часа в день читает в Сети в рабочее время новости про эпидемию гриппа. Тогда ваши финансовые потери от его зависания в Сети составят 8 750 рублей в месяц. Если таких сотрудников 15, вы ежемесячно теряете больше 130 тысяч.
Понятно, что ни один из перечисленных способов не панацея. Но их грамотное сочетание с поправкой на ситуацию в конкретной компании обязательно даст результат. Это именно тот случай, когда время – деньги. Как их тратить – решать вам.
При грамотно выстроенных внутренних бизнес-процессах от них и отучать не придётся.
Елена, много видели таких БП? ;-) Кто не без греха?..
Технические ограничения полная фигня. Ничего кроме раздражения у сотрудников не вызывает.
Мы действуем по другому. У всех сотрудников у нас неограниченный доступ к интернету. Но...
Весь внешний трафик сотрудников контролируется, фиксируется и анализируется. Сотрудники об этом знают. Они знают что фиксируется куда они "заходят" и что они там делают.
Эта прозрачность всей информации, я так думаю, является сильным моральным сдерживающим фактором.
Мысль конечно замечательная. Только кто это контролирует, сколько специальных сотрудников заняты контролем за трафиком других сотрудников? Объем информации явно немаленький)))
Ну что вы, Валерий, еще как вызывает - желание работать вызывает, почти незамедлительно. Вот вам познавательное видео на эту тему:
http://www.1tv.ru/sprojects_utro_video/si33/p10084...
Это не сложно. Мы же программистская компания. Ребята написали в офисной системе программульку. Установлены лимиты по трафику. Я каждый понедельник получаю (автоматически) отчет о сотрудниках превышавших лимиты. Выбираю "злостных" , "вхожу" в их трафик и смотрю. При необходимости в "стенгазете" пишу юморную заметку. При количестве сотрудников в 200 чел (это у нас) моей работы на 10-20 мин в неделю.
А сейчас, когда все привыкли, отчет пустой!!
Большинство уже давно в соцсетях сидят через мобильники.
Если человеку не хочется работать, он придумает, как сделать так, чтобы не работать и создавать видимость работы. И универсального решения нет.
Индивидуальное решение, это грамотно составленный план каждому и вознаграждение по выполнению этого плана. Вплоть до того, чтобы был план на день, выполнил его - можешь идти домой и сидеть в своих соцсетях в комфортной домашней обстановке.
Советы отстают от жизни лет на пять. Я бы посоветовал уволить психолога и на эту экономию разрешить трафик на соцсети )))
А большой монитор удобнее)).