Новые правовые нормы, регулирующие использование заемного труда, были установлены 5 мая 2014 года Федеральным законом №116-ФЗ. Они фактически запретили многие схемы, существовавшие до сих пор. И российский рынок аутстаффинга сейчас лихорадит. Ведь правила игры меняются для всех задействованных сторон: провайдеров, предоставляющих услуги временного найма, заказчиков и занятых в отрасли сотрудников.
Провайдеры: с вещами на выход
Законодательная инициатива ужесточает требования к частным агентствам занятости (ЧАЗ): им необходимо будет пройти аккредитацию в Роструде по новым правилам, утвержденным 29 октября 2015 года. По прогнозам экспертов кадрового агентства «Юнити», из-за этого и по ряду других причин до 90% игроков уйдут с рынка. Первые на очереди – организации, у которых уставной капитал менее 1 млн руб. и упрощенный режим налогообложения. Минимальный входной порог высокий, поэтому небольшие провайдеры (с оборотом до 5 млн руб. в год), а также значительная часть средних (с оборотом 5-75 млн руб. в год) скорее всего даже не будут пытаться получить лицензию. По данным исследования агентства Magram MR, на начало 2015 года таких компаний насчитывалось 199 из 218.
Насколько жестко регулятор будет следить за выполнением новых требований, покажет судебная и правоохранительная практика. Пока она не сложилась, но уже ясно: действовать по черным и серым схемам станет почти невозможно и невыгодно для репутации провайдеров. Им придется пересмотреть все механизмы работы для вывода их в правовое поле. И для двадцатки крупнейших поставщиков услуг, и для всех остальных, кто захочет остаться на этом рынке, наиболее вероятная перспектива – переход к комплексному аутсорсингу бизнес-процессов, связанных с привлечением заемного персонала.
Заемный персонал: с надеждой на светлое будущее
Для рядовых сотрудников ЧАЗов, занятых по схеме аутстаффинга, закон №116-ФЗ в долгосрочной перспективе принесет положительные изменения. Как отмечает один из его инициаторов, вице-спикер Государственной думы Андрей Исаев, зарплата такого работника будет не ниже, чем ставка коллеги с аналогичной квалификацией, оформленного в штат принимающей стороны и выполняющего такие же функции. Кроме того, закон обязует заказчика обеспечивать безопасные условия и соблюдение правил охраны труда. Весь комплекс мер направлен на исключение экономии на трудовых и социальных гарантиях, предоставляемых гражданам, которые привлекаются на временные работы. Так, например, взносы по травматизму возрастут с минимального значения 0,2% до фактически установленного специальной оценкой условий труда для конкретного рабочего места.
Для людей закон хороший, ведь аккредитация агентств и подстраховка в один миллион рублей на случай банкротства снижает вероятность быть «кинутыми» провайдером. С 1 января закрепляется также субсидиарная ответственность. Смысл ее прост: если исполнителю не заплатил непосредственный работодатель, с которым у него был заключен договор, то за долги ответит заказчик.
Однако краткосрочные последствия вступления закона в силу не такие радужные: по оценкам экспертов, не менее 35% временного персонала (около 71,5 тыс. человек) попадает в группу риска в связи с уходом их провайдеров с рынка. Многие сотрудники ЧАЗов спешно ищут новую работу, что в текущей экономической обстановке не так-то просто. При этом ожидается, что всего лишь 15% заемного персонала будет оформлено по ТК на фактические места. Остальные либо окажутся задействованными в аутсорсинге и по сути будут делать все то же, что и раньше, но на новых условиях, либо пойдут на биржу труда.
Заказчики услуг временного найма: игра «по-белому»
Законодательное нововведение направлено, в первую очередь, на устранение разных обходных путей, которые бизнес придумывает, чтобы платить меньше взносов в казну или чтобы получить больший эффект от труда работников за меньшие деньги. У тех же, кто действительно нуждается в периодическом включении в производственный процесс трудовых ресурсов со стороны, есть в запасе некоторое время. В новом законе допускается привлечение граждан на временную работу сроком до девяти месяцев, и многие воспользуются этим лагом.
Заказчикам ЧАЗов неясно, как работать в первый месяц 2016 года, пока Роструд будет рассматривать заявки агентств. Для компаний, которые взаимодействовали с крупными провайдерами, изменится немногое: эти агентства уже в 2015 году провели необходимую предварительную работу и готовы к переменам. А тем организациям, чьи поставщики ушли с рынка, необходимо будет внимательно выбирать партнеров, чтобы не заплатить дважды.
Впрочем, и тут существуют варианты. Во-первых, можно обратиться в те ЧАЗы, которые пройдут аккредитацию, и продолжить нанимать временный персонал на оговоренное законом №116-ФЗ время и в ограниченных объемах (до 10% от списочной численности принимающей стороны). Второй путь – доказать, что принимающая и направляющая стороны аффилированы. Альтернативное решение – провести аудит бизнес-процессов и детальный анализ функций, которые можно передать на аутсорсинг. В любом случае, если провайдер выбран верно, то ожидаемое подорожание его услуг составит не более 7-10%. А при грамотном подходе, используя комплексную оптимизацию процессов, можно даже снизить издержки.
Например, на промышленных предприятиях такие вспомогательные действия, как погрузо-разгрузочные работы или упаковка товаров, будет выгоднее отдать сторонней организации целиком. Экономить заказчик будет на рекрутинге, наставничестве, решении кадровых вопросов и других неявных затратах. Со стороны квалифицированного исполнителя продуманное администрирование и материальное обеспечение непрофильных для завода задач позволит сохранить и даже повысить уровень заработных плат на местах.
К сентябрю-октябрю 2016 года сформируется судебная практика, которая на деле покажет серьезность намерений государства по наведению порядка в области временного найма. Те организации-заказчики, которые проигнорируют вступление в силу поправок в трудовое законодательство, могут быть оштрафованы. Согласно статье 5.27 КоАП РФ, наказание составит от 30 тыс. рублей при первичном выявлении нарушений, до 70 тыс. рублей при повторном. А деятельность нарушителей будет приостановлена на период до 90 дней. Как справедливо отметил вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан, самое трудное начнется в процессе применения закона №116-ФЗ, так как он наверняка обозначит очередные проблемные стороны рынка труда.