Ольга Баландинская, менеджер по развитию Coleman Services
С каждым годом популярность таких кадровых услуг, как аутстаффинг, лизинг персонала, предоставление временного персонала и аутсорсинг, становится все более очевидной. Постепенно и к российским работодателям приходит понимание того, что аутстаффинг позволяет освободить ресурсы, которые можно направить на решение стратегических вопросов бизнеса. Поскольку данный вид услуг вызывает до сих пор огромное количество вопросов, журнал «HR Менеджмент» совместно с компанией Coleman Services провели совместный проект «Все, что вы хотели знать об аутстаффинге, но боялись спросить». Публикуем ответы на вопросы читателей.
Чем аутсорсинг отличается от аутстаффинга? Мне кажется, это синонимы.
«Аутсорсинг» и «аутстаффинг» – два разных понятия, представляющие различные по сути услуги. Если компания в связи с ограничением штатного расписания, бюджета на заработные платы или для решения других стратегических задач испытывает необходимость в выводе персонала из своего штата в штат компании-провайдера, мы можем говорить об аутстаффинге. В данном случае провайдер становится юридическим работодателем сотрудников, оформляет с ними трудовые или гражданско-правовые отношения, осуществляет полное и всестороннее администрирование сотрудников в области кадрового делопроизводства и бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ, а также управление социальным пакетом сотрудников. В то же время сотрудники продолжают выполнять свои должностные обязанности на прежнем рабочем месте в офисе и в интересах заказчика. Они включены в корпоративную жизнь компании и подчиняются непосредственным руководителям внутри компании-заказчика, которые осуществляют мониторинг их работы и сообщают необходимую информацию для администрирования в кадровую компанию. Другими словами, разница между штатными сотрудниками заказчика и нештатными (сотрудниками на аутстаффинге) состоит лишь в том, где осуществляется их кадровое и бухгалтерское администрирование, то есть, где территориально находится «бэк-офис».
Аутсорсинг же – это вывод за пределы компании не персонала, а какой-либо службы целиком (ресепшн, телефонные операторы, курьеры и т.п.) или функции: ведение кадрового делопроизводства, кадровый аудит, организация питания. При аутсорсинге провайдер берет на себя весь процесс управления службой или функцией в офисе заказчика. Это включает подбор персонала, осуществление своевременных замен специалистов в случае их отсутствия по причине отпуска или болезни; отслеживание рабочего графика персонала на ежедневной основе, проведение различных тренингов, разработку и осуществление поощрительных бенефитов, предоставление заказчику периодических отчетов о работе службы и т.п. Таким образом, аутсорсинг включает в себя, кроме оформления сотрудников в штате провайдера, еще и всесторонний контроль их работы в офисе заказчика.
Можно ли рассматривать аутстаффинг как испытательный срок для сотрудников?
Аутстаффинг действительно можно рассматривать как возможность для заказчика испытать нового сотрудника до оформления с ним трудовых отношений. При этом «испытательный срок» можно продлить на любое время, необходимое заказчику, чтобы решить, подходит ли данный сотрудник для долгой и плодотворной работы непосредственно в штате заказчика или нет. Во многих случаях данная схема «проверки» является достаточно эффективной для обеих сторон – и для заказчика, и для сотрудника. Заказчик не ограничен длительностью испытательного срока, которая регламентируется законодательством РФ (не более трех месяцев), он может спокойно присмотреться к сотруднику, оценить его сильные и слабые стороны и принять решение о соответствии сотрудника занимаемой позиции. В случае если заказчик понимает, что данный сотрудник ему интересен и нужен, он переводит его в свой штат.
Возможность перевода сотрудника из штата провайдера (кадрового агентства) в штат заказчика оговорена в договоре на предоставление услуги аутстаффинга и не может рассматриваться как вариант хедхантинга.
Как платить сверхурочные при аутстаффинге?
Принцип оплаты сверхурочной работы сотрудникам, работающим на аутстаффинге, и сотрудникам, зачисленным в штат компании, одинаков. Сразу внесем пояснения: все условия, на которых сотрудник принимается в штат к провайдеру, исходят от заказчика. Заказчик четко устанавливает заработную плату сотрудника, возможные премии и компенсации, которые могут выплачиваться сотруднику: оплата питания, проезда, медицинское страхование и т.п. Задачей провайдера является оформление с сотрудником отношений на заранее оговоренных условиях и ведение дальнейшего кадрового и бухгалтерского администрирования сотрудника строго в рамках российского законодательства. Работник выполняет свои должностные обязанности на территории заказчика и подчиняется местному трудовому распорядку, соответственно все сведения, необходимые провайдеру для начисления выплат работнику, предоставляет уполномоченный сотрудник заказчика. Заказчик информирует провайдера, какое количество часов отработал сотрудник в текущем месяце, какие должны быть начислены премии и какое количество сверхурочных часов должно быть оплачено. В данном случае оплата сверхурочной работы производится согласно принятым нормам: за первые два часа сверхурочной работы в будний день не менее, чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее, чем в двойном размере. Оплата в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается не менее, чем в двойном размере.
Каких специалистов взять в лизинг невозможно в принципе? Или таких ограничений нет?
Ограничения в данной схеме трудоустройства, на наш взгляд, существуют лишь на самые высокие позиции предприятия. Нет никакого смысла оформлять по лизингу или аутстаффингу первых лиц компании, завязанных на Устав организации и имеющих право подписи. Представьте ситуацию, когда главный бухгалтер, отвечающий за все финансы компании, официально является сотрудником сторонней организации. Сотрудники высшего уровня назначаются обычно учредителем предприятия либо генеральным директором, и их в организации всегда ограниченное количество. Кроме того, такие должности в штатном расписании согласуются в первую очередь.
Есть ли русский аналог или определение понятию «аутстаффинг»?
По нашему мнению, в русском языке не существует емкого и точного слова, которым можно было бы заменить понятие «аутстаффинг». Приведенные ниже аналоги являются слишком длинными и, возможно, не отражающими всей сути данного понятия.
Аутстаффинг как процесс можно трактовать следующим образом: «вывод персонала за штат компании-заказчика и оформление его в штате компании-провайдера, при этом сотрудники продолжают выполнять свои должностные обязанности на территории и в интересах компании-заказчика».
Для сотрудников, оформленных по схеме аутстаффинга, встречаются следующие названия: «внештатный персонал», «контрактный персонал» или «заемный персонал».
Чаще всего в лизинг берут строительную технику, а самих строителей можно взять в лизинг?
Строителей, как и любой другой персонал, возможно оформить по схеме лизинга, если компания-заказчик имеет в этом потребность в связи со следующими факторами: ограниченность штатного расписания, временность проекта, потребность сокращения затрат внутренних ресурсов, связанных с кадровым и бухгалтерским администрированием, а также подбором новых сотрудников.
Здесь мы хотим подчеркнуть разницу между лизингом персонала и аутстаффингом. В отличие от аутстаффинга, лизинг персонала – это подбор провайдером необходимого сотрудника для работы в офисе заказчика, с оформлением и администрированием в штате компании-провайдера.
Почему при формулировке данного опроса вы позволили себе некорректную терминологию? Я имею в виду термин «лизинг персонала».
Термин «лизинг персонала» и «аутстаффинг» являются переводом с английского «personal-leasing», «outstaffing». Возможно, с точки зрения законодательства РФ данная терминология является некорректной, так как человек не может быть предметом арендных правоотношений. Тем не менее, услуги лизинга и аутстаффинга персонала, появившись в России более десяти лет назад, являются не менее востребованными современным бизнесом, чем стандартные HR-направления: рекрутмент, кадровый консалтинг и т.п. и развиваются активными темпами. К сожалению, российское законодательство до сегодняшнего дня не отразило данную практику в нормативных актах. Именно по этой причине провайдеры не используют упомянутую терминологию в деловых аннотациях и контрактных документах.
В западном бизнесе, откуда собственно и пришли эти виды HR-услуг, используются термины лизинг, аутстаффинг, аутсорсинг. Соответственно, в российской деловой практике, в виду отсутствия русских аналогов, прочно укоренилась англоязычная терминология.
Спрос на услуги временного персонала по основным отраслям в 2006 году, по оценкам компании Coleman Services:
Информационные технологии и телекоммуникации – 6%
Автомобильная промышленность – 9%
Фармацевтическая промышленность – 10%
Профессиональные услуги – 11%
Добыча и переработка нефти и газа, нефтегазовое оборудование, инжиниринг – 23%
Производство и дистрибуция ТНП – 41%.
Фото: pixabay