Ментор, коуч, наставник, тренер – кто все эти люди?

Недавно с несколькими коллегами-руководителями мы говорили о развитии сотрудников. Безусловно, касались коучинга и менторинга, как направления, в котором я сейчас работаю. В международных компаниях коучинговая культура давно вошла и укрепилась в бизнесе. В России мы только начали идти по этому пути. Отсюда столько вопросов и здорового скепсиса. Анализируя все «за» и «против», я поняла, что одна из причин такого положения вещей – подмена понятий или их непонимание.

Предлагаю разобраться с понятиями, чтобы мы все одинаково понимали то, о чем говорим. В сети Интернет вы найдете большое количество направлений в области развития бизнеса и персонала, как и определений этих терминов; я же опишу только некоторые из них и постараюсь сделать это максимально простым языком.

Менторинг

Начну, пожалуй, с бизнес-менторинга и коучинга. Две профессиональные области, в которые в последние годы ушел мой фокус внимания. Почему я хочу поговорить прежде всего о них? Все просто: часто в ходе коуч-сессий меня просят поделиться экспертизой, подсказать что-то из моего собственного опыта, по разным причинам клиенты не готовы на данный момент к глубокой собственной рефлексии. И тогда это «не совсем про коучинг», а про менторинг и наставничество. К слову, менторинг мне ближе: в нем нет директивности, а есть место совместному мыслительному процессу, опора на опыт ментора.

Менторство

Бизнес-ментор (ментор) – эксперт, критический друг, ролевая модель, которую клиент хотел бы перенять. Общение ментора с клиентом – это всегда диалог, в котором ментор задает вопросы, расширяет фокус внимания собеседника, на своем примере дает советы, может генерить идеи, что и как лучше сделать в той или иной ситуации. Поэтому для клиента очень важно, чтобы ментор был экспертом в нужной для первого области. И не менее важно, чтобы он был экспертом в менторинге, чтобы действительно поддержать своего клиента и не перейти в другие роли.

Клиента ментора обычно называют менти.

В книге «Эффективный бизнес-менторинг», автор Дэвид Клаттерба поделился своим исследованием, а я делюсь им с вами: «Когда ни ментор, ни менти не прошли обучение, только около 30% отношений приносят заметный результат в менторинге. В случае, если прошел обучение только ментор, пропорция возрастает до 60%. Если и ментор, и менти прошли обучение пропорция увеличивается до 90%».

Чувствую, что здесь как раз и может возникнуть большое количество вопросов, в том числе зачем и чему мне надо учиться, если у меня огромная экспертиза и руководящий опыт работы, что должен знать я, как клиент ментора?

Я могу поделиться тем, чему я, руководитель, училась на курсе Дэвида, как бизнес-ментор. Мы говорили о том, что такое менторинг, каковы роль и обязанности каждой стороны в менторинговых отношениях, каковы основные правила этих отношений и как они развиваются, как в менторинговом формате работать на executive-уровне, как управлять диалогом в менторинге и не уйти в наставничество, когда менти не интегрирует опыт ментора в свою жизнь, адаптируя и проживая его как свой собственный опыт, а просто делает так, как сказал наставник.

А менти знания о менторинге и его «законах» даст возможность правильно выбрать себе специалиста, понимать, что он может дать, каков формат работы в менторинге и каким может быть запрос. Согласитесь, обладая всеми этими знаниями, выиграет и менти, и ментор!

Коучинг

Согласно терминологии Международной Федерации Коучинга (ICF), коучинг – это процесс, построенный на принципах партнерства, который стимулирует размышления и творчество клиентов, чтобы вдохновлять их на максимальное раскрытие своего потенциала, как личного, так и профессионального.

Коуч – специалист, который через рефлексию помогает человеку заглянуть внутрь себя, раскрыть свой потенциал, расширить горизонты мышления, чтобы посмотреть на ситуацию с другого ракурса и найти лучшее для себя решение, идя из точки А в точку Б. При этом коуч должен быть сертифицирован по международным стандартам. Это как знак качества коуча, признанный во всем мире.

Должен ли быть коуч экспертом в области интереса клиента? Нет, ведь коучинг – это работа с осознанностью, ресурсом, формированием нового для себя взгляда, благодаря тем вопросам, которые задает коуч; и в этих отношениях нет места мнению коуча и его советам, а значит, его вне-коучинговой экспертизе.

Клиента обычно называют коучи.

Командный коуч – это коуч, который работает с командами: группа людей, объединенная вокруг одной цели, идущая в одном направлении, с понятными всем ролями, процессами, выстроенными коммуникациями, и поддерживает команду в ее становлении, развитии, движении из точки А в точку Б.

Наставничество

Наставник – эксперт в той или иной области, который поддерживает своего клиента, говоря, что и как надо сделать, и следит за результатом. Другими словами эти отношения имеют в своей основе некоторую директивность. Наставник должен быть экспертом не только в важной для клиента области, но и в самом институте наставничества: какова его роль, какие инструменты применимы в работе и пр.

Клиента обычно называют подопечный.

Бизнес-тренер

Бизнес-тренер – обучает взрослых участников тренинга, помогает прокачивать те или иные навыки в сфере своей специализации. Ведь тренинг (согласно проф. стандарту) – это активный метод практического обучения, с помощью которого отрабатываются умения, навыки, пересматриваются и внедряются новые установки. Для успешной работы бизнес-тренер должен быть экспертом в той области, навыки которой он прививает группе.

Надеюсь, теперь, когда вы будете читать в статьях о коучах, менторах, тренерах, развитии персонала, вы будете понимать, о чем именно идет речь.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель, Москва

При этом коуч должен быть сертифицирован по международным стандартам

не должен...

 

Командный коуч – это коуч, который работает с командами: группа людей, объединенная вокруг одной цели, идущая в одном направлении, с понятными всем ролями, процессами, выстроенными коммуникациями, и поддерживает команду в ее становлении, развитии, движении из точки А в точку Б.

Это не коучинг, это фасилитация...

 

Согласно терминологии Международной Федерации Коучинга (ICF), коучинг – это процесс, построенный на принципах партнерства, который стимулирует размышления и творчество клиентов, чтобы вдохновлять их на максимальное раскрытие своего потенциала, как личного, так и профессионального.

На сайте ICF определение коучинга несколько другое... С какой целью Вы его изменили?

Генеральный директор, Москва

Максим, спасибо за Ваши комментарии. У каждого из нас есть свое мнения, и это замечательно. А в коучинге - тем более.

Выбор, с кем работать (с сертифицированным специалистом/школой или нет) - всегда остается за клиентом. В сети много обсуждений на эту тему. 

В командном коучинге есть место фасилитации, но это не одно и то же (об этом мы всегда говорим на обучениях, об этом я напишу чуть позже).

Приведенная мной формулировка определения Коучинга взята из Этического кодекса ICF. 

Руководитель, Москва
Ирина Касаткина пишет:
Выбор, с кем работать (с сертифицированным специалистом/школой или нет) - всегда остается за клиентом. В сети много обсуждений на эту тему. 

Это да, но в статье про другое.. Что коуч должен.. Если дожен, то кому и что является основанием это обязанности?

Ирина Касаткина пишет:
Приведенная мной формулировка определения Коучинга взята из Этического кодекса ICF. 

Вот тоже нет... В этическом кодексе несколько по другому определено.. "Установление партнерских отношений".. 

Ирина Касаткина пишет:
В командном коучинге есть место фасилитации, но это не одно и то же (об этом мы всегда говорим на обучениях, об этом я напишу чуть позже).

Вот будет интересно, как Вы в рамках командного коучинга устанавливаете парнтнерские отношения с каждым и как заключаете контракт на сессию.. 

Слушатель MBA, EMBA, Москва
Ирина Касаткина пишет:
Наставник – эксперт в той или иной области, который поддерживает своего клиента, говоря, что и как надо сделать, и следит за результатом. Другими словами эти отношения имеют в своей основе некоторую директивность. Наставник должен быть экспертом не только в важной для клиента области, но и в самом институте наставничества: какова его роль, какие инструменты применимы в работе и пр.

Неправильно. Наставник - это наставник, а эксперт - это эксперт. Слово "наставник" и его роль известны еще из СССР, когда ни "менторов" ни "коучей" не звучало...

Наставник это тот, кто личным примером вовлекает своего стажера в практический процесс. Наставник тот, кто становися рядом с ним, локоть к локтю, и говорит: "делай со мной", "делай как я", "делай лучше меня". Наставник это практик высочайшего уровня!

А все остальные типа коучи - словоблуды. Им важно только книжки с картинками про бизнес кейсы писать. И этими книжками пиариться типа "вот купите, там все подробно написано"....

Дмитрий Чуркин +4100 Дмитрий Чуркин Директор по развитию, Самара
Сергей Левицкий пишет:
А все остальные типа коучи - словоблуды. Им важно только книжки с картинками писать. И этими книжками пиариться....

+ 100500 !!!

Руководитель, Москва
Сергей Левицкий пишет:
Наставник тот, кто становися рядом с ним, локоть к локтю, и говорит: "делай со мной", "делай как я", "делай лучше меня".

Как в рамках этой парадигмы получалось делать лучше наставника?

Директор по развитию, Псков

Брось в нее камень первый.кто без греха.....

Аналитик, Москва

Мне понравилось, что Ирина однозначно упомянула (хотя и не назвала) национальный стандарт "Услуги по обучению в сфере неформального образования и тренингов" - ГОСТ Р ИСО 29990-2012.

Он основан на анголязычной версии стандарта. Я не очень люблю эти новомодные словообразования коуч, ментор. Менторство всегда носило отрицательный характер, так обозначали зануду, любителя "учить жизни" на своём примере. Не люблю и это, как его, "фасилитация". Уж больно неприличное слово. 

Все эти коучи, менторы, фасилитаторы безусловно хороши, как способ зарабатывания денег, а вот практической пользы лично я не замечал. Это ведь вскго лишь набор способов обучения. Когда-то, например, применяли порку розгами. ))) Но не профессия, не специальность.

Руководитель, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Все эти коучи, менторы, фасилитаторы безусловно хороши, как способ зарабатывания денег, а вот практической пользы лично я не замечал. Это ведь вскго лишь набор способов обучения. Когда-то, например, применяли порку розгами. ))) Но не профессия, не специальность.

Как Вам сказать, я лично считаю, что Марина Мелия однозначно приносит пользу тем, кто пользуется ее услугам.. 
И я считаю, что тернера нужны всем спорстменам, и часто бывает так, что у олимпийских чемпионов тренера не обязаны быть олимпийскими чемионами.. 
И считаю, что РЭПТ имеет доказанную эффективность... 
В остальном, коучинг сейчас находится в стране примерно на уровне бизнес-консультирования лет 25 назад. 

Директор по развитию, Псков

Никакой продукт не будет существовать без потребителя,а он есть и его много,вопрос качества....

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.