Три типа наставников: какой вам подходит?

Учеба в современное время стала своеобразным ритуалом, к которому прибегают практически все люди, вне зависимости от возраста, рода занятий и успехов в той или иной области. Сейчас никого не удивишь историями про резкую смену профессии или про то, как человек решил все начать с нуля. Если вы хотите что-то выучить, вам понадобится мастер. От того, какие у вас возникнут отношения, зависит успех учебы. Выбирайте мастера «по себе». Причем им необязательно должен быть ваш официальный учитель. Это может быть начальник, старший или более талантливый подчиненный, друг, а также просто уважаемый человек, на которого вы хотите стать похожим.

1. Авторитарный мастер-тиран

К данному типу причисляют настоящих мастеров в своем деле, которые собрали всевозможные лавры, добились невероятных вершин в профессии и стали известными широкому кругу людей. Такие учителя очень тщательно подходят к выбору учеников. Для того, чтобы попасть к ним, надо пройти огонь, воду, медные трубы и толпы других желающих. Если вы талантливы, и вам все же удалось это сделать, не радуйтесь. Теперь вам предстоит понять, правильный ли вы сделали выбор. Потому что, как правило, взаимоотношения мастера-тирана с учениками строится по принципу подавления и почти полного уничтожения. Рядом с таким мастером ученику приходится в буквальном смысле бороться за выживание. Подобного рода учителя часто сами ставят палки в колеса своим ученикам, тем самым закаляя их. Про комфортную среду обучения говорить не приходится, потому что учеников у авторитарного мастера мало, и они готовы глотки перегрызть ради того, чтобы их заметили.

Требовательность. 10 баллов из 10. Причина: путь в профессию авторитарного мастера был слишком долгим и сложным, он постиг все ее тончайшие нюансы и хочет показать зеленым новичкам, что им будет ох как не просто (что правда).

Кому подойдет. Людям с сильным характером, выносливым и терпеливым. Тем, кто готов терпеть многое, чтобы в итоге получить самое лучшее от самого лучшего. Показан ученикам с железным хребтом, который не ломается.

Отношение к ученикам. Любит их, как отец. И эту любовь все время надо заслуживать правильными поступками. Сделали что-то хорошо – вас любят, ошиблись – милость мастера тут же сменяется испепеляющим гневом.

Плюсы. Если вы все же останетесь учеником такого мастера и пройдете обучение до конца, вы будете непобедимы и приобретете лучшие секреты мастерства хай-класса, на постижение которых, в противном случае могла бы уйти вся жизнь. Быть учеником известного мастера престижно: после обучения перед вами с легкостью будут открываться все двери, что называется, именем мастера.

Минусы. Риск нервного срыва – ежедневное подавление и уничтожение, полный отказ от себя и своей точки зрения. Угнетенное состояние, ежесекундное ощущение собственной бездарности, которое чревато полным отвращением к выбранной профессии. Угроза потери себя и своей ценности в мире. Многолетнее отсутствие роста: пока вы рядом с Ним, вас всегда будут воспринимать, как ученика, ни на что самостоятельное неспособного.

Расставание. Если вы стали правой рукой своего мастера, прошли все испытания и сделали так, что он к вам привязался, он вас не отпустит. Как правило, уход от такого учителя всегда чреват скандалом и вселенской ссорой. Если вы добьетесь больших успехов, будьте готовы к настоящей войне, поскольку, есть неписаное правило: никто никогда не имеет права затмевать такого мастера.

2. Демократичный мастер-харизматик

К этому типу относятся преподаватели, у которых много учеников. Причем они относятся ко всем совершенно одинаково, не выделяя любимчиков, не угнетая бездарностей. Перед их лицом все равны. Такой наставник часто лоялен к вашим ошибкам или пропускам, потому что считает, что жизнь и без него расставит все на свои места: выделит лучших, уберет худших, научит работать ленивых и т. д.

Требовательность. 5 баллов из 10. Причина – вера в фатальную мудрость жизни, которая и без него с вами разберется.

Кому подойдет. Людям, которые нуждаются в постоянной поддержке и могут опустить руки из-за приступа неверия в себя или страха перед будущим. Тем, кто боится делать ошибки. И тем, кто любит принимать активное участие в своем обучении, предлагая те или иные материалы, методики.

Отношение к ученикам. Любовь, которой их окружает мастер этого типа, сродни материнской, то есть безусловной. Вы останетесь для него хорошим, даже совершая плохие поступки или делая что-то неталантливо.

Плюсы. Комфортная среда обучения, живое мотивирующее общение. Мастер этого типа искренне наслаждается преподаванием, его лекции всегда наполнены и интересны. Он легко относится к вашим промахам, а это значит, что он прекрасно воздействует своей любовью и оптимизмом на вашу самокритику, если вы к ней склонны. Он уверен, что все будет хорошо, и вселяет эту уверенность вам.

Минусы. Вы получите ровно столько уроков от мастера, сколько сами возьмете. То есть, очень многое здесь зависит именно от вашей инициативы и желания постичь что-то. Если мастер-тиран будет угнетать вас до тех пор, пока у вас от зубов не будет отскакивать правило, демократичный мастер-харизматик никуда вас тащить не будет. Усвоили материал – хорошо, нет – это ваша головная боль.

Расставание. А прощание с таким мастером всегда бывает легким и безболезненным, харизматик уверен, что у него будут тысячи других учеников, поэтому спокойно отпускает вас в добрый путь. При этом он готов будет помогать вам даже после обучения. Он за то, чтобы его прославляли ученики, он совсем не ревнивец в отличие от первого типа.

3. Молодой мастер

Преподаватель-ровесник ученика, либо на несколько лет младше или старше его. Он сам не так давно встал на ноги, но уже получил первые лавры и занял какое-то устойчивое место в профессии. У него уже есть имя, но оно пока известно узкому кругу профессионалов. И этот узкий круг его уважает, ценит и считает новатором.

Требовательность. 10 баллов из 10. Этот мастер делает первые шаги в педагогике, ему важно делать все максимально хорошо, он старается не облажаться, поэтому тщательно готовится к каждой встрече с учеником. У него существует (часто не вполне осознаваемый) страх перед другими типами мастеров, которые преподают уже довольно давно. Поэтому он хочет вырастить учеников, ничуть не хуже и оправдать их доверие.

Кому подойдет. Людям, которые ценят новое и не боятся пробовать все, что приходит в их жизнь. Ученикам, которые при выборе мастера опираются не на имя в профессии и количество звездочек в рейтинге преподавателей, а на свою интуицию, которая говорит: да, у этого парня я смогу всему научиться.

Отношение к ученикам. С позиции старшего брата, старшей сестры. Рядом с таким наставником можно нарушать правила и пробовать то, что никогда бы не разрешил «взрослый» преподаватель. Можно импровизировать и раскрываться.

Плюсы. Общие секретики в профессии: такой педагог всегда смело скажет вам, что не работает на практике, даже если это написано в Самых Важных Книгах. Дружба против авторитетов. Молодые педагоги согласны: для того, чтобы раскрыться, надо «скинуть Пушкина с корабля современности». С ними у вас будет много-много практики. Они сами – действующие профессионалы, и им легче обучать профессии действием, чем разговорами.

Минусы. Вам придется зарабатывать себе имя вместе с мастером. Вы не получите от него готовые рецепты, как от авторитарного и харизматичного наставников. Вы будете все пробовать и испытывать вместе с ним.

Расставание. С такими мастерами часто не расстаются, а идут вперед вместе с ними, чтобы победить в своей отрасли. Из ученика вы можете легко превратиться в коллегу, и получить опытного друга, у которого не страшно спросить все, что угодно.

Фото: pixabay.com, freeimages.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Для начала хотелось бы, чтобы предложенное в статье как-то коррелировалось с известной теорией Херси-Бланшара (ситуационный подход к лидерству). Напомню, что там есть еще одна ось - это зрелость работника (коллектива). У автора эта ось напрасно отсутствует. Если же автор предлагает отвергнуть классику, почему нет, то нужно дать аргументы ошибочности таких теорий, чего в статье нет.

ПРИМ. Тема - молодого наставника требует особого рассмотрения, имея опыт наблюдений в этой сфере обязательно выскажу противоположную точку зрения, чуть позже).

Преподаватель, Москва

Владимир, спасибо за ваш отзыв. Я ценю мнение такого опытного коллеги, посмотрела, сколько всего вы сделали, вы просто Молодец, мне еще расти и расти! Понимаю, почему вы говорите про известную теорию Харси-Бланшара, безусловно, было бы хорошо собрать теории и включить их в статью, от этого она была бы гораздо сильнее. Думаю, в следующий раз я именно так и поступлю. Спасибо за совет.

А пока написала статью, основанную на собственном опыте, я десять лет преподаю в различных заведениях, выступаю с мастер-классами и очень много общаюсь с коллегами-педагогами, потому что вопрос наставника и себя, как наставника, для меня стоял очень остро. Мне жаль, если статья не показалась вам полезной. И в то же время благодарю, что уделили ей внимание, да еще и указали на ее зоны роста.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Мария Зелинская пишет:
Мне жаль, если статья не показалась вам полезной

Это не так. Я ей уже поставил плюс 1.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Мария Зелинская пишет:
Преподаватель-ровесник ученика, либо на несколько лет младше или старше его.

Это Мария, не имеет вообще никакой роли - лишь бы учитель нового разбирался в том, чему учит. Вспоминаю, как мы старые дяди (члены оперотряда в советское время) расстроились, когда занятия по каратэ к нам пришел проводить не наш ровесник (он был до этого), а парень 18 лет (как раз собирался в армию). Он нам быстро растолковал, что дело не в возрасте, а в опыте.

Кстати, тут многие писали о том, что консультант должен иметь опыт (правда в чем именно опыт - мнения разошлись кардинально). Так вот, пару лет мы готовили консультантов по управлению (по теме стратегии) для корпоративного клиента и на открытом рынке. На открытом рынке у нас были старшекурсники. И никакой разницы в выпускниках я не почувствовал (у корпоративного клиента были опытные руководители, некоторые с успешным прошлым опытом предпринимательской деятельности).


Генеральный директор, Москва

Мария, благодарю за прекрасную статью. Она полностью коррелирует с моим опытом. Добавлю, что модель ситуационного лидерства тут не причём - она про руководство людьми.

А вы пишете про учителей и наставников - это совершенно иное измерение опыта. И в нём иные закономерности, которые вы прекрасно и подметили... На практике имел дело со всеми рассмотренными вами мастерами и ещё парочкой.

И на мой взгляд, отмечу, что наиболее полезный и интересный - это третий. Молодые мастера, которые растут. Опытные их могут превосходить, но у них есть один фатальный недостаток - они, как правило, уже закрыты и перестали развиваться. И это же они транслируют и ученикам.

Вот только если самому мастеру этого может вполне и хватить - то вот его ученикам (которым самим нужно развиваться и расти) этого явно не хватает. А в итоге они, за редчайшими исключениями, становятся лишь копиями учителя - и не лучшего качества и просто не могут его превзойти.

У халявщика может быть интересно, но в конечном итоге достаточно быстро уходишь. Так как вокруг него собирается толпа "людей которым нужна поддержка" (почти как "с ограниченными способностями") - и в такой среде эффективное развитие тоже не возможно...

А вот у тех, кто растёт в своей сфере - кто завоёвывает своё место под солнцем - у них часто и таланта больше чем у первых и вторых, и мотивации расти. С ними интересно и полезно. И если таких нашёл - тебе очень повезло.

Генеральный директор, Москва
От себя могу заметить, что есть ещё как минимум три вида мастеров, о которых вы не упомянули, а по факту попадаются они довольно часто. Это новичок, всезнайка и ленивый (и их комбинации).

Новичков полно среди начинающих. Из некоторых - 5-10% потом получаются прекрасные молодые мастера. С остальными дел лучше не иметь. Отличаются они в первую очередь подходом к делу. И у них часто прекрасный ликбез.

Всезнайки - это веление души и получаются они из новичков, которым было лень и/или не хватило таланта стать полноценными молодыми мастерами. Говорят они много и красиво - а толку чуть... Лучше их обходить стороной.

Ленивые - это те из молодых мастеров, кому не хватило желания развиваться дальше. У них можно научиться простым вещам, начать обучение, но тут главный секрет - вовремя свалить - т.к. иначе есть риск погрязнуть в болотце "поклонников таланта", коих вокруг таких мастеров бывает довольно много...

Генеральный директор, Нижний Новгород
Андрей Федотов пишет:
Добавлю, что модель ситуационного лидерства тут не причём - она про руководство людьми. А вы пишете про учителей и наставников - это совершенно иное измерение опыта.

Хм. Мне кажется, Андрей, что Вы погорячились.

1. В модели Х-Б - есть важная ось - зрелость (человека - коллектива) - неучет этой переменной для любого мастера чревато. Тонкости (что описаны в статье) я пока опускаю.

2. Ситуационный подход - тоже сам по себе уже важен. В публикации говорится - кого выбрать - Вы пишите о своем подобном личном опыте. Я пока не встречал ни одного случая - когда, человек, устроившись на работу, выбирал бы себе наставника. Это скорее мастер может отказаться от кого-то, но не наставник (особенно в пределах нашей страны).

3. Что такое руководство людьми - его можно рассмотреть в двух пересекающихся плоскостях - как процесс управления, и как функциональное управление персоналом.

Как процесс управления - что, в работе мастера нет планирования, контроля и т.д.?

Что касается управления персоналом (по классике, новые тренды пока не беру в рассмотрение) - то оно включает в себя разные подпроцессы - в частности, обучение. А про обучение и говорится в статье.

Хотелось бы получить уточнение Вашей точки зрения, она совершенно не ясна в связи со сказанным в этом комменте.

Преподаватель, Москва

Владимир, вы абсолютно правы! Конечно, да-да, молодой преподаватель обязательно должен иметь опыт, такую хорошую историю вы вспомнили и рассказали про преподавателя каратэ, спасибо! Я тоже много раз попадала в ситуацию, когда приходила учиться к человеку, который на десять лет меня младше - к двадцатилетнему, а он так ловко со всем разбирается, что я просто диву давалась! Мне кажется, сейчас возраст мало что значит. Важно, кто ты и что ты умеешь. И мне это очень нравится!

Спасибо вам за такое интересное общение!


Преподаватель, Москва
Андрей Федотов пишет:
И на мой взгляд, отмечу, что наиболее полезный и интересный - это третий.

Андрей, спасибо, я тоже именно так и думаю! Поймала себя на мысли около года назад, что у меня было предвзятое отношение к молодым преподавателям. Раньше я выбирала только учителей первого типа, мне казалось, надо идти именно к Мастерам с большой буквы. Там, действительно, можно получить прекрасные знания, но и по голове тоже :) И ситуация подавления оказалась для меня совершенно не комфортной... Я поняла, что могу учиться, только если хорошо чувствую себя во время этого процесса. И стала замечать, что это ощущение дарят именно молодые преподаватели, это была настоящая эврика!

Прочитала еще ваши дополнения, понимаю, да. Это уже мастера с супермаленькой буквы "м", вы очень точно подметили их типажи.

Вице-президент, зам. гендиректора, Азербайджан

Прекрасная статья!

Спасибо большое Автору

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.