Как сменить профессию за семь шагов?

Елена Путилина, бизнес-коуч

Человек, выбравший себе профессию по душе, не работает ни дня. Он просто получает удовольствие от жизни, делает, что хотел — а ему еще за это и деньги платят. Если вы любите свое дело, оно превращается в источник радости и бесконечного драйва. А если нет?

Можно мучиться до пенсии, проклиная тот день, когда вы решили стать абитуриентом технико-экономического колледжа с целью получения волшебной специальности машиниста аммиачных холодильных установок. А можно и не мучиться. Потому что, сколько бы человеку не было лет, и чем бы он ни занимался, ничто не мешает ему изменить свою жизнь, выбрать себе другую профессию и начать все по-новому.

профессия

Этим часто и занимаются коучи — помогают людям полностью изменить жизнь и добиться желаемого, причем оставаясь при этом в «ресурсном состоянии», то есть без ненужных жертв и драм. В то время как одним кажется, что сменить профессию — это что-то прямо совершенно фантастическое, другие просто берут и меняют. Вот семь простых шагов, как можно это сделать.

1. Отключитесь от розетки

Если решение уйти и начать все сначала созрело, но вы пока не представляете, кем вы хотите стать, рекомендую взять короткий тайм-аут. В идеале — отправиться в отпуск на пару-другую недель. Но если это невозможно, хорошо выкроить хотя бы несколько дней.

Напряженная рабочая деятельность не поспособствует продуктивным мыслям о будущем. Цель мини-отпуска — освободить голову от текущих мыслей, чтобы появилось место для новых, свежих и нетривиальных идей. Кому-то для этого нужна релаксация — пребывание на пляже или на массажном столе (или просто на диване). А кому-то, напротив, перезагрузиться помогает активный спорт, рафтинг или прыжок с парашютом. Выбирайте то, что вам ближе. Главное — выгрузить из сознания все мысли о заботах текущего дня перед принятием важного решения.

2. Составьте шорт-лист

На свежую голову можно уже приступить к поиску новых, перспективных и интересных лично вам сфер деятельности. На этом этапе важно как можно меньше себя ограничивать. Да, если вы мечтаете быть танцором балета, но вам за тридцать, а ваши весы сломались и почему-то застряли на отметке 120 кг, то, наверное, сцена Большого театра для вас закрыта. Но в большинстве случаев это не весы застряли, а мы сами напридумывали себе препятствий, которых на самом деле нет.

Вспомните свои самые заветные мечты (давно благополучно забытые). Расспросите знакомых, и знакомых знакомых, и знакомых знакомых знакомых. Чем они занимаются? Что интересного происходит в их сфере?

Не оставляйте без внимания экономику и тренды. Изучите тенденции на рынке труда. Какие специальности наиболее востребованы? Где ожидается бум через пять лет?

Анализируйте себя. Вас больше привлекает креативная обстановка или спокойная аналитическая работа? Вы видите себя начальником или подчиненным? Вписывайте все варианты, которые приходят вам в голову.

3. Докопайтесь до правды

Теперь настало время составить шорт-лист и изучить каждый из вариантов поближе.

Для начала вам нужно определиться, понравится ли вам то, что вас заинтересовало поначалу. А чтобы это понять, важно выяснить, что представляет собой работа на самом деле. Это критический этап. Ведь часто бывает так, что представления человека о новой профессии заметно отличается от реалий. Именно это причина многих трудовых драм.

Если вы судите о работе частного детектива по телесериалам или креативного директора рекламного агентства по телешоу Mad men, то вас может ждать жестокое разочарование. Будет обидно потратить пару лет жизни, а потом понять, что все не так, как вы себе воображали.

Поэтому постарайтесь познакомиться с потенциальными коллегами по цеху — с помощью Facebook или LinkedIn это не так-то сложно. Расспросите их хорошенько, желательно в неформальной обстановке. Из чего состоит их рутина? Что напрягает и угнетает? Что радует, что приносит драйв?

4. Примерьте на себя

Допустим, вы решили, что две-три профессии вам вполне подходят. Теперь попытайтесь оценить, насколько вы подходите этой профессии. Для этого обратите внимание на лидеров. Кто самые востребованные специалисты в интересующей вас сфере? Какие качества и навыки отличают этих людей от прочих и помогают добиваться успеха? Есть ли у вас эти качества? Сможете ли вы их в себе развить?

Примерить другую работу на себя можно, даже не предпринимая никаких радикальных шагов, если отправиться на семинары и мастер-классы. Там можно проникнуться духом профессии, посмотреть на народ и еще раз убедиться в том, что эта история про вас. Конечно, далеко не в каждой сфере деятельности принято устраивать открытые уроки или хотя бы вебинары, но во многих случаях это вполне доступный путь познания новых сфер жизни.

Наконец, проверьте ваш выбор на «экологичность». Насколько сложно добиться того, чего вы хотите? На какие жертвы вам придется пойти? Не разрушат ли они вашу личную жизнь? Стоят ли того? Если есть сомнения, лучше вернуться к вашему шорт-листу и посмотреть на альтернативы. Жизнь разнообразна. Всегда можно найти то, что вас устроит, но и не поставит семейное благополучие под угрозу, а вас не приведет на грань нервного срыва.

5. Поработайте над профилем

Большинство людей думает, что самое сложное — это получить новую работу. На самом деле, самое сложное — это понять, что вы на самом деле хотите. Так что основная часть работы позади. Дальше — дело техники. Если вы знаете, чего хотите, а цель ваша реалистична, всегда можно придумать, как ее достичь.

Для начала займитесь своим профайлом на LinkedIn. Во-первых, он просто должен быть — прогрессивные компании ищут сотрудников именно там, не желая платить лишнего хедхантерам. Во-вторых, профайл должен быть правильным — то есть не только подробным, но и написанным так, чтобы вас оценили по достоинству. Перечислять хронологию смены мест работы — это вчерашний день. Так уже никто не делает. Лучше составлять свое онлайн-резюме, делая акцент на личных качествах, компетенциях и действительно значительных свершениях. Этот подход особенно эффективен для тех, кто хочет сменить вид деятельности.

6. Идите учиться

За свою практику я помогла многим людям изменить жизнь: секретари становились программистами, логисты — рекламщиками, а продавцы — дизайнерами интерьеров.

В этом ничего фантастического нет. Профессия — это же не приговор. К тому же в современном мире люди с разнообразным бэкграундом и широким кругозором ценятся намного выше узких специалистов. Скорость освоения нового материала — это вопрос высоты поставленной планки и возможностей, которыми вы обладаете. Если у вас есть накопления, вы можете бросить все и полностью посвятить себя новому делу. Если нет, процесс должен быть плавным.

Разумеется, вам нужно пойти учиться: как долго продлится ваше обучение, зависит от той сферы, которую вы выбрали. Где-то можно обойтись двухмесячными курсами, где-то придется потратить пару лет. Но в большинстве случаев учебу вполне можно совмещать с первыми практическими опытами.

7. Начните делать

Не все люди осознают, что зачастую для того, чтобы сменить сферу деятельности, не надо даже увольняться из компании, в которой работаешь. Просто предложите руководству в свободное время реализовать какой-нибудь проект в той сфере, которая вас интересует. Не беда, что вы в этом плохо разбираетесь. Зато у вас горят глаза, а дополнительных денег вы не просите — почему бы не дать вам зеленый свет?

Многие руководители будут только рады поощрить инициативного сотрудника. Вы таким образом приобретете первый опыт — и первую строчку для своего нового резюме. Возможно, новую карьеру вы построите в своей же компании. А если нет — не страшно. Мир большой.

Главное тут помнить: вы можете стать кем угодно (почти). И если новая профессия вам не понравится, ее всегда можно будет сменить.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по рекламе, Москва

Как же слабо верится в такое преобразование. Тем более после 30ти.
Когда-то я послушала такие рекомендации:поняла, что хочу чуть сменить направление, т.е. даже не кардинально. Получила МВА в этом направлении. А что в итоге? ничего. Я представляю, что в связи с моим высказыванием со стороны появится возражение типа - ты просто ''не умеешь их готовить''. Но если смотреть реально на вещи, то либо знакомство надо очень сильное, чтобы после смены направления тебя взяли с распростертыми объятиями, либо - даунтшифтинг. При чем приличный даунтшифтинг.

Президент, председатель правления, Екатеринбург

Светлана, американцы говорят, что за свою жизнь человек может сделать до 5 карьер. Думаю, что это правда. У меня сейчас - четвертая. У вас все получится, если будет соответствующий настрой.
Карьера - это когда в итоге для других что-то делаешь. Если вы задумались о даунтшифтинге - тут другая песня.
В любом случае - необходимо соответствующее настроение. Я прочитала Ваш пост и сразу подумала, что девушке не хватает настроя (возможно еще поддержки и одобрения).
Я вас - одобряю! :-)

HR-директор, Саратов

А я не понимаю, что нового дала своей статьей Елена. Общие слова, да и шаги обобщенные. Особенно составьте шорт-лист. Не список надо составлять, а думать чего ты хочешь: удовольствия (от пощения работы) или денег. А вот потом составляй шорт - лист, только без иллюзий. Сегодня работодатели ищут специалистов с опытом работы, а если его нет, хоть с МВА хоть без него, трудно найти работу.
Что бы сменить профессию нужно быть не зависимым от обязательств, перед семьей, обстоятельств и перед собой.
Но одно верно, дерзать нужно всегда, всегда себя совершенствовать.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Елена Путилина пишет: Главное — выгрузить из сознания все мысли о заботах текущего дня перед принятием важного решения.
Попробую проверить алгоритм по уже пройденному пути при первом смене профессии. Этот пункт мне уже был не нужен - решение было принято (нужно было искать работу - в 1992 году в нашем НИИ стали регулярно забывать платить зарплату.
Генеральный директор, Нижний Новгород
Елена Путилина пишет:Вы видите себя начальником или подчиненным?
Я видел себя человеком, который нашел работу, за которую платят зарплату, а не пишут ее в ведомости на оплату, но не платят :))
Генеральный директор, Нижний Новгород
Елена Путилина пишет: Для начала вам нужно определиться, понравится ли вам то, что вас заинтересовало поначалу.
Особенно определяться было некогда, представить новую работу было невозможно. Фейсбука тогда в стране скорее всего не было (1992 год).
. . . . Директор по развитию, Москва
Владимир Токарев пишет: Я видел себя человеком, который нашел работу, за которую платят зарплату, а не пишут ее в ведомости на оплату
Ну прямо таки мемуары миллиардера )))))))))))))))))))))))
Генеральный директор, Нижний Новгород
Елена Путилина пишет: обратите внимание на ... Какие качества и навыки отличают этих людей от прочих и помогают добиваться успеха? Есть ли у вас эти качества? Сможете ли вы их в себе развить?
Навык нужен был простой (я выбрал первой новой профессией работу препода управленческих дисциплин) - успеха достигали те, кто кроме своей фамилии на публикациях включал своих начальников. А я это и на старой-то работе не делал. Один зав. кафедрой (когда не было рядом посторонних) мне сказал прямо - Что вы сделали? Я начал перечислять свои достижения. Он же мне уточнил - Вы меня не поняли, я спрашиваю - что вы сделали для меня лично (к слову, лично для него я написал заявление об увольнении с кафедры :))). За 10 лет работы на этой кафедре я так и не смог развить навык угождения начальству :))
Генеральный директор, Нижний Новгород
Елена Путилина пишет: На самом деле, самое сложное — это понять, что вы на самом деле хотите
Никаких проблем с этим у меня не было - см. первые пункты.
. . . . Директор по развитию, Москва
Владимир Токарев пишет: За 10 лет работы я так и не смог развить навык
Мне лично больше понравилась история как Вы сидели 4 дня в тюрьме и (особенно) как не явились в суд по причине мытья полов на кухне.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.