Подводные камни удаленной работы с точки зрения сотрудника рассматривают многие порталы о работе. А если рассматривать проблему со стороны работодателя? Давайте, поговорим о плюсах и минусах найма удаленных сотрудников, вопросах технического оснащения, отивации и отладки рабочих процессов.
Чего боятся руководители компаний, отправляя сотрудников работать из дома? Конечно, того, что работа будет выполняться неправильно или не будет выполняться вовсе. Что сотрудника будет сложно контролировать, что он не сможет полноценно контактировать с другими членами команды, с клиентами и партнерами.
Благодаря арсеналу современных технических средств, большинство страхов может быть рассеяно. Сегодня проблемы удаленной работы носят скорее управленческий и процессуальный характер, чем технический. Тем не менее, трудности есть, и над их устранением нужно работать.
1. Проблема коммуникаций
Распространенный аргумент против «удаленки» – сотрудник не сможет поддерживать коммуникации с коллегами. Электронная почта – долго, телефонные переговоры – дорого. Но сегодня помимо телефона и почты существует еще масса инструментов для совместной удаленной работы. Это и системы управления задачами (например, Wrike), и Google Docs, и SharePoint, Dropbox, Skype и многое другое. Грамотное сочетание этих инструментов помогает эффективно работать сотрудникам из разных городов, стран и континентов.
Другой вопрос, если время работы сотрудников не совпадает: ведь кто-то любит работать по утрам, кто-то вечером, а кто-то вообще ночью. Если деятельность требует от сотрудников постоянного взаимодействия в реальном времени, удаленная работа может стать проблемой. Команды справляются с ситуацией по-разному: митинги, фиксированное время для работы, комбинирование удаленной и офисной работы.
2. Проблема самодисциплины
Несмотря на то, что почти каждый современный сотрудник мечтает об удаленной работе, продуктивно работать в таких условиях получается не у всех. Вне офиса персонал сталкивается с множеством отвлекающих факторов, расслабляется и, порой, теряет чувство времени. Лишь малая часть специалистов способна к самодисциплине и, прежде чем отправлять сотрудника работать из дома, необходимо убедиться в правильности выбора.
3. Проблема финансовых и имиджевых потерь
Отправляйте на удаленную работу только тех сотрудников, в профессионализме которых уверены. Если вы принимаете на удаленную работу нового человека, на первых этапах поручайте ему незначительные задачи, получайте обратную связь от его коллег, клиентов, партнеров (всех, кто с ним взаимодействует) и делайте выводы: стоит ли доверять сотруднику что-то более сложное. Предложив непроверенному работнику серьезное задание, вы рискуете не только деньгами, но и репутацией компании.
4. Проблема контроля
Пожалуй, главный аргумент «против» удаленной работы – это отсутствие возможности контроля. Большинство руководителей привыкли к тому, что подчиненные, если не «перед глазами», то хотя бы в «прямом доступе». Как же контролировать сотрудника, если нет возможности увидеть, чем он занимается в данный конкретный момент?
Естественным решением здесь видится контроль результатов работы. Но что, если сотрудник занят деятельностью, результат от которой можно будет увидеть лишь через месяц/два/полгода? В решении этой проблемы снова помогут технические средства: системы контроля рабочего времени показывают, чем занимается сотрудник в отведенное для работы время. Еще одна оговорка для инструмента: он полезен лишь в случае, если у удаленного работника есть определенные рабочие часы, в которые он должен трудиться.
Среди программ учета рабочего времени можно выделить системы для самоконтроля (например, DeskTime), системы для контроля сотрудников, которые можно условно подразделить на «жесткие» и «лояльные». Примером «жестких» программ являются сервисы, которые мониторят каждый шаг работника – делают скриншоты, считают клики и нажатие клавиш, следят за ним через веб-камеру (пример такой системы – украинский софт Yaware). Лояльные системы – следят более мягко, не нарушая прав специалиста, но при этом все же контролируют его деятельность в рабочее время (пример – CrocoTime).
Как повысить отдачу удаленного сотрудника?
Одно дело – говорить о работе удаленно, другое – попробовать ее на себе. Вот несколько рекомендаций, выработанных руководителями, практикующими удаленную работу сотрудников.
Совет 1. Переводите из офиса на дом только тех сотрудников, в качестве работы которых вы совершенно уверены.
Совет 2. Нанимайте тех, кто уже работал удаленно, и тщательно проводите собеседования.
Совет 3. Создайте условия для коммуникации.
Совет 4. Доверяйте, но проверяйте. Договаривайтесь с работником о регулярной отчетности.
Совет 5. Контролируйте работу. Системы мониторинга необходимы не только и не столько для контроля персонала, сколько для анализа эффективности труда и принятия руководителем взвешенных решений.
Если «удаленка» – такая проблема, то ради чего ее вводить?
Положительный опыт удаленной работы подтверждают примеры известнейших компаний, таких как Mozilla, Universal Mind, 37signals, GitHub и др. Плюсы удаленной работы довольно очевидны, и при грамотном управлении перекрывают ее минусы. Работодатель экономит на аренде офиса, оплате уборки, коммунальных услуг и оснащении рабочих мест. Удаленная работа позволяет нанимать работников, не привязываясь к географическому положению или социальному статусу (удаленно могут работать и люди с ограниченными возможностями, и молодые родители, и опекуны недееспособных граждан). Такой вид работы помогает удержать ценного специалиста, если у того меняются жизненные обстоятельства, и он не может больше каждый день появляться в офисе. Разрешая работать из дома, компания показывает свое небезразличие к комфорту сотрудников, параллельно повышая мотивацию и, как ни странно, улучшая климат в коллективе.
''Примером «жестких» программ являются сервисы, которые мониторят каждый шаг работника – делают скриншоты, считают клики и нажатие клавиш, следят за ним через веб-камеру...''
А смысл какой от внедрения подобных ''сервисов''?
Вряд ли ''протирание штанов'' перед монитором, нажатие клавиш и клики мышкой представляют ценность для бизнеса сами по себе. Ведь это всё делается с какой-то ЦЕЛЬЮ, правда? И даже для самой механической работы (оператор ПК, делопроизводитель, и т.п.) всегда существует некий измеримый РЕЗУЛЬТАТ (количество, качество и своевременность созданных документов, например, для приведённых позиций). Его и нужно контролировать. И никакой специальный софт для этого не нужен.
Имитация бурной деятельности - вот легко предсказуемый ''эффект'' от внедрения подобных программ.
... Хотя тем руководителям, что живут по принципу ''солдат без работы - преступник'' может быть того и надо: Заходишь в казарму (пардон, в виртуальный офис), а там все ''шуршат'' - кликают, по клавишам стучат с пулемётной скоростью и смотрят на тебя со скрин-шотов покрасневшими преданными глазами... Красота! Процветает бизнес!
По своему опыту знаю, что проблемы с контролем начинаются, когда случайные люди занимаются нелюбимым делом. Или существуют вопросы к менеджменту. Когда люди недозагружены задачами. Нет четко поставленных задач со сроками и планируемыми результатами. По большому счету (и это самое сложное) нужно искать сотрудников, которым интересно дело, т.е. найти единомышленников, фанатов этого дела. И, конечно, у всех своя специфика бизнеса, универсальных советов нет. Проблемы собственной самодисциплины решаются с помощью программ. Я, например, применяю тайм-трекер. Запускаю счетчик времени под конкретную задачу, и он «засталяет» психологически не отвлекаться. Лично я пользуюсь тайм-трекером primaERP www.primaerp.com/ru_ru/. В котором самостоятельно учитываю рабочее время по задачам, клиентам. Но у меня специфика работы как фрилансера-программиста. Сейчас на рынке очень много разных тайм-трекеров, легко можно подобрать под свои задачи. Или искать программное обеспечение в области тайм-менеджмента, управления проектами, такс-менеджеры. Но, лучше всего найти дело, которое очень Вам и Вашим сотрудникам нравится, которым вы захотите заниматься 24 часа и 7 дней в неделю.
Никогда не понимала, почему присутствие начальника за спиной - это контроль? С моей точки зрения, иллюзия контроля, не более.
По использованию программ мониторинга согласна с комментарием Алексея Алексейцева.
А в целом статья хорошая. Коммуникации, контроль и доверие - это самое основное в организации удаленной работы.
На собственном опыте убедилась, что организация удаленной работы действительно помагает много сэкономить. Не нужно заботится об аренде помещения, оснащении рабочих мест, оплате коммунальных услуг. Главной болью стала проблема контроля удаленных сотрудников, но ее удалось решить с помощью программы
РЕКЛАМА УДАЛЕНА МОДЕРАТОРОМ.
Сообщение было отредактировано модератором. Нарушение пункта 7.2 Декларации Сообщества:
" Участникам Сообщества настоятельно рекомендуется:
При создании блога/дискуссии полностью излагать свою мысль/проблему, а не переадресовывать участников Сообщества к сторонним сайтам. Администрация ресурса оставляет за собой право удалять ссылки на другие сайты (например, «Читайте дальше здесь» и др.);
Не вижу совершенно ничего плохого в удаленном контроле сотрудников. Как некто выразился "протирание штанов перед монитором" не только приносит немалые деньги руководству, но и является реальной и вполне востребованной деятельностью. Все зависит именно от качества проведенного времени перед компьютером. А для мониторинга сотрудников мы используем сервис от питерских ребят ТаймВизор. Там всю деятельность сотрудников можно отследить в отчетах.