Как сервису обеспечить юридическую чистоту при работе с партнерами

Известны случаи, когда сервис терял партнеров, нес убытки и ответственность, потому что не урегулировал юридические аспекты. Например, не всегда понятно, что делать площадке в ситуации, когда по партнерской ссылке совершена покупка, партнеру начислено вознаграждение, а затем покупатель вернул товар. Списывать вознаграждение или выплачивать его, ведь партнер выполнил свои обязательства? Как последнему убедиться, что он защищен юридически, и необоснованные, неправомерные списания, блокировки и другие неприятные ситуации ему не грозят?

Почему юридическая чистота выгодна сервису

Если у партнера могут возникнуть проблемы с законом, даже самые привлекательные условия сотрудничества не будут иметь значения. Поэтому юридическая чистота нужна, в первую очередь, самим площадкам для построения прозрачных и взаимовыгодных отношений с партнерами. Без этого сервису будет сложно развиваться. Юридическими аспектами часто пренебрегают молодые компании. Они рискуют на старте получить «удар», от которого могут так и не оправиться.

Например, сервис Яндекс.Услуги дважды оштрафовали за отказ предоставления ФСБ информации о своих пользователях. Первый раз на 400 тысяч рублей, второй – на 2 миллиона. IT-гигант справился с этой проблемой. А если бы компания только начинала свою работу, неизвестно, удалось бы ей удержаться «на плаву» или нет.

Плюс, партнеры бывают разными. Сервису нужно максимально оградиться юридически от сотрудничества с неблагонадежными. Условно партнеров можно разделить на три категории:

  • «Белые». Их деятельность официально оформлена. Они охотно изучают и подписывают договор с сервисом, интересуются происхождением товаров, если сервис занимается их продажей, просят сертификаты. Это говорит об опыте и благонадежности партнера.
  • «Серые». Они не платят налоги, но интересуются только легальными товарами. На их долю приходится 60% пользователей, поскольку сюда относится категория «школьников» – желающих быстро заработать деньги в интернете на партнерских программах. Юридически чисто с ними работать сложно и рискованно: конвертацию средств, полученных через электронные платежные системы в реальную валюту, контролирующие органы квалифицируют как «предпринимательскую деятельность без регистрации юридического лица», «уклонение от уплаты налогов», «укрывательство доходов».
  • «Черные». Такие партнеры не брезгуют продвижением нелегальных товаров и услуг, делают это незаконными методами или не самыми честными способами, например, с помощью отправки спама. Они работают неофициально, их аккаунты не содержат достоверной информации. Юридически чистое сотрудничество с ними не представляется возможным. И хотя такие участники партнерских программ зачастую контролируют немало трафика, взаимодействие с ними может привести к реальным, порой уголовным, проблемам.

В каких случаях рискует партнер

Оценивая сервис, партнеру следует обратить внимание на документацию площадки, предлагаемые товары или услуги, а затем изучить юридические детали.

Документация площадки

В зависимости от ее полноты и «прозрачности», площадки можно разделить на три категории:

  • Ответственные. Есть полный пакет документов на товары или услуги, которые предлагаются на площадке. Перед партнером полностью раскрыта «история» их происхождения: материалы, технологии, производители, легальность нахождения в России или других странах. Сервис обеспечивает комфортные условия распространения продукции, в условиях не просматривается вероятность «перекладывания» ответственности на третьих лиц. Информацию можно получить из юридических документов, а не на сайте или из другого неофициального источника.
  • Условно-ответственные. Документы есть, но они сомнительного происхождения. Или доступ к ним дают только по запросу. Либо, например, площадка декларирует, что товары сертифицированы, есть документы, подтверждающие легальность нахождения товаров в стране, юридические основания для продажи товаров, но ничего этого не показывает. Это уже определенные риски для партнеров, потому что именно на них ляжет ответственность за распространение этих товаров.
  • Безответственные или преступные. Сервисы, которые поставляют продукцию без официального сопровождения. Сертификатов нет, легальных оснований для продажи тоже. В такой ситуации площадка может предлагать очень выгодные условия сотрудничества, потому что ищет партнеров как основных фигур для сбыта товаров, чтобы в случае возникновения проблем вся ответственность легла на них. Из-за недостатка знаний партнеры, сами того не подозревая, становятся частью цепочки сбыта «серых» или «черных» товаров, которые могут быть опасны для жизни и здоровья людей. Юридически, партнеры становятся соучастниками преступления.

Категория товаров или услуг сервиса

В зависимости от наличия законодательных актов, контролирующих продажу товаров, продукцию делят на три категории:

  • Продукция свободной продажи. Товары, которым не нужна сертификация или она добровольная. Например, офисная бумага, некоторые категории аксессуаров и бижутерии.
  • Товары ограниченной продажи. Их нельзя продавать без сертификации, либо нужна другая разрешительная документация (декларация соответствия). К этой категории относятся обои, удобрения, средства для стирки и дезинфекции.
  • Запрещенные к продаже товары. За их распространение грозит административная или уголовная ответственность, участие в продажах может быть расценено как соучастие в преступлении. Причем список таких товаров в разных странах отличается, а порой, и удивляет. Так, в Бутане уже почти 20 лет нельзя продавать табачные изделия, в США длительное время нельзя было продавать Kinder Surprise, в Северной Корее и на Кубе под запретом Coca-Cola. Но тут ситуация почти как после событий 2022 года – эмбарго со стороны США и следующий за ним обход ограничений с помощью непрямых поставок. В Саудовской Аравии нельзя продавать валентинки, в Великобритании, Ирландии, Канаде и США – конину, а в Иране, Пакистане, Кувейте и Ливии – алкоголь.

Рассматривая возможность сотрудничества, важно убедиться, что продукция сервиса разрешена для продажи в той или иной стране и для ее реализации есть все необходимые документы.

Юридические аспекты, которые стоит учитывать перед началом сотрудничества с сервисом

Как видите, сервис может проворачивать «серые» схемы или быть откровенным мошенником. Например, при запросе вывода средств блокировать аккаунт партнера (если тот заинтересован в продаже ограниченного количества товаров), отказывать в выплатах из-за бюрократических формальностей, и даже продавать товары нелегально. При этом партнер может не сразу распознать признаки того, что перед ним недобросовестная площадка.

Насторожить должно:

  • Яркое позиционирование: навязчивая реклама, слишком выгодные условия сотрудничества, нехарактерный для рынка процент вознаграждения.
  • Отсутствие конкретики в ответах менеджеров по поводу вывода средств со счета, по вопросам документов на товары, легальности их происхождения.
  • Витиеватые формулировки в договоре: много мелкого шрифта, перекладывание ответственности на поставщиков, производителей, партнеров и других третьих лиц. Об ответственности самого сервиса – пару строк.
  • На сайте и в договоре нет четких реквизитов компании, регистрационных данных, юридического адреса.
  • «Непрозрачные» условия договора. Например, написано, что платформа оказывает лишь информационные услуги или оставляет за собой право отказать в выплате или задержать ее.

Нужно учитывать, что правила продажи товаров и услуг (не только их категории) регулирует законодательство той страны, в которой они продаются. Поэтому, если партнер находится в России, но продает, например, инфопродукты в Украину, Грузию, Чехию и любую другую страну, нужно убедиться, что он не нарушает требования законодательства этих стран.

Чего партнеры хотят от сервисов с юридической точки зрения

Партнеры для сервисов – ключевые фигуры. Они одновременно являются продавцами площадки, занимаются ее продвижением и обеспечивают финансовые потоки, рост числа клиентов. Поэтому качественная добросовестная платформа, маркетплейс, агрегатор заинтересованы в защите интересов партнеров. Для них это – приоритетная задача. Например, они могут юридически «прикрывать» партнеров в случае возникновения внештатных ситуаций, ссылаясь на запрет разглашения коммерческой тайны или данных, которые являются предметом соглашения о неразглашении. Полностью прозрачные юридические отношения предусматривают:

  • Полные данные о субъектах, в том числе о легальности деятельности компании, ее продукции.
  • Политику открытости и доступности информации.
  • Подробный договор с четкими условиями, в том числе в отношении выплаты гонорара партнерам: сроки, способы...

Если сервис охотно открывает данные о себе, предоставляет все затребованные документы, сертификаты на продукцию, обратите внимание на следующее:

  • Дату регистрации юридического лица.
  • Юридический адрес компании и место ведения деятельности. В идеале они должны совпадать, особенно, если сервису больше 3 лет. Это будет означать, что партнер не меняет офисы, а стабильно работает в одном месте.
  • КВЭДы компании. В них не должно быть «информационных услуг». Деятельность сервисов является посреднической, КВЭДы должны этому соответствовать.
  • Количество учредителей и руководителей компании. Оптимально, если один из учредителей занимает должность генерального директора.
  • Размер уставного капитала. Если он минимальный, значит, учредители не готовы рисковать своими деньгами.
  • Частоту внесения изменений в регистрационные документы. Это может означать, что сервис часто продается, а это показатель проблем и разных «схем».
  • Финансовые потоки. Чем меньше причин для сокрытия деятельности, тем более открытыми будут взаимоотношения с бухгалтерией сервиса. Навязывание выплат с помощью систем электронных платежей – уже повод засомневаться в «чистоте» юридического статуса контрагента.

Выводы

Если в сотрудничестве между платформой и ее партнерами нет юридической чистоты, работать без рисков не получится. Государственное регулирование деятельности интернет-сервисов в последние годы существенно ужесточилось, потому что контролирующие органы осознают, что большая часть из площадок работает в «серой» зоне. Причем, юридические санкции ждут не только площадку, но и ее партнеров: от блокировки счетов, обысков и изъятия компьютеров до уголовной ответственности. Все зависит от тяжести преступления и формата сотрудничества. «Белая» деятельность и точное следование требованиям законодательства защищает от рисков обе стороны.

Фото в анонсе: freepik.com

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Кирилл Яниенко
Менеджер, Грозный

Несколько раз сталкивался с подозрительными площадками 
И вроде по работе надо, с клиентом обсуждаешь, вы туда залетаете, а там какой-то бред, что со стороны администрации, что с технической стороны
То бишь либо площадка криво работает, либо нет нормальной обратной связи, либо и то и другое 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Сергей Махлай
Конечно, я имел ввиду вариант 2. Голова сама по себе, руки сами - старость...Надо меньше свои "г...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.