Почему вашей компании будут нужны не продавцы, а снабженцы

Старики помнят жизнь не только без гаджетов, Интернета, дронов и машин с автопилотами – было время, когда и обычный телефон считался роскошью. Причем дефицит был всеобъемлющ. Даже госпредприятия толкались в очередях. Ждали, не «выбросят» ли чего нужного. 

Однако тогда мало чего выбрасывали, в любом из возможных смыслов. Все приходилось добывать. Козырной должностью считались снабженцы. Они играли роль средневековых торговцев. Снаряжали караваны в дальние дали, отправлялись в рискованные экспедиции. Находили, подкупали, запугивали. Везли домой, отбиваясь от степных волков и конкурентов. 

И вот эти былинные времена, похоже, возвращаются. Уже сейчас некоторые виды товаров гораздо проще продать, чем купить. Автомобили, например. Оргтехнику, электронику, серьезное оборудование. В новостях пишут про «авиационный каннибализм», причем это не шутка. Судя по трендам, логично ожидать избавления от затоваривания в самых разных отраслях. Скоро покупатели перестанут спрашивать цены и начнут интересоваться наличием. 

Что делать бизнесу в такой ситуации

Есть несколько больших ответов, все они сейчас обсуждаются. Переход с европейских поставок на азиатские, параллельный импорт санкционных брендов, импортозамещение. Однако если приглядеться, за любым из этих направлений видна серьезная реструктуризация бизнеса. 

Причем это не просто смена партнеров или логистики. Возможно, мы наблюдаем начавшийся закат эры продавцов. Зачем нужны продавцы для того, что все и так ищут и готовы приобретать почти не торгуясь? 

Какое-то время трещина в корпоративной иерархии будет не так заметна. Даже наоборот, на отделы продаж сделают повышенную ставку. Так всегда бывает в сложные времена. Ведь именно продавцы приносят деньги в компанию. Это они прибыльные, остальные затратные. 

Но когда пыль рассеется, станет понятно, что появилась и растет новая сила — снабженцы. Личности и команды, которые способны доставать дефицитные инструменты, запчасти, оборудование и товары. Причем на таких условиях, чтобы это не приводило к разорительным переплатам, опасно долгим ожиданиям, юридически неприятным ситуациям. То есть они решают вопросы, и по сравнению с продавцами все более сложные вопросы.

Первые примеры успешных закупок появятся стихийно, почти случайно. Потом где-то их начнут ставить на поток, развивать и отлаживать. А остальные компании попадут в сложную ситуацию и потенциальную зависимость от чужих снабженцев. 

Это опасно. Потому что любое узкое место в бизнес-цепочках порождает монополии. И если они начнут возникать «поперек» других специализаций, это перекроит рынок. 

Решение напрашивается — нужны свои снабженцы. 

Где брать снабженцев

Откуда набирать кудесников, которые отправляются «туда, не знамо куда», в точном соответствии со сказочными KPI? Уж точно не на биржах труда. Прежде всего, профессия подзабытая – таких специалистов на рынке просто нет. Ей и раньше-то не учили. То есть формальные дипломы были, конечно. Только где зубрежка по методичкам, а где логистическая магия?

Наконец, хантить снабженцев – себе дороже. Поначалу их вообще нигде не будет, а потом спрос взлетит выше Останкино. Адекватных предложений на рынке труда все равно не появится, зато набежит бесконечное множество желающих подзаработать на все более очевидной нише. 

Скорее всего, прогрессивным и реальным способом закрывать дыры в поставках станет переквалификация продавцов. А также руководителей и владельцев компаний, которые часто тащат на себе продажи. 

Если вы читаете это внимательно, с интересом и пониманием — значит, вы и есть будущий снабженец своего бизнеса. Для чего потребуется:

  • Модифицировать свое мышление.
  • Пересмотреть весь нетворкинг.
  • Быть готовым рисковать, как в недобрые старые времена.

Чтобы было психологически проще, можно относиться к происходящему, как к стартапу. Ставки и перспективы немного другие, но принципы похожие. Во всяком случае, долина смерти будет. Скорее всего, да. 

А что если нет? 

Подождите, это всего лишь карточный домик из весьма сомнительных умозаключений. Компании по-прежнему зарабатывают деньги продажами (как ни странно) и дальше тоже продолжат. Абсолютно при любом раскладе роль продаж никуда не денется. Потому что зачем вообще что-то производить или привозить неважно откуда, если потом не получается продать?

Хорошо, давайте взглянем с такого ракурса. Товарного апокалипсиса удалось избежать. Нет никакого дефицита. Заместили поставками из других стран, наладили собственное производство. Означает ли это полную девальвацию идеи про снабженцев? Не факт. Потому что закупки тоже никуда не денутся. Они часть органического цикла «Вдох-Выдох».

А значит, условия закупок продолжат влиять на рентабельность бизнеса. Если приглядеться, то ничуть не меньше, чем продажи. Ведь общая формула:

Прибыль = Доходы – Расходы

Рост доходов от продаж – это замечательно, никто не спорит. Но вы пробовали оптимизировать расходы? Причем не за счет сокращения объемов (а значит и продаж). Просто выгоднее закупаться, несмотря на то, что это как раз не просто. 

Снабженцы актуальны в любой ситуации. Их колоссально недооценивали в пресловутые «тучные года», потому что некогда было точить пилы. Все пилили. Теперь пора задуматься о глубинной рентабельности, без Agile и цветных фантиков. Где брать дешевле, чтобы продавать потом дороже. Кто может взять на себя и тянуть эту лямку? 

Чем снабженцы отличаются от закупщиков

Миллениалы могут не видеть разницы. Но это на рынке покупателя легко шопиться. На рынке продавца тоже, просто дороже. А когда просто нет и все, ни за какие деньги? 

Снабженцы отличались тем, что доставали буквально из-под земли. Тут важно уточнить, что поставить такую магию на поток очень сложно, если вообще реально. Речь не о том, чтобы найти других поставщиков, провести с ними переговоры, заключить контракты и потом годами следить за метриками в какой-нибудь аналитике. Ничего подобного.

Проблемы и решения, связанные с дефицитом, требуют ручного управления. Это не процессная деятельность, а проекты. Каждый раз как в первый раз нужно разбираться с новым уникальным набором грабель и складывать их в устойчивый слоган «Счастье». 

А это еще одна рифма с продажами. Можно годами выстраивать, собирая у себя в отделе все технологии мира — но продажи как и раньше будут зависеть от нескольких конкретных людей, на которых все держится. Тут человеческий фактор не устранить – он несущий. 

Звучит неприятно, но в каждой хорошо сформулированной проблеме видны ответы. 

Как развивать снабжение

Первое и главное — нужно прекратить относиться к закупкам, как к какой-то фоновой службе на уровне компетенций и полномочий кладовщиков. Они годились для того, чтобы следить за запасами. В понятных, предсказуемых и избыточных условиях затоваренного рынка, на котором закупки заключались в тендерах покупателя. 

Одни проводили конкурсы по всем правилам жанра, другие просто собирали предложения в табличках. Так или иначе, покупатель выбирал, и делать это было не сложно.

Теперь как минимум на какое-то время пора готовиться к битве за ресурсы. Это принципиально другая работа. Системная, жесткая, агрессивная. Поэтому нужно развязать руки своим снабженцам. Дать им понять, что задачи критично важные, ресурсов на них не жалко, но нужны результаты.

Кстати о результатах. Здесь не подойдут четкие KPI с квартальными премиями. Нет нормирования, непонятно как оценивать. Нужно, скорее, масштабировать принципы венчурного рынка, с раундами и посевами. 

Аналогия со стартапами тем более уместна, что ставку на снабженцев делать нужно, ожидать от них сверх-результатов по определению желательно. Но понятно, что такую планку выдержат немногие. Причем угадать заранее, кто именно — сложно и даже невозможно. Проще проверять. 

Венчур выбирает 10 стартапов, мысленно ставя крест на 9 из них. Просто заранее непонятно, на каких именно. Похожим образом можно отсеивать снабженцев. Рекордсмены получают карт-бланш и могут наслаждаться своим эксклюзивным положением до следующего раунда проверки на прочность. 

Разница тоже есть. По мере работы у снабженцев будет формироваться свой пул контактов, специализации и проверенные партнеры. 

Полярная проблема и задача для руководства бизнеса — если с одной стороны нужно добиться результативности, то с другой необходимо удержать контроль. Избежать появления внутренней местечковой монополии в лице настолько успешного снабженца, что он начнет диктовать свои условия не только снаружи, но и внутри. 

Кадровые и процедурные решения давно известны и отработаны на отделах продаж. Барахлить они будут по тем же причинам. Но в целом понятно хотя бы, как это делается. 

Что будет дальше

Логично ожидать клановой борьбы между продавцами, с негодованием осознающими потерю былого единоличного процветания и нарождающимся конкурентным классом снабженцев. 

Грамотные руководители должны вовремя растащить бойцов по углам и напомнить им, что конкуренты находятся по другую сторону ворот. Задача балансировки интересов и производительности получится сложнее, чем обычно. Но зато и призы выше, начиная с выживания бизнеса до получения рыночных преимуществ. 

Если к закупкам и продажам добавить третью точку опоры в виде уникального производства или сервиса — получается устойчивая конструкция, которая может стать более эффективной, чем раньше. 

В любом случае, через некоторое время вопросов насчет актуальности снабжения, судя по всему, не останется. Так что заниматься этой темой можно и нужно уже сейчас. Даже если вы сами не собираетесь или не видите, как организовать такое направление, значит надо искать новых партнеров. 

Воронка закупок сама себя не построит.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

Прошло сто лет с тех пор, когда "поднимали" сначала кустарную, потом - среднюю и тяжёлую промышленность. Параллельно - строили обеспечивающие предприятия. Опыт получился в общем-то удачный.

Так что чтобы что-то нужное купить, нужно это "что-то" произвести...

Всё остальное -временные решения!

Аналитик, Москва
Сергей Средний пишет:
Product owner

Нет, были снабженцы. Ох и ушлые ребята были!

Партнер, Москва

Похоже, что история снабжения в СССР автору потребовалась для затравки :) 

Есть более близкая история, когда в начале 92 года были разрушены почти все хозяйственные связи, И в наше время тоже речь идет больше о поиске и налаживании новых связей, поиску новых рынков. 

 

 

Партнер, Москва
Анатолий Курочкин пишет: Нет, были снабженцы. Ох и ушлые ребята были!

Типа дежурные по поставщику. :)

Помнятся фразы Гафта в одном старом фильме, где он как раз играет снабженца:   Я снабженец, тяни-толкай! 

и потом приблизительно так: Если завтра скажут работай, брошусь с высокой башни ... :)

Генеральный директор, Тольятти

Неожиданно годная статья про плохо осознаваемую проблему реалий санкционного рынка с одновременным растворением налаженных ранее связей.

Респект автору.

По сути проблемы добавить нечего, идёт пересборка в новое состояние целых отраслей (автопром как авангард сего). Это даёт возможности, но счастливыми они окажутся не для всех (как всегда).

И ещё один момент - эпоха растущего рынка видимо заканчивается по многим продуктовым категориям. Оттого лозунг "купить дешевле -продать дороже" должен быть изменен на "найти нужное нам, чтобы сделать/продать нужное клиенту".

И никаких избыточных запасов!

Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

сравнивать советский период и период 90х с настоящим временем не совсем корректно.

сейчас, в условиях развитого транспорта, интернета и мобильной связи, всё гораздо проще.

это раньше снабженец уезжал на поиски как геолог, который уходил в тундру.

сейчас достаточно обзвонить поставщиков, потрындеть с ними, вытянув побольше информации, и съездить в командировку.

любой активный коммуникабельный человек это сможет.

автор прав, возможно в снабженцы перейдут продажники, так как им изначально приходится быть активными и коммуникабельными.

Генеральный директор, Тольятти
Евгений Викторов пишет:
сейчас достаточно обзвонить поставщиков

Уважаемый Евгений,

есть маленькая тонкость - поставщиков ряда товаров надо сначала еще найти. И далеко не все они присутствуют в зоне +7, чтобы им было легко "позвонить и пообщаться".

Хрестоматийный пример - микросхемы, чуть более сложный - кабели с малым сечением.

Я уж и не говорю про критичные для автопрома узлы типа комплекта ABS, подушек безопасности и пр. А их еще сначала протестировать, а потом и сертифицировать в составе авто потребуется. И ошибка на этапе отбора постащика будет стоить совсем нешуточных денег.

Директор по продажам, Владивосток

Ну скажу так, что Ванга как и аналитк из автора, не получились, можно расходиться.

во-первых снабженцы никуда не делись. Они сейчас есть на любом предприятии, а тем более крупном, а тем более государственном, это я сейчас не о категорийщиках - работе с поставщиками в основном, а о снабженцах. Я работаю с ними и в тендерах, и на заводе Звезда, и в ГАЗПРОМЕ, и в ФСБ, а уж флот без них вообще из порта не выходит, с чего автору с утра привиделось будто они вымерли? Наверное просто не в теме.

Про продажи автор знает еще меньше, чем про снабженцев.

Сухой остаток - похмеляться надо, и только потом писать.

Аналитик, Москва
Евгений Викторов пишет:

сейчас, в условиях развитого транспорта, интернета и мобильной связи, всё гораздо проще.

это раньше снабженец уезжал на поиски как геолог, который уходил в тундру.

сейчас достаточно обзвонить поставщиков, потрындеть с ними, вытянув побольше информации, и съездить в командировку.

Отнюдь, как говорил один известный политик!
Буквально в текущем режиме занимаюсь одной проблемой, связанной с б.лёгкой промышленностью. Не найти, не дозвониться, договариваешься - не перезванивают, Подписывешь договор - он исчезает. Одна мысль в голове - у нас точно рынок? У нас точно капитализм? Люди точно хотят заработать? 

Чудовищно, но происходит именно так. Производители прячутся, продавцы прячутся. Увы, с подобным сталкивался не раз. До глупейших ситуаций. Вот даже самый бытовой вопрос. Мне нужны дрова на межсезонье - доски, обрезки, горбыль. Я звонил ездил, спрашивал - их не найти. Нет, ну предлагают - вон у меня, мол, свалка, бери сколь хочешь. А мне не надо так. Мне надо, чтоб были распиленные и привезённые ко мне. Мне нужна услуга, а не только дрова. И автор, на мой взгляд, прав - мы вынуждены вернуться к этому. 
Роман Крячко абсолютно верно пишет:

Роман Крячко пишет:

во-первых снабженцы никуда не делись. Они сейчас есть на любом предприятии, а тем более крупном, а тем более государственном, это я сейчас не о категорийщиках - работе с поставщиками в основном, а о снабженцах. Я работаю с ними и в тендерах, и на заводе Звезда, и в ГАЗПРОМЕ, и в ФСБ, а уж флот без них вообще из порта не выходит, с чего автору с утра привиделось будто они вымерли? Наверное просто не в теме.

 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.