5 принципов индийского стартапа, покорившего Силиконовую долину

Мир меняется на наших глазах, коронавирус внес коррективы в нашу жизнь, в мою уж точно. Поменялись мои способы общения и ведения дел. Этот високосный год, как черный лебедь Нисима Талеба, хотя сам Талеб отрицает, что ситуация с коронавирусом черный лебедь, спутал карты многим, и требуется время осознать, что и как делать дальше. Хотя есть несомненно плюсы в сложившейся обстановке, их всегда надо искать. Потенциальные клиенты и партнеры теперь с радостью готовы встретиться в Skype или Zoom, или на какой угодно платформе без обязательного требования встречаться воочию. Так за последние четыре месяца у нашей компании возникли новые деловые контакты в США, Южной Африке, Вьетнаме, ОАЭ, Бахрейне. Любые изменения в окружающей среде требуют перестройки, пересмотра планов и жизненных стратегий. В течение последнего полугода благодаря коронавирусу еще появилась возможность перестроить планы и схемы развития.

Мы с коллегами постоянно следим за кейсами наших конкурентов, партнеров и просто интересных компаний. Много российских стартапов заслуживают внимания, много написано историй про российских ребят, покоряющих федеральный и мировой рынок. Но согласитесь, глупо следить только за русским опытом, ведь в мире есть еще мириады интересных и полезных для изучения кейсов из других развивающихся стран.

Индия как поставщик мозгов и технологий

До определенного момента мои впечатления об Индии складывались на основе старых индийских фильмов с танцами и песнями, а также культового фильма «Миллионер из трущоб». Познакомившись с индийцами ближе, я пересмотрел свое мнение об их стране. Индия в настоящий момент, является крупным экспортером технологий, талантливых разработчиков и руководителей ведущих мировых компаний. В частности, Сатья Наделла, руководитель IT-гиганта Microsoft, выходец из индийского города Хайдебарад. Сундар Пичаи, генеральный директор Google, выходец из города Мадурай, Индия. Шантану Нарайен, генеральный директор Adobe, родился в том же городе, что и Сатья Наделла. И если дальше просмотреть списки руководителей и основателей мировых гигантов, вы найдете еще огромное количество выходцев из Индии. На 2019 год Индия являлась третьей страной в мире по привлекательности для инвестирования в стартапы. На данный момент Индия может похвастаться 36 стартапами-единорогами.

В России, к примеру, по данным CB Insights, подтвержденных единорогов пока ноль. Причем Индия не собирается останавливаться на достигнутом и планирует произвести более чем 200 единорогов в ближайшие три-четыре года. Количество для России, по моему мнению, фактически нереализуемое. Очень много индийских стартапов решают попытать счастье за пределами Индии, и в частности, конечно-же в Силиконовой долине. Одному такому стартапу, который заслуживает внимания, и с которым мне посчастливилось познакомиться лично, посвящена эта статься.

Заедем сначала в Оман

В начале 2019 года наша компания получила работу в Омане. Задачей было разработать виртуальное примерочное зеркало для местной портной компании, которая шьет элитные дишдаши. Дишдаша — это мужское арабское платье.

Дела по разработке шли неплохо и наши оманские партнеры Raiar Technologies предложили нам совместно поучаствовать в крупнейшей оманской выставке, посвященной IT-технологиям COMEX-2019. Помимо наших разработок по виртуальной и дополненной реальности, мы разместили первый вариант виртуальной примерочной.

Выставка проходила в огромном выставочном центре, предназначенном специально для международных конференций, в столице Омана, городе Маскат. Помимо нас, наш партнер пригласил другую компанию PlugXR, стартап из Индии, а также официальных представителей Unity из британского и шведского офисов. Так мы стали соседями на одном выставочном островке.

За неделю проведенную в подготовке и непосредственном участии в выставке, мы успели сдружиться с соседями и поделиться опытом. Меня вдохновила история PlugXR, которой не грех поделиться. За несколько месяцев до COMEX-2019 PlugXR открыли офисы в Швеции и виртуальный офис в Сан-Хосе. Компания занималась продвижением своего продукта и поиском инвесторов с разъездами по миру и участием в крупных международных выставках.

Новая случайная встреча

Через два месяца после COMEX-2019 — в конце мая 2019 года — на другом конце земного шара относительно Омана, в городке Санта Клара, что в Калифорнии, проходила крупнейшая трехдневная выставка-конференция, посвященная технологиям виртуальной и дополненной реальности AWE-2019. Мы не могли пропустить такое событие и двинулись в Калифорнию, чтобы набраться новых знакомств и почерпаться новыми идеями.

На второй день конференции, тихо покуривая в обеденный перерыв на лавочке у выставочного центра, я услышал, как меня окликнул знакомый голос. Это был основатель PlugXR. Так мы повстречались во второй раз, индиец и русский на нейтральной американской территории после последней встречи в Омане.

К моменту встречи PlugXR уже успели открыть головной офис в Штатах, и принять участие в AWE-2019 как стартап и перевезти специалистов в новую штаб-квартиру. После выставки мы с основателем PlugXR договорились встретиться в Сан-Франциско, поделиться опытом и планами на будущее.

Немного о PlugXR

Компания PlugXR, основанная два года назад в упомянутом выше городе Хайдарабад, разработала простую платформу для создания AR-контента. С чего все начиналось. Шиваджи Йерра, молодой и амбициозный инженер, начал свой предпринимательский путь в IT в 2013 году, осваивая и внедряя технологии виртуальной и дополненной реальности на индийский рынок.

Идея создания некоего универсального продукта, позволяющего создавать AR-контент без какого-либо знания в программировании, родилась в 2014 году, когда были разработаны первые проекты с использованием дополненной реальности. В том же году была официально основана первая компания Innovare IT Solutions Pvt. В 2015 году команда состояла из двух основателей и пяти разработчиков. В клиентском портфеле у них на тот момент было четыре постоянных заказчика.

Развиваясь поступательно, в 2017 году команда насчитывала уже 20 человек и 27 постоянных клиентов; были открыты представительства в США, Канаде, ОАЭ и Швеции. В том же году их рекламный продукт #SCIFIGANESHA собрал полтора миллиона скачиваний за 10 дней, а сама компания удостоилась награды, как создатель лучшего инновационного приложения для детей в Индии. Также были получены первые посевные инвестиции от индийского венчурного фонда.

В 2019 году компания PlugXR окончательно отделилась от материнской компании и открыла штаб-квартиру в городе Саннивейл, Калифорния (часть Силиконовой долины). К концу 2019 года у компании было 55 постоянных клиентов в 25 странах, с 25-30 новыми подписчиками ежедневно. Такой рост убедил американских инвесторов предоставить посевные инвестиции, что в настоящий момент позволяет развивать продукт, расширять присутствие на мировом рынке и разрабатывать новые проекты.

В планах компании на 2020 год собрать три миллиона активных пользователей, что по мнению руководства является достижимой целью. На проходившей в мае этого года конференции AWE-2020 в Санта Кларе PlugXR уже выступал золотым спонсором, что говорит о финансовой состоятельности компании и заработанном уважении в индустрии виртуальной и дополненной реальности.

5 принципов ведения дел, которые подойдут каждому

Во время последнего общения с Шиваджи, я решил, что будет полезным спросить у него, на каких принципах строится его работа, как у него получается выстраивать международную компанию. Вот что он мне рассказал об основных принципах его работы:

  • Необходимо иметь определенную экспертизу в той области, в которой вы собираетесь развить свой продукт. Ведь идея должна быть подкреплена знаниями и опытом, необходимо знать, как работает технология, которую планируется взять на вооружение, какие преимущества технология даст по сравнению с существующими решениями.

К примеру, PlugXR выработала идею и оттачивала ее на основе продуктов, которые были ценны для клиентов компании, а именно высокая скорость разработки контента с минимальным и доступным набором инструментов.

  • Чтобы в компанию поверили инвесторы необходимо обладать сплоченной и обладающей необходимыми навыками для успеха командой. Инвесторы вкладывают в команду, продукт в некотором роде второстепенен. Ведь на самом деле насколько вы и ваша команда готовы держать удары, насколько команда организована, сплочена, зависит успех реализации идеи.

У PlugXR команда разработки и маркетинга прошла проверку в несколько лет, увеличивая обороты компании и оттачивая мастерство разработчиков.

  • Нужно делать все возможное и невозможное, чтобы быть на виду, участвовать в конференциях и конкурсах, организовывать социально значимые мероприятия, ведь без качественного пиара трудно найти инвесторов.

PlugXR смогли получить престижную премию, как разработчика самого успешного приложения для детского образования в Индии, после чего они получили первые инвестиции. Дальше они не поскупились стать золотым спонсором крупнейшей в мире конференции, посвященной технологиям виртуальной и дополненной реальности AWE.

  • Чтобы завоевать мир с достойным проектом необходимо открывать компанию в местах, где привлечь внимание к инвесторам и продукту проще и перспективнее.

Даже Индия, в которой венчурный рынок многократно превосходит российский венчурный рынок, стартапы предпочитают развивать компании в таких местах, как Силиконовая долина, а отдел R&D оставлять у себя на родине. Такой подход более чем актуален и для российских команд.

  • Одна из важных вещей — это способность держать удар. В среде стартапов постоянно приходится держать удар. Работать над новым продуктом — это постоянная работа в стрессе и неопределенности, в постоянных сомнениях и страхах. Чтобы такое пережить, особенно в условиях такой великой турбулентности, которую преподнес COVID современному миру, необходимо держаться на пределе морально-волевых качеств.

Практики стоиков, учение которых стало весьма популярным в Силиконовой долине, могут помочь справиться с вызовами судьбы и принимать все удары без потери контроля, помогая самосовершенствоваться.


Просто тратить время на прочтение успешных кейсов или неуспешных, не принесет столько пользы, сколько опыт живого общения. Во время живого разговора мы можем поделиться своим опытом и взять себе новое ценное от собеседника. Если между вами и собеседником тысячи километров или санитарный барьер, технология дает нам возможность обойтись на некоторое время без живого разговора, но когда границы откроются и коронавирусная зараза отпрянет, надо обязательно срываться с места и ехать навстречу новым знакомствам, которые обогатят и дадут новые стимулы к развитию.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель проекта, Краснодар

Илья, доброго дня!

Приятно ознакомиться с Вашим взглядом - лёгкая для прочтения статья, доступная для понимания.

Суть изложенных правил подойдёт для любого направления дел, взяла себе в библиотеку)) 

Спасибо. 

Желаю удачи в развитии российского направления техпрогресса. 

Руководитель проекта, Самара

С Индией не все так просто. Нельзя ее рассматривать отдельно от ее исторического прошлого. Будучи в прошлом британской колонией, она не была просто брошена империй на растерзание врагам). Англосаксы до сих пор играют важную роль в управлении бизнес-процессами на территории страны. В Индии есть огромное количество британских школ, в которых дети с детства участся англ языку на достаточно высоком уровне. 

Можно съездить в ОАЭ и увидеть, что индийцы занимают не самую последнюю роль в этой стране. Между этими странами даже есть межгосударственное соглашение об обмене рабочей силой.

То есть они уже максимально интегрированы в мировое экономическое пространство, а приведенные примеры блестящих карьер лишь это доказывают

Директор по рекламе, Москва
Александр Логинов пишет:
С Индией не все так просто. Нельзя ее рассматривать отдельно от ее исторического прошлого. Будучи в прошлом британской колонией, она не была просто брошена империй на растерзание врагам). Англосаксы до сих пор играют важную роль в управлении бизнес-процессами на территории страны. В Индии есть огромное количество британских школ, в которых дети с детства участся англ языку на достаточно высоком уровне. 

совершенно верно

поэтому в одном экономическом блоке полезно сравнить типы роста экономики и его результаты, основанные на научной школе каждой страны - в БРИКС - "британский" тип роста экономики и "нео модернистский"

за период в четверть века - одни с помощью постнауки и постмодернистких консультантов из Британии снабжают электромоторами мото рикш в целом мегаполисе, другие строят мегаполисы и заводы по производству электромобилей и оборудуют такси своими электромобилями за это же время и занимают по силе экономик свои заслуженные места

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.