«Почему инвесторы не хотят вкладывать деньги в мой проект?» и «Как найти инвестора?» — эти вопросы звучат постоянно! Проблема в том, что новички, мечтающие привлечь средства к своему стартапу, в действительности делают все, чтобы этого не произошло.
Одним не хватает элементарных знаний механизмов привлечения инвестиций, другим — активности, третьим — открытости. А главное — мало кто задумывается, что как бы ни была хороша их идея, потенциальные инвесторы не будут вкладывать деньги, пока она не реализуется и не начнет приносить конкретную прибыль.
Даже если вы составили безупречный бизнес-план, проанализировали рынок и конкурентов, у вас есть команда, вы создали грамотную презентацию, зарегистрировались на всевозможных онлайн-платформах для поиска инвестиций, — это не гарантирует успех. Многие, не нашедшие инвестора таким образом, обращаются за помощью к бизнес-акселераторам (социальным институтам поддержки стартапов) или принимают участие во всевозможных конкурсах. Некоторым в результате удается обзавестись полезными контактами, ценой невероятных усилий привлечь средства и воплотить идею. Правда, на это может уйти не один год. Но даже такой вариант «выстреливает» далеко не у всех, потому что уверенность, что замысел гениален, может и не подтвердиться, а предположения и теоретические расчеты — оказаться неверными, поэтому до реализации дело так и не дойдет.
Хотите знать, какие ошибки ведут к тому, что стартап не заинтересовал, но главное — как их не совершить?
1. Предлагаете голую идею, а не рабочий проект
Обычно те, кто задает вопросы о привлечении инвесторов, находятся на стадии идеи либо ее тестирования, т. е. еще сами точно не знают, каким будет результат. В этом случае я отвечаю: «Чтобы другой человек поверил вам и вложил в ваш проект средства, ему надо показать конкретный продукт. Пока его нет, вы можете еще долго рассказывать, каким перспективным и прибыльным он станет когда-то.
Т.е. ключевой момент здесь — доказать, что вы уже умеете заниматься бизнесом, а не пытаетесь протестировать идею за счет чужих денег. Значит, вы должны стартовать на собственные: найдите возможность собрать минимальные средства и создать продукт, который будет востребован.
Вывод: убедите потенциального инвестора, что умеете распоряжаться средствами и знаете, как их приумножить. Не ждите, что найдутся желающие вкладываться в непроверенную идею.
Например, когда я первый раз искала инвестора, у меня уже было два запущенных на собственные средства салона депиляции. Определив, сколько денег мне понадобится на запуск одного салона, я четыре месяца откладывала их из зарплаты менеджера по продажам. Когда первый салон начал приносить прибыль, открыла второй. Таким образом, деньги нужны были не для старта, а для масштабирования: инвесторы видели результат, а не тестирование гипотезы.
2. Рискуете деньгами инвестора и не прокачиваете свои бизнес-знания
Часто начинающим предпринимателям не достает базовых бизнес-знаний: далеко не все способны самостоятельно оценить жизнеспособность проекта, определить спрос, провести конкурентный анализ и т. п. Но ведь обучающих программ, литературы и любой другой информации в открытых источников предостаточно, в том числе бесплатной. Если поиски не увенчались успехом или делать это нет желания, подумайте: возможно, вам вообще не стоит заниматься бизнесом. Не сомневаетесь, что это ваше? Тогда ищите тех, кто заплатит за реализацию вашей идеи, только прокачав знания: это поможет быть убедительным, когда отстаиваете перспективность проекта.
Вывод: не рискуйте чужими деньгами — сначала вложите свои! А также получите необходимые знания, чтобы опираться не только на интуицию, но и подкреплять доводы конкретными фактами или расчетами.
Я тоже прошла специальное обучение. Денег не хватало, продала шубу и вырученные средства вложила в образование.
3. Скромничаете и бездействуете
Обладаете достаточными знаниями и уверены в том, что проект имеет все шансы на успех, но стесняетесь заявить об этом публично? Что ж, так и останетесь при своем мнении. Но если решите заявить о себе, подходящей площадкой может стать бизнес-форум или другие профильные мероприятия (например, конференции по инвестированию), которые посещают инвесторы. Причем важно не ошибиться с тематикой: форум «Как запустить стартап» может быть полезен и интересен, но на нем вы вряд ли встретите свою целевую аудиторию. Зато тема «Ниши, которые будут актуальны в этом году», наверняка привлечет тех, кто готов вложить средства.
Вывод: презентуйте свой проект публично, ведь в данном случае скромность — не то качество, которое вас украсит. Расскажите о нем целевой аудитории емко и по существу.
Именно так во время проведения одной из образовательных программ я нашла второго инвестора. Все, что потребовалось, — быть активным участником, проявлять инициативу, продемонстрировать знание «предмета» и умение принимать решения (пусть даже в рамках учебного курса). После того, как мы стали партнерами, мой бизнес начал активно расширяться, соответственно, прибыль компании увеличиваться.
4. Скрываете от всех информацию о себе и своих планах
В то время как движение навстречу инвестору — реальный шанс привлечь внимание. Конечно, при условии, что проект успешно работает, а результаты, о которых вы говорите, — не липовые.
Вывод: расскажите о себе и перспективных планах в блогах на специализированных ресурсах (среди них немало бесплатных) или используя свои страницы в социальных сетях. Вполне возможно, что инвестором станет кто-то из ваших подписчиков или же он поделится информацией с другими.
Когда в начале этого года я написала в соцсетях о том, что ищу инвестора, пришло большое количество откликов, и у меня была возможность выбрать лучшего.
Главная ошибка, которую допускают многие начинающие, — считать инвестиции волшебной палочкой, способной решить все проблемы, связанные с запуском и продвижением проекта. Если вы самостоятельно не сумели привлечь клиентов, заинтересованных в вашем продукте или услугах, чужие деньги (даже очень большие) не вдохнут жизнь в стартап. Протестируйте бизнес-модель на собственные средства, убедитесь в том, что она жизнеспособна, наладьте процессы. Привлекайте средства для увеличения продаж, а не на этапе запуска. И если вы быстро растете и хорошо развиваетесь, то инвесторы сами придут к вам, поверьте!
Пропущен важный, пятый пункт: ищите инвесторов за пределами США.