Интерим-менеджмент — по сути, это срочный менеджмент, замещение руководящих позиций на время (срок) для решения актуальных, безотлагательных (срочных) проблем, задач компании. В отличие от буквального перевода — «временный» или «переходный» менеджмент.
Интерим-менеджмент относительно молод, зародился в 70-80 годах в Европе и активно набирает популярность по всему миру. Чем же он интересен бизнесу?
1. Интерим — результаты вместо слов
Девиз интерима — изменения и улучшения делаются не словами и фрагментарными касаниями из вне, а интенсивной работой внутри.
Интерим-менеджер полностью входит в работу компании «на срок», на проект решения конкретных бизнес-задач. На входе — задачи, на выходе — результат, т. е. внедрение систем, инноваций, изменений, улучшений в реальность компании. Принципиальное отличие от консультационных рекомендаций — схем и слов, которые кто-то еще будет (ли?) воплощать. Показательно описание Г.Минцберга: «Матрица придумала стратегию, пусть она ее и делает», — ответили менеджеры на стратегию, рекомендованную консультантами.
2. Это наш (сложный) случай
В 26% случаев (по данным IMA, UK) происходит замещение «просто» временно вакантных позиций (поддержание и оптимизация процессов). Другие 2/3 интерим-включений — это сложные случаи, требующие достижения экстра-результатов, новшеств, изменений. Например:
2.1. Turnaround management. Экономический разворот компании, вывод из состояния упадка (плохая динамика, убыточность, частичная неплатежеспособность и т. п.) по заказу владельцев или крупных кредиторов, на стадии предшествующей полной неплатежеспособности и банкротству.
2.2. Resize& Optimization. Оптимизировать бизнес-процессы, оргструктуру, численность и «отжать воду» — все лишнее для достижения полного контроля, управляемости, оптимальной конфигурации компании и затрат при сохранении текущих объемов продаж.
2.3. HRD. Внешний HR-консультант становится HR-директором, что бы сформировать HR-службу, настроить горизонтальное взаимодействие со всеми подразделениями, заполнить ряд «сложных вакансий» и/или развить, трансформировать корпоративную культуру.
2.4. Сhief sales officer (CSO). Сформировать, «перезагрузить» службу, систему, каналы продаж и настроить (внутри компании) влияние коммерческой службы как заказчика объемов и качества продукции/услуг, и в итоге обеспечить более высокие показатели продаж. Похожую (по названию) услугу любят предлагать консультанты дистанционно, оставаясь на берегу и не входя на борт лодки.
2.5. Сhief financial officer (CFO). Сделать финансовую реструктуризацию, изменить структуру доходов-расходов и центров финансовой ответственности, внедрить (если не было) бюджетирование, что бы вместо посмертного учета создать превентивное и работоспособное управление финансовыми результатами.
2.6. Сhief information officer, Сhief digital transformation officer (CIO, CDtO). Внедрение сложных IT-систем (например, M/ERP) или масштабная цифровая трансформация компании.
Кроме того, европейские и американские коллеги отмечают интерим-кейсы: первичное размещение акций на бирже (IPO), сделки слияния и поглощения (M& A) или выкупа компании менеджментом (MBO).
Во всех случаях решающими являются два фактора:
- результат достигается только если создать-настроить и постоянно контролировать горизонтальные взаимодействия;
- высокая квалификация нужна только на период проекта, а после будет избыточной.
3. Нужен высококвалифицированный делатель
Знакомая картина: есть очень умный специалист, но неактивный и недостаточно квалифицированный. Сложное дело поручить некому.
Обратимся к интерим-менеджерам. Это квалифицированные и опытные управленцы, почти всегда «овер-квалифайд» по отношению к замещаемым позициям и/или масштабу компании. Именно «овер» является ресурсом более быстрого и качественного достижения результатов. В отличие от банальной продажи консалтинга опытными партнерами и последующего исполнения младшими консультантами. Коллега А.Царикаев так описал типичную ситуацию: «Компания ХYZ: то, что делают сами партнеры — хорошие, „калиброванные“ ребята, то работает; то, что под ними (младшие консультанты), — невозможно без „косяков“».
Интерим-менеджеры это люди, не ограничивающиеся ментальными конструкциями и недовольные нереализованностью решений. Потому мотивированы идти внутрь компании и доводить дело до внедрения. Интерим не делает красивый план, а находит такой оптимально-реалистичный способ, который можно воплотить «здесь и сейчас», при жизни интерим-проекта.
4. Солидарная и конгруэнтная ответственность
Интерим действует внутри ситуации во всей ее полноте проявлений. Например, жесткий дефицит средств, авральное выполнения плана, неудобные решения о сокращении-увольнении, неразбериха в документах, ужасный тайм-менеджмент, прессинг проверяющих, специфика «крутых» клиентов и т. п. В этой реальности интерим отвечает за результаты, а не письменные рекомендации.
Интерим включается в систему управления и получает весь комплект ответственности от дисциплинарной и материальной до уголовной, за свои действия, решения и подписи.
Ничего похожего не бывает с консультантами.
5. Комфортный и выгодный контракт
Преимущество интерима в том, что он уходит после завершения проекта, и все стороны с этим заранее согласны. Если на сложный проект взять сверхквалифицированного и дорогого менеджера, а через год проект закончится, то что потом — «пожизненно платить ренту» за прошлые достижения? Сверхквалификация ляжет тяжелым грузом на обе стороны. Если же взять не такой высокой квалификации, а соответственно уровню «после проекта», то с «заниженной» квалификацией нормально (по срокам и результатам) проект не сделать или вообще не сделать.
Интерим несет гибкий и комфортный режим — получить максимальную квалификацию на период проекта и не платить после его завершения.
Интерим-менеджмент VS Консалтинг
Интерим отличают конкурентные преимущества:
- результат вместо совета;
- «овер» — вместо «недо» — квалификации;
- разрешение сложных случаев, где другие способы плохо работают;
- ответственность, соответствующая позиции первого лица;
- комфортный и выгодный контракт.
Тогда может быть консалтинга скоро не будет, а будет сплошной интерим? Нет.
Интерим остается новой, может быть даже экзотической формой развития бизнеса и пока мало известен. Одни, путают интерим с консалтингом, а другие намеренно подменяют, чтобы освежить «осетрину второй свежести» — старые предложения и не «заморачиваться» погружением в компанию.
Консалтинг может спать спокойно. Интерим-менеджмент — нишевой продукт для новаторов, которых примерно 10% во всех областях деятельности.
HR-компании знают интерим, но рассматривают его как вспомогательный продукт, в силу малой известности и объемов. У заказчиков штатные HR-менеджеры в «страшном сне» не сделают заказ на интерима и отбракуют резюме интерим-кандидатов по критериям: возраст, разные направления (отрасли), много мест (проектов), малые сроки, странные «овер-квалифайд» позиции…. да и резюме длинное, если все написать.
Включать интерим-менеджмент готов узкий сегмент предпринимателей-руководителей: продвинутых, ориентированных на внедрение новых форм управления и/или «завязших» в очередной попытке описать и автоматизировать бизнес-процессы с помощью консультанта и программы.
Этим новаторам пригодятся параметры подбора интерим-менеджеров:
- явный запрос на интерима для HR;
- формулировка проблемы/проекта, вместо описания сколько лет на каком месте «просидел идеальный кандидат»;
- опыт нескольких интерим-проектов, отличающихся относительно короткими сроками, заданием на входе и результатами на выходе;
- «оверквалифайд» в ряде проектов;
- возраст 40+ и принадлежность к профильным ассоциациям.
К одному результату ведут несколько путей. Интерим-менеджмент — один из самостоятельных путей, альтернативный консалтингу и штатному (многолетнему) найму. А интеримы отдельная категория менеджеров, способных быстро войти в организацию, сделать диагностику и план, а главное — создать результаты.
Текст – участник Летнего конкурса статей «Менеджмент-2019»
Цитата: "Девиз интерима — изменения и улучшения делаются не словами и фрагментарными касаниями из вне, а интенсивной работой внутри".
Бесспорно.
Цитата: "результат достигается только если создать-настроить и постоянно контролировать горизонтальные взаимодействия;"
Удобно сослаться, если планируемый результат не будет достигнут.
Цитата: "высокая квалификация нужна только на период проекта, а после будет избыточной."
Т.е. спец решает нестандартную задачу и уходит в сторону? Т.е. системные проблемы, приведшие к причинам необходимости постановки нестандартной задачи, не рассматриваются?
Цитата: "В этой реальности интерим отвечает за результаты, а не письменные рекомендации."
"Интерим включается в систему управления и получает весь комплект ответственности от дисциплинарной и материальной до уголовной, за свои действия, решения и подписи."
Звучит внушительно "весь комплект ответственности". Автор как будто живёт не в России. А мы хорошо знаем чем заканчивается передача "решающих" функций сторонним менеджерам, которые говорят что "могут". Когда вот такие "трудяги" говорят "всю ответственность", мы почему то верим. По факту, сложно взыскать хоть что-то, когда за душой нет ничего, не то что миллиардов чтобы покрыть убытки от неэфективного управления чужой собственностью.
Любая передача функций решать, очень ответственный шаг. А передача властных полномочий в кризисный период, тем более. Попытка представить ситуацию таким образом, будто передача осуществляется экстра-специалисту, я бы назвал разводиловом чистой воды.
Цитата: "Тогда может быть консалтинга скоро не будет, а будет сплошной интерим?"
Скорее интерима такого не будет, так как он уступит более безопасной для собственников фоме - СПВР с Поставщиком решений (ПР). Всё то же самое, только решающие функции не передаются. Да ещё и решения принимаются не на опыте и видении одного высококласного специалиста, а на основании объективной информации, в сборе которой спец принимает основное участие.
Что есть СПВР? если это не Союз православных веб разработчиков?
А что, интригующая версия. Но нет. СПВР - система принятия взвешенных решений. Ключевые особенности: наличие Поставщика решений; подсистема повышения качества информации; снижение трудоёмкости принятия решений Субъектами принятия решений; невмешательство в существующую практику управления;отказ от передачи решающих функций; отказ от вмешательства в производственные связи.
Отличная статья! Интерим-менеджмент кардинально отличается от консалтинга и хорош там, где клиент говорит - так вот вы сами и сделайте! У меня было несколько таких проектов, и действительно, когда всё, что необходимо наладишь, твоя квалификация оказывается избыточной для компании, а тебе банально неинтересно. И ищешь новый проект. Люблю интерим-менеджмент и спасибо автору за статью.
В такой ситуации клиенту стоит объяснить, что он может потерять всё.
Вы забыли сказать что-то типа "а теперь мы идём к Вам".
А, Сергей, всё же читаете. Корректируйте в сторону большей безопасности для Заказчика. Он оценит.
Полезная статья.Интерим-менеджмент для смелых и сильных руководителей, а не для хлюпиков дующих на холодную воду. Изменения в компании и движение вперед - всегда риск.Но это редко бывает фатальным.Всегда надо искать пути развития бизнеса и общества ,а не топтаться на месте с мыслями (лишь бы не было войны).
Так ведь никто же и не спорит, что движение это жизнь. И мы тоже "за всё хорошее против всего плохого". Только надо учитывать наши условия. Вместо общих "правильных" фраз, стоит сосредоточиться на конструктивной критике. Аудитории это полезно, включая и автору статьи.
Моя критика не направлена "против". Первым отметившим материал положительно, был Ваш покорный слуга. Тема самая та. Но с некоторыми тезисами согласиться просто нельзя. Они несут дополнительные риски Собственникам при решении задач стратегического характера. Последствия передачи решающих функций сторонним исполнителям я наблюдаю постоянно. И хорошо понимаю что говорю.
Полезным будет напомнить две цитаты:
- Я смотрю ТВ и хорошо знаю современную молодежь. (фильи Курьер)
- Не учите крокодилов плавать (народное) ... а собственников работать с РИСКАМИ , они потому и созадли бизнес и выжили потому что умеют с ними работать.
Тоже люблю и часто использую цитаты. Понимаю посыл первой. Представить будто мы из разных весовых. Вам, эксперту, не резон дискутировать с диванным экспертом. Не буду Вас разубеждать, так как вижу вполне естественную защитную реакцию. И всё же, подобная защита никак не подтверждает Вашу правоту. Возможно Вам не стоит вступать в дискуссию, предварительно не подготовившись, так как моя критика понятна и конкретна. Возможно, а это тоже нельзя исключить, Вы представитель той самой прослойки, в основном московской, менеджеров, которая зарабатывает не работая.
Часто привожу цитату автора романа "Повесть о настоящем человеке", послужившего сценарием фильма "Духлесс": "Все события и герои, вся мерзость и ужасы описанного общества выдуманы автором. Ибо реальность еще более омерзительна и ужасна".
Ещё цитата из "Брат 2": "Молодой человек, мы гусские, друг дгуга не обманыеваем"
Это я к тому, что наша бизнес-среда не располагает к "доверию" людям, предлагающим поделиться властными полномочиями. Рейдерство, политизация внутренней среды предприятий, зависимая судебная система - вот наша реальность.
Вот именно потому, что они создали бизнес в условиях передела собственности разными способоми, от юридических до бандитских, они понимают что такое "доверие" спецам со стороны, много обещающим и даже "гарантирующим".