Почему бизнесу выгодны инвестиции в доверие

В январе 2019 года вышел «Барометр Доверия – 2019», на него обратили внимание ведущие масс-медиа по всему миру, а увидели ли это как личный вызов мы, русскоязычные топ-менеджеры?

Основываясь на цифрах, на результатах этого опроса Welt сообщает об увеличивающейся разнице в доверии женщин и мужчин Германии к своим правительству и масс-медиа. Мужчины Германии еще больше доверяют своему правительству, чем женщины, и эта разница выросла. В Германии вглядываются в детали, в гендерные различия, а в общем-то все надежно и благополучно.

РБК, в свою очередь, пишет о царящем в России тотальном недоверии всех ко всем и ко всему. Россия по-прежнему последняя в списке «барометра доверия» из 30 исследуемых стран мира и, как говорят участники опроса, доверия в стране за последний год стало еще меньше

Интересно, что главный вывод «Барометра Доверия – 2019» не впечатлил наши масс-медиа, а главный вывод такой – кредит доверия люди по всему миру готовы дать ныне прежде всего не правительству и не соцсетям, а своему работодателю.

Именно от своего работодателя, во-первых, участники опроса по всему миру ожидают лидерства в переменах. А значит, ответов на насущные вопросы по списку:

  • достойная оплата труда;
  • работа с персональными данными;
  • справедливость/дискриминация;
  • подготовка к завтрашнему рынку труда;
  • защита среды.

Как это касается каждого из нас? Полагаю, что речь идет о персональном вызове для русскоязычного менеджера проекта, предпринимателя, работодателя. Возьмем мы или нет на себя эту ответственность за перемены?

Огромная страна Россия лежит под одеялом детских страхов и недоверия ко всем и всему. Огромная, очень тяжелая штанга, неподъемная для любого одиночки, задумывающегося о переменах.

Расплакаться от бессилия? Так сделал бы Илья Ильич Обломов, но ведь это просто огромное поле работы для Штольцев-предпринимателей, не правда ли? И заметьте, я не про бегство капитала сейчас, и не про готовность к эмиграции, хотя и являюсь профессиональным участником именно этого рынка уже много лет. Я сейчас про инвестиции в доверие.

Такие развилки, как делать ли свой проект международно-значимым или социально-ориентированным или продолжать ли его только в сторону личной корысти и выгоды, т. е на авось, не оглядываясь на атмосферу в стране, стоят не перед всеми работниками, не перед всеми жителями страны...Такие вопросы стоят только перед предпринимателями – инициативными, творческими людьми, которые несут на себе бремя лидерства в своем бизнесе, а значит и способны понимать вызовы и брать на себя повышенную социальную ответственность. Делать таким образом то, что от нас ожидают наши работники – делать инвестиции в человеческий капитал, увеличивать территорию доверия.

Работодатель во всем мире умеет считать и планировать лучше среднего человека, но в некоторых странах, где доверия больше, а значит больше надежности и ответственности, планировать удается на более дальнюю перспективу.

Почему бы не поучиться инвестициям в человеческий капитал, инвестициям в доверие в таких странах, как Германия? Почему не попробовать сделать свой вклад в уменьшение страхов в своей собственной стране, немного подняв голову и посмотрев за рубеж?

Что может предложить для такого взгляда германская система профессионального образования?

Здесь как раз важные новости на рынке: германское правительство, наконец, после многолетних пробуксовок, согласовало в декабре 2018 года законопроект, открывающий доступ иностранной неквалифицированной молодежи на немецкий рынок производственного обучения. Понятно, что это приятная новость прежде всего для самих потенциальных работников из других стран, желающих получить актуальную в Германии профессию и затем рабочее место с оплатой от 9-10 евро в час. Но и для всего международного европейско-постсоветского рынка, для его лидеров – предпринимателей – это серьезный шанс увеличить территорию доверия.

Давайте оценим масштаб намечающихся подвижек. В Германии не заняты до 2 млн рабочих мест и сотни тысяч мест, предназначенных для производственного обучения без отрыва от производства. Понятно, что одномоментно, (сразу после вступления законодательства в силу), никто не успеет эти рабочие места приспособить к тому, чтобы их заняли иностранцы. Вот здесь и открывается поле для кооперации предпринимателей с обеих сторон:

  • В странах-источниках рабочей силы нужно создавать инфраструктуру отправки сотен и тысяч работников. Их нужно предварительно отбирать, помогать собирать документы, делать для них подготовительные курсы «адаптации» (например, языка и техники безопасности).
  • Непосредственно в Германии будет необходимо создать инфраструктуру притирки прибывающих к реалиям очень взрослого немецкого рынка труда.

Главную выгоду смогут получить предприниматели с обеих сторон, готовые к широкой международной кооперации, расширению пространства доверия.

Если смотреть на долгосрочную перспективу, то возьмусь предположить, что поток людей не будет односторонним. Многие захотят применить полученные в Германии навыки у себя дома. Не все захотят перевезти в Германию семьи и будут возвращаться домой. Наличие такой компетентной рабочей силы непременно создаст заметные конкурентные преимущества для прозорливого предпринимателя. Как сохранить хороших работников за собой в долгую? Один из вариантов верного ответа – помочь им получить профессиональную подготовку в Германии.

20 лет работая с государственной системой поддержки бизнеса в Германии предвкушаю, насколько многому сможет научиться не только работник, но и предприниматель из-за рубежа, тот, кто будет участвовать в возможном кооперационном проекте. Нашими партнерами в международном проекте, стоящими «на изготовку», например, в Гамбурге, будут – очень сильная система поддержки предпринимателя – Hamburg Invest, Торговая палата Гамбурга (членство в ней обязательно, соответственно Торговая палата располагает многомиллионным бюджетом и многочисленным штатом сотрудников), лучшие адвокаты и преподаватели. Главное, чтобы нашлись ответственные, рисковые и фартовые предприниматели!

Именно для таких социально ответственных предпринимателей и предназначены уже существующие актуальные программы сотрудничества, связывающие Россию, Украину, другие постсоветские страны и Германию.

И их много... И большинство из этих двусторонних программ финансируется из общественных фондов с одной, с немецкой стороны – т. е. из госбюджета ФРГ, из средств немецкого налогоплательщика.

Забавно, что за этой кажущейся наивностью в односторонней оплате счетов есть простой голый расчет – кто платит, тот и диктует условия: государство и его представители – чиновники в Германии бескомпромиссно настроены на общее благо, а значит и всецело заинтересованы в расширении пространства доверия и на соседние страны. Мы с вами, предприниматели и работодатели, лучше других знаем, что на постсоветском пространстве еще не везде так настроено государство. Поэтому это супер важный опыт для русскоязычного предпринимателя – столкнуться в международном кооперационном проекте с такими ценностями (Values), как отношения бизнеса и государства «как в Германии».

Так что же это – инвестиции в доверие, к которым я призываю русскоязычных топ-менеджеров?

Это, прежде всего, призыв проинвестировать, выделить время, задуматься и решиться на осознанное лидерство и ответственность за перемены. Необходимые всем на глобальном пространстве перемены, избавляющие от страхов и ведущие к увеличению территории доверия.

В завершение мне было очень приятно услышать на днях от РБК, что по последнему опросу молодежи, профессия «предприниматель» снова вышла в России на первый план, значит будем ожидать массового нашествия молодежи в наше Сообщество предпринимателей и... интереса молодого поколения к международным проектам с германскими партнерами.

Ну, а всем прочим, кому просто небезразличны темы уважения, доверия, ответственности в работе предпринимателя и как можно противостоять этим страху, лжи и агрессии, обещаю продолжить ряд публикаций на эти темы. Полагаю, что наблюдения и забавные эпизоды из практики предпринимателя-международника из Гамбурга могут быть полезны Сообществу и позволят избежать дорогих ошибок каждому и нам всем вместе. А то как-то тревожат события в Венесуэле, там чего-то явно напортачили с лидерством и социальной ответственностью.

Буду рад возражениям, критике и просто счастлив, если получится дискуссия.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - просто счастлив, если получится дискуссия.

Хочется помочь автору - чтобы он был счастлив.

Цитата - Так что же это – инвестиции в доверие, к которым я призываю русскоязычных топ-менеджеров?

Предлагаю начать с определения источников доверия. Что увеличивает рост доверия (в частности и к топ-менеджменту)?

Управляющий директор, Германия
Владимир Токарев пишет:

Цитата - просто счастлив, если получится дискуссия.

Хочется помочь автору - чтобы он был счастлив.

Цитата - Так что же это – инвестиции в доверие, к которым я призываю русскоязычных топ-менеджеров?

Предлагаю начать с определения источников доверия. Что увеличивает рост доверия (в частности и к топ-менеджменту)?

Очень признателен внимательному читателю Владимиру Токареву. Это же только смелым покоряется - начинать дискуссию). Попробую предположить, что источником доверия к лидеру ( и к топ-менеджменту) может стать готовность открыто и действенно обсуждать вот эти всем важные темы:

  • достойная оплата труда;
  • работа с персональными данными;
  • справедливость/дискриминация;
  • подготовка к завтрашнему рынку труда;
  • защита среды ... причем обсуждать их, сравнивая с международными стандартами
Генеральный директор, Нижний Новгород
Владимир Папков пишет:
начинать дискуссию). Попробую предположить, что источником доверия к лидеру ( и к топ-менеджменту) может стать готовность открыто и действенно обсуждать

Для меня, Владимир, тема доверия не случайная. Интересуюсь темой стратегического сотрудничества, которое начинается с доверия.

И, возможно, у меня иная точка зрения поэтому. Вот, какому врачу мы доверяем? - Высококлассному специалисту. А почему мы должны доверять топ-менеджменту, если, к примеру, он слабо разбирается в современном менеджменте. А показателем - насколько он хорошо разбирается в теме - есть показатели практики управления - качество и производительность труда его компании, при сравнении с западными аналогами.

И откуда следует второй пункт - когда он собирается стать профи? Если никогда, с какой стати мы будем ему доверять? Ни с какой.



Аналитик, Москва
Владимир Папков пишет:
Владимир Токарев пишет:
Цитата - просто счастлив, если получится дискуссия.
Хочется помочь автору - чтобы он был счастлив.
Цитата - Так что же это – инвестиции в доверие, к которым я призываю русскоязычных топ-менеджеров?
Предлагаю начать с определения источников доверия. Что увеличивает рост доверия (в частности и к топ-менеджменту)?
Очень признателен внимательному читателю Владимиру Токареву. Это же только смелым покоряется - начинать дискуссию). Попробую предположить, что источником доверия к лидеру ( и к топ-менеджменту) может стать готовность открыто и действенно обсуждать вот эти всем важные темы:
  • достойная оплата труда;
  • работа с персональными данными;
  • справедливость/дискриминация;
  • подготовка к завтрашнему рынку труда;
  • защита среды ... причем обсуждать их, сравнивая с международными стандартами

Что русскому хорошо, то немцу - смерть. И наоборот. Эта прописная истина хорошо подходит и для бизнеса. Российский бизнес не готов "топить" за "доверие" (в Вашем понимании), так как рискует лишиться последних конкурентных преимуществ. Достойная оплата, защита окружающей среды и прочие тезисы - это дополнительные затраты. А русский бизнес сегодня во многом построен на создании отечественных аналогов иностранных продуктов(тех же немецких, например), только сделанных дёшево и сердито. Культивировать это самое "доверие", чтобы конкурировать с теми же немцами, но уже не в ценовом сегменте? Это равносильно убийству собственного бизнеса. Да и наемным работникам не стоит на это соблазняться: лучше иметь небольшой заработок, чем не иметь его вообще.

Далеко ходить не надо, международные соглашения по поводу парниковых газов стимулируют закрытие "неэкологичных" производств, находящихся в развивающихся странах (со всеми вытекающими последствиями). По большому счету у развивающейся страны есть два варианта.

1.Постепенно превращаться в банановую республику, закрывая свои "отсталые" предприятия и, тем самым, освобождая свой рынок для продукции из развитых стран.

2. Закрывая свои предприятия, строить новые производственные мощности , используя дорогостоящее оборудование и заемное финансирование, любезно предоставляемые развитыми странами.

Таким образом, кампания по борьбе с парниковыми газами - это всего лишь способ глобальной конкуренции, истинная цель которого является продвижение продукции развитых стран на новых рынках. Возвращаясь к теме, полагаю, что предложенная Вами концепция, имеет похожие цели.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Статья настолько не понравилась, что я даже поставил минус. Чего доверять? Кому доверять? При чём тут 2 миллиона пустующих рабочих мест? А это вообще что за тезис? "чиновники в Германии бескомпромиссно настроены на общее благо, а значит и всецело заинтересованы в расширении пространства доверия и на соседние страны" - ???

Аналитик, Москва
Марат Бисенгалиев пишет:
А это вообще что за тезис? "чиновники в Германии бескомпромиссно настроены на общее благо, а значит и всецело заинтересованы в расширении пространства доверия и на соседние страны" - ???

Попытка поднять российскую "штангу" , находясь в Германии. Это все равно что боксом по переписке заниматься.

Управляющий директор, Германия
Константин Комшуков пишет:
Российский бизнес не готов "топить" за "доверие" (в Вашем понимании), так как рискует лишиться последних конкурентных преимуществ. Достойная оплата, защита окружающей среды и прочие тезисы - это дополнительные затраты. А русский бизнес сегодня во многом построен на создании отечественных аналогов иностранных продуктов(тех же немецких, например), только сделанных дёшево и сердито. Культивировать это самое "доверие", чтобы конкурировать с теми же немцами, но уже не в ценовом сегменте? Это равносильно убийству собственного бизнеса. Да и наемным работникам не стоит на это соблазняться: лучше иметь небольшой заработок, чем не иметь его вообще.

Блестящие формулировки, спасибо!

Вы правы, я действительно не считаю долгосрочным конкурентным преимуществом в нынешнем открытом глобальном экономическом пространстве тотальное недоверие = плохие несправедливые условия труда. Они возможны вдолгую только в герметичной системе. Но мы ведь не ожидаем, что российский рынок загерметизируется?

Вы еще раз правы, я бы так абсолютно открыто и сформулировал цели своей статьи:

  • показать "уровень доверия", измеренный "барометром доверия - 2018" в Германии, как конкурентное преимущество Германии, как обьяснение успехов германской экономики и
  • призвать научиться им, этим инструментом (доверием, ведущим к эффективности, предсказуемости бизнеса), пользоваться.
Генеральный директор, Москва
Владимир Папков пишет:

Вы правы, я действительно не считаю долгосрочным конкурентным преимуществом в нынешнем открытом глобальном экономическом пространстве тотальное недоверие = плохие несправедливые условия труда. Они возможны вдолгую только в герметичной системе. Но мы ведь не ожидаем, что российский рынок загерметизируется?

Вы еще раз правы, я бы так абсолютно открыто и сформулировал цели своей статьи:

  • показать "уровень доверия", измеренный "барометром доверия - 2018" в Германии, как конкурентное преимущество Германии, как обьяснение успехов германской экономики и
  • призвать научиться им, этим инструментом (доверием, ведущим к эффективности, предсказуемости бизнеса), пользоваться.

Уважаемый Владимир! Вы очень оригинально интерпретируете приводимые цифры и факты.

Вы преподносите, решение о допуске иностранной молодежи к системе немецкого проф.образования, как факт того, что чиновники в Германии бескомпромиссно настроены на общее благо.

Ну давайте не будем лукавить. Это вызвано не мифической заботой о благополучии каких-то стран, а четким расчетом на то, что иностранные выпусники проф.училищ, закроют 2 млн. существующих в Германии вакансий, т.к. расчет на молодежь из числа беженцев не оправдался.

Немцы, посмотрев на положительный опыт поляков, раздающих миллионы разрешений на работу украинцам, и за счет их труда, поддерживающих на плаву свою экономику (сами поляки, массово иммигрируют в Великобританию), решили сделать тоже самое.

Поляки, уже сильно занервничали т.к. понимают, что многие украинские гастарбайтеры могут прельстится зарплатой в 2000 евро в Германии, против 800 евро в Польше.

Так что признаем, что любыми решениями в бизнесе, двигают не мысли о всеобщем благе и доверии, а вполне прагматичные экономические расчеты...

Финансовый контролер, Москва
Константин Комшуков пишет:
.Постепенно превращаться в банановую республику, закрывая свои "отсталые" предприятия

Константин, а нет ощущения, что уже... уже превратились в банановую республику и только на нищете сотрудников и здоровье людей (экология) мы можем производить дешевые (не качественные) товары, чтобы самим же их и потреблять?

Адекватный путь - это новые технологии (которые снижают стоимость товаров, при сохранении качества), но у нас их нет (и по всей видимости не будет). Причина, на мой взгляд, в тотальном недоверии между всеми (например, кто будет инвестировать, если нет доверия к защите собственности/судам?). Именно поэтому уезжают все, кто может создавать Values (ценности), там их принимают, там они нужны.

Генеральный директор, Москва
Петр Подолякин пишет:

Адекватный путь - это новые технологии (которые снижают стоимость товаров, при сохранении качества), но у нас их нет (и по всей видимости не будет). Причина, на мой взгляд, в тотальном недоверии между всеми (например, кто будет инвестировать, если нет доверия к защите собственности/судам?). Именно поэтому уезжают все, кто может создавать Values (ценности), там их принимают, там они нужны.

Новые технологии, тут не помогут. Неподконтрольная жадность наших псевдопредпринимателей тому причина.

На днях на РБК показали такие цифры:

Банковский эквайринг в "нищем" ЕС с его "нищими" банками - 0,3%, а в нашей РФ - 3%. Т.е. 10 раз больше. В 10 раз!!!- Карл...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.