Мы нанимаем людей, чтобы они говорили, что делать нам. Стив Джобс
Как показывают данные опросов, подавляющая часть российских предпринимателей никогда не впустит в свой бизнес консультантов. А на Западе все ровным счетом наоборот. Там у каждой компании есть консультанты по менеджменту, налогам, финансам, законодательству. Часть функций передаются на аутсорсинг, а также приглашаются специалисты, чтобы они показали, что можно улучшить в бизнесе, проанализировав внутренний и внешний маркетинг. Почему именно маркетинг? Как сказал Питер Друкер: «Маркетинг, это и есть весь бизнес, с точки зрения клиента… Только маркетинг и инновации приносят прибыль, все остальное – расходы».
Взять, например, Apple. Продажами, продвижением, а также самим производством, занимаются для нее другие компании. Самая прибыльная корпорация мира не имеет собственного производства: есть завод в Тайване, где трудится 260 тыс. рабочих и 8000 инженеров. Почему, казалось бы, самое важное в Apple, передано в «чужие руки»? Не потому, что на Тайване «дешевая рабочая сила». А потому что менеджмент завода умеет очень быстро перестраивать производство таким образом, чтобы оно отвечало самым высоким запросам заказчика.
Еще в начале 1990-х, когда я владел рекламной компанией, ко мне приходили письма о пересчете налогов начиная с 1 января текущего года. А на дворе уже был июнь месяц! И такие «письма счастья» приходили до тех пор, пока я не отдал бухгалтерию на аутсорсинг. И этот вопрос больше меня не волновал.
Каждый должен заниматься своим делом. Сейчас объять все сферы бизнеса, физически невозможно! Информация, технологии и подходы меняются так стремительно, что, работая внутри, собственник не видит, что происходит вне компании.
Технологии из одной сферы бизнеса перекочевывают в совершенно другую, и при этом дают там потрясающий результат, если конечно применять их правильно!
Именно по этим причинам лидеры рынка, приглашают консультантов в свой бизнес. И даже не потому, что консультант знает больше, чем штатный сотрудник. Но и потому, что взгляд со стороны на бизнес как на систему дает полное представление о здоровье компании. И выявляет такие детали, которые никто не замечает, но которые ему начинают все сильнее вредить.
Когда-то давно мы с семьей переехали жить в дом, который стоял в трехстах метрах от железной дороги. Так вот, первые дни мы не могли уснуть: шум от проходящих поездов, особенно летом ночью, не давал ни минуты покоя. Прошло какое-то время, и, видимо, в мозгу что-то переключилось: мы перестали замечать железную дорогу, как будто ее не было никогда! Абсолютная тишина! Так же и в бизнесе. Если компания что-то делает изо дня в день, то она может выпасть из реальности. Возможно, ее продукция рынку уже не требуется. Или те методы продвижения, которыми она пользовалась еще вчера, сегодня уже не работают. И как результат, компания теряет деньги! Но не может понять почему.
Может ли сама компания грамотно проанализировать данную ситуацию, например, с помощью штатного маркетолога? Думаю, что нет, потому что его шум уже не беспокоит. А посмотреть со стороны не получается. Для этого надо выйти из бизнеса, вернуться через месяц, посмотреть на ситуацию обновленным взглядом. Но этого штатный маркетолог сделать не может, так как у него прописанные на год вперед и утвержденные начальством плановые действия. За их выполнение он и получает зарплату. А лишнего ему не надо!
Как-то разговаривал с одним директором по развитию, так он рассматривает маркетолога не как специалиста по увеличению прибыли, а как специалиста по «нагону трафика». Ему важно, чтобы о компании знало, как можно большее количество людей. Но знать о компании, и пользоваться услугами компании, как говорят, две большие разницы. Можно много денег потратить на привлечение потенциальных клиентов, но если они не будут ничего покупать, то все усилия окажутся напрасными. Потеря времени и денег, гарантирована!
Для чего необходим бизнес-консультант?
- Чтобы провести диагностику всей бизнес-системы в целом. Я нигде не слышал, и не знаю такого случая, чтобы человек сам, без врача, поставил себе правильный диагноз. Если это конечно не прыщ на носу, а серьезная болезнь. А если это рак, который не каждый врач сможет сразу определить? Такие случаи не редкость: лечат от одного, а пациент умирает от другого. А рак на ранней стадии лечится практически со 100% гарантией, если его вовремя диагностировать!
- Чтобы разработать на основе диагностики стратегию развития бизнеса. Многие люди сами усложняют себе жизнь. Они не ищут простых и очевидных бизнес-решений. Они придумывают витиеватые, многоходовые бизнес-шаги, думая, что только такие решения принесут им удачу. Но в жизни как раз все происходит ровным счетом наоборот. Самые мощные бизнес-стратегии, которые только есть в мире, и которые реально приносят огромные доходы, на поверку оказываются логичными, очевидными, понятными и самыми простыми действиями.
- Чтобы предложить самые эффективные технологии и инструменты для развития бизнеса. Причем предложить с минимальными затратами. Дэн Кеннеди как-то сказал: «Люди не рациональны. Если бы они были рациональными, то с радостью выложили бы $5000 за открытку, на которой изложено решение их проблем. Вместо этого они хотят то же самое решение, доставляемое им на 12 CD, 8 DVD и 468-страничном руководстве, плюс транскрипты, пять вебинаров и семинар».
В любом компании есть скрытые резервы. И задача консультанта эти резервы ввести в строй, чтобы они приносили прибыль. С моим недавним клиентом, производственной компанией, мы таким образом увеличили прибыль на 35% только за первый месяц. Не вложив при этом ни копейки! После диагностики он сам увидел, что можно оптимизировать, и я ему в этом просто помог. А на рынке компания работает с 2009 года. Сколько было потеряно за эти годы!
Вопрос компетентности консультантов будет стоять всегда. Так же, как и вопрос компетентности самих собственников и их наемных сотрудников. И там, на Западе, и у нас, в России, конечно, есть проблемы в маркетинге, управлении и организации бизнеса. Но у нас в отличие от западных компаний, большинство собственников занимается самолечением своего бизнеса. Самая непродуктивная и вредоносная в бизнесе фраза: «Я сам!» Она хороша, когда ребенок учится ходить, сам есть, и ставить деревянные кубики друг на друга. А собственник должен организовывать бизнес, а не быть в нем «самым ответственным работником». Это ведет только к большим проблемам в компании.
А определить хорошего консультанта, который умеет грамотно диагностировать бизнес-проблемы, довольно-таки просто! Выбирайте его так же, как врача. Врач не будет вести себя, как цыганка на рынке: «Вижу по глазам, у вас больна печень. Вот вам рецепт: по три таблетки три раза в день. Придете через неделю». Настоящий врач проведет осмотр пациента, выпишет направление на анализы. После их получения и изучения поставит диагноз, и только потом назначит лечение. И никому не придет в голову спросить: «Доктор, а сколько это будет стоить, а можно подешевле? А вы можете дать 100% гарантию, что я буду потом здоров?»
С консультантами обычно именно так разговаривают. Собственники часто требуют с консультанта, как с участника битвы экстрасенсов мгновенных результатов при том, что сами хотят оставаться сторонними наблюдателями. Но лечение не может быть абстрактным! Лечение адресовано конкретному человеку. И в этом процессе участвуют двое: врач и пациент. Если пациент не будет принимать лекарства, то каким бы великим врач не был, хоть самим Авиценной, больному легче не станет. Такая же ситуация возникает во взаимоотношениях между собственником компании и бизнес-консультантом.
И последнее… Кто чаще всего против того, чтобы в компанию был приглашен бизнес-консультант? Конечно, сотрудники компании, и в первую очередь – маркетолог, коммерческий директор и директор по продажам. Им развитие компании интересно только в том случае, если оно будет повышать их персональный доход, а им самим не придется делать что-то новое.
Я не видел ни одной компании, где бы не было или явного, или скрытого саботажа, после прихода бизнес-консультанта. Многие собственники идут на поводу у своего коллектива, что потом негативно сказывается на бизнесе. Заводилы саботажников часто берут базу клиентов, уводят бóльшую часть коллектива и открывают конкурирующую фирму. Чтобы не стать их жертвой, необходимо оптимизировать бизнес-процессы таким образом, чтобы увод бизнеса стал невозможным. Один собственник этого сделать не сможет. Опереться ему в своей компании не на кого.
И здесь нужен бизнес-консультант.
Но решение конечно за собственником, это его бизнес! Главное, чтобы решение было правильным и принятым вовремя.
Цитата: "Почему российские компании предпочитают лечить свои бизнес-проблемы сами и отказываются приглашать консультантов? Причин две: саботаж менеджмента и самоуверенность владельцев, – считает Валерий Меркулов."
Не устаю удивляться "картине мира" консультантов, которые видят проблемы продаж консалтинга в самоуверенных владельцах, которые "не понимают своего счастья", а не в собственных ошибках.
Ни в одном другом бизнесе непозволительно обвинять клиента в том, что он не покупает твой продукт потому, что самоуверенный - это табу. Зато обязательно сосредотачивают усилия на том:
1.Как повысить качество своего продукта и его ценность для клиента.
2. Как дать понимание клиенту выгоды, которую он получит.
3. Как провести позиционирование своего продукта ("отстройка" от конкурентов).
4. Как разработать систему бизнес - процессов маркетинга и продаж на основе конкурентного преимущества своего продукта. И т. д.
Продажа консалтинга - как сложный процесс (в этом автор прав), значит тем более требует профессионального подхода. А если консультант не делает даже перечисленного минимума, то у него всегда будет виноват "самоуверенный клиент" и другие внешние обстоятельства.
А если большинство консультантов не способны провести позиционирование своего продукта на рынке на основе конкурентного преимущества, то дело не в самоуверенных клиентах и саботаже внутри компаний.
P.S. А вопрос профессионализма большинства консультантов - это отдельная тема.
Вы правы Юрий, что консалтинг это такой же бизнес, как и любой другой. Речь собственно не о том, что хорошие консультанты и плохие (глупые) собственники или наоборот. А о том, что у наших предпринимателей не хватает открытости, и понимания, что бизнес необходимо вести используя разные современные подходы. И консультанты такие же предприниматели как и все остальные. И они так же замыкаются на себе и своем "уникальном" бизнесе. И консультант все-таки больше сродни доктору или тренеру, и результаты могут быть только если они работаю в паре. И на западе это понимают лучше чем у нас. Никому же не приходит мысль в голому самому себе лечить зубы. А вот бизнес можно! И я никого не обвиняю, и уж тем более не сетую на жизнь или еще кого-то, я констатирую просто факты. Так как знаю, как относятся к консультантам здесь и там. А хороших консультантов и там не так много.
Я с Вами в принципе согласен, что есть 2 проблемы. Но, консультант должен в первую очередь концентрировать усилия на том, что может изменить сам (переделать других невозможно). А это то как раз то, о чем я написал выше.
P.S. Кто написал эту "Молитву о душевном покое" (Serenity Prayer), исследователи до сих пор спорят, упоминая и древних инков, и Омара Хайяма. Наиболее вероятные авторы - немецкий богослов Карл Фридрих Этингер и американский пастор тоже немецкого происхождения Рейнгольд Нибур.
"Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить,
дай мне мужество изменить то, что я изменить могу,
и дай мне мудрость отличить одно от другого."
Тут все дело в целях деятельности, консалтеры видят метод решения проблемы и за доступную им плату им не очень нужно перерабатывать и включаться, как включаются всем своим существом владельцы (часто бизнес = вся их жизнь и благополучие)
Так же консалтеров все же нанимают только только тогда когда нужна операция а не амбулаторное наблюдение и в этом состоянии бизнесы несколько лихорадит и выхода менеджеры не видят (иначе все бы сделали сами), так же они могут не желать представлять изменения "от себя" чтобы не рисковать отношениями с владельцем
Консалтеров такая деятельностная картина мира деформирует, например знакомые консалтеры, которые консультируют не в России, а по всему миру говорят, что менеджерами двигают 3 "С" - страх, сомнения, саботаж, а клиентов нужно пугать иначе сотрудничества не получится ^_^
Автор статьи повторил слово в слово свою фразу из другой дискуссии. Это дает мне право также повторить свою реплику на которую он (автор) не ответил.
Валерий Меркулов пишет:
"...не знаю такого случая, чтобы сам человек без врача, поставил себе правильный диагноз, тем более если это рак! А рак на ранней стадии лечится практически со 100% гарантией..."
Позволю себе развить тему консультирования (особенно бизнес-консультирования) как аналогию с врачами. Ваши познания в лечении рака ("практически со 100% гарантией"), наверное, тождественны познаниям в области бизнеса.
Но вернемся к врачам:
Цитата:
"…американские исследователи Мартин Макари и Майкл Дэниел опубликовали в авторитетнейшем "Британском медицинском журнале" свою работу на основе государственной медицинской статистики. Они пришли к выводу, что смертность от врачебных ошибок составляет 9,5% от общей, а это около 250 тысяч человек!
В других странах ситуация не лучше. В Великобритании ежегодно умирают по этой причине около 70 тысяч человек, в Германии – 100 тысяч…".
Иными словами, ОЧЕНЬ обученные своему делу (5 - 7 лет) с БОЛЬШИМ практическим опытом, ОЧЕНЬ контролируемые различными организациями врачи УБИВАЮТ своих пациентов!! ОШИБАЮТСЯ - и убивают.
А консультанты??
Практически НЕОБУЧЕННЫЕ, без опыта, без независимого контроля просто начитавшись книг "ЛЕЧАТ" бизнес.
Риторический вопрос: а какое количество ОШИБОК делает консультант? Сколько он "УБИЛ" предприятий.
Врачи говорят - у каждого врача есть свое кладбище.
А у Вас? Лично у Вас сколько ... на погосте ?
Валерий Овсий Исполнительный директор, Москва Я вам уже ответил, а вы видимо так и не прочитали. А жаль.
Действительно не прочитал. Действительно - жаль.
Но моей вины нет. На этом сайте на ленте "обсуждения статей" Ваше сообщение не появилось. А других способов увидеть Ваш ответ я не знаю.
Ну раз Вы такой... в смысле не делаете ошибок, то это очень редкая ситуация. По моим оценкам Вы входите в 3-5% от всего массива консультантов.
Поговорим об остальных 95%. Что с ними делать?
Принципиально не согласен! Какая пара!! Мы принципиально разные по статусу.
Консультант сродни "мешка" с ... ну типа знаниями, а директор наделен ответственностью и властными полномочиями, что не дано консультанту. Задача директора - вытащить из этого "мешка" НУЖНЫЕ ему (директору) знания и использовать приобретенные знания в своей работе. А "мешку", в смысле консультанту, не сопротивляться и не мешать!
Вот ТОЛЬКО в этом случае возможет успех компании. Успех, который делает менеджмент и сотрудники компании, а не консультант.
Так что успехи Ваших клиентов - не Ваши успехи, а менеджмента этих компаний.
Просто Вас ПРАВИЛЬНО использовали, а Вы не мешали.
А если директор ДЕЛАЕТ(!), что СОВЕТУЕТ консультант то 95% - НЕУСПЕХ. Советы от тех 95% консультантов, куда Вы, к счастью, не входите.
Мероприятие №6 описано достаточно тезисно, поэтому придираться особо не будем. Но разве мероприятия №№ 1,2,3,4,5 не потребовали существенных затрат на разработку новой продукции, сертификацию, новое оборудование, материалы, продвижение,расходы по гарантии, найм и подготовку персонала, внедрение ИТ-систем и т.д.?! Это во-первых.
Во-вторых, "после" не значит "вследствие". Почему Вы уверены, что результаты роста прибыли в целом по компании обусловлены именно Вашими консультациями? Может это было обусловлено сезонным всплеском продаж.
Вы точно практикующий консультант?
Валерий, я разделяю Ваше тезис о том, что "директор наделен ответственностью и властными полномочиями, что не дано консультанту". Даже добавлю, что он, (а не консультант) несет ответственность за результаты работы компании, поэтому ему решать какие предложения консультанта будут внедрены, а какие нет.
А вот Ваше утверждение о том, что директор и консультант не могут работать в паре, мне не понятно. - совместная работа не обязательно подразумевает равноправные отношения.
Например, организация командной работы в компании не подразумевает отсутствие иерархии власти, там есть и те, кто принимает решения и те, кто их выполняет. Важно то, что в команде допускается и даже поощряется внесение предложений по улучшению и их обсуждение, но только до принятия решения уполномоченным лицом.
Мне кажется, что для эффективной работы в паре директор - консультант, хорошо работает алгоритм:
1. Директор формулирует проблему, требующую решения.
2. Консультант предлагает технологии и инструменты решения проблемы.
3. Обсуждение предложения консультанта и принятие решения директором (принято или нет).
4. Консультант совместно с сотрудниками предприятия разрабатывает план работы по решению проблемы.
5. Директор Утверждает план работы с указанием измеримой цели и (КТО, ЧТО, КАК и КОГДА делает) с указанием делегированных консультанту полномочий и ответственности. Оформляется договор с консультантом.
6.Поэтапный контроль выполнения проекта (это будет обязательно проект, чаще по изменения процессов компании). И т.д.
В общем, я пытаюсь показать, что работать в паре директор - консультант можно и нужно, если выполняется этот (или подобный) алгоритм.
Статью прочел только до абзаца с этими словами:
>>> … есть завод в Тайване, где трудится 260 тыс. рабочих и 8000 инженеров …
Поясню.
Кто сможет представить себе предприятие на котором трудится 260 тыс.рабочих ?
Кто поверит в то, что на предприятии электронпрома соотношение рабочих/инженеров > 32 ?