Все мечтают быть частью команды, в которой работают страстные и увлеченные своим делом сотрудники. К сожалению, офисы подавляющего большинства компаний скорее напоминают тюрьмы. Однако, ради истины надо признать, что сравнение не совсем верно. Основное отличие в том, что «заключенных» (то есть сотрудников) отпускают вечером домой. Также они могут менять место своего «заключения» на новое, предупредив «коменданта» о подобном своем желании за две недели. Правда, некоторые из отбывающих свои сроки умудряются устроить побег, чем, как и положено, неприятно удивляют своих «надзирателей-работодателей» и, теперь уже бывших, «сокамерников». Это и понятно: на тех, кто остался, внезапно сваливается еще больше работы.
В остальном же аналогия офиса с тюрьмой подходит идеально. Даже улучшения условий работы происходят по одинаковому с казенным домом сценарию. Сидельцы поднимают бунт, администрация идет на уступки и устанавливает в душный кабинет, например, кондиционер. А иногда не идет. Тогда бунт считается подавленным, а дальнейшая судьба зачинщика помогает администрации предостеречь остальных от проявления подобных порывов смелости и обеспечить ритмичность выпуска продукции. Это прекрасно.
Правда и то, что это прекрасное никак не приблизит компанию к тому, чтобы ее сотрудники проявляли подлинную заинтересованность к своей работе. Подлинность может проявляться в словах: «Это моя компания», в полном погружении в свой профильный предмет или в инициативном желании инвестировать всего себя без остатка в профессиональное исполнение работы. Сотрудника никто не должен принуждать к подобному отношению к своей работе. Речь идет о его свободном решении. Одним словом, человек должен светиться.
С другой стороны, многие руководители, уже предпринявшие попытки перейти от тюремной модели работы к свободной, столкнулись с энергичным нежеланием сотрудников даже за деньги работать с подлинной заинтересованностью. Такой поворот, в свою очередь, многих менеджеров заставил дрогнуть и отступить, вселив в них убеждение, что работают только ограничительные и тюремные модели. Впрочем, это недоразумение можно и нужно исправлять.
Сопротивление тому, чтобы гореть на работе – не более чем проявление свойственной любому человеку приверженности к сложившемуся привычному укладу личной жизни. Где-то среда, а где-то мы сами внушили себе, что работа – это скучный, монотонный, рутинный процесс. Радость может быть только от результата. Так как результат редко когда может зависеть только от одного человека, то находится достаточно причин, почему желанный результат получается или не в том виде, или не достигается вовсе. Как следствие, момент радости – редкое событие при такой парадигме восприятия своей жизни. Так мы привыкли жить. Такая программа реализуется нашим физиологическим компьютером, размещенным у нас в голове.
Там где есть компьютеры, там физика. Альберт Эйнштейн считал, что для исправления введенной неверно информации потребуется ввести верные данные свыше десяти раз, чтобы исправить ошибку. С привычками людей ситуация идентичная. Отличие только в количестве подходов, необходимых для ввода новой информации. Иногда для формирования новой привычки требуется 20 и 30 подходов. Ответ на вопрос «Почему же нужно проделать данную операцию так много раз?» следует искать в той же физике или в компьютерах.
Чтобы записать новую информацию на жесткий диск, нужен электрический импульс. Если его сила будет недостаточной, то старая информация не сотрется, а новая не запишется. Нужна достаточная энергия, чтобы произошла запись.
В человеке роль «записывающей» энергии выполняют эмоции. Если посмотреть на английское слово emotion, то мы увидим, что оно состоит из двух частей «e» – энергия и «motion» – движение. Дословно получается движение энергии. Если этого движения недостаточно внутри человека, то он обречен бесконечно перемещаться только по виртуальным рельсам своих привычек так же грустно, как делают это серые и грязные товарные вагоны или заключенный в камере, прохаживающийся от стенки к стенке.
Праздник создает нужную энергию для запуска движения эмоций и прописывания новых программных кодов, а, говоря человеческим языком, привычек. В организации должна быть институализирована доброжелательная и праздничная атмосфера. Человек-сотрудник должен ощущать на подсознательном уровне, что в его жизни много позитивных моментов. Разве мы не работаем продуктивнее, когда у нас хорошее настроение и ощущение того, что нам многое удается? Конечно, так это работает!
Инвестируйте усилия и средства в позитивную среду, но не путайте ее со слащавым глянцем семейности и всепрощения. Позитивность должна выражаться в праздновании личных и профессиональных побед сотрудников. Тем самым вы будете переписывать негативный код безынициативности и лени на позитивный. Кстати, лень – это не что иное, как желание избежать критики за неидеально сделанную работу. Подобный опыт «ленивые» люди получили в детстве, когда со стороны родителей и преподавателей за ошибки они получали затрещины, а за победы не получали ничего или, в лучшем случае, оценку: «Так и должно быть. Нормально».
Чтобы исправить негативные привычки, должны быть созданы эмоциональные предпосылки в самовосприятии сотрудником себя, как человека, имеющего постоянный прогресс. Он должен иметь возможность постоянно говорить сам себе: «Я становлюсь более успешным, я получаю признание, я вижу свои успехи». Способов создать подобную атмосферу бесконечное количество. Самый простой начальный вариант – внедрить стандартную процедуру, когда за любое маломальское достижение сотрудника, как в личной области, так и в профессиональной, максимально возможное количество его коллег собиралось бы для поздравлений и искренних слов похвалы. Местом для этого в офисе или цехе должно служить то помещение, которое обычно используется для проведения торжественных моментов. Каждый ваш сотрудник и коллега должен оказаться в центре общего внимания и почувствовать на себе подлинное восхищение коллег своими успехами.
Что делать с естественным страхом руководителя: «Я в него столько вложу, а он уйдет?». Такой страх – это очередная устаревшая привычка, тормозящая рост компании. Во-первых, несмотря на уход сотрудника, у вас останется система, способная воспроизводить и воспроизводить успех, возможно, лучшая на рынке. Во-вторых, на место ушедшего придет такой же успешный или даже более. Ведь пока вы строите у себя в организации систему успеха, эта система уже работает в моей компании. Зачем исключать вероятность, что наш успешный сотрудник не придет к вам в компанию? Более того, чем больше будет подобных организаций, создающих счастливых и профессиональных людей, тем больше вероятность того, что каждый, кто приходит к вам, будет успешным.
Чем рискуют те руководители, которые решат отсидеться и потреблять плоды усилий компаний, развивающих своих сотрудников? Вместо того чтобы действительно руководить, эти люди продолжат быть надсмотрщиками над заключенными, которые работают вполсилы, и то – в лучшем случае. Если сотрудники, которые уже привыкли получать удовольствие от своего роста, проявив неосторожность, все же случайно устроятся в подобную компанию на работу, то они покинут эту «камеру», как только осознают, что в нее попали. Таким образом, выжидающий обрекает себя на вечное болото казенной жизни.
Празднование успехов сотрудников является мощным инструментом, с помощью которого возможно изменить корпоративную культуру в компании. Благодаря признанию успехов у сотрудников меняется восприятие самих себя. Каждый начинает верить в свои силы и ожидать от себя большего. Фирма перестает быть местом для отбытия срока из-за неизбежной необходимости получать деньги на существование. Она становится местом, где каждый день посвящен важному и ценному труду. Такое положение дел имеет много плюсов. Я лишь скажу о непосредственной пользе, которую может извлечь из данной ситуации руководитель. Во-первых, ему не надо больше выполнять работу надзирателя. Во-вторых, он получает возможность работать с людьми, у которых глаза горят. В-третьих, у него появляется время, чтобы заниматься развитием бизнеса, потому что свободные люди с горящими глазами прекрасно справляются самостоятельно с текущими вызовами, возникающими перед компанией.
Виталий, о какого типа эмоциональной насыщенности праздника Вы говорите?
О символической расстановке уровня личности, где корпоративная личность достигшая высокого уровня развития (как недавно писала Галина) умеет хорошо себя вести и умело показывать готовность к высокой личной ответственности в виде высокого уровня эмоциональной радости на корпоративных праздниках, или как?
Хорошее сравнение :)
А виной всему некомпетентность "надзирателей", не обученных и не умеющих работать по-другому. И пока это массово не изменится, тюряга - наше всё...
Если начинаешь искать отличия - значит, работаешь в компании-тюрьме
Почему тюрьма популярна? Потому что обеспечивает:
- возможность авторитарного и жёсткого управления
- получаемый автоматически непререкаемый авторитет начальника
- дешёвая рабочая сила
Зачастую для ЛПР этих доводов оказывается достаточно, особенно если в числе собственников/учредителей/смотрящих есть пенсионеры-силовики!
Чем современная компания отличается от тюрьмы? Прежде всего, тем, что в тюрьму попадают по приговору суда, а устраиваться на работу пока никто не заставляет. Не хочешь – не работай. Столько слов написано, а практическая рекомендация только одна, да и та банальная: прилюдно хвали сотрудника. Кому-то это в радость, как медаль дворнику Тихону из романа «12 стульев», а кому-то – все равно, как старушкам из богадельни в том же романе, которых «Хоть каждый день поздравляй – гривенника не получишь»
Хорошо, когда богатый опыт автора позволяет сравнить несравнимое)
Дмитрий, добрый день! Спасибо Вам за вопрос. Если я его не правильно понял, то уточните, пожалуйста, ещё раз, что Вы хотели узнать. Итак, речь идёт о событии, вызывающем восторг или позитивное удивление сотрудника компании. Другими словами вызывающем "Ух ты! Эффект". Важно понимать под термином "праздник" широкий спектр инструментов, но не тусовки, корпоративы и верёвочные курсы. Например, требуемые эмоции всегда возникают от слаженной работы в команде единомышленников. Необходимая положительная энергия также рождается, когда сотрудник, попавший в беду, получает поддержку компании. Задача организации - инвестировать свои усилия в создание позитивной атмосферы, заряжающей своих сотрудников. Более подробно об этой технологии я рассказываю в своей новой книге, посвящённой работе с Разгневанным Клиентом. Она выйдет в издательстве Питер в конце сентября и в октябре должна быть в доступе на Озоне .
А что, без принуждения уже можно управлять эффективно? Поделитесь КАК?
И управлять ими уже не надо? Недостижимая мечта руководителя, который не умеет управлять персоналом и мечтает об "волшебной таблетке", которая избавит его от обязанности управлять персоналом.
В последней тюрьме смогла выдержать 3 недели, такого строгого режима мне еще видеть не доводилось. Начальство начтойчиво рекомендовало работать не с 9-18 по договору, а с 7.00 до "необходимости", т.е. если на тебя вешают обязанности других подчиненных, которые в это время увольняются, не выдержав стрессовые условия, то ты пашешь за них пока хватает сил, причем не за "спасибо" и не за оплату внеурочного времени, а получаешь еще на совещаниях какой ты ... раз ничего не успеваешь. Про семью и личную жизнь само собой надо было забыть. Впечатлений хватило надолго, про корпоративную культуру там не то что не слышали, но и в гробу видали))) Спрашивая самых крепких, получила ответ "мы привыкли".. но не все могут и готовы)