Кризис сильно изменил рынок труда. Это касается даже не внешних факторов, таких как смена полюса на рынке (условия начали диктовать компании, а не кандидаты) и последовавшее вслед за этим сокращение числа вакансий и увеличение числа соискателей. Нет, это касается мотивации менеджеров к работе. Она упала почти до нуля – люди сегодня в массе своей работать не хотят, они предпочитают «отсиживать» день в офисе и получать зарплату. И все. Ни о каких подвигах на благо компании, о повышении производительности и эффективности работы, о суперотдаче, о которых так мечтали работодатели, речи не идет вообще. Почему вдруг менеджеров обуяла такая лень?
А виноват в этом кризис и те меры, которые предприняли компании, чтобы удержаться на плаву. Работодатели сократили зарплаты и прочие выплаты, лишили сотрудников многих приятных бонусов. Не важно, насколько оправданными были те докризисные зарплаты, они были, а теперь их отняли, но память-то о них осталась. Плюс появилось чувство несправедливости решения, ущемления прав… Ведь доход сократился, а объем работы остался прежним и даже увеличился. Как не возникнуть обиде? «И я должен за эти гроши еще и это делать?!! Ну уж нет, ради чего напрягаться?». И сотрудник перестает выкладываться на работе, пропадает вовлеченность – раньше человеку нравилось его место, нравилось решать поставленные перед ним задачи, а теперь ему все равно, он выполняет свои обязанности равнодушно, как работ. «Вы так, значит, я вот так!». Слова «Я люблю свою работу» перестали звучать. Как можно отдавать всего себя, гореть на работе ради того, кто тебя не ценит и обижает, и считает, что ты все стерпишь? Потому что в большинстве компаний топ-менеджмент во многом урезал расходы на персонал, но не на себя, - это все видят, и это не способствует повышению мотивации. А подобные настроения распространяются по компании как пожар, если кто-то один начнет возмущаться несправедливостью руководства, то очень быстро эта идея захватит массы. Многие менеджеры воспринимают сегодня свои компании как эксплуататоров и угнетателей, а не как родной дом и семью, как указано в большинстве миссий.
Можно сказать: «Если им не нравится, пусть уходят, ищут места, где лучше живется». Но проблема в том, что идти особо некуда. Новую работу найти не просто, а позволить себе роскошь отказаться от стабильной зарплаты и просидеть несколько месяцев дома лишь из-за, пусть и сильных, субъективных ощущений могут немногие. Кстати, отсутствие альтернатив, как ни парадоксально, не приводит сотрудников к мысли начать работать с полной отдачей и максимальной эффективностью, оно лишь усиливает нежелание работать и негативные эмоции по отношению к работодателю. Таким образом, и компании, и работники оказались в ловушке: и вместе плохо, и уйти нельзя.
А те, кто все-таки уходит, конечно, на новом месте испытывают прилив трудового энтузиазма, они мотивированы на работу, но как долго это продлится, если атмосфера в компании будет похоронной из-за настроения других сотрудников и недовольством будут пропитаны даже стены? И потом менеджер пока еще хорошо помнит, сколько бы ему платили на этой позиции в середине 2008 года. Многие еще не сломили в себе это знание, не привыкли жить в новом посткризисном мире, еще сильна память о тех обильных золотых временах…
Нематериальная мотивация – грамоты, публичное признание заслуг, звание «Лучшего работника» и прочее, конечно, может помочь подбодрить сотрудников и вдохнуть в них желание работать, но ненадолго. После третьей грамоты и года подобной стимуляции все это потеряет ценность, перестанет мотивировать, и недовольство вернется.
А если вспомнить, на какую почву ложится подобное недовольство, то удивляться нежеланию менеджеров работать не приходится. Первые «звоночки» появились, когда несколько лет назад на рынок вышли представители поколения Y. В отличие от своих предшественников – поколения Х – они четко разделяют работу и личную жизнь, и не готовы отказываться от второй в пользу первой. Есть время работать, и есть время отдыхать. В то время как для представителей поколения Х работа – важная часть жизни и способ самореализации, они готовы задерживаться столько, сколько нужно, и жертвовать личным временем для компании. Они – трудоголики, а вот их дети – нет. Сегодня уже многие задумываются о том, а какими же будут их внуки? Захотят ли они вообще работать в офисе или, как утверждают некоторые западные специалисты, станут убежденными фрилансерами?
Плюс стоит добавить, то для многих представителей поколения Y (самых активных и трудоспособных кандидатов на сегодняшний день) идеальная работа, к которой они стремятся, выглядит так: руководящая должность в хорошей компании, солидный оклад и минимум работы. Увы, но общество сформировало именно такие стремления у многих молодых специалистов: хочу все иметь, ничего не делая, не напрягаясь. На теперь наложим на это урезание зарплат и увеличение нагрузки… И о каком желании работать может идти речь?!
И если руководители многих компаний внимательно посмотрят в глаза собственным сотрудникам, они увидят много интересного. Потому что умные люди открыто недовольство выказывать не будут и демонстративно манкировать обязанностями тоже – на улицу неохота, но тишком, негласно, жалуясь только «своим», спустить все на тормозах – это пожалуйста. Вроде все хорошо, но эффективность бизнеса снижается, а перекуры увеличиваются. Может быть, пора компаниям выводить сотрудников из депрессии?
Фото: pixabay.com
Всё правильно: почему рядовой нормальный сотрудник должен напрягаться за мизерную зарплату в 12-15 тысяч рублей тогда, когда начальство продолжает выписывать себе стотысячные премии и при этом ничего не делать? =)))
Кризиса еще не было, так легкий ''кипишь''. Вот когда 70% манагеров будет там где им и положено т.е. на улице, можно будет обсудить эту статью. А пока все расслабились и эти разговоры - ''я ничего не делаю и начальник ничего не делает, а почему он в 10 раз больше получает, давай ка я еще больше буду ничего не делать'' ну бред же. Экономика посредников, посредников - сравнимо с организмом пораженным паразитами напрочь, организм зачах и уже встать не может не то что бегать, но зато здоровенные жирные глисты балдеют, не понимая по тупости, мозга то нет, что жрать завтра будет уже нечего..............
А что бы вы хотели, господа с сайта www.e-xecutive.ru ?
20 последних лет вы и вам подобные делали всё, чтобы психология поколения X наконец-то сменилась на психологию поколения Y.
Вот психология и поменялась.
Я полностью согласна с идеей статьи. Ситуация именно такова. Персонал просто потерял мотивацию. А быть альтруистом не очень-то и хочется. Помочь компании, понять трудные времена можно, но с обязательством компании возместить заниженный процент от зарплаты при наступлении ''стабильности''. Хотя я понимаю, что и компании не решаются давать обязательства, т.к. не могут в данной нестабильности предсказать будущие прибыли. Чтобы перетерпеть и работать всей душой за свою компанию, надо быть уверенным, что и весь мёд компания поделит с тобой тоже. Может и наличие акций у персонала не помешает.
А мотивация должна быть всегда. В крайнем случае, раз компания не может мотивировать ''рублём'', так пусть хоть ''погоны'' повесит, если этого хочет работник.
Я уверена, что при взаимном понимании и договорённостях между работником и работодателем можно пережить трудные времена и ,не теряя оптимизма и эффективности труда, преодалеть кризис и начать получать высокий уровень прибыли. Но всё должно быть взаимовыгодно!!!
Николай грамотно все обозначил.
Но радужно так все с офисным планктоном получается.... Для сбалансированности стоило и проблематику этой стороны обозначить. Относительно критериальности и системы отбора кандидатов, при которых формальные признаки и западные шаблоны дополненные человеческим фактором, или национальным менталитетом как ни назови,формируют ''интересные'' коллективы и проф-сообщества. Настолько ''интересные'', что нахождение в них действительно, часто не представляется возможным, для человека наделенного высокими интеллектуально - моральными качествами (или как теперь принято говорить комплексами и личной неполноценностью, имя которой - совесть, да да не смейтесь понимаю, что кромолу сказал, упомянул Христа на шабаше ведьм). И где мы видим компании принимающие профи в штат? у них всегда один ответ ''вы сильно хороши для нас, нам столько не надо'', а все потому, что такому нельзя ''впарить'' мотивационную чушь да и попросту профи не нужны, что бы купоны стричь . И кто принимает на работу, проводит собеседование, как правило девочка с тестами прочитавшая книжку ''гуру'', и кого она может принять? правильно именно того кто и нужен в этой ''среде''. Вобщем как ни крути везде одно, и ни надо сваливать в какую то сторону. Особенно если исходить из собственной ситуации, и ею мерить. Сегодня в РФ патологическая ситуация практически во всех профессиональных сферах, причем явление это системное с далеко идущими последствиями.
из статьи: ''Как можно отдавать всего себя, гореть на работе ради того, кто тебя не ценит и обижает, и считает, что ты все стерпишь?''
Руководство таких компаний и до кризиса вело себя также, я уверена!
А кризис для талантливого руководителя несет особые возможности для мотивации: это ж как на войне! Надо всех победить и в очень сложных условиях, и вдохновить на это сотрудников достаточно легко.