Бизнес России по-прежнему далек от оптимизма в оценке своих перспектив. Около 64% директоров компаний полагают, что экономический рост в стране возобновится не раньше 2017 года. 78% считает, что сегодняшние рыночные условия создают для их бизнеса больше рисков, чем три года назад, и только 31% видит больше возможностей. Такие данные получила в 2016 году международная консалтинговая сеть PwC, которая провела очередной ежегодный опрос членов советов директоров российских компаний.
Как действуют компании в сложившейся ситуации? Лавируют и корректируют свои планы. Только 6% опрошенных абсолютно уверено в том, что их бизнес достигнет стратегических показателей, которые были заявлены ранее. Поэтому 83% организации, чьи представители участвовали в исследовании PwC, за последние 12 месяцев пересмотрели свои стратегии или собираются это сделать.
При этом три четверти советов директоров, предпочитают не заглядывать в будущее далеко. Стратегия их компаний ограничена периодом от одного до трех лет. Краткосрочные приоритеты заслоняют долгосрочные и среднесрочные перспективы. Для сравнения: 44% компаний США, также опрошенных PwC, ориентируются на стратегический горизонт, составляющий до пяти лет.
Члены советов директоров, принявшие участие в исследовании, представляют компании из разных отраслей с годовой выручкой не менее $500 млн. Около 44% из них напрямую или косвенно контролируются государством.
Не совсем понял, какие цели и задачи ставились перед исследователями. Что они хотели определить? Не вполне понятно, среди кого проводились исследования? В каких отраслях? Эти показатели выведены в IT-сфере, в производстве автомашин, в производстве строительных материалов, в строительстве (промышленно, многоэтажного, малоэтажного), в туризме (внутреннем, въездном, выездном), в сельском хозяйстве, в медицине… Мне казалось, что в каждой отрасли (а у нас экономика отраслевая) имеются свои особенности, свои проблемы, свои потребности. И какие территории были охвачены? А сама идея хорошая. Но исследователи не хотели же измерить среднюю температуру по больнице.
На мой взгляд, надо бы начинать со Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России, определив Стратегии по отраслям и по территориям. Другой подход ничего не даст.
Члены советов директоров, опрошенные PwС представляют компании со годовой выручкой от $500 млн. в год. По российским меркам это крупный бизнес. А отрасли разные.
Согласно опросу 800 лидеров технологических компаний, проведённому специально для форума в Давосе, ключевыми драйверами изменений в мировой экономике станут облачные технологии, развитие способов сбора и анализа Big Data, краудсорсинг, шеринговая экономика и биотехнологии.
Исходя из этого, России надо уже сейчас начать перестраивать систему образования и подготовки специалистов, модернизировать инфраструктуру, чтобы создать новые рабочие места, и разработать новое прогрессивное налоговое законодательство.
Может лучше мыслить и действовать так?