Несколько лет назад была популярной книга – и в России, и на Западе, главная мысль которой: талантом может стать каждый, для этого всего лишь надо очень постараться и все. Не нужно никаких особых врожденных качеств и тому подобной «ерунды». Только труд!
Этот посыл сродни еще одной известной банальной глупости, что талант – это 99% труда и 1% способностей.
Сколько людей искалечила эта идея, все ринулись развивать не свои таланты, то есть жить не своей жизнью.
Эти «мысли» стали очень популярны, так как каждому хочется быть талантом. Посыл о ненадобности врожденных качеств очень соблазнителен: я могу стать кем угодно: поэтом, художником, писателем, фотографом, руководителем, лидером, харизматиком и т.д. Нужно всего лишь упорно работать.
К сожалению, а вернее, к счастью, это не так.
У Сомерсета Моема в его романе «Бремя страстей человеческих» («Of human bondage») есть персонаж – девушка, которая очень хочет стать художником, для этого она терпит жутчайшую нужду, так как тратит все свои деньги на учебу у лучших мастеров, голодает и очень старается. Итог всех этих жертв печален – она не становится хорошим художником, потому что у нее нет таланта.
Все это происходит из-за того, что в любой деятельности, независимо от того, что это: живопись, танцы, управление людьми и т.д., чтобы достичь по-настоящему высоких вершин, необходим талант, без него прилежание и упорство не работает. Вы так и останетесь упорной посредственностью, в лучшем случае середнячком.
Неужели это стоит тех жертв, что вы приносите, развивая не свой талант?!
Кстати, очень простой тест, как определить, является ли деятельность вашим талантом или нет. Надо посмотреть, сколько усилий вы прикладываете, чтобы достичь результата.
Если Вы тратите много времени и сил для достижения результата – это не ваше.
Если же при незначительных усилиях вы достигаете по-настоящему экстраординарных результатов – вы талант!
Мне могут возразить, мол, а как же балетные артисты, музыканты, которые тратят столько времени для отработки техники, они же талантливы и все же им приходится столько работать? Этот аргумент и есть самое сильное доказательство, что труд не является залогом таланта.
Сколько среди этого количества танцоров и музыкантов действительно выдающихся? Единицы, потому что если упорство приводило бы к экстраординарному результату, тогда бы мы бы были завалены Улановыми, Плисецкими, Мацуевыми и т.д. А так у нас все больше Никосы Сафроновы, да Волочковы….
Лев Толстой, как и многие писатели, заставлял себя писать каждый день, таким образом, вводил себя в состояние творчества, иногда, когда есть дар, это срабатывает, но не всегда. Это очень чувствуется, когда читаешь, и наряду со строчками, написанными «от дара», которые потрясают, у Толстого встречаются и вымученные размышления «от ума», которые просто неинтересны.
Но реальность иная, большая часть из тех, кто так упорно трудится, не становится звездами, и это происходит не потому, что их не заметили или им не повезло...
Но то, что у вас нет таланта в том деле, где его хочется иметь – не проблема. Определив и осознав, что это не ваше, можно, наконец, понять, а что же ваше!
Определение собственного таланта – это настоящее счастье, ведь именно в этом вы сможете максимально реализоваться и получить признание, чего нам всем так не хватает.
Мы, на самом деле все талантливы, но по-своему, поэтому очень важно не подстраиваться в угоду общепринятым понятиям и мнениям других.
Кстати, одаренный человек приносит пользу и радость не только себе, но и окружающим, ведь он выполняет свою работу легко, он никому не завидует и никого не подставляет.
Мечта любого сотрудника иметь талантливого руководителя!
Мечта любого руководителя иметь талантливых сотрудников!
Талант не в том, чтобы что-то красиво рисовать или писать – это способность творить и создавать, независимо от того, что вы делаете.
Как же открыть свой талант?
Мне в этой связи очень нравится идея Джима Коллинза из книги «От Хорошего к Великому» (Good to Great), это так называемая «концепция Ежа». Смысл ее в том, что еж умеет делать очень хорошо только одну вещь – сворачиваться, поэтому он ее и делает всегда, когда возникает необходимость, например, нападение лисы.
Эта «концепция Ежа» предлагается Коллинзом для создания стратегии компании, но она также подходит и для поиска своего таланта, ведь это тоже стратегия, ваша личная стратегия развития.
В оригинале Джим Коллинз предлагает для определения своей стратегии ответить на три вопроса:
1. Что получается делать принципиально лучше других?
2. Что нравится делать?
3. Как на этом заработать?
Я привожу эти вопросы по памяти, у Коллинза они могут звучать немного по-другому, но смысл я передаю точно.
Очень важно, чтобы все ответы сошлись в одну точку, объединив все три составляющих.
Так создается настоящая стратегия компании, которая не меняется под влиянием внешних обстоятельств, и которая может существовать практически вечно, так же можно найти свою личную стратегию!
Поначалу эта простая технология поиска может не сработать, я с этим сталкивался на стратегических сессиях, когда помогал разрабатывать стратегию компаний, поэтому я эти вопросы немного изменил, при сохранении результата.
Бывает сложно сказать, чем же хочется заниматься, я бы советовал следующие вопросы:
1. Чем не хочется заниматься? (это очень важный вопрос, он помогает сразу отсечь то, что было искусственно навязано обществом, но не близко вам).
2. От какой деятельности вы не устаете? (это тоже важный вопрос, ведь когда мы творим, наш мозг работает в биоритмах сна, получается, что творя, мы отдыхаем, а не устаем.)
3. Как на этом вы можете заработать? (этот вопрос я не изменял, и оставил, как он звучит у Джима Коллинза). Ведь финансовая составляющая очень важна, без денежного подкрепления вам придется забросить творчество. Наш мир материален, а деньги являются положительным подтверждением ваших творческих успехов. Именно поэтому настоящие таланты должны стоить дорого.
Ответив на эти три вопроса, вы сможете понять кто вы и каков ваш настоящий талант, то есть найти путь для максимальной реализации себя и получения экстраординарных результатов. Вы будете жить своей жизнью, а не жизнью навязанной вам.
На мой взгляд, основная сложность - сформулировать четкие ответы на эти три вопроса. К сожалению, в статье не указано, как найти ответы.
А в этом и смысл! Каждый должен САМ найти и дать эти ответы! Но ЭТО сделать намного проще, когда Вы хотя бы не занимаетесь, тем, что НЕ ВАШ!
Талант делает то, что может, а Гений то, что должен. Многие результаты, которые мы сейчас считаем очевидными, были получены в процессе титанической работы. На эту тему есть очень хорошая книга - Генетика гениальности Эфроимсона.
Трудности перевода порой портят изначальный смысл. После того, как человек находит свой смысл, возникает новая проблема несоответствия старого опыта новым возможностям и давление страха изменений. Потом наступают неизбежные первые разочарования и только потом, когда получаются первые стабильные результаты, человек получает первый привкус успеха.
И чтобы не сдуться по пути в книжках про ''найди себя'' пишут про ''сосредоточенное пахание'', что часто переводят как ''труд''. Из-за этого возникает коннотационное несовпадение.
Тупо пахать плохо, искать себя - риск заблудиться и оторваться от реальности, так что срединный путь форевер, как один товарищ говорил :)
То, что от Бога (если хотите - от природы), надо развивать. Это известно еще из Библии. Отсюда и необходимость труда. Порой изнурительного и монотонного. Иначе может быть талантливая серость. Поэтому 1% и 99% - это не ''банальная глупость''. Это необходимость для достижения выдающихся успехов. Цифры, конечно, взяты с потолка, они у всех могут быть разными (скажем, 50х50). Есть весомые причины утверждать, что чем больше вторая цифра, тем больше выдающихся результатов. Потому и немного у нас Плисецких и ... кого там еще?
Но ведь еще есть таланты, которые и не предполагают никаких успехов. Например, талант ладить со всеми, или талант скрупулезно выполнять заданное поручение, или талант гениально слушать, как играют на флейте.
Или (это я пишу, улыбаясь) талант весело отдыхать. Такие таланты, может быть, и развивать не надо. Они и так хороши.
А, впрочем, Бог его знает.