Демонизация нашего заокеанского соседа, строящего козни России не первую сотню лет, снова модная тема. Но что, если копнуть поглубже…
Отдавай-ка землицу-Алясочку, отдавай-ка родимую..!
До середины XIX века никаких особых торговых контактов между Россией и молодыми США не было – разве что их китобои пошаливали по всему Тихому океану, и какой-то ушлый господин прикупил русскую часть Калифорнии за $30 тыс. Качественный скачок произошел в переломный для Америки момент – во время войны Севера и Юга Россия неожиданно заняла жесткую просеверную позицию (видимо, в пику англичанам и своим крепостникам). Русский флот патрулировал берега Конфедерации и оказал существенную помощь «янки». После чего отношения России и США были весьма дружественными. Правда, использовать эти дружеские отношения российская сторона решила очень своеобразно, продав Соединенным Штатам свою на тот момент Аляску. Подробности неплохо изложены тут. Но, разумеется, просто так никто ничего продавать не собирался. Для начала выяснилось, что покупать Аляску американцы не хотят. Во-первых, потому что в послевоенной казне было пусто. Пришлось воспользоваться самым коррумпированным конгрессом в истории США и сунуть кому следует миллион «зелени» в качестве взятки. Кое-что прилипло и к рукам тогдашнего посла России в США – барона Стекля. А с оставшимися от $7,2 млн суммами, предназначенными в царскую казну могло случится всякое. Кто-то утверждает, что корабль с золотыми слитками по пути из США в Россию затонул (без слитков, разумеется, их украли заранее), кто-то – что деньги ушли в Англию (назло которой Аляску и продавали), или остались там, были потрачены на покупку паровозов. В общем, никакой серьезной роли в российском бюджете эти деньги точно не сыграли.
Следующим заметным событием во взаимных экономических связях стала Первая мировая война. С момента ее начала из России в США побежали золотые ручейки – на разные цели. И на покупку оружия, и еще непонятно на что. По данным начальника Главного артиллерийского управления русской армии генерала Алексея Маниковского, сумма всех русских заказов в США во время войны составила $1 млрд 287 млн (Маниковский А. Боевое снабжение русской армии в мировую войну. М., 1937. С. 622-623). Подавляющая часть русских заказов на взрывчатые и другие химические вещества была размещена на американском рынке в 1915 году. В конце того же года стало налаживаться производство этой продукции в самой России. Но чиновники российского военного ведомства придумали и добились от царя санкции на нестандартный ход: купить в штате Коннектикут один из пороховых заводов у химического концерна DuPont, направить туда несколько сотен русских инженеров и рабочих-оружейников (по некоторым данным, к концу 1916 года за океан послали более 2 тыс. человек). Денег при этом не жалели. Более того, DuPont потребовал представить и «ноу-хау» – знаменитую «формулу Менделеева» по производству пироксилинового бездымного пороха, так как французы ни за что не хотели уступать свою.
Один из участников программы с российской стороны инженер Сапожников позднее, по возвращении из США, в отчете о своей командировке с горечью писал, что на такие деньги и с таким «ноу-хау» в 1907-1914 годах можно было бы развернуть собственную оружейную программу, а не помогать американцам строить свой собственный боеприпасный потенциал.
Лишь летом 1917 завод заработал, но переправить готовую продукцию в Россию не успели – к власти пришли большевики. Кто кому и что должен – теперь концов не найти, ибо в течение всей войны дюпоновский порох с других предприятий в Россию все-таки поставлялся (1, 2).
Сталинский подход к Америке
Следующий этап активного сотрудничества между Россией (теперь уже советской) и США начался в 1929 – по нескольким причинам. Великая депрессия сделала американцев менее щепетильными по отношению к большевистским деньгам. Сказанные в марте 1923 года слова президента Кулиджа о том, что «Соединенные Штаты не намерены входить в сношения с другим режимом, который отказывается признавать святость международных отношений» были забыты. Внутренние процессы в ВКП(б) привели к оттеснению от власти сторонников союза с Германией, причем немцев «кинули» по оплате уже выполненных заказов, а многих технических специалистов посадили за шпионаж. Их надо было кем-то заменять. Ну и само собой, исторические решения об индустриализации и т.д. требовали технологий, оборудования и многого другого, чего у СССР не было, а в США хватало с избытком. Причем идеологией в тот момент пренебрегали обе стороны: к примеру, автомобильная и тракторная промышленность СССР в эпоху сталинизма были созданы при активном техническом и учебно-методическом содействии Генри Форда I (1863–1947) – одного из наиболее известных в мире в первой половине ХХ века частных предпринимателей. Первый серийный советский трактор — «Фордзон-Путиловец» (1923 год) – это переработанный для производства и эксплуатации в СССР фордовский трактор Fordson-F, созданный и запущенный в производство в годы первой мировой войны ХХ века. Строительство Горьковского автозавода (1929–1932 годы), реконструкция Московского ЗиЛа в годы первой пятилетки. Подготовка персонала для обоих заводов была осуществлена при решающей разносторонней помощи Форда и специалистов «Форд моторс». И это несмотря на всем известный факт, что Генри Форд был злющим антикоммунистом и юдофобом.
Но если сотрудничество с Фордом было все-таки частным случаем, то другой его соотечественник сыграл в бурном развитии советской экономики 30-х едва ли не решающую роль.
В феврале 1930 года между «Амторгом» – это формально акционерное предприятие в действительности являлось неофициальным торговым и дипломатическим представительством СССР в США – и фирмой американского архитектора Альберта Кана AlbertKahn, Inc. (одного из крупнейших промышленных архитекторов ХХ века) был подписан договор, согласно которому фирма Кана становилась главным консультантом советского правительства по промышленному строительству и получала пакет заказов на строительство промышленных предприятий стоимостью $2 млрд (около $ 250 млрд в ценах нашего времени). Именно Albert Kahn, Inc. разработал целую программу промышленного строительства в Советском Союзе, известную в советской истории как «индустриализация в СССР». Эта фирма обеспечила строительство более 500 промышленных объектов – (поскольку полный список строек первых пятилеток в нашей стране не публиковался никогда, до сих пор неизвестно точное количество советских предприятий, спроектированных Каном, – чаще всего говорят о 521 или 571 объекте). В этот список, бесспорно, входят тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове; автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде; кузнечные цеха в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сталинграде; станкостроительные заводы в Калуге, Новосибирске, Верхней Салде; литейные заводы в Челябинске, Днепропетровске, Харькове, Коломне, Магнитогорске, Сормове, Сталинграде; механические заводы и цеха в Челябинске, Подольске, Сталинграде, Свердловске; теплоэлектростанция в Якутске; прокатные станы в Новокузнецке, Магнитогорске, Нижнем Тагиле, Сормове; первый Государственный подшипниковый завод в Москве и многое другое.
В Москве был открыт филиал Albert Kahn, Inc. под названием «Госпроектстрой». Его руководителем был Мориц Кан, брат главы компании. В нем работали 25 ведущих американских инженеров и около 2,5 тыс. советских сотрудников. На тот момент это было самое большое архитектурное бюро мира. За три года существования «Госпроектстроя» через него прошло более четырех тыс. советских архитекторов, инженеров и техников, изучавших американский опыт.
Фирма Альберта Кана играла роль координатора между советским заказчиком и сотнями западных компаний, поставлявших оборудование и консультировавших строительство отдельных объектов. Так, технологический проект Нижегородского автозавода выполнила компания Ford, строительный – американская компания Austin. Строительство первого Государственного подшипникового завода в Москве (ГПЗ-1), который проектировала компания Кана, осуществлялось при техническом содействии итальянской фирмы RIV.
Сталинградский тракторный завод, построенный по проекту Кана в 1930 году, был изначально сооружен в США, а затем размонтирован. Перевезенный и собранный под наблюдением американских инженеров всего за шесть месяцев, завод был оснащен оборудованием более чем 80 американских машиностроительных компаний и нескольких немецких фирм.
Речь, впрочем, не идет о том, что Albert Kahn, Inc. с нуля проектировал каждый объект. Он всего лишь переносил в Россию готовые проекты американских заводов с американским же оборудованием. Фирма Кана играла роль координатора между советским заказчиком и сотнями западных (поначалу преимущественно американских) компаний, поставлявших оборудование и консультировавших строительство отдельных объектов. По сути, через Кана в СССР тек мощный поток американской и европейской промышленной технологии, и все крупнейшие стройки в СССР при помощи связей Кана фактически стали всемирными.
Впрочем, на пути советско-американского сотрудничества вскоре возникло серьезное препятствие: у советского правительства стала заканчиваться валюта, основным источником которой был экспорт зерна. В августе 1930 года, когда подошло время выплатить американской фирме Caterpillar $3,5 млн за оборудование для Челябинского и Харьковского тракторных заводов, а также Ростовского и Саратовского комбайновых заводов, Иосиф Сталин писал Вячеславу Молотову: «Микоян сообщает, что заготовки растут и каждый день вывозим хлеба 1–1,5 млн пудов. Я думаю, что этого мало. Надо поднять теперь же норму ежедневного вывоза до трех-четырех млн пудов минимум. Иначе рискуем остаться без наших новых металлургических и машиностроительных (Автозавод, Челябзавод и пр.) заводов... Словом, нужно бешено форсировать вывоз хлеба».
Всего же с 1930 по 1935 год СССР должен был выплатить американским фирмам $350 млн (это больше, чем $40 млрд сегодня) кредитов плюс проценты по ним примерно на такую же сумму из расчета 7% годовых. 25 августа 1931 года Сталин написал Лазарю Кагановичу: «Ввиду валютных затруднений и неприемлемых условий кредита в Америке высказываюсь против каких бы то ни было новых заказов на Америку. Предлагаю воспретить дачу новых заказов на Америку, прервать всякие уже начатые переговоры о новых заказах и по возможности порвать уже заключенные договора о старых заказах с переносом заказов в Европу или на наши собственные заводы. Предлагаю не делать никаких исключений из этого правила ни для Магнитогорска и Кузнецстроя, ни для Харьковстроя, Днепростроя, АМО и Автостроя». Это означало конец сотрудничества с Каном, который выполнил свою задачу в глазах советского правительства: спроектировал и заложил сеть новых промышленных предприятий, а также сформировал заказы на технологическое оборудование, которые теперь могли быть переданы в любые фирмы. И в 1932 году большевики отказали фирме Кана в продлении контракта.
Но объекты, спроектированные Каном, продолжали строиться. Так, 22 марта 1933 года Авиамоторным трестом был заключен пятилетний договор о технической помощи с фирмой Curtiss-Wright (США) предусматривающий организацию производства «под ключ» авиационных моторов воздушного охлаждения мощностью 635, 725 и 1000 лошадиных сил. Так началось строительство Пермского авиамоторного завода (завод № 19). 5 апреля 1938 года его директор Василий Дубовой писал в Наркомат тяжелой промышленности: «Договор с фирмой «Райт» дал возможность заводу быстро освоить производство современного мощного мотора воздушного охлаждения «Райт-Циклон» и, не снижая темпы производства, переходить каждый год к новой, более современной и мощной модели мотора. За время действия договора мы получили от фирмы богатейший технический материал, значительно ускоривший развитие советского авиамоторостроения. Фирма «Райт» добросовестно отнеслась к выполнению договорных обязательств, реализация договора протекала удовлетворительно. Мы считаем, что продление договора о технической помощи с фирмой «Райт» будет полезным».
Как известно, на Пермском заводе был выпущен первый авиационный советский мотор М-25 мощностью 625 л. с. (копия «Райт-Циклона R-1820F-3»). Кроме того, это предприятие было крупнейшим авиамоторным заводом в годы Великой Отечественной войны.
Турбины Днепрогэса (кроме одной, уже нашей копии) изготовила американская компания Newport News, которая сейчас называется Northrop Grumman и является крупнейшим американским производителем авианосцев и атомных подлодок.
Советский нарком внешней торговли Аркадий Розенгольц, выступая в 1934 году на XVII съезде ВКП(б), отмечал: «В качестве примера наиболее современного оборудования, какое мы закупали, можем привести водяные турбины, заказанные специально в США, установленные на Днепрогэсе, мощностью в 90 тыс. лошадиных сил каждая. Таких мощных турбин в Европе нет, а во всем мире они встречаются единицами».
Рассмотрим подробнее историю одного из главных объектов: 2 марта 1929 года главным инженером Магнитостроя назначен Виталий Гассельблат, который немедленно в составе группы советских специалистов отправился в США. В планы поездки входил заказ проектов строительства и необходимого для комбината американского промышленного оборудования. Главным результатом поездки стало заключение 13 мая 1929 договора между объединением «Востоксталь» и фирмой Arthur McKee из Кливленда на проектирование Магнитогорского металлургического комбината (чуть позже с немецкой компанией Demag был заключен договор на проектирование прокатного цеха этого комбината). Американцы брали на себя обязательства: подготовить строительный и технологический проект с полным описанием и спецификацией оборудования, станков и механизмов, передать советскому заказчику свой производственный опыт (патенты, ноу-хау), прислать в СССР квалифицированных специалистов для наблюдения за строительством и пуском объекта, разрешить советским инженерам и рабочим осваивать производственные методы компании на ее предприятиях, а также координировать поставки оборудования для Магнитки.
В качестве прототипа Магнитогорского металлургического комбината (ММК) американцы выбрали металлургический комбинат в городе Гэри, штат Индиана, принадлежащий компании US Steel.
1 июля 1930 года состоялась закладка первой домны Магнитогорска. На торжественном митинге, посвященном этому событию, под красными знаменами рядом с советскими строителями стояли американские инженеры Макморей и Струвен. Всего же на строительстве Магнитки трудилось более 800 иностранных специалистов и высококвалифицированных рабочих из США, Германии, Англии, Италии и Австрии.
Пуск первой домны был назначен на 31 января 1932 года. Специалисты компании Arthur McKee во главе с вице-президентом Хайвеном заявили о нецелесообразности в тридцатиградусный мороз, при не полностью высушенной печи начинать плавку и советовали подождать до весны. Но из Наркомата тяжелой промышленности пришла санкция на пуск домны. В результате во время пуска сначала прорвало трубу на одном из колодцев, затем из кладки вдруг вырвались раскаленные газы. По воспоминаниям очевидцев, «возникла паника, кто-то крикнул «Спасайся, кто может!». Положение спас заместитель управляющего Магнитостроя Чингиз Ильдрым, который, рискуя быть насмерть обожженным, кинулся к лебедке и остановил дутье».
Эта авария послужила для советского правительства предлогом разорвать контракт с компанией Arthur McKee: американцы сделали свое дело и могли отправляться восвояси – дальше уже можно было обойтись без них. Ведь если шахту первой доменной печи русские рабочие под присмотром американцев выкладывали два с половиной месяца, то для подобной операции на второй печи потребовалось 25 дней, а для третьей – всего 20. Если в монтаже первой и второй домны участвовало более тысячи рабочих, то в монтаже четвертой – только 200 человек. Если на строительстве первой печи американские специалисты консультировали все виды работ – от бетонирования фундаментов до электромонтажа, то на второй домне – только монтажные работы, на третьей – только сборку загрузочных механизмов, а четвертая печь уже была полностью построена нашими инженерами. Домны фирмы McKee после проведения капитального ремонта работают на ММК и сегодня.
Ленд-лиз или «как Америка России подарила пароход…»
Закон о ленд-лизе был утвержден конгрессом США 11 марта 1941 года и в тот же день подписан президентом Соединенных Штатов. Он уполномочивал главу американского государства передавать в заем или аренду правительству любой страны, оборона которой признается жизненно важной для безопасности США, военную технику, оружие, боеприпасы, снаряжение, стратегическое сырье, продовольствие и др. Предусматривалось, что все из вышеперечисленного, уничтоженное, потребленное или утраченное во время войны, не подлежит после ее окончания никакой оплате. То, что уцелело и годилось для гражданских нужд, должно было оплачиваться полностью или частично на основе долгосрочных американских кредитов. Думаю, незачем и говорить, что никогда ранее (и скорее всего никогда после) невоюющее государство не брало на себя таких обязательств по отношению к одному из участников конфликта.
Причины такого необычного явления очень любопытны, хотя и выходят за рамки заявленной темы. По итогам Первой мировой войны, США, одолжившие огромные суммы Англии и Франции были самым прямым образом кинуты победившими демократиями, как во время дележа мира в Версале, так и в самом обычном финансовом смысле. Англичане и французы предложили американцам взять долги не с них, а с побежденных немцев, у которых в тот момент и так ничего не было кроме долгов другим странам. Американцы подобное никому и никогда не забывают. Весной 1939 года по инициативе госдепартамента в конгрессе США был поставлен вопрос о внесении некоторых изменений в законодательство США о нейтралитете, с тем чтобы облегчить продажу в случае войны вооружения Англии и Франции. Палата представителей 30 июня 1939 года. 200 голосами против 188 отвергла их. 11 июля 1939 года сенатская комиссия по иностранным делам 12 голосами против 11 даже отказалась внести на обсуждение сената подобный проект.
Франклин Рузвельт констатировал на пресс-конференции 7 марта 1939 года, что законодательство США о нейтралитете не содействовало делу мира. (видимо, в рузвельтовском понимании). Путем всяких хитростей и уловок Рузвельт добился, что с конца 1939 поставки вооружений Англии могут осуществляться на основе принципа «плати и вези» – то есть за наличные, и на кораблях покупателя. Немцы потихоньку топили английские корабли, а из $4,5 миллиарда, накопленных правительством Англии и конфискованными на счетах ее граждан к концу 1940 года осталось всего $500 тыс. Новые заказы оказались под угрозой – что неминуемо приводило к падению кабинета Уинстона Черчилля, к выходу Англии из войны с Германией. Интересам США такое будущее никак не соответствовало – и выход был найден. По закону 1892 года армия США могла передавать свою собственность в аренду до 5 лет. Под этот закон местного значения американское правительство подвело военные поставки на астрономические суммы – чем спасло Англию, и позволило ей продержаться до 22 июня 1941 года. Английские историки Второй мировой (во главе с Черчиллем) никоим образом не ставят под сомнение тот факт, что без американских самолетов, снарядов и т.д. Англия никак бы не смогла воевать. Ведь уже к этой дате каждый англичанин за время войны в среднем похудел на 4,5 кг (кроме Черчилля, наверное). И это в ситуации, когда знаменитые английские газоны и лужайки для гольфа отошли под огороды…
Чикагскому фабриканту
…
Он сердцем чист, доволен и спокоен.
Он прибыли откладывает впрок.
Продукцию чикагских скотобоен
В расчет за нашу кровь он выслал в срок.
Ему полгоря, что в плену поганом
Твоих малюток растерзали псы.
И он с тебя получит чистоганом
За каждый фунт чикагской колбасы.
А в день, когда добудешь ты победу,
Он, расточая сладкие слова,
За славой, как шакал, придет по следу
Израненного в смертной схватке льва.
(Алексей Сурков, 1942)
С момента нападения гитлеровцев на Советский Союз президент Рузвельт и его окружение заняло однозначно просоветскую позицию в данном конфликте, несмотря на то, что большая часть американского политического истэблишмента ее (мягко говоря) не разделяли. (Куда ближе к американским реалиям была фраза Гарри Трумэна о том, что «Если мы увидим, что Германия побеждает, мы должны помогать России, а если верх будет одерживать Россия, мы должны помогать Германии, и пусть они таким образом убивают друг друга как можно больше»). Визит ближайшего помощника Рузвельта – Гарри Гопкинса в Москву в конце июля – начале августа 1941 года может рассматриваться как начало этого не имеющего в истории факта сотрудничества между Россией и США. В Москве Гопкинс встречался со Сталиным и другими руководителями Советского государства. Он хотел выяснить, «как долго продержится Россия».
Советские руководители произвели большое впечатление на Гопкинса, который сообщил Рузвельту: «Я очень уверен в отношении этого фронта... Здесь существует твердая решимость победить». 7 ноября 1941 года Рузвельт сообщил всему миру, что оборона СССР является жизненно важной для США, а 11 июля 1942 в Вашингтоне было заключено соглашение между СССР и США, по которому на Советский Союз официально распространялось действие американского закона о ленд-лизе, причем грузы, направленные США и Великобританией в период с августа 1941 до 11 июля 1942, тоже рассматривались как поставки по ленд-лизу. Правда, $92 млн, которые СССР заплатил за этот период золотом и наличными возвращены не были, но все отпущенное в кредит, оказалось временно бесплатным. А именно:
Из обещанных Англией 800 самолетов и 1000 танков, которые СССР должен был получить в октябре-декабре 1941 года, поступило 669 самолетов и 487 танков. США с октября 1941 по 30 июня 1942 направили в СССР 545 самолетов, 783 танка, в три с лишним раза меньше обещанных, а также 16502 грузовые автомашины, то есть в пять с лишним раз меньше, чем было запланировано.
Но причина этого вовсе не в злобной ненависти империалистов к советской республике, И даже не в жадности (вполне понятной) воюющих стран к вещам, которые нужны и самим. Серьезных и уважительных причин было как минимум три.
С 7 ноября по 7 декабря 1941 года шли всевозможные утряски коммерческих вопросов по размещению советских заказов на частных предприятиях – США это все-таки не СССР, где один звонок вызывал лавину процессов. Но 7 декабря Америка сама вступила в войну, и все стало пересматриваться заново. Открылись и такие фронты, как бирманский – надо было снабжать Индию, Китай, голландскую Вест_Индию… Производственные мощности далеко еще не прошли военную конверсию, ибо еще в 1938 военное производство США было просто смешным. Потихоньку конечно расширялись – но к концу 1941 было только что-то типа середины. То, что называется логистикой к осени 1941 года не налажено. Но работа в этом направлении велась.
В 1941 оккупированный англичанами и Советским Союзом Иран – один из возможных путей доставки грузов – практически не имел развитых транспортных коммуникаций. Английские инженеры, военные подразделения и местное население (основная рабочая сила) прежде всего реконструировали железную дорогу от Персидского залива до Тегерана и на базе проселочных дорог построили современную автомагистраль с твердым покрытием, станции технического обслуживания. Из Великобритании и США были доставлены сотни дизельных локомотивов, тысячи грузовых вагонов и платформ, а также грузовых автомобилей. Управление железнодорожными и автомобильными перевозками взяли на себя англичане. Они же полностью реконструировали порт Бендер-Шахпур, а американцы построили новый порт Хорремшахр. Вблизи портов были возведены два завода по сборке грузовиков. Прямо с конвейера они ставились под погрузку, формировались в состав управляемых англичанами конвоев и шли в СССР. В Абадане был построен завод по сборке самолетов «Дуглас», которые после испытаний передавались советским летчикам и отправлялись на фронт. Самолеты шли и севером – в октябре 1941 года ГКО принял постановление о создании воздушного моста через Аляску и Сибирь для доставки самолетов из США. На выбранной трассе (Фэрбенкс-Ном-Уэлькаль-Саимган-Якутск-Киренск-Красноярск) к началу октября 1942 построили и оборудовали 10 аэродромов. По американским данным, в Фэрбенксе советские специалисты приняли 7925 самолетов. Истребители в Красноярске разбирали и везли по железной дороге к местам дислокации боевых авиасоединений, бомбардировщики же далее пилотировали летчики, которые на них потом и воевали.
Тихоокеанский маршрут являлся весьма стабильным и результативным – до Перл‑харбора. С этого момента пришлось пользоваться только советскими транспортами – а их было до смешного мало. В итоге, конечно, около 50% всех грузов, поставленных по ленд-лизу, было переработано в портах Дальнего Востока. А главную проблему советской стороны – нехватку собственных транспортов – решили в Вашингтоне. Дальневосточное пароходство получило по ленд-лизу 128 судов. К сожалению, пропускная способность как дальневосточных портов, так и Транссиба была ограниченной, и приходилось использовать довольно опасный Северный маршрут. Любопытно, что японцы, с декабря 1941 находящиеся с США в состоянии войны, такие суда пропускали – хотя англичане, к примеру, без проблем захватывали и топили грузы, имеющие отношение к Германии даже на судах нейтральных стран.
Всего за годы войны в северные порты СССР прибыл 41 конвой, включавший 811 транспортов. В обратном направлении отправилось 35 конвоев (715 судов), при этом немцам удалось потопить 38 советских и 77 союзнических транспортов, 17 британских военных кораблей. Погибли 4861 человек. Принципиальное значение имела гибель конвоя PQ-17 (потоплено 22 транспорта). Это было, понятно, не просто так – немцы вовсе не хотели, чтобы во время наступления вермахта на Кавказ в СССР поступали военные грузы. Весной и летом 1942 года Германия наращивала свою авиационную группировку на Советском севере. В течение весны 1942 года численность боевых самолетов возросла почти в два раза. В мае-июне 1942 года люфтваффе фактически захватили господство в воздухе и подвергали постоянным налетам Мурманск, в результате которых город, в котором было много деревянных построек, сгорел, а порт был разрушен и фактически не мог принимать суда. Увеличивалось и количество немецких подводных лодок в Арктике. Конвой PQ-18, к охране которого не было никаких претензий, все равно понес заметные потери: 13 транспортов из 40. Но и Германия потеряла в этой операции 3 подводные лодки и 41 самолет. Что же до злосчастного PQ-17, то приказ «конвою-рассеятся» отданный первым лордом адмиралтейства Дадли Паундом, (по отзывам знавших его людей убежденным врагом СССР) безусловно и стал причиной колоссальных потерь не только грузов для СССР, но и английских и американских кораблей и жизней. К счастью, к августу 1942 уже заработали и другие маршруты – поэтому саботажникам из адмиралтейства не удалось сорвать всю программу поставки вооружений из США и Англии в СССР. А срывать – было что!
В 1941-1942 РККА по ленд-лизу получила 4697 танков, в 1943 – еще 3026. Для перестраивающейся на военный лад советской экономики, производство в важнейших отраслях которой сократилось от 30 до 70%, отдельные недостающие компоненты имели непреходящее значение. Пока в стране не был налажен выпуск метизов (пружин, стальных канатов, ленты холодной прокатки, сверхпрочных сортов стали и т.п.), танковые, авиационные и иные оборонные предприятия до лета 1942 года в основном работали на американских поставках. Число ввезенных в страну станков было равно их выпуску в СССР в первой половине 1942 (2994). Благодаря 40 импортным станкам, поступившим в июле 1942 на авиазавод в г. Ступино, за два месяца удалось вывести его на проектные мощности.
Наряду с самолетами СССР получил сотни тонн авиационных запчастей, авиационные боеприпасы, горючее, специальное аэродромное оборудование и аппаратуру, в том числе 9351 американскую радиостанцию для установки на истребителях советского производства, навигационное авиаоборудование (радиокомпасы, автопилоты, радары, секстанты, авиагоризонты).
Поставки продовольствия обеспечивали высококалорийным питанием нашу армию в течение всей войны. Особенно была важна продовольственная помощь для Ленинграда и городов Крайнего Севера. Только в Архангельске за первую военную зиму от голода и болезней погибли 20 тыс. человек –каждый десятый житель. И если бы не 10 000 т канадской пшеницы, поставленных в Архангельск с согласия Сталина, количество умерших оказалось бы гораздо большим. Не забудем и 15 млн. пар обуви, которые носили советские солдаты.
Огромную роль сыграли полученные по ленд-лизу средства связи и радиооборудование. По оценке специалистов, в этой области СССР отставал от союзников почти на 10 лет – что убедительно показало 22 июня 1941 года. В 1942-1943 поставки союзников позволили оснастить радиостанциями 150 дивизий, а полевыми телефонами – 329 дивизий. 400-ваттные радиостанции полностью обеспечили надежной связью советские штабы фронтов, армий и аэродромов (отечественная промышленность стала выпускать их только в конце 1943). Поступление американских радиостанций В-100 в РККА установило ранее отсутствовавшую связь в звене «дивизия-полк». А ввоз телефонного кабеля в 1943 втрое превысил его производство в СССР (всего поставлено 2 млн. км).
Трудно переоценить поставку 445 английских и американских радиолокаторов в 1942-1943 (в СССР в это время лишь приступили к разработке опытных образцов). 200 станций высокочастотного телефонирования (производство в СССР отсутствовало) обеспечили надежную связь между Москвой и такими крупными городами, как Ленинград, Киев, Харьков, Свердловск, Куйбышев и др.
СССР получил от США и других союзников значительное число автомобилей: в автомобильном парке Красной Армии импортных автомашин в 1943 было 5,4 %, в 1944 в РККА – 19 %, на 1 мая 1945 – 32,8 % (58,1 % составляли машины отечественного производства и 9,1 % – трофейные автомашины). За годы войны автопарк Красной Армии пополнился большим количеством новых автомобилей, в значительной мере за счет импорта. В армию поступило 444 700 новых машин, из них 63,4 % импортных и 36,6 % –отечественных. Основное пополнение армии автомобилями отечественного производства осуществлялось за счет старых автомобилей, изъятых из народного хозяйства по мобилизации. 62 % всех полученных автомобилей составляли тягачи, из них 60 % Студебекер, как лучший из всех получаемых марок тягачей, в значительной части заменивший конную тягу и тракторы для буксировки 76-мм и 122-мм арт. систем. Хорошие эксплуатационные качества показал также автомобиль Додж 3/4 т., буксирующий орудия противотанковой артиллерии (до 88 мм). Большую роль сыграл легковой автомобиль Виллис с двумя ведущими осями, обладающий хорошей проходимостью и явившийся надежным средством разведки, связи и управления войсками. Кроме того, Виллис применялся в качестве тягача для противотанковой артиллерии (до 45 мм). Из автомобилей специального назначения следует отметить амфибии Форд (на базе машины Виллис), придававшиеся в составе специальных батальонов танковым армиям для проведения разведывательных операций при форсировании водных преград, и GMC (Джиемси) (на базе грузовика той же марки), используемые, главным образом, инженерными частями при устройстве переправ. США и Британская империя поставили 18,36 % авиабензина, использованного за годы войны советской авиацией; правда, в основном этим бензином заправлялись американские и английские самолеты, поставленные по ленд-лизу, в то время как отечественные самолеты могли заправляться отечественным бензином с меньшим октановым числом.
СССР получил по ленд-лизу 622,1 тыс. тонн железнодорожных рельсов (56,5 % от собственного производства), 1900 локомотивов (в 2,4 раза больше, чем выпущено за годы войны в СССР; но до войны СССР имел 25.000 локомотивов) и 11075 вагонов (больше в 10,2 раза), 3 млн 606 тыс. автопокрышек (43,1 %), 610 тыс. тонн сахара (41,8 %), 664,6 тыс. тонн мясных консервов (108 %). СССР получил 427 тыс. автомобилей и 32 тыс. армейских мотоциклов, при этом в СССР с начала войны до конца 1945 года было выпущено лишь 265, 6 тыс. автомобилей и 27816 мотоциклов (здесь необходимо учитывать с одной стороны – довоенное количество техники, с другой – ту технику, которая досталась немцам). США поставили два млн 13 тыс. тонн авиабензина (вместе с союзниками — два млн 586 тыс. тонн) — почти две трети горючего, использованного за годы войны советской авиацией. Последние военные корабли были получены Советским Союзом уже после окончания Великой Отечественной. Насколько хорошо воевала бы РККА без всего этого – Бог весть. К примеру, стратегический запасы алюминия СССР израсходовал к декабрю 1942 – зная. Что помощь алюминием уже отправлена из США. Правда, возможности которая была у англичан – выйти из войны на приемлемых для себя условиях – у Сталина не было.
Объем американских поставок по ленд-лизу составил около $11 млрд. Согласно закону о ленд-лизе, оплате подлежала только уцелевшая в ходе войны техника; для согласования итоговой суммы, сразу по окончании войны начались советско-американские переговоры. На переговорах 1948 года советские представители согласились выплатить лишь незначительную сумму и встретили прогнозируемый отказ американской стороны. Переговоры 1949. тоже ни к чему не привели. В 1951 американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться $800 млн, однако, советская сторона соглашалась уплатить только $300 млн. По мнению советского правительства, расчет должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе прецедента. Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, которые был закреплены еще в марте 1946. Тот факт, что Англия и США были союзниками в «холодной войне» против СССР, Сталина не смутил.
Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году. По этому соглашению СССР обязался до 2001 года заплатить $722 млн, включая проценты. К июлю 1973 были осуществлены три платежа на общую сумму $48 млн, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона – Вэника). В июне 1990 года в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга.] Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности – 2030, и сумма – $674 млн.
После распада СССР долг за помощь был переоформлен на Россию, по состоянию на 2003-й год Россия оставалась должна примерно $100 млн.
Цифры, понятно, смешные – куда большее значение имели встречные поставки стратегического сырья и драгоценных металлов из СССР в США во время войны – в рамках так называемого «обратного ленд-лиза». В частности, с Дальнего Востока были отправлены 32 тыс. тонн марганцевой и 300 тыс. тонн хромовой руды, значение которых для американской военной промышленности было достаточного велико. По некоторым данным, стоимость этих поставок составила примерно $ 1,5 млрд. Вполне возможно.
В целом история Ленд-лиза не только не написана, но и не может быть написана. Слишком много тайн и секретов от Конгресса хранил покойный Рузвельт и его ближайшее окружение. По некоторым данным, более трети поставок по ленд-лизу было нелегальным поскольку противоречили положению закона о ленд-лизе «товары, предназначенные для целей восстановления». Некоторые историки-ревизионисты утверждали – бездоказательно, ибо ленд-лизовский архив во всех странах засекречен по требованию США, – что таким путем в СССР даже попали материалы для производства атомной бомбы. Так что слова из письма Гопкинса Сталину 12 апреля 1945 года, в день смерти Рузвельта: «Россия потеряла своего самого большого друга в Америке» – чистая правда.
Будет хлеб – будет и песня
Следующей заслуживающей внимания вехой в экономических отношениях СССР и США стала засуха 1972 года. По ее итогам (совершенно не страшным – урожай был хотя и ниже, чем в 1971 году, но примерно таким же, как в среднем по предыдущей пятилетке) советские власти решили закупить у «злейшего врага» (а не в нейтральных или дружественных государствах) невероятное количество в 18 млн тонн зерна по ценам превышающим внутренние американские вдвое. С этого года политика субсидирования американских фермеров за счет советского бюджета не прекращалась, причем в оплату шли нефтедоллары. То есть СССР, на каждом углу позиционировавший себя в качестве главного борца с американским империализмом выручил этих самых империалистов в трудную минуту арабской нефтяной блокады 1973 года. При Михаиле Горбачеве закупки зерна в США приняли совершенно безумные масштабы, и, к чести новых российских властей, этот странный бизнес был прекращен.
Впрочем, американцы, как чаще всего и бывало, внакладе не остались. Если верить покойному профессору Владлену Сироткину – автору любопытной книги «Золотые клондайки России» – в преддверии заведомо проигрышных для Бориса Ельцина с рейтингом в 2% избирателей, выборов Президент США Билл Клинтон в Вашингтоне на секретном совещании начальников штабов 24 октября 1995 года утешал своих подчиненных так:
«Используя промахи советской дипломатии, чрезвычайную самонадеянность Горбачева и его окружения, в том числе и тех, кто откровенно занял проамериканскую позицию, мы добились того, что собирался сделать Президент Трумэн с Советами посредством атомной бомбы… Да, мы затратили на это многие миллиарды долларов, и уже сейчас близки к тому, что у русских называется самоокупаемостью. За четыре года мы и наши союзники получили различного стратегического сырья на $15 млрд, сотни тонн золота, серебра, драгоценных камней и т.п. Под несуществующие проекты нам переданы за ничтожно малые суммы свыше двадцати тысяч тонн алюминия, две тысячи тонн цезия, бериллия, стронция и т.д.» Правда, Ельцин выборы выиграл – но новые речи то ли не произносились, то ли не попадали к болтливым профессорам.
Сегодняшние экономические отношения России и США достаточно однобоки – российское правительство скупает американские ценные бумаги, а американцы их выпускают, и продолжают нам продавать. Так что – ничего нового.
Какие же выводы с моей точки зрения можно сделать из всего вышеизложенного? Совершенно однозначные. Если в процессе развития американо-российских экономических отношений российским интересам и наносился вред – инициатором тому меньше всего была американская сторона. Американцам предлагали разные интересные (для них) варианты уполномоченные царями, генсеками и т.д. российские чиновники – американцы соглашались. На каких условиях, что, зачем, почему – знал разве только покойный профессор Сироткин, но унес эту тайну в могилу. Да будет земля ему пухом…
Фото в анонсе: Unsplash
Любопытнее всего то, что сколько я ни занимался вопросами поставок по ''ленд-лизу'' в годы Второй Мировой войны, так и не смог составить себе четкой структурированной картины относительно того, как же это все-таки производилось и осуществлялось, на каких условиях и т.д. потом просто бросил этот дело за безнадежностью. Какой-то странный миф и откровенно вымышленная история существует по обе стороны океана на этот счет, чтобы серьезно пытаться проникнуть за его завесу.
Советские источники на этот счет были крайне скупы, хотя и структурированы. Естественно, в той степени, в какой это допускалось в те годы с публичным допуском. А западные источники откровенно мусолили на разные лады различные группы домыслов. Причем, статистика в них не сходилась практически нигде, - даже если авторы что-то и заимствовали непосредственно друг у друга. Т.е. в итоге тема действительно странная, запутанная и темная. И тем более в части расценок и платы за поставки. Очевидно лишь одно, - ни одна из задействованных сторон ни при каких обстоятельствах по каким-то причинам не была заинтересована в раскрытии информации по ''ленд-лизу''. Что продолжается и сегодня. Что уж там такое реально скрывается - загадка.
Но одно известно доподлинно точно. В отличие от англичан, - регулярно гнавших в СССР некондиционную продукцию и брак, - американцы поставляли в СССР все только работоспособное. Как по гражданской, так и по военной части.
Николай Ю.Романов
Спасибо за статью, Марат.
Очень полезно.
Я думаю, что название статтти - лживое.
Мне тоже название не понравилось - в тексте статьи не увидела намека на спонсирование, а лишь описание супер выгодного для США во всех отношениях и во все времена ''сотрудничества''.
Судя по тексту, правильное название статьи ''Почему СССР спонсировал Америку?''.