Обычную булочку можно купить за 20 рублей, а булочку известной пекарни – за 200. Относительно булочки ситуация понятна всем, в особенности как потребителям: мы даже уверены, что за 200 рублей вкуснее и лучше. Сосед похвалил, в интернете отзывы, про особенную муку и родниковую воду на сайте написали, по радио рассказали – «булочка с именем» продается всегда весело и бойко.
Но редко кто из предпринимателей проецирует ситуацию на себя. «Ну в самом деле, нужно бизнесом заниматься, а не всякой ерундой!», – говорят руководители и продолжат платить за рекламу, придумывать маркетинговые акции «3 по цене 2» и на словах доказывать каждому новому клиенту ценность компании, товара или услуги.
Чтобы понять, как вас выбирают (или не выбирают) и какая в этом роль личного бренда руководителя, предлагаю отследить весь путь клиента и понять его мотивацию. Это поможет также понять, какие инструменты в построении личного бренда работают сегодня.
«Кто вы такие?»
Мне приходится не только продавать услуги своей компании, но и покупать услуги других подрядчиков для развития бизнеса. Например, обслуживание сайта, услуги дизайнеров, фотографов, travel-агентств, бухгалтеров, юристов. Есть много людей, которые лично мне пытаются что-то продать: психологи и риелторы, специалисты по личным финансам. Сколько звонков и сообщений поступает от «продюсеров онлайн-школ» и от желающих провести «аудит отдела продаж» – вообще не сосчитать.
Что влияет на мой выбор? Для начала рекомендации друзей или давнее знакомство с кем-то из потенциальных подрядчиков, то есть любимое всеми «сарафанное радио». Но это больше эмоциональные покупки, и сегодня все больше людей не доверяют «сарафанному радио», или у знакомых некого рекомендовать в интересующей сфере. И мы пользуемся современными способами выбора подрядчика.
Например, я захожу в поисковые системы и делаю быстрый аудит нескольких интересующих меня компаний. Смотрю сайт, отзывы, публикации в прессе, кейсы, соцсети, мероприятия, которые посещают топ-менеджеры. Иногда подрядчик находится на какой-нибудь конференции, где мы выходим на одну трибуну как спикеры. Чтобы мы заключили договор с компанией, у нас как минимум не должно возникать вопроса: «Вы кто?».
Как начать развивать личный бренд?
Многие руководители считают, что личный бренд требует огромных усилий, вложений и в том числе душевных – якобы нужно вывернуть душу наизнанку и изображать из себя суперзвезду, хвастать подвигами в соцсетях и делать что-то для себя несвойственное. Хотя на самом деле, все происходит гораздо проще и спокойнее: для построения личного бренда нужно просто общаться.
Представьте, что вы приехали в новый дом и начинаете здороваться с соседями. С этого момента начинает налаживаться коммуникация: с кем-то поговорили, кому-то помогли, а кто-то помог вам. Коммуникации строятся естественным образом, и если вы открыты, общительны и доброжелательны, ваша репутация в соседской среде будет безупречна, вам будут доверять и считаться с вашим мнением.
То же самое нужно делать и в бизнесе: общайтесь с потребителями и коллегами, партнерами и всеми, кто находится рядом с вашим бизнесом. Необязательно, чтобы вас знала вся страна и половина мира, как известного певца или актрису. Важно, чтобы ваше имя звучало на рынке, чтобы была выстроена репутация в вашем круге общения.
Инструменты для развития личного бренда руководителя
С некоторых пор у нас в стране сложился стереотип о том, что личный бренд – это социальные сети. На самом деле, это не лучший инструмент, и сейчас он уходит на задний план. Не только потому, что самые популярные сети запрещены в России – значимость соцмедиа стала угасать чуть раньше. Потому что, например, для людей моей профессии давно понятно, что с помощью соцсетей руководители скорее не коммунцируют, а прячутся от общества.
Не секрет, что многие наняли SMM-специалистов, утверждают некий контент-план и занимаются своими делами, пока студенты делают посты, истории и заполняют страницы красивыми фотографиями. Зачастую такие соцсети делаются по очень заметному шаблону, и не помогают, а становятся объектом насмешек. Поэтому соцсети сейчас не главный инструмент – они могут стать хорошим дополнением, если подойти к ведению с умом.
На первый план выходят очные мероприятия и выступления в СМИ, причем ведущую роль стали играть радио и ТВ, в том числе подкасты и даже прямые эфиры в телеграм-каналах. Живое, настоящее общение с аудиторией, когда руководитель занимает открытую позицию. Это порождает доверие, в том числе к компании, продукту, услуге, которую представляет первое лицо. По нашим наблюдениям, и по статистике зарубежных коллег, личный бренд руководителя может сделать прирост выручки для компании около 30% в год.
Что делать тем, кто не любит говорить публично: три хитрости
Выступления на мероприятиях и в эфире подразумевает необходимость говорить публично, не стесняться микрофона и камеры. И многие хотели бы зацепиться за возможность «спрятаться» за страницами соцсетей, чатами и PR-специалистами, готовыми все сделать виртуально, от имени руководителя.
Сегодня эти приемы не работают, но есть несколько хитростей для тех, кто не готов вещать на стадионы, зажигать энергичной речью зал, говорить на камеру в эфире центральных каналов.
- Авторские колонки в печатных/интернет СМИ (как правило, они дублируются). Расскажите, что думаете, поделитесь историей, опубликуйте текст с фотографией.
- Ходите на мероприятия не в качестве спикера, а в качестве гостя. Пообщайтесь в кулуарах, похвалите выступления других, задайте вопросы. Возьмите микрофон, представьтесь, спросите то, что интересует. Если выступление с трибуны длится около 15 минут, то вопрос из зала – всего 15-20 секунд, здесь намного меньше стресса и волнения.
- Записывайте видео со своим видеографом. Боитесь камеры – пишите на телефон, продумайте структуру, сделайте несколько дублей. 30-секундное видео первого лица в соцсетях компании смотрится отлично, помогает налаживать коммуникации с аудиторией и работает на личный бренд.
И в заключение могу привести в пример того, как состоявшиеся бизнесмены, заработавшие немалые состояния, начали успешно развивать личный бренд: Игорь Рыбаков и Маргулан Сейсембаев ведут эфиры, блоги, выступают публично – ставя себе новые задачи и добиваясь своих целей.
Читайте также:
Актуальная тема.
Хороший способ - иметь надежных, всегда говорящих от имени руководителя, и постоянно функционирующих в режиме 24х7 помощников, способных к творческой интрепретации и доведению до публики замыслов и достижений скромного руководителя, при этом придерживаясь в публичных выражениях принципа, что руководитель всегда мудр, прав и справедлив - вчера, сегодня и завтра. И даже послезавтра.
Еще лучше это клонировать два - три дубля, синхронно поддерживающих (при необходимости - замораживающих) идеально сформированный образ, включая одежду и возрастные признаки, и вменить им в обязанность любить выступать публично, очно или в удаленном режиме, но тут надо строго следовать инструкциям оригинала.
Помогает также усилить бренд заготовка впрок видеоконсервов на основные актуальные темы и своевременный скоординированный запуск их по всем каналам и сетям, когда это требуется для поддержания или продвижения бренда, что вызывает эффект, оттеняющий всеведение, оперативность и отзывчивость песонажа.
Кроме того, величественному вздутию личного бренда способствует эффект одновременного присутвия персоны в разных, географически удаленных местах. А самому владельцу имени лучше при этом нервы и время не тратить, а спокойно работать над документами. Явления такого рода массам, усиленные мощными, постоянно действующими каналами массовых коммуникаций, убеждает паству сразу и наповал, вызывая ассоциации с могучими силами потустороннего характера, с которыми бесполезно не соглашаться...
Впрочем, более детально эта технология изложена в 1984.
Отличная статья, согласна поносить, что сейчас важно быть публичным человеком для развития личного бренда и не только руководителям. Но считаю, что и соцсети нужен вести обязательно, просто грамотно, привлекая хороших специалистов!
Анна, да, согласна полностью - если грамотно вести, это тоже будет способствовать общению и налаживанию контактов!
Скажите, а вы дубль №1 или №2 генерального дирекора Александра Кудряшова? И еще вопрос: там Оруэлл не написал случайно, откуда бюджеты на такую решительную мистификацию)))
Коллега с прошлой работы в должности директора по закупкам очень известен в своих кругах. Никогда не искал работу, всегда переманивали. Человек не то, что отсутствует в соцсетях, он попросту ходит с кнопочным телефоном. Личность закрытая. В интернете его не нагуглишь. Вот скажите, как он мог стать столь популярным, что за ним бегают? Вот это я понимаю личный бренд. Тоже так хочу
Имеет таки смысл отделить мух от котлет.
От этого зависит
А) мотивация к созданию и развитию ЛБ
Б) контент и прочее, что транслирует будущий владелец ЛБ во внешнюю среду.
Тут без вариантов. Надо миксовать оффлайн-активность и онлайн.
Вопрос – в каких пропорциях?
50/50
20/80
Как-то еще
PR на сторонних ресурсах – дело безусловно хорошее (сарказм если что))) Главное – неплохой источник заработка для большого круга обслуживальщиков этого процесса. Что, как ни курти, опять плюс) Очень хорошо вписывается в современную «экологичность» и прочую мир-дружбу-жвачку)
Тем не менее, о выгодах во всем этом самого обладателя ЛБ (неважно наемный он или владелец) забывать тоже не нужно.
А раз так – то в интернете должна быть его личная директория (блог), где он может развивать свой ЛБ и вовлекать ЦА разными способами.
И это не блог на буржуйских сервисах, естественно. И не Ютьюб, который доживает свои последние денечки.
К блогу – вспомогательная инфраструктура, которая строится из разных инструментов в зависимости от типа бизнеса и стейкхолдеров.
Как-то так)
Вот это я понимаю Расклад! Сразу захотелось. ( не сарказм, если чо...)
здесь просто нет места для сарказма. А для создания и развития ЛБ владельца продукта или блогера сейчас ситуация такая, про которую говорят "удачно звезды сошлись". Я такого не видела с 2013 года) Единственное условие - наличие личной Точки Силы хоть в чем-то.