Вопрос о том, нужен ли топу персональный бренд, как показывает опыт Executive.ru, делит менеджерское сообщество на два лагеря. Представители первого недоумевают: конечно, нужен, что тут неясного? Представители второго не менее искренне интересуются: а зачем?
В последнем абзаце я объясню, зачем решил опубликовать этот текст, а для начала давайте сформулируем тему.
По обе стороны «хребта»
По какому «хребту» проходит водораздел? Индикаторов здесь несколько. За годы работы редактором Executive.ru я заметил как минимум три.
Во-первых, возраст. Представителям старшего сегмента поколения Х, продолжающим мыслить категориями индустриальной эпохи, трудно установить связь между понятиями «работа» и «социальные сети». В коллективном сознании поколения, уходящего с рынка труда, «предприятие» и Facebook – вещи не совместные. Пересмотреть этот взгляд старшие «иксы» до выхода на пенсию, наверное, уже не успеют.
Во-вторых, отрасль. Этот критерий имеет отношение к первому. Производственные организованы так, как того требует производственный же процесс. Здесь не место горизонтально-тусовочным конструкциям: на металлургическом комбинате не забалуешь!
В-третьих, особенности характера. Для интроверта общение на актуальные темы в социальных медиа – что-то вроде пытки.
С другой стороны воображаемого «хребта» ситуация выглядит полностью противоположно.
Для экстраверта – представителя поколения Y или Z, работающего в креативной индустрии, понятия «работа» и «общение» различаются только кнопками на телефоне, и то не обязательно: после того, как на мир обрушился коронавирус, рабочие коммуникации переехали в Whatsapp и поселились в одном мессенджере с тусовочными чатами.
Какие именно обстоятельства заставляют топ-менеджера задумываться о развитии персонального бренда? Что мы понимаем под брендом? Какой аудитории топ-менеджер адресует этот бренд и зачем? Вот, что по этому поводу думают эксперты.
Топ-менеджеру не нужна попсовая известность
Петр Меберт, MBA, партнер компании Top CEO Team, руководитель группы экспертов Школы миллиардера Forbes
Я не согласен с теми, кто под брендом понимает исключительно известность. Такой подход годится для поп-культуры, но не годится для бизнеса. В бизнесе могут быть «клубные бренды», о которых знает узкий круг посвященных людей. Аудитория Ольги Бузовой о существовании таких брендов даже не догадывается.
Важно сознавать, какой целевой аудитории вы адресуете свой персональный бренд, кто будет вас встречать по одежке, рекомендовать бизнес-партнерам, для кого ваше имя станет «знаком качества».
В бизнесе бренд – это гарантия. Это своего рода апостиль, который одно сообщество передает другому с рекомендацией, что этому человеку можно верить.
Иными словами, у бренда есть две характеристики: качество и известность в целевой среде, и над обеими нужно работать.
На качество бренда влияют многие факторы, такие как профессионализм, ориентированность на результат, отношение к партнерам и к сотрудникам, креативность… В рамках построения персональной стратегии топ-менеджер должен сформулировать, какие именно качества особенно востребованы в его целевой среде.
На известность влияет способность транслировать ценные качества не всем подряд, а прежде всего целевому сегменту. В отличие от селебритиз, топ-менеджер обращается не к массовой, а к узкой профессиональной аудитории. Он должен понимать, что именно, как и по каким каналам сообщает представителям среды, чтобы рассказать о своих компетенциях.
Важны обе характеристики, потому то что встречают по одежке, а провожают по уму. Людей, которые пытаются заработать себе быструю известность, очень много, но никакого смысла в таких действиях нет. Известность, не подкрепленная компетенциями, – это пена.
Рынку интересна личность лидера, его взгляд на мир
Марина Починок, MBA, эксперт Школы миллиардера Forbes, партнер компании Top CEO Team, приглашенный преподаватель бизнес-школы «Сколково»
У студентов есть поговорка «Сначала ты работаешь на зачетку, потом зачетка работает на тебя». Репутация топ-менеджера создается по такой же схеме: сначала человек создает себе репутацию – он осваивает техники управления, добивается результатов, наращивает связи и становится заметным игроком на рынке, то есть создает персональный бренд.
Затем, когда бренд создан, он начинает работать на своего обладателя: успешный топ-менеджер вступает в формальные и неформальные сообщества лидеров рынка, он пользуется вниманием со стороны агентств Executive Search и бизнес-медиа, получает приглашения выступить на конференциях…
Когда топ-менеджер достиг вершин в карьере, он, управляя бизнесом, реагирует на вызовы времени, решает все более сложные задачи, находит новые возможности для развития… Рынок наблюдает за действиями успешного топа и начинает проявлять интерес к его личности: коллегам и конкурентам хочется узнать больше о его взгляде на мир, складе мышления, стиле жизни.
На этом этапе важна искренность, открытость человека, его готовность обсуждать актуальные темы «без маски».
Например, гендиректор «Русской фитнес группы» и сети World Class Николай Прянишников в интервью бизнес-медиа рассказывает о том, как индустрия выживает в условиях пандемии, как его компания запустила занятия фитнесом в формате онлайн, а в аккаунте в Instagram публикует селфи после тренировки.
К «темным лошадкам» люди идут неохотно
Елена Лондарь, HR-эксперт hh.ru, консультант премии «HR-бренд» и Рейтинга работодателей России
В глобальных корпорациях и в крупнейших российских компаниях, бренд работодателя говорит сам за себя. Возможно, топ-менеджерам этих компаний не обязательно лично присутствовать в информационном поле. Но в среднем, а тем более в малом бизнесе бренд компании очень тесно связан с личным брендом основателя и руководителя.
В качестве примере приведу агентство полного цикла, специализирующееся на HR-коммуникациях, BrainingLab, созданное Дмитрием Рафальским: в этом случае персональный и корпоративный бренд пересекаются очень сильно. Дмитрий говорит, что не прилагает большие усилия для поддержки собственного бренда в социальных сетях: «Это происходит само!» Действительно, если вы уже стали медийной персоной, то в поддержку бренда нужно вкладывать меньше усилий, чем в его развитие на старте карьеры.
Как показали опросы службы исследований hh.ru, 95% соискателей ищут информацию о компании в социальных сетях, чтобы составить представление о будущем месте работы, в том числе и о потенциальном руководителе.
Если руководителя трудно найти в соцсетях, если он – «темная лошадка», успешный кандидат может выбрать другую компанию, которой руководит более открытый и понятный ему человек. Особенно кандидатов интересуют люди, с которыми им предстоит работать напрямую: уровни «плюс один» и «минус один».
То же самое можно сказать и о клиентских отношениях. При выборе подрядчиков в «сервисных» отраслях люди обращают внимание на то, кому именно они доверят работу: они смотрят не только на отзывы, но и на то, как представлены лидеры компании в информационном пространстве.
Никому не нужны комментарии про «успешный успех»
Анна Гаан, основатель комьюнити-бюро Compot. Учредитель конференции по коммьюнити-менеджменту Convent Compot
Мои наблюдения показывают, что у рынка есть запрос на «чувствующего лидера», то есть на руководителя, обладающим высоким уровнем развития эмоционального интеллекта – открытого, контактного, воодушевляющего. Этот запрос генерируют представители поколений Y и Z, которые воспринимают работу не как функцию, а как пространство для своей самореализации.
Когда эти люди выбирают компанию, они обращают внимание на личность руководителя. Они формулируют запрос примерно так: «О, это такой классный, открытый человек! Хочется работать в его компании, присоединиться к его потрясающей энергии!». Им важно знать, что директор не окажется самодуром, что ему действительно важно мнение других. Они нацелены на работу в компании как в сообществе сотрудников и клиентов.
Информацию о том, кто есть кто на рынке, кандидаты находят в социальных сетях. Эта среда предполагает неформальное, дружеское общение, она требует от нас делиться личной информацией и собственными переживаниями. Поэтому современному лидеру недостаточно публиковать экспертные статьи в профильных журналах, ему нужно уметь общаться и в формате социальных сетей.
Топ-менеджеры старой закалки сейчас они вынуждены заводить аккаунты в соцсетях, но навыков существования в социальных медиа у них нет. Они пытаются следовать рекомендациям PR-менеджеров и публикуют статьи про «успешный успех». Однако люди не работают в соцсетях, а отдыхают, поэтому аудитории социальных медиа не нужны посты про KPI, им интересно, что человек думает на самом деле.
Примером успешной коммуникации лидера с сотрудниками, на мой взгляд, может служить опыт бывшего руководителя «Билайна» Михаила Слободина, который одним из первых российских топов стал открыто говорить в социальных сетях о буднях и челленджах своей компании».
Давайте продолжим тему?
Я обещал рассказать, зачем взялся за перо. Выполняю обещание.
В октябре 2020 года я поступил в School of Education на курс «Проектирование образовательного опыта», который продлится до июля 2021 года. В рамках первого модуля наша группа делает учебный проект «Развитие личного бренда и навыков презентации для топ-менеджеров компании АВС». Мы должны разработать план курса, в рамках которого топы воображаемой компании, работающей в сфере электроники и электротехники, научатся управлять своими персональными брендами.
Для того, чтобы построить курс, нужно детально представлять запросы целевой аудитории, а для этого нужно эти запросы выявить. Нашей группе нужны респонденты для проведения индивидуального интервью по Skype или Zoom в формате 1:1. Один участник группы будет интервьюировать одного респондента.
Мы хотим пригласить на интервью топ-менеджеров российских компаний, которым интересна тема персонального брендинга. В ходе интервью мы расспросим каждого кандидата о том, что он умеет, что не умеет делать для развития персонального бренда, и чему хотел бы научиться.
Материалы интервью будут храниться в обезличенном виде. Мы удалим черновики после защиты проекта, которая намечена на 17 декабря 2020 года.
Гонорар для участников исследования не предусмотрен, но в качестве ответной благодарности в конце декабря 2020 года мы проведем бесплатный вебинар для респондентов, в ходе которого расскажем обо всех know how, которые добыли в ходе исследования, поделимся наблюдениями, статистикой и источниками информации.
Если вы готовы принять участие в эксперименте, заполните, пожалуйста, регистрационную форму под этой публикацией. По условиям игры приоритет имеют менеджеры компаний, работающих в сферах электроники, телекоммуникаций, в производстве и эксплуатации электротехники. Заявку можно отправить до 24 ноября 2020 года.
Целевую аудиторию курса составляют высокопотенциальные руководители компании из регионов и корпоративного центра (уровень директора департамента в регионе; начальника отдела, директора проектов, директора департамента в корпоративном центре). Если портрет воображаемого слушателя курса имеет общее с вашими характеристиками – присоединяйтесь к эксперименту!
Материал публикуется в рамках совместного проекта со Школой миллиардера Forbes
Вопрос не однозначный:
1. Руководителю не понравиться, если сотрудник более известен, чем он. И здесь надо выбирать, или менять компанию или создавать собственную.
2. Если топ-менеджер соучредитель компании, то надо. Вопрос только зачем?Примеров много от Джобса и Трампа, и от Тинькова и миллиардера-блогера Игоря Рыбакова. А в малом бизнесе, прямо мания какая-то, все хотят стать брендами!
3. Создание бренда личности ничем не отличается от создания бренда продукта. Обычная маркетинговая работа: анализ рынка, продукта, клиентов.
Прежде чем ответить на этот вопрос :Надо ли топ-менеджеру развивать личный бренд мне кажется надо ответить самому себе -А есть ли сам бренд, чтобы его развивать?)) Невозможно развить то чего нет. Бренд и пиар - разные вещи. Быть или казаться?
Цитирую -Дмитрий говорит, что не прилагает большие усилия для поддержки собственного бренда в социальных сетях: «Это происходит само!» Действительно, если вы уже стали медийной персоной, то в поддержку бренда нужно вкладывать меньше усилий, чем в его развитие на старте карьеры.
На мой взгляд, выше написанная цитата, как раз и подтверждает, что пиар и поддержка бренда путают даже "участники" статьи. Моë видение- в соцсетях можно поддерживать имидж, пиарить бренд. А поддержка бренда осуществляется действиями "внутри" бренда, о которых и надо уже потом "трубить". Бренд сам должен "работать" и подтверждать свои исключительные качества. Иначе это ширпотреб)). Сколько раз слово "халва" не говори, во рту слаще не станет)).
И последнее. Читая тексты Починок и Лындарь, я как раз почувствовал попсовость, о ненужности которой писал Меберт. Меберт больше о профессионализме и о доверии. А Починок и Лындарь о пиаре.
Пришли 7 заявок. Спасибо! Изучаем.
В развитие темы https://www.e-xecutive.ru/career/planirovanie-karery/1988184-kak-lichnyi-brend-pomogaet-v-karernyh-manevrah
Интересная тема. В этом конкретном контексте даже жаль, что у нас компания не в России.
Возможно, именно это обстоятельство заинтересует участников проекта - нередко даже минимальное расширение исследовательской базы оказывается продуктивным для анализа и интерпретаций.
Уважаемые коллеги, заявок пришло больше, чем мы ожидали. В результате число респондентов больше, чем число студентов в учебной группе. Поэтому всех опросить не сможем, извините. Однако всех приславших заявки мы пригласим на декабрьский вебинар, где расскажем о результатах своего исследования. Спасибо!
статья интересная, но иногда путаюсь, что люди все-таки вкладывают в слово "бренд"? Репутация в узком кругу или бренд для широких аудиторий?
И соглашусь, что фраза "личный бренд" стала каким-то фетишем. Какой-то "золотой телец" уже
Есть интересное мнение:
http://www.e-xecutive.ru/career/planirovanie-karery/1987239-4-slagaemyh-brenda-korporatsii-ya?page=2#comments>
если бренд - это навыки и умения, то такой брендинг развивать нужно.
а известных малообразованных людей мы все знаем множество (вкл Телевизор..)