Получив запрет на ведение рекламных кампаний в Google и социальных сетях Meta (признана в России экстремистской организацией), бизнес перераспределяет бюджеты и пытается получить максимум эффективности от органического поиска. Агентства и инхаус-команды активно готовят для заказчиков новые стратегии поискового продвижения. Как правильно оценить такую стратегию, и на что обращать внимание?
Что такое стратегия SEO-продвижения
SEO-стратегия — это план действий, рассчитанный на долгий период времени (от 6 месяцев), который необходим для достижения поставленных каналу SEO-целей. Стратегия описывает общий подход к выполнению задачи и дает понимание, по какому пути будет направлено продвижение.
Почему SEO-стратегия — это важно
Все сайты разные, у каждого есть свои боли и точки роста, которые требуют индивидуального подхода. В разных тематиках используются разные методы продвижения. Без четкого представления о том, в каком направлении двигаться, добиться поставленных целей будет крайне проблематично. Кроме того, правильно подготовленная и продуманная стратегия, позволит емко и тезисно объяснить коллегам, к каким целям вы движетесь, и как планируете их достигать.
На что обращать внимание
Подрядчик прислал вам на ознакомление стратегию. Что в ней должно быть, и на что обратить внимание:
- Шаблонная стратегия. Полноценная SEO-стратегия не может быть подготовлена на этапе продажи услуг по продвижению сайта, если до этого не проводился углубленный аудит сайта. Если на этапе продажи вам предложили готовую стратегию, то есть высокая вероятность, что ваш сайт будет продвигаться без учета его индивидуальных особенностей — вы получите «seo-конвейер», в котором все сайты продвигаются по одному шаблону.
- Наличие плана работ. Как бы ни было странно, но далеко не все компании детально прорабатывают план задач, указывая только стандартные этапы: внешняя и внутренняя оптимизация, работа с контентом. Такой план не даст вам представления о том, что нужно изменить. Задачи должны быть емко сформулированы, понятны и давать образ результата.
- Приоритизация задач и сроки. Просите для каждой задачи указывать сроки выполнения, и давать оценку ее важности для достижения конечной цели. Очень часто бывают ситуации, при которых подрядчик выдает рекомендацию, на реализацию которой нужно потратить недели часов разработки, а ценность реализации задачи будет минимальной.
- Прогноз. Стратегия всегда должна содержать в себе прогноз по достижению обозначенных целей. Как минимум, должен быть прогноз динамики поискового трафика. А в хорошей стратегии, помимо трафика должны быть учтены конверсии, лиды и итоговый доход с канала.
- Во что целимся. Современное SEO — это не про позиции и даже не про трафик. Все это важно, но это не цель, а способ достижения цели, которой является увеличение продаж. В стратегии должно быть тезисно описано, к каким глобальным целям движется проект, а Roadmap, о которой говорили выше, должна выступать в качестве способов достижения этих целей.
Как оценить эффективность
Для оценки эффективности SEO-стратегии выделим основные пункты, на которые следует опираться:
- Общая структура стратегии. Эффективная стратегия продвижения должна содержать в себе прогноз, описание целей, общий подход для их достижения и план работ со сроками. Прогноз должен учитывать период внедрения рекомендаций, конкуренцию в нише и сезонность.
- Понимание целей и способов их достижения. Цели должны быть выражены цифрами, будь то трафик, видимость в поисковых системах или конечные продажи. Часто прогноз подгоняют под обозначенные цели. Чтобы этого не произошло, стратегия должна учитывать ценность от внедрения каждой задачи в плане работ. Кроме того, оценка задач позволит избежать излишней амбициозности, которая часто встречается на моменте продажи услуг по SEO.
- Специфика бизнеса. Грамотно составленная стратегия должна учитывать, что молодому сайту без имени не пробиться в топ по высококонкурентным запросам. В то же время, стратегия для сайта известного бренда должна учитывать большое количество брендовых запросов, по которым пользователи находят этот сайт в поисковиках и строиться по небрендовым запросам (если иное не оговорено заранее). Если сайт продает b2b-услуги, то в семантическом ядре не должно быть запросов, которые характерны для b2c сегмента.
- Анализ конкурентов. Выводы, задачи и прогнозы, содержащиеся в стратегии должны быть на чем то основаны. Большая часть подобных метрик основывается на анализе конкурентов. Например, план по наращиванию ссылочной массы должен быть основан на анализе ссылок сайтов, имеющих лучшую видимость; если стратегия подразумевает серьезное расширение фильтров или товарной матрицы, то этому тоже должно быть подтверждение, основанное на анализе конкурентов.
Заключение
Не бывает идеальной стратегии, у каждого подхода всегда будут свои плюсы и минусы. Но серьезный и ответственный подход к ее составлению, значительно увеличит шансы на положительный исход.
Читайте также:
Окружающая санкционная действительность фундаментально рушит все стратегии. Реализация SEO-стратегии, как части маркетинговой стратегии, в настоящий момент может стать бесполезной тратой денег. Рациональнее остановиться и проанализировать СТРАТЕГИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ заново. В это время на вас будет работать инерция уже проведённого SEO-продвижения.