Как переходят на цифру в разных странах: краткий обзор

Цифровизация перестала быть глобальным трендом с мерцающими в далеком будущем перспективами. Поговорка «Вложись в цифровую трансформацию сегодня, а завтра получи бенефиты» уже не столь актуальна. Во многом благодаря пандемии уже сегодня переход в цифру стал залогом успеха.

Доля бюджета на развитие цифровых технологий во многих странах неизменно растет. Однако подходы к трансформации существенно отличаются. Это обусловлено изначально разным заделом в развитии информационных технологий, разницей в уровнях ВВП, культурными различиями и прочими факторами.

Рассмотрим особенности подходов к цифровизации в разных регионах мира.

Европейский союз

Центральные европейские страны сегодня заявляют о цифровизации, как о возможности подготовить свою экономику к глобальной конкуренции и стать лидером в различных областях. Одним из перспективных направлений активной цифровой трансформации считается здравоохранение. 

Из-за разницы в состоянии национальной экономики процессы цифровизации среди стран Евросоюза протекают неравномерно. При этом нельзя утверждать о прямой зависимости между уровнем экономического развития и глубиной цифровой трансформации. Для наглядности рассмотрим пример Франции. 

Страна отстает в плане цифровизации как в европейском, так и в международном масштабе. Это особенно видно на примере использования Интернета и скорости широкополосного соединения. Хотя 100% домашних хозяйств подключены или имеют возможность подключения к широкополосным сетям, только 71% населения фактически ими пользуются.

Со средней скоростью соединения IPv4 9,9 Мбит/с страна занимает 45-е место в мире и 25-е в Европе. Чуть лучший результат Франция показывает в скорости мобильного подключения. Хотя средняя скорость передачи данных здесь составляет 11,5 Мбит/с, это сильно отличается от показателей европейских лидеров – Великобритании (27,9 Мбит/с) и Германии (15 Мбит/с). По оценкам DESI, уровень доступа к мобильным сетям ниже среднего среди стран Евросоюза, в частности, из-за недостаточного охвата территории сетями 4G. 

Франция существенно отстает от европейских соседей, например, Швеции, в развитии цифрового общества. Находясь примерно в одном ряду с Польшей, Чешской Республикой, Венгрией и Словакией, показатели Франции по уровню человеческого капитала и электронного правительства немного превышают среднее значение по европейским странам. При этом страна проигрывает в показателях по внедрению цифровых технологий в экономику. И хотя 81% населения Франции уже активно пользуются Интернетом, только 57% имеют базовые цифровые навыки. Поэтому на сегодняшний день уровень развития электронного правительства в стране характеризуется как средний. 

Доля ИКТ-специалистов в компаниях также низкая и составляет всего 3,5%. Недостаточное финансирование в обучение цифровой грамотности и низкое вовлечение населения в приобретение цифровых навыков привели к проблемам на рынке труда. При найме на работу здесь сохраняется один из самых низких в ЕС уровней квалификации соискателей, в том числе в цифровой области. Это является большим тормозом для быстрого перехода на «цифровые рельсы» французского общества. 

Первоначально цифровая экономика во Франции делала ставку на развитие и инвестиции в продажи через интернет. Это было обусловлено поиском быстрых мер оживления экономики после кризиса 2008-2010 годов. Но, как показало время, этого было недостаточно: отставание промышленного коммерческого сектора усилилось. По показателю использования цифровых технологий в коммерческом секторе Франция так и не достигла среднеевропейской отметки.

Арабский регион

Этот регион можно разделить на четыре группы в зависимости от их методов и целей продвижения к цифровой экономике.

Страны Персидского залива

Это самая развитая группа. Для нее характерны высокий уровень проникновения широкополосного интернета и грамотности населения при низком уровне безработицы среди молодежи (например, Катар). 

Иордания и Ливан

Страны можно выделить в особую группу, поскольку им присущи общие специфические черты. Самая важная из них – достаточно высокий уровень проникновения Интернета. Отчасти это происходит в результате компактности проживания населения, в основном в городской местности. 

Сельские страны Северной Африки (Алжир, Египет, Марокко и Тунис)

Уровень доходов в этих странах ниже среднего, также отмечается низкий уровень грамотности. В общей сложности более 100 млн граждан не имеют доступа к интернету. 

Страны Ближнего Востока (Йемен, Ирак, Сирия, Палестина, Судан и Ливия)

В эту группу входят страны, затронутые различными конфликтами. Также сюда можно отнести наименее развитые страны (Коморские Острова, Джибути, Мавритания и Сомали). В силу ряда социально-политических причин речь о цифровизации здесь зачастую не идет.

Только в первых двух группах стран арабского региона были свои стратегии цифровой трансформации. Эти стратегии объединяет единый подход к технологиям: регионы являются нетто-импортером и потребителем цифровых технологий, но не разрабатывают цифровые активы и услуги самостоятельно. Основное направление цифровизации в этих странах сосредоточено возле государственного, финансового секторов, инфраструктурной доступности и сервисов.

Северная Америка

В числе лидеров не только региона, но и мира в целом, можно выделить США. В этой стране образование и НИОКР являются основной движущей силой цифрового роста. США продолжают опираться на использование цифровых талантов всего мира, умение быстро разрабатывать и внедрять свои инновационные технологии. 

Азиатско-тихоокеанский регион

Так же, как и в случае с арабскими странами, этот регион крайне многолик. Его можно разделить на 3 уровня. 

Лидеры

Это первая, самая прорывная в цифровизации группа, в которую входят такие страны, как Корея, Гонконг, Китай, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Сингапур, Макао, Малайзия. Они демонстрируют самые высокие показатели по развитию технологий и инноваций в регионе. 

Страны-лидеры сделали ставку на внедрение у себя технологий, разработанных в странах с развитой промышленностью. Это стало их фундаментальной движущей силой не только в развитии индустрии ИКТ, но и в процессе цифровизации региона. Также этим странам присваиваются все основные показатели по развитию цифровой инфраструктуры – применение эффективных телекоммуникационных технологий, мобильной широкополосной связи и т.д. 

«Середнячки»

Вторая группа региона включает такие страны как Тайланд, Монголия, Филиппины, Вьетнам, Индонезия, Шри-Ланка. В этих странах ключевыми процессами цифровой трансформации являются: повышение качества обслуживания конечных пользователей, трансформация бизнес-процессов и более эффективное использование больших данных в производственных кластерах. Хотя не все прилагаемые ими усилия по цифровой трансформации были успешными, но большинство из них принесли результат в повышении эффективности бизнеса. 

Проблемы с людьми и их компетенциями являются в этих странах тормозом в развитии цифровизации в производственных секторах.

Отстающие

И, наконец, третья группа, в которую входят Камбоджа, Индия, Лаос, Непал, Бангладеш, Пакистан. Несмотря на то, что требования по продвижению цифровых технологий исходят от правительства, процесс цифровой трансформации происходит в условиях политической нестабильности, коррупции, отсутствия четко-сформулированной инвестиционной политики. Более того, физическая и правовая инфраструктура недостаточна, странам не хватает квалифицированных специалистов во многих областях. 

Кроме этого, в странах Азии упор в цифровизации ставится не только на развитие своей страны, но и на региональное сотрудничество (с присутствием представителей). Главное условие для взаимодействия стран, чтобы цели цифровой экономики в отдельно взятой стране согласовывались с целями по развитию всего региона. Особенно это характерно в странах Юго-Восточной Азии из 1-ой и 2-ой групп. Правительства этих стран стимулируют свои бизнес-структуры на объединение между национальными экономиками. 

Региональное присутствие в Азиатско-Тихоокеанском регионе сфокусировано на сотрудничестве в таких областях, как конфиденциальность данных (для улучшения согласованности в рамках правового урегулирования), кибербезопасность (для предотвращения угроз и регионального реагирования на них), защита потребителей в товарообмене (для улучшения и усиления трансграничных механизмов обращений и возмещений).

Россия

Стратегия цифровизации в России – совместная деятельность государства и бизнеса, в которой цифровые данные являются ключевыми факторами производства. Обработка цифровых данных и их использование в больших объемах позволяют значительно повысить эффективность, качество и производительность труда при производстве, хранении, продаже, поставке сервисов и потреблении товаров и услуг (включая госуслуги). 

Как следствие, несмотря на санкционную политику, развитие российского НИОКР и наращивание своих цифровых компетенций уже сейчас дают цифровой экономике РФ возможность получить большую долю в мировой производственно-сбытовой цепочке. 

Согласно отчету McKinsey «Цифровая Россия: новая реальность», Россия занимает 1-е место в Европе и 6-е место в мире (87 млн человек) по количеству пользователей Интернета. Количество пользователей порталов государственных и муниципальных услуг каждый год увеличивается вдвое, начиная с 2016 года.

Исследование OSP Data «Настоящее и будущее цифровой трансформации в России» показало, что около половины российских предприятий уже осуществляют трансформацию своего бизнеса, а через пару лет доля компаний, так или иначе запустивших процесс цифровой трансформации и внедрения цифровых технологий, превысит 80%. 

Несмотря на различия в подходах, практически все страны мира объединяет четкое осознание неизбежности и перспективности цифровой трансформации. Некоторые страны опираются при этом на собственные разработки, вкладывая большие усилия и средства в НИОКР, вторые же используют труд мигрантов либо импортируют цифровые технологии. При этом темпы роста экономики также не являются тем доминирующим фактором, который определяет цифровое развитие.

Поэтому весьма вероятно, что расстановка сил на глобальном рынке будет меняться. Но цифровизация экономики в современном VUCA-мире останется неким якорным базисом, чье существование на фоне всех неопределённостей не вызывает сомнений.

Узнать больше о переходе к цифровому бизнесу можно на сайте ICL Servises

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Максим Часовиков
Руководитель, Москва

оценивать цифровизацию по количеству пользователей интернета или средней скорости ШПД, все равно как успешность борьбы с КОВИДом по количеству проданных масок.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.